ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2301/2022 от 26.07.2022 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

54RS0010-01-2022-001660-28

Дело № 2а-2301/2022

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

26 июля 2022 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л. Малахова,

при помощнике судьи О.А. Клыковой,

с участием прокурора О.Е. Проскуряковой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Деринга СВ об оспаривании действий некоммерческой организации, наделенной отдельными государственными полномочиями,

у с т а н о в и л:

Деринг С.В. обратился в суд с административным иском, просит признать незаконными действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной клинический наркологический диспансер" по постановке административного истца на учет и внесение в список лиц, страдающих заболеванием; возложить на административного ответчика обязанность снять административного истца с диспансерного наблюдения, в связи с нарушением оспариваемым заключением прав и законных интересов административного истца, поскольку на момент его обращения за справками (27.05.2021 и 18.01.2021), дающих разрешение на ношение оружия и управление транспортными средствами, клинических данных медицинского характера, для установления административному истцу диагноза: «хххх», по мнению административного истца, не имелось.

Административный истец Деринг С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.

Представитель административного ответчика ГБУЗ НСО «НОКНД» Кротова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме по изложенным в письменных возражениях основаниям, дала соответствующие пояснения, ходатайствовала о применении судом срока обращения в суд по заявленным требованиям.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований при этом исходя из следующего.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Судебным разбирательством установлено, что 22.03.2001 административный истец, освободившись из мест лишения свободы, в связи с употреблением наркотических препаратов, по направлению инспектора ФСИН России, обратился в ГБУЗ НСО "Новосибирский областной клинический наркологический диспансер", где был поставлен на учет с диагнозом «ххх».

Административный истец у врача психиатра-нарколога не наблюдался, был снят с учета 06.05.2009 в связи с отсутствием сведений в течение длительного времени.

Впоследствии 17.11.2009 вновь обратился ГБУЗ НСО "Новосибирский областной клинический наркологический диспансер" для решения вопроса о выдаче справки о допуске к ношению оружия. Был обследован врачебной комиссии, взят на диспансерное наблюдение с добровольного письменного согласия подписанного собственноручно 18.10.2010. Установлен диагноз «ххх». Специальной врачебной комиссией ГБУЗ НСО "Новосибирский областной клинический наркологический диспансер" 11.11.2010 указанные диагнозы подтверждены, административному истцу рекомендовано продолжить диспансерное наблюдение, даны разъяснения о правилах наблюдения и социальных ограничениях.

Административный истец у врача психиатра-нарколога не наблюдался, был снят с учета 29.12.2015 в связи с отсутствием сведений в течение длительного времени.

В следующий раз Деринг С.В. обратился в диспансер 18.01.2021 для решения вопроса о выдаче справки о допуске к управлению транспортными средствами. Освидетельствован был также врачебной комиссией 05.03.2021. В связи с наличием вышеуказанного диагноза и отсутствием сведений о стойкой ремиссии, административному истцу было предложено диспансерное наблюдение, от которого он отказался.

Отказывая административному истцу в удовлетворении требования о признании незаконным действий по постановке на учет и внесения в список лиц, страдающих заболеванием, суд исходит из следующего.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья. Пациент имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 статьи 78 этого же Федерального закона закреплено, что медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н, настоящий Порядок устанавливает правила выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений.

Из пункта 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н, следует, что справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "Психиатрия-наркология" и Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.

В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.

В силу пункта 6 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" профилактика наркологических расстройств обеспечивается, в том числе, путем осуществления мероприятий по наблюдению за лицами с наркологическими расстройствами.

В силу пункта 7 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" профилактика наркологических расстройств включает в себя проведение диспансерного наблюдения за лицами с наркологическими расстройствами.

В силу пункта 7 названного выше Порядка диспансерного наблюдения, осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.

Пунктом 12 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" установлено, что первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) при самостоятельном обращении пациента, по направлению врачей-специалистов или по решению судьи.

В соответствие с пунктом 18 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" специализированная медицинская помощь при наркологических расстройствах оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях или их структурных подразделениях по профилю "психиатрия-наркология", в том числе в наркологических диспансерах, наркологических больницах, реабилитационных наркологических центрах, специализированных научно-практических центрах.

В соответствие с пунктом 19 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" специализированная, за исключением высокотехнологичной, медицинская помощь в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, оказывается по медицинским показаниям, предусмотренным пунктом 5 Порядка направления пациентов в медицинские организации и иные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи.

В соответствие с пунктом 20 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" направление пациента в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, осуществляется врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

Исходя из положений вышеуказанных нормативных актов, диспансерный учет и профилактическое наблюдение являются формами диспансерного наблюдения. При этом диспансерному учету подлежат лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, а за лицами, у которых употребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (группа риска), организуется профилактическое наблюдение. Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.

Как следует из медицинской амбулаторной карты, исследованной судом в процессе рассмотрения спора, по результатам обследования 11.11.2010 подтверждены выводы о наличии у административного истца наркологического заболевания ххх».

При этом, судом учитывается, что данные выводы были сделаны на основании данных наркологического регистра, анамнеза и обследования: ххх.

