ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2300/20 от 11.08.2020 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-2300/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск «11» августа 2020 года.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Корныльева В.В.,

при секретаре Митько Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Варениковского сельского поселения Крымского района об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Крымский районный суд с административным иском к администрации <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Свои требования мотивирует тем, что она является правообладателем земельного участка из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером , площадью 878 +/- 21 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. С момента приобретения данного участка, ей регулярно производятся все необходимые мероприятия по его поддержанию в надлежащем виде, а также оплата предусмотренных налоговых платежей. С целью использования вышеуказанного земельного участка по его прямому назначению, а также улучшения своих жилищных условий, ею (ФИО1) были начаты подготовительные работы по сбору необходимых документов для начала организации строительных работ по возведению жилого дома. В соответствии с действующим законодательством РФ, с учетом его изменений, ей в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, было направлено в орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, где были отражены все предусмотренные данной статьей сведения и к которому были приложены все необходимые документы. 17.03.2020 года ею было получено уведомление № 1200 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, основаниями для принятия которого, указано о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям (сведения о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или об обязательных требованиях к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, действующими на дату поступления уведомления, и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении). С данным пунктом уведомления она не согласна, так как из его текста неясно, каким именно параметрам не соответствует указанный ею (ФИО1) в уведомлении объект индивидуального жилищного строительства. Вторым пунктом в уведомлении указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям. В соответствии с правилами землепользования и застройки <адрес> Крымского района, утвержденных решением совета муниципального образования Крымский район № 225 от 11.10.2017 года земельный участок расположен в зоне затопления Р-1%. В соответствии с п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. С данным пунктом уведомления, она (ФИО1) также не согласна в виду следующего: границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 Правил об определении границ зон затопления, подтопления, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Из вышеуказанной нормы следует, что зона затопления той или иной территории, должна быть поставлена на кадастровый учет. Вместе с тем, в прилагаемой к исковому заявлению кадастровой выписке о земельном участке, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, в графе 16 (Особые отметки), стоит прочерк. О том, что данный земельный участок, входит в зону затопления в соответствии с Постановлением Правительства РФ, поставлен на кадастровый учет, и имеет какие-либо ограничения по его использованию, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не имеется. При таких обстоятельствах, считает, что принятым администрацией Крымского городского поселения Крымского района решением о направлении в его (ФИО1) адрес уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, - нарушены её права, свободы и законные интересы, как добросовестного правообладателя земельного участка.

На основании изложенного, она (ФИО1) просит суд:

1. признать незаконным уведомление от 17.03.2020 года № 1200 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;

2. обязать администрацию Варениковского сельского поселения Крымского района устранить в полном объёме допущенное нарушение её (ФИО1) прав и свобод путем направления в её адрес уведомления о соответствии указанных в уведомлении от 17.03.2020 года № 884 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании не участвовала. О времени, дате и месте рассмотрения административного дела своевременно надлежащим образом уведомлена. В адрес Крымского районного суда от неё (ФИО1) в суд поступило письменное заявление, в котором она просит суд рассмотреть административное дело в своё отсутствие, при этом, на удовлетворении административных исковых требованиях настаивает в полном объёме. Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца ФИО1.

Представитель административного ответчика – администрации Варениковского сельского поселения Крымского района в судебном заседании не участвовал. О времени и месте рассмотрения административного дела был своевременно надлежащим образом уведомлен. Сведений о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении административного дела в своё отсутствие не ходатайствовал, каких-либо возражений относительно административных исковых требований не предоставил. Суд принял решение о рассмотрении административного дела в отсутствие администрации Варениковского сельского поселения Крымского района.

Исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Статья 1 Гражданского кодекса РФ устанавливая основные начала гражданского законодательства, определяет, что оно основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица, действуя свободно, приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе.

Как следует из положений п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Законодатель (ст. ст. 9. 10 ГК РФ), предполагая разумность действий и добросовестность участников гражданских отношений, определил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, однако они должны не допускать таких действий, которые осуществляются исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 878 +/- 21 квадратных метров, категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес>. С момента приобретения земельного участка, ФИО1 регулярно производятся все необходимые мероприятия по его поддержанию в надлежащем виде, а также оплата предусмотренных налоговых платежей. С целью использования вышеуказанного земельного участка по его прямому назначению, а также улучшения своих жилищных условий, ФИО1 были начаты подготовительные работы по сбору необходимых документов для начала организации строительных работ по возведению жилого дома.

16.03.2020 года ФИО1 с целью возведения индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, обратилась в администрацию Варениковского сельского поселения <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> в своём уведомлении сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, по причине того, что в соответствии с правилами землепользования и застройки <адрес><адрес>, утвержденных решением совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен в зоне затопления Р-1%. В соответствии с п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

С данным решением администрации Крымского городского поселения Крымского района, суд не может согласиться, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить индивидуальный жилой дом в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ указан исчерпывающий перечень случаев, в которых застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил об определении границ зон затопления, подтопления, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зон затопления, подтопления» границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Из вышеуказанной нормы следует, что зона затопления той или иной территории, должна быть поставлена на государственный кадастровый учет. Вместе с тем, в прилагаемой к исковому заявлению кадастровой выписке о земельном участке, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, в графе 16 (Особые отметки), стоит прочерк. Сведений о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, входит в зону затопления в соответствии с Постановлением Правительства РФ, поставлен на государственный кадастровый учет, и имеет какие-либо ограничения по его использованию, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не имеется.

Более того, судом установлено, что земельный участок принадлежит ФИО1 на праве собственности, за который она ежегодно оплачивает обязательные платежи (земельный налог), а потому суд считает, что администрация <адрес><адрес> неправомерно создает ФИО1 препятствия в осуществлении своего право на возведение объекта капитального строительства – жилого дома, каких-либо законных ограничений для использования данного земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства отсутствуют.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации <адрес><адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Обязать администрацию Варениковского сельского поселения Крымского района устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод ФИО1 путем направления в её адрес уведомления о соответствии указанных в уведомлении от 17.03.2020 года № 884 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Крымский районный суд Краснодарского края.

Судья: подпись.