ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2300/2021 от 18.05.2021 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

18 мая 2021 года Дело № 2а-2300/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Русановой Л.А.,

при секретаре Некрасовой В.С.,

с участием прокурора Дурнопьяна К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда административное дело по административному исковому заявлению уполномоченного представителя общественного объединения граждан - инициативной группы по проведению референдума в городском округе «Северодвинск» Архангельской области Попова ФИО17 о признании незаконными решения Городского Совета депутатов от 18.02.2021 № 322 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям областного закона «О местном референдуме в Архангельской области», постановления Северодвинской территориальной избирательной комиссии от 11.03.2021 № 7/29 об отказе в регистрации инициативной группы граждан по проведению референдума в городском округе Архангельской области «Северодвинск»,

установил:

уполномоченный представитель общественного объединения граждан - инициативной группы по проведению референдума в городском округе «Северодвинск» Архангельской области ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения Городского Совета депутатов от 18.02.2021 № 322 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям областного закона «О местном референдуме в Архангельской области», постановления Северодвинской территориальной избирательной комиссии от 11.03.2021 № 7/29 об отказе в регистрации инициативной группы граждан по проведению референдума в городском округе Архангельской области «Северодвинск».

В обоснование своих требований административный истец указал, что оспариваемые решение и постановление являются незаконными, поскольку предложенный инициативной группой вопрос для вынесения на местный референдум относится к вопросам местного значения, нарушает права членов инициативной группы на участие в референдуме.

Административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков: городского Совета депутатов МО «Северодвинск», председателя городского Совета депутатов МО «Северодвинск» ФИО3 - ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, с доводами административного искового заявления не согласились, просили в их удовлетворении отказать в связи с их незаконностью.

Председатель городского Совета депутатов МО «Северодвинск» ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, предоставил письменный отзыв о несогласии с заявленными административными требованиями (л.д.130-133).

Представитель Администрации Северодвинска ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными административными исковые требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объёме.

Председатель Северодвинской городской избирательной комиссии № 2 ФИО7 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.

Представитель избирательной комиссии Архангельской области ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д.60-62).

Заинтересованные лица Правительство Архангельской области, Министерство строительства и архитектуры Архангельской области, извещенные надлежащим образом, в суд своих представителей не направили.

Представитель Правительства Архангельской области ФИО9 в представленном отзыве просил в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Архангельской области.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Согласно статье 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (пункт 1).

Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы ( пункт 2).

Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов(пункт 6).

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (пункт 11).

Как следует из материалов административного дела и установлено в ходе судебного заседания, 08.01.2021 в Северодвинску городскую территориальную избирательную комиссию № 2, на которую постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 28.03.2019 № 116/703-6 возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Северодвинск», поступило ходатайство о регистрации инициативной группы граждан в количестве 15 человек от 07.01.2021 по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы с тем, чтобы отнести к рекреационной территориальной зоне земельный участок (кадастровый номер .....), расположенный между Центральным универмагом и Драматическим театром в городе Северодвинске?».

22.01.2021 на заседании Северодвинской городской территориальной избирательной комиссии № 2 рассмотрено представленное инициативной группой граждан ходатайство совместно с приложенными к нем документами, по результатам рассмотрения установлено, что представленные документы соответствуют требованиям Федерального закона от 12.06.2020 № 67-ФЗ и Закона Архангельской области от 30.06.2004 № 240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области».

В связи с чем, на основании пункта 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2020 № 67-ФЗ, пункта 5 статьи 7 Закона Архангельской области от 30.06.2004 № 240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области» Северодвинской городской территориальной избирательной комиссией № 2 22.01.2021 вынесено постановление № 4/18 о направлении вышеуказанного ходатайства о регистрации инициативной группы граждан по проведению референдума в городском округе Архангельской области «Северодвинск» по вопросу: «Согласны ли Вы с тем, чтобы отнести к рекреационной территориальной зоне земельный участок (кадастровый .....), расположенный между Центральным универмагом и Драматическим театром в городе Северодвинске?» с приложенными документами в Городской Совет депутатов муниципального образования «Северодвинск».

Согласно статье 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы, местного значения (п. 3); вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Российской Федерации (п. 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п. 7).

В силу статьи 4 Закона Архангельской области от 30.06.2004 № 240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области» на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

18.02.2021 ходатайство инициативной группы граждан было рассмотрено на сессии Городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», по результатам рассмотрения которого принято постановлении от 18.02.2021 № 322 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям областного закона «О местном референдуме в Архангельской области», согласно которому вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум: «Согласны ли Вы с тем, чтобы отнести к рекреационной территориальной зоне земельный участок (кадастровый .....), расположенный между Центральным универмагом и Драматическим театром в городе Северодвинске?» был признан не соответствующим требованиям статьи 4 Закона Архангельской области от 30.06.2004 № 240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области.