Административному истцу разъяснен диагноз и правила наблюдения у врача психиатра-нарколога ГБУЗ НСО «НОКНД», однако диспансерное наблюдение в сроки, установленные пунктом 7 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, административный истец не проходил.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено и подтверждается отсутствием отметок в амбулаторной карте о посещении административным истцом врача психиатра-нарколога в сроки, установленные вышеприведенным законодательством.

Довод административного истца о том, что он не давал добровольного информированного согласия о постановке на диспансерный учет опровергается его собственноручной подписью Деринга С.В. в пункте 9 добровольного информированного согласия на л.д. 64 амбулаторной карты пациента, копия которой представлена в материалы дела, а подлинник исследован судом в процессе рассмотрения спора.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Заключение о необходимости установления за административным истцом диспансерного наблюдения вынесено в соответствие с вышеперечисленными нормами Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н.

Довод административного истца о том, что указанный в Заключении диагноз, в нарушение Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" поставлен в отсутствие клинических данных медицинского характера опровергается представленной медицинской картой административного истца, из которой, как уже указано выше, следует, что в отношении него производилось обследование врачебной комиссией ГБУЗ «НОКНД», диагноз поставлен на основании данных анамнеза и данных объективного осмотра.

Сам по себе отказ от диспансерного наблюдения, непосещение врача психиатра-нарколога с момента постановки на диспансерный учет до снятия с диспансерного наблюдения в связи с длительными отсутствием сведений, а так же отрицательные результаты химико-токсикологических исследований на момент взятия биологических образцов при посещении административным истцом Диспансера, вопреки доводам административного истца не означает отсутствие установленного диагноза и не ведет к признанию Заключения об установлении вышеуказанного диагноза незаконным, поскольку результаты исследования устанавливают состояние пациента на момент их забора, и не свидетельствуют об отсутствии показаний к ранее установленному по результатам осмотра врачебной комиссией диспансерному наблюдению.

В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.

На основании статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, целью которого является определение у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Статьей 6 Закона РФ от 02 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании" установлены ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются алкоголизм, наркомания, токсикомания. Водители транспортных средств категории "В" допускаются к управлению транспортными средствами при наступлении стойкой ремиссии.

Установление для гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

Исходя из положений пункта 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации N 1034н от 30 декабря 2015 года, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе, при наличии подтвержденной стойкой ремиссии.

Между тем, данных о наступлении у административного истца стойкой ремиссии в материалах дела не имеется.

В настоящее время административный истец на диспансерном учете в ГБУЗ НСО "Новосибирский областной клинический наркологический диспансер" не состоит, поскольку ранее, 29.12.2015 снят с диспансерного учета в связи с отсутствием сведений в течение длительного времени сведений о наблюдении врача психиатра-нарколога, в связи с чем, требование о возложении на административного ответчика обязанности о снятии с диспансерного учета суд так же полагает неподлежащим удовлетворению.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, решение об удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными может быть вынесено, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц незаконными, в соответствии с требованиями данной нормы необходимо установление двух условий - несоответствие оспариваемых решений и действий закону и нарушение прав административного истца.

Между тем, в данном случае указанная совокупность условий не соблюдена, поскольку суд, в ходе судебного разбирательства, пришел к выводу о том, что заключение об установлении диагноза вынесено надлежащими лицами (врачебной комиссией ГБУЗ НСО «НОКНД») пределах своей компетенции, в соответствие с вышеприведенными нормами действующего законодательства, права, свободы и законные интересы административного истца постановкой на диспансерный учет в связи с установленным диагнозом не нарушены, в настоящее время административный истец снят с диспансерного учета по причине длительного непосещения Диспансера, а не при отсутствии стойкой ремиссии, от дальнейшего диспансерного наблюдения при повторном освидетельствовании 05.03.2021, отказался, в связи с чем, законных оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

Помимо прочего, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд по заявленным требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" жалоба может быть подана лицом, чьи права и законные интересы нарушены, его представителем, в месячный срок, исчисляемый со дня, когда лицу стало известно о совершении действий, ущемляющих его права и законные интересы.

Кроме этого, статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Судебным разбирательством установлено, что о постановке на диспансерный учет административному истцу стало известно не позднее 22.03.2001, при обращении по направлению инспектора ФСИН России после освобождения его из мест лишения свободы, об установлении вышеуказанного диагноза – не позднее 27.05.2021, согласно ответу Минздрава НСО от 27.05.2021 №7492/24 (представлена административным истцом в материалы дела).

В суд с данным иском административный истец обратился 14.02.2022, согласно почтовому штемпелю на конверте.

Таким образом, месячный срок для обжалования действия врачебных комиссий, установленный частью 2 статьи 47 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и трехмесячный срок обращения с иском в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ на момент подачи данного искового заявления – 14.02.2022 (согласно почтовому штемпелю на конверте), истекли.

Уважительных причин, свидетельствующих о возможности восстановления пропущенного срока административным истцом суду не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Деринга СВ – оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2022 года

Судья С.Л.Малахов