ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2300/2021 от 20.05.2021 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2300/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2021 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гордеева И.И.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2300/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения Управления от 01.12.2020 г. об отказе государственного кадастрового учета №КУВД-001/2020-12852728/2,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения Управления от 01.12.2020 г. об отказе государственного кадастрового учета №КУВД-001/2020-12852728/2.

В обоснование требований административным истцом указано, что распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 18.06.2019 г. №23112 ему, ФИО2, бесплатно в собственность был предоставлен земельный участок, по адресу: <адрес>». Указанный земельный участок образуется в результате раздела земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Для оформления передаваемого в собственность административного истца земельного участка, 26.08.2020 года Департаментом городского имущества было подано заявление о постановке его на государственный кадастровый учет №КУВД-001/2020-12852728 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, с приложением межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО4

Земельный участок с кадастровым номером изначально был предоставлен (в первоначальных границах) под коллективное садоводство СНТ "Пенсионер" на основании Решения <адрес> №72/20 от 09.05.1958 г. и Акта на право пользования землей от 02.01.1959 г. Проект планировки СНТ создан и утвержден в 1958 г. председателем исполкома Химкинского Райсовета.

26.08.2020 г. в Управление поступило заявление №КУВД-001/2020-12852728 с приложенными документами о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, с местоположением: <адрес>, <адрес> 01.09.2020 г. административным ответчиком было вынесено решение в виде уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета №КУВД-001/2020-12852728/1. 01.12.2020 административным ответчиком принято решение об отказе государственного кадастрового учета №КУВД-001/2020-12852728/2. Считая указанными решениями свои права нарушенными, административный истец был вынужден обратиться в суд с указанным административным иском.

Административный истец ФИО2, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Административный ответчик извещенный надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, отзыв не представлен.

Изучив материалы дела, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов лица, обжалующего данный акт.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что 26.08.2020 г. в Управление поступило заявление №КУВД-001/2020-12852728 с приложенными документами о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, с местоположением: <адрес>.

01.09.2020 г. административным ответчиком было вынесено решение в виде уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета №КУВД-001/2020-12852728/1.

01.12.2020 административным ответчиком принято решение об отказе государственного кадастрового учета №КУВД-001/2020-12852728/2 в связи со следующим:

«Согласно части 4 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы одни или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Согласно части 9 статьи 34 Федерального закона от 23.02.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 января 2020 года в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединения граждан» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утвержден Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки дайной территории. При этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется.

В соответствии с Подпунктом 5 пункта 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 (далее – Требования) в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются утвержденные в установленном порядке, проекты организации и застройки территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. При этом согласно пункту 25 Требований подлинники или копии таких документов включаются в состав Приложения. Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединении граждан в состав Приложения могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений и т.д., содержащих в том числе сведения (реквизиты, отметки) об утверждении документа.

Конфигурация и площадь заявленного к постановке на кадастровый учет земельного участка не соответствует проекту планировки СНТ «Пенсионер».

- в нарушение пункта 18 Требований и согласно пункту 82 Требований в случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется Акт согласования;

- в нарушение пункта 18 Требований качество представленного электронного образов документов не позволяет в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dрі;

- в нарушении п.76 Требований в разделе «Схема расположения земельных участков некорректно приведены сведения в части сведений о территориальных зон».

Вместе с тем, административным ответчиком не учтено следующее.

Из материалов дела следует, что Департаментом городского имущества г. Москвы, распоряжением от 18.06.2019 г. №23112 «О бесплатном предоставлении ФИО2 в собственность земельного участка, по адресу: <адрес> (Зеленоградский административный округ города Москвы») указанный земельный участок передается в собственность административного истца.

Указанный земельный участок образуется в результате раздела земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен сохраняется в измененных границах.

Для оформления передаваемого в собственность административного истца земельного участка, 26.08.2020 года Департаментом городского имущества было подано заявление о постановке его на государственный кадастровый учет №КУВД-001/2020-12852728 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (к административному ответчику), с приложением межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО4

Земельный участок с кадастровым изначально был предоставлен (в первоначальных границах) под коллективное садоводство СНТ "Пенсионер" на основании Решения Исполкома Химкинского района №72/20 от 09.05.1958 г. и Акта на право пользования землей от 02.01.1959 г.

Проект планировки СНТ создан и утвержден в 1958 г. председателем исполкома Химкинского Райсовета.

