ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2302/18 от 29.11.2018 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-2302/2018 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года г. Тверь

Московский районный суд гор. Твери в составе

председательствующего судьи Лискиной Т.В.,

при секретаре Ахмеди В.Е.,

с участием:

административного истца Тарануха В.А.,

представителя административного истца– Солодковой Т.П.,

представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области Назаренко Н.А.,

представителя административных ответчиков УФНС России по Тверской области и Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области Абросимовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тарануха В.А. к Управлению федеральной налоговой службы по Тверской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области о признании незаконным решения, признании обоснованным применения налогового вычета, обязании возвратить налоговый вычет,

у с т а н о в и л:

Тарануха В.А. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области, Управлению федеральной налоговой службы по Тверской области о признании незаконным и отмене решения Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области № 233 от 08.08.2018 года в части отказа в предоставлении имущественного налогового вычета в сумме 317 982,69 рубля и возмещении налога на доходы физических лиц в сумме 41 338 рублей; признании незаконным и отмене решения УФНС России по Тверской области от 04.10.2018 года № 08-11/350; признании обоснованным применение налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ в отношении Тарануха В.А. в заявленной сумме 317 982,69 рубля и обязании Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области произвести возврат переплаченного в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 41 338 рублей.

В обоснование требований указано, что 07 июля 2017 года административным истцом Тарануха В.А. согласно договору купли-продажи объектов недвижимости с использованием кредитных средств была приобретена ? доля в праве общей долевой собственности на помещение, назначение: жилое, общая площадь 73,3 кв. метра, этаж 1,2, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> кадастровый , и 1/20 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 1320 кв. метра, адрес (местонахождение) объекта установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый . Право общей долевой собственности на данные объекты было в установленном порядке зарегистрировано. 25.02.2018 года административным истцом Тарануха В.А. была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тверской области, в которой был заявлен имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной на приобретение объекта недвижимости. Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области 25.02.2018 года была начата камеральная проверка указанной налоговой декларации за 2017 год, которая закончилась 28.05.2018 года. По результатам проверки составлен Акт камеральной налоговой проверки № 2434 от 09.06.2018 года. На основании указанного акта Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области было принято решение № 233 от 08.08.2018 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно этого документа, административному истцу отказано в получении имущественного налогового вычета и возмещении из федерального бюджета налога на доходы физических лиц в сумме, заявленной по объекту: помещение, назначение: жилое, общая площадь 73,3 кв. метра, этаж 1,2, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый , по причине: «имущественный налоговый вычет заявлен налогоплательщиком по объекту, не поименованному п.п. 3 п.1 ст. 220 НК РФ, а именно по жилому помещению». По мнению налогового органа, перечень объектов, в отношении расходов, по приобретению которых может быть предоставлен налоговый вычет, является закрытым и расширенному токованию не подлежит. Понятие «жилое помещение» не относится к понятию «жилой дом». С данным выводом административный истец не согласен. В предмете договора купли-продажи объектов недвижимости с использованием кредитных средств от 07.07.2017 года объект поименован как «помещение, назначение: жилое». Аналогичные сведения содержатся в выписках из ЕГРН, кадастровом паспорте помещения, техническом плане помещений. Вместе с тем, главой 23 НК РФ не определены понятия «Жилой дом, квартира, комната». В этой связи подлежит применению п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком оно используются в этих отраслях законодательства. Статьей 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Согласно ч.1 и ч.2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Как следует из положений подп.2 пункта 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, жилые дома – это дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, понятие «жилое помещение» является обобщающим понятием для всех жилых помещений, указанных в ст. 16 ЖК РФ, в том числе для жилого дома или его части. В порядке, предусмотренном ст. ст. 101.2, 138,139, 140 НК РФ административный истец обратилась в УФНС России по Тверской области с апелляционной жалобой на решение № 233 Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области от 08.08.2018 года. Однако решением УФНС России по Тверской области № 08-11/350 от 04.10.2018 года апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения. По мнению УФНС России по Тверской области Налоговым кодексом РФ установлен перечень объектов, которые должны быть указаны в регистрационных документах, подтверждающих право собственности, и в отношении которых предусмотрено право на приобретение имущественного вычета. Указанное решение УФНС России по Тверской области административный истец также считает незаконным и необоснованным. Во всех правоустанавливающих документах на приобретенные административным истцом дом и земельный участок, предоставленных в налоговую службу, указывается, что приобретенное имущество является жилым помещением. Налоговый орган не учел положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Толкование норм ст. 220 НК РФ в оспариваемых решениях налоговых органов ставит административного истца как налогоплательщика в неравное положение по сравнению с лицами, получившими налоговые вычеты по аналогичным объектам, нарушает конституционные права административного истца и не соответствует действительному правовому смыслу и целям имущественного налогового вычета, предусмотренного п.п. 3 п.1 ст. 220 НК РФ, а также противоречит налоговой политике, направленной на поощрение граждан к самостоятельному улучшению своих жилищных условий.

