Дело № 2а-22/2024 13 февраля 2024 г.
29RS0010-01-2023-001408-67
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Гуменюк Т.А.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.02.2024 в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда административное исковое заявление ФИО1 к ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 о признании действий (бездействий) и решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Коряжемский городской суд с административным исковым заявлением (с учетом определения о привлечении административных соответчиков) к ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, заместителям начальника ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области ФИО3, ФИО4 и ФИО5, должностным лицам ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 о признании действий (бездействий) незаконными, отмене решений административной комиссии от 26.05.2023 о постановке на профилактический учет и постановления от 26.05.2023 о переводе в строгие условия отбывания наказания. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области необоснованно поставлен на профилактический учет, как склонный к побегу и суициду, а также незаконно признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем переведен в строгие условия отбывания наказания. Данные действия и решения административных ответчиков считает незаконными, нарушающими его права.
Административные ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, ходатайство об отложении судебного заседания суду не представили.
Административный истец ФИО1, участие которого в судебном заседании обеспечено посредством использования системы видеоконференц-связи ФКУ ИК № 17 УФСИН России по Мурманской области, полагал невозможным рассмотреть дело при данной явке, заявленные требования просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области ФИО2 полагала возможным рассмотреть дело при данной явке, в удовлетворении рассматриваемого административного искового заявления просила отказать по доводам, изложенным в представленных возражениях.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1138-р от 29.04.2021 утверждена 12.05.2021 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, согласно которой с целью создания справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включающей рассмотрение материалов на осужденных при рассмотрении вопросов замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания, применение условно-досрочного освобождения, применение гуманного акта помилования, перевода осужденного в колонию-поселение, изменение условий отбывания наказания, постановку/снятие осужденных на профилактический учет, распределение осужденных по отрядам исправительным учреждениям следует создавать административную комиссию.
Во исполнение указанной Концепции начальником ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области издан приказ о создании административной комиссии № 185 от 28.04.2023, определен ее состав.
Приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Согласно пунктам 2, 4 и 5 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий. Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения). Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
Главой 3 Инструкции предусмотрен Порядок проведения общей профилактики правонарушений, п. 16 которой предусмотрено, что оперативные отделы учреждений УИС совместно с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения УИС по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 в период времени с 13.12.2019 по 04.08.2023 отбывал назначенное приговором суда наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, в настоящий момент отбывает наказание в ФКУ ИК № 17 УФСИН России по Мурманской области.
Из письменных материалов дела следует, что на заседании 26.05.2023 административной комиссией, состоящей из председателя врио начальника исправительного учреждения ФИО3 и членов комиссии заместителей начальника учреждения ФИО4 и ФИО5, начальника оперативного отдела ФИО6, начальника отряда отдела воспитательной работы ФИО7, инспектора отдела специального учета ФИО8 принято решение поставить ФИО1 на профилактические учеты: «склонный к совершению побега» и «склонный к совершению суицида и членовредительства». С принятыми решениями ФИО1 ознакомлен 26.05.2023
Основанием для принятия данных решений послужили: рапорт от 04.05.2023, согласно которому у осужденного ФИО1 возможно имеются намерения совершить побег из учреждения, заключение проверки обоснованности постановки на профилактический учет от 07.05.2023, заявление осужденного от 17.05.2023 об отказе от приема пищи, докладная записка психолога от 19.05.2023, заключение проверки обоснованности постановки на профилактический учет от 24.05.2023
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что решение от 26.05.2023 о постановке ФИО1 на профилактические учеты принято законно обоснованно административной комиссией, в состав которой вошли все представители служб, определенные приказом от 28.04.2023. В составе комиссии присутствовали большинство членов, отсутствующие к моменту заседания комиссии работники были заменены работниками соответствующих служб, что не противоречит Концепции развития уголовно-исполнительной системы. Доводы ФИО1 об обратном судом отклоняются, так как основаны на неверном толковании нормативно-правовых актов. Кроме того, сам факт постановки на профилактический учет каких-либо прав осужденного не нарушает, обязанность совершения каких-либо незаконных действий не возлагает.
Согласно ч. 3 ст. 122 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.
Согласно частям 1 и 3 ст. 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132 настоящего Кодекса, производится по решению комиссии исправительного учреждения.
Согласно частям 2-4 ст. 116 УИК РФ злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами «в», «г», «д» и «е» части первой статьи 115 и пунктом «б» статьи 136 настоящего Кодекса. Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.
Статьей 115 УИК РФ предусмотрено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: а) выговор; б) дисциплинарный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима и тюрьмах - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.
В силу ч. 1 ст. 119 УИК РФ правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Из пояснений сторон и исследованных письменных материалов дела следует, что постановлением временно исполняющего обязанности начальника исправительной колонии ФИО3 от 17.05.2023 административный истец ФИО1 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания одновременно с наложением взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, постановлением от 17.05.2023 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания послужило нарушение установленного порядка отбывания наказания, предусмотренного пунктами 10.1, 10.12 и 10.13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, выразившегося в нахождении 16.05.2023 в 14 часов 33 минуты ФИО1 на рабочем месте чистильщика ткани и изделий с нарушением формы одежды (без куртки установленного образца, в футболке). Указанные обстоятельства, законность принятого решения были предметом рассмотрения суда при рассмотрении административного искового заявления ФИО1 к ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области о признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. Решением Коряжемского городского суда от 09.11.2023 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения, сделан вывод о законности и обоснованности постановления от 17.05.2023 о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток.
Частью 2 ст. 64 КАС РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как установлено судом ранее 22.03.2023 ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 7 суток. Сведений об отмене данного взыскания или признания его незаконным, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о законности признания ФИО1 злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания ввиду совершения в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч. 2 ст. 116 УИК РФ).
Постановлением временно исполняющего обязанности начальника исправительного учреждения ФИО3 от 26.05.2023 законно и обоснованно ФИО1, признанный злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, на основании решения административной комиссии, переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания.
Таким образом, в судебном заседании фактов принятия административными ответчиками незаконных решений, совершения действий (бездействия), которые бы нарушили или оспорили права, свободы и законные интересы административного истца, создали препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложили какие-либо обязанности на ФИО1 не установлено.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Пункт 11 ст. 226 КАС РФ устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и п. 2 ч. 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и п. 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Таким образом, закон возлагает на заявителя обязанность доказать факт нарушения его прав.
Между тем, из представленных в материалы дела доказательств нарушений прав и законных интересов административного истца ФИО1 не установлено, доказательств обратного административным истцом в нарушение ст. 62 и п. 1 и 11 ст. 226 КАС РФ не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 о признании действий (бездействий) и решений незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 13.02.2024.
Председательствующий А.П. Спиридонов