Суд соглашается с правильностью вывода, изложенного в вышеуказанном постановлении от 18.02.2021 № 322 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям областного закона «О местном референдуме в Архангельской области» в силу следующего.

Согласно статье 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы, местного значения (п. 3); вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Российской Федерации (п. 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п. 7).

В силу статьи 4 Закона Архангельской области от 30.06.2004 № 240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области» на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского округа.

Судом установлено, что из текстуального содержания предлагаемого инициативной группой граждан вопроса для проведения местного референдума следует, что гражданам, участвующим в референдуме, предлагается согласиться или не согласиться отнести к рекреационной территориальной зоне земельный участок с кадастровым номером ....., расположенный на территории МО «Северодвинск».

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в числе прочего относится: утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа.

Согласно подпункту 1.25 статьи 9 Устава городского округа Архангельской области «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16.06.1996 в перечень вопросов местного значения городского округа Архангельской области «Северодвинск» входит утверждение генеральных планов Северодвинска, правил землепользования и застройки.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7.6.1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» к полномочиям органов государственной власти Архангельской области в сфере градостроительной деятельности отнесены полномочия органов местного самоуправления городских округов Архангельской области по внесению изменений в правила землепользования и застройки городских округов.

Таким образом, полномочиями по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Северодвинск», в том числе в части внесения изменения целевого назначения (категории) земельных участков отнесены к компетенции органов государственной власти Архангельской области, а не органов местного самоуправления городского округа Архангельской области «Северодвинск».

Указанное свидетельствует о том, что вопросы, связанные с внесением изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Северодвинск» не находятся в ведении органов местного самоуправления Северодвинска.

При этом, решением Совета депутатов Северодвинска от 20.02.2020 № 224 «О внесении изменений в Устав Северодвинска» полномочия органов местного самоуправления Северодвинска в части полномочий, осуществляемых органами государственной власти Архангельской области в сфере градостроительной деятельности в соответствии с Законом Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» приостановлены на период до осуществления органами государственной власти Архангельской области отдельных полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.

Изложенное свидетельствует о невозможности органа местного самоуправления Северодвинска из-за отсутствия соответствующих полномочий обеспечить исполнение принятого на местном референдуме решения (при условии его принятия) по вопросу, предложенному инициативной группой граждан, для вынесения на местный референдум: «Согласны ли Вы с тем, чтобы отнести к рекреационный территориальный зоне земельный участок (кадастровый .....), расположенный между Центральным универмагом и Драматическим театром в городе Северодвинске?».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности решения Городского Совета депутатов от 18.02.2021 № 322 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям Закона Архангельской области от 30.06.2004 № 240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области», поскольку предложенный на местный референдум вопрос не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и статье 4 Закона Архангельской области от 30.06.2004 № 240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области», так как решение указанного вопроса не относится к полномочиям органа местного самоуправления и допускает неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона Архангельской области от 30.06.2004 № 240-31-ОЗ « О местном референдуме в Архангельской области» если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 4 настоящего закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе в регистрации.

11.03.2021 на заседании Северодвинской городской территориальной избирательной комиссии № 2 принято постановление № 7/29 об отказе в регистрации инициативной группы граждан по проведению референдума в городском округе Архангельской области «Северодвинск».

Принятие указанного постановления явилось следствием законного и обоснованного решения Городского Совета депутатов от 18.02.2021 № 322 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям Закона Архангельской области от 30.06.2004 № 240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области», оснований для признания оспариваемого постановления Северодвинской территориальной избирательной комиссии от 11.03.2021 № 7/29 незаконным также не имеется.

Изложенные в административном исковом заявлении доводы основаны на неверном толковании положений закона, регулирующих рассматриваемые правоотношения, в связи с чем во внимание не принимаются.

Руководствуясь статьёй 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления уполномоченного представителя общественного объединения граждан - инициативной группы по проведению референдума в городском округе «Северодвинск» Архангельской области Попова ФИО18 о признании незаконными решения Городского Совета депутатов от 18.02.2021 № 322 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям областного закона «О местном референдуме в Архангельской области», постановления Северодвинской территориальной избирательной комиссии от 11.03.2021 № 7/29 об отказе в регистрации инициативной группы граждан по проведению референдума в городском округе Архангельской области «Северодвинск» отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2021.

Председательствующий Л.А.Русанова