В соответствии с п.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 4 ст. 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Таким образом, поскольку проект межевания данной территории отсутствует, образование земельного участка может производиться на основании проекта организации и застройки территории.

Подтверждением отсутствия Проекта межевания служат Письмо ДГИ г. Москвы от 24.05.2019г. № 33-5-54933/19-(0)-1, а также Письмо от 19.06.2019 г. №МКА-20-12155/9-1 Москомархитектуры г. Москвы.

Кроме того, в материалах дела имеется подписанное Председателем Правления СНТ «Пенсионер» согласие на раздел земельного участка от 29.01.2020 г.

Образование земельного участка СНТ «Пенсионер» №9 описана в Справке №10, составленной и подписанной председателем СНТ «Пенсионер» ФИО1.

Площадь земельного участка 452 кв.м утверждена уполномоченным органом государственным власти Департаментом городского имущества <адрес> от 18.06.2019г . «О бесплатном предоставлении ФИО2 в собственность земельного участка, по адресу: <адрес><адрес><адрес>»).

Распоряжение выпущено на основании «Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», подготовленной ФИО2, являющейся приложением к межевому плану.

Суд считает, что замечания, касающиеся п.18, п.82, п.76 Требований не могут являться самостоятельным основанием приостановки, поскольку не указаны в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости", где содержится и установлен исчерпывающий перечень оснований приостановления государственной регистрации. При этом, визуальная проверка документов, включенных в состав межевого плана по данному замечанию показывает, что электронный образ документов обеспечивает идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG позволяет в полном объеме прочитать тексты документов и распознать их реквизиты. Как указывает административный Истец, а административным ответчиком не предоставлены доказательства обратного, при сканировании документов использован полноцветный режим с разрешением 300dpi, документ в формате PDF выполнен в 24-битном цветном пространстве, разрешение изображения в границах 250dpi-450dpi.

Таким образом, все документы из Межевого плана можно идентифицировать.

Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, раздел II. Стандарт предоставления государственной услуги, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278 предписывает: Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

«70. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.

Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом №221-ФЗ….»

Как следует из материалов дела, площадь земельного участка 452 кв.м утверждена Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы на основании подготовленной заказчиком "Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" в соответствии с п.4. ст.11.10 Земельного кодекса "Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом".

Согласно п.2 ст.11.10 ЗК РФ "Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства". Так как документы территориального планирования, проект межевания данной территории отсутствуют "Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" подготовлена на основании фактического местоположения границ земельного участка.

Данная конфигурация и площадь образуемого земельного участка сформированы в результате раздела участка с порядковым номером 9 (Проект планировки), который имел фактическую площадь 852 кв.м. Часть участка кв.м (9А) отошла к смежному земельному участку (кадастровый (уч.8,9А)). В дальнейшем два участка путем объединения преобразованы в участок с кадастровым номером . Подтверждением раздела участка с порядковым номером 9 по Проекту планировки, служит Справка от ДД.ММ.ГГГГ подписанная Председателем Правления СНТ "Пенсионер" ФИО5

Правилами землепользования и застройки г. Москвы минимальные и максимальные размеры земельных участков не регламентированы.

Часть границы образуемого земельного участка от точки н 6 до точки н 2 граничит с землями, неразграниченной государственной собственности, в связи с чем согласованию не подлежат. Часть границы от точки н 2 до точки н 4 является смежной с границей земельного участка с кадастровым номером . Местоположение части границы земельного участка от точки н2 до точки н4 согласовано с председателем СНТ «Пенсионер». Часть границы от точки н 4 до точки н6 является смежной с земельным участком с кадастровым номером , граница которого установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, документы, содержащиеся в межевом плане, полностью удовлетворяют требованиям Закона от 13.07.2018г. 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Приказа Минэкономразвития РФ от 8 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

Отсутствие сформированных границ и самого объекта недвижимости – земельного участка влечет за собой невозможность регистрации права собственности на земельный участок, переданный в собственность административному истцу.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца. Учитывая изложенное, требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконными решения Управления Росреестра по Москве в виде уведомления об отказе государственного кадастрового учета №КУВД-001/2020-12852728/2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения и осуществить действия по государственному кадастровому учету земельного участка, с местоположением: <адрес>, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца, с момента составления мотивированного решения, изготовленного 25.05.2021.

Судья: И.И. Гордеев