ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2301/19 от 14.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2019-0001582-31

№ 2а-2301/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Халиулиной О.А.,

с участием представителя административного ответчика Ереминой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лидерком» к финансовому управлению администрации города Оренбурга об оспаривании ненормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Лидерком» (далее- ООО «Лидерком») обратилось в суд с административным исковым заявлением к финансовому управлению администрации города Оренбурга об оспаривании приказа финансового управления администрации города Оренбурга № ... от 06.06.2018 года «О внесении изменений в приказ от 21.01.2013 №3».

В обоснование своих требований указывает, что указанный приказ является нормативным правовым актом, издан с нарушением процедуры его принятия, а именно ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не прошел государственную регистрацию, не опубликован в предусмотренном порядке.

Просит суд признать вышеуказанный акт недействующим с момента его принятия.

Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 марта 2019 года рассматриваемые требования административного истца об оспаривании приказа №... от 06.06.2018 года «О внесении изменений в приказ от 21.01.2013 года № 3» выделены в отдельное производство.

Представитель административного ответчика Еремина Е.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, указав на то, что приказ финансового управления администрации города Оренбурга от 06.06.2018 года № ... не является нормативным правовым актом, заявленный спор не подлежит рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку стороны являются юридическими лицами, а характер спора носит экономический характер.

В судебное заседание представитель административного истца ООО «Лидерком» не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. В письменном заявлении представитель ООО «Лидерком» просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями административный истец ссылался на то, что оспариваемый приказ является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, распространяется на неопределенный круг лиц, регулирует отношения в сфере получения муниципальной гарантии, в связи с чем подлежит официальному опубликованию.

Нарушением процедуры его принятия созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца как возможного претендента на получение муниципальной гарантии.

При рассмотрении дела доводы административного истца о нормативном характере оспариваемого правового акта не нашли своего подтверждения.

Так, из текста оспариваемого приказа следует, что данным приказом внесены изменения в Порядок анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии, утвержденный приказом финансового управления от 21.01.2013 года № ..., а именно приложение к приказу изложено в новой редакции.

Анализ текста оспариваемого приказа свидетельствует о том, что он является подзаконным нормативным актом, регулирующим отдельные конкретные аспекты бюджетных отношений.

При этом, суд исходит из того, что подзаконный акт— это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

В систему подзаконных актов в Российской Федерации входят, в том числе, локальные акты, которые регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения.

Локальные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Эти акты не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости.

К числу локальных нормативно-правовых актов относятся, в том числе, приказы, распоряжениянормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций.

При этом приказ - это правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом в порядке осуществления своих полномочий, имеет внутриорганизационное предназначение, что исключает его нормативный характер.

Таким образом, приказ - это правоприменительный акт, при помощи которого руководитель органа осуществляет реализацию возложенных на него обязанностей, организует работу подчиненных ему структурных подразделений и конкретных работников. Приказ не является нормативным правовым актом.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ является локальным нормативно-правовым актом финансового управления администрации города Оренбурга, и вопреки доводам административного истца не обладает признаками нормативности, указанными в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в связи с чем заявленные требования выделены в отдельное производство для рассмотрения по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Рассматривая заявленные административным истцом требования по существу, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч.1,3 ст.115.2 Бюджетного кодекса РФ предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии: проведения анализа финансового состояния принципала; предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии; отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, ранее предоставленным соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Анализ финансового состояния принципала в целях предоставления, а также после предоставления государственной гарантии Российской Федерации, государственной гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке либо агентом, привлеченным в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Таким образом, заключение договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии возможно при условии проведения анализа финансового состояния принципала финансовым органом муниципального образования в установленном им порядке.

Решением Оренбургского городского Совета от 26 августа 2008 года №628 утверждено Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий города Оренбурга, согласно которому муниципальная гарантия города Оренбурга - вид долгового обязательства, в силу которого город Оренбург (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета города в соответствии с условиями предоставляемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Принятое Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий города Оренбурга устанавливает единые порядок и условия предоставления муниципальных гарантий города Оренбурга в валюте Российской Федерации, а также порядок исполнения обязательств по предоставленным муниципальным гарантиям, учета и контроля предоставленных муниципальных гарантий.

Согласно п.2.1 Положения администрация города Оренбурга в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Положения предоставляет гарантии на цели и в пределах общей суммы гарантий, указанных в решении о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) при условии, в том числе, проведения анализа финансового состояния принципала.

В соответствии с п.п. 3.3, 3.4 Положения финансовое управление администрации города Оренбурга осуществляет проверку полного соблюдения претендентом требований, предусмотренных настоящим Положением, анализ финансового состояния претендента, а также анализ предложений претендента по способам обеспечения регрессных требований по гарантии, в том числе анализ финансового состояния поручителей и гарантов претендента, и в течение 30 дней со дня поступления документов, готовит заключение о целесообразности предоставления гарантии и направляет для принятия решения Главе города Оренбурга.

Проверка финансового состояния претендента осуществляется на основании представленных им документов, при необходимости - с выходом в организацию-претендента.

Анализ финансового состояния претендента осуществляется финансовым управлением администрации города Оренбурга в установленном им порядке.

Во исполнение п.3.4 Положения о порядке предоставления муниципальных гарантий города Оренбурга, а также п.3 ст.115.2 Бюджетного кодекса РФ, приказом финансового управления администрации г.Оренбурга от 21.01.2013 года № ... утвержден Порядок анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии.

Приказом финансового управления администрации г.Оренбурга №... от 06.06.2018 года в Порядок анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии, утвержденный приказом финансового управления от 21.01.2013 года № ..., внесены изменения, а именно приложение к приказу изложено в новой редакции.

Согласно Положению о финансовом управлении администрации города Оренбурга, утвержденному решением Оренбургского городского совета от 25 апреля 2011 года № ..., финансовое управление администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находятся в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по экономике и финансам.

Согласно п. 2.3.9 Положения в полномочия финансового управления входит, в том числе, анализ целесообразности предоставления муниципальной гарантии города Оренбурга, в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением администрации города Оренбурга от 30 августа 2011 года № 5931-п утверждены Правила подготовки, оформления, издания и опубликования правовых актов администрации города Оренбурга (далее - Правила).

Согласно п. 3 Правил руководители отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Оренбурга обязаны в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу настоящего Постановления разработать и утвердить Правила подготовки, оформления и издания распоряжений и приказов.

Во исполнение постановления администрации города Оренбурга от 30 августа 2011 года № 5931-п начальником финансового управления города Оренбурга издан приказ от 29 сентября 2011 года №69, которым утверждены Правила подготовки, оформления, издания и введения в действие локальных нормативных актов в финансовом управлении (далее Правила).

В соответствии с п. 2.1 Правил основными локальными нормативными актами в финансовом управлении администрации города Оренбурга являются приказы и распоряжения, которые вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено самим нормативным актом (п. 2.4 Правил).

Главой 4 определен порядок введения в действие локального нормативного акта, согласно которой с содержанием утвержденного локального нормативного акта должны быть ознакомлены те работники, на которых он распространяется.

Приказом финансового управления города Оренбурга №31 от 05 июля 2012 года в приложение к приказу от 29 сентября 2011 года №69 внесены изменения, согласно которым регистрация локальных нормативных актов производится раздельно для каждого индекса: приказы начальника финансового управления по основной деятельности не имеют индекса.

Таким образом, оспариваемый приказ является локальным нормативным актом финансового управления администрации города Оренбурга по основной деятельности, вступил в законную силу с момента его подписания, поскольку самим актом иное не установлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ издан в целях осуществления административным ответчиком возложенных на него полномочий по проведению анализа финансового состояния претендентов на получение муниципальной гарантии, регулирует порядок его проведения, его действие распространяется на определенный круг лиц, в чьи полномочия входит проведение анализа финансового состояния принципала в целях предоставление муниципальной гарантии.

Следовательно, оспариваемый акт принят полномочным органом в пределах своих полномочий, без нарушения порядка и оснований его принятия, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, оспариваемый акт не нарушает прав административного истца.

Разрешая вопрос о сроке обращения истцом в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд приходит к выводу о том, что указанный срок не пропущен, поскольку о наличии оспариваемого акта истцу стало известно в январе 2019 года при рассмотрении гражданского дела в Арбитражном суде Оренбургской области, куда и был представлен оспариваемый акт.

Доводы административного ответчика о том, что заявленный спор носит экономический характер, необоснованны и не могут служить основанием для прекращения производства по делу.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Лидерком» к финансовому управлению администрации города Оренбурга об оспаривании ненормативного правового акта отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.А.Пименова

Решение в окончательной форме принято 19.03.2019 года.

Судья: подпись О.А. Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...