В судебном заседании административный истец Тарануха В.А. и представитель административного истца Солодкова Т.П. поддержали требования, заявленные в административном исковом заявлении в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении, дополнив, что приобретенное административным истцом жилое помещение оформлено именно как жилье, фактически расположенное в жилом доме, что подтверждается правоустанавливающими документами, кадастровым паспортом объекта недвижимости, техническим заключением ООО «Кадастровое бюро» исх. № 148 от 06.07.2018. Позиция УФНС России по Тверской области противоречит позиции Минфина России, отраженной в следующих письмах: от 9 августа 2013 г. N 03-04-05/32314, от 15 июня 2012 г. N ЕД-3-3/2095@, от 20 марта 2009 г. N 3-5-04/278@. Позиция Минфина России, изложенная в письмах от 08.02.2018 № 03-04-07/7700 и от 08.08.2018 № ПА-4-11/15369, не применима к рассматриваемому спору, поскольку касается жилых строений в том смысле, в котором этот термин применяется в Федеральном законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Кроме того, письма Минфина не являются нормативным правовым актом и не могут подменять собой действующее законодательство. Согласно письму того же Минфина от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097 «О формировании единой правоприменительной практики» письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют исключительно информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В судебном заседании представитель административных ответчиков УФНС России по Тверской области и Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области Абросимова И.Ю., представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области Назаренко Н.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержав письменный отзыв на административное исковое заявление, дополнив, что УФНС России по Тверской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку рассматривало лишь жалобу на решение Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области. Действиями Управления права истца не были нарушены.

Как следует из письменного отзыва на административное исковое заявление Тарануха В.А., налоговой инспекцией проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год, представленные 25.02.2018 года. Решением налогового органа от 08.08.2018 года № 233 Тарануха В.А. отказано в предоставлении права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп.3 п.1 ст.220 НК РФ, в отношении расходов по приобретению объектов недвижимости «помещение, назначение жилое», расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в сумме расходов, применяемых для целей имущественного налогового вычета за 2017 год, в размере 317 982,69 рубля. Решением Управления от 04 октября 2018 года № 08-11/350 апелляционная жалоба Тарануха В.А. на решения Инспекции от 08 августа 2018 года № 233 оставлена без удовлетворения. Оспаривая решения налогового органа, Тарануха В.А. указывает на необоснованность отказа Инспекцией в предоставлении ей права на получении имущественного налогового вычета в отношении расходов по приобретению в собственность помещения с назначением «жилое». По мнению Тарануха В.А. понятие «жилое помещение» является обобщающим понятием всех видов жилых помещений, указанных в пп.3 п.1 ст.220 НК РФ, в том числе для жилого дома и его части. Имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налоговых расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ одного или нескольких объектов имущества не превышающих 2 000 000 рублей. Однако подпунктом 3 пункта 1 ст.220 НК РФ установлен конкретный перечень объектов, в отношении которых может быть предоставлен имущественный налоговый вычет, он является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. В данном перечне не поименованы объекты – «жилые помещения». Довод административного истца, что понятие «жилое помещение» является обобщающим понятием для всех видов жилых помещений, указанных в п.1 ст.16 ЖК РФ, основан на неверном токовании норм материального права, поскольку НК РФ установлен перечень объектов, которые должны быть указаны в регистрационных документах, подтверждающих право собственности, и в отношении которых предусмотрено право на приобретение имущественного вычета. Данный вывод согласуется с позицией Минфина России, отраженной в письме от 08.02.2018 № 03-04-07/7700, а также в письме ФНС России от 08.08.2018 № ПА-4-11/15369. В связи с тем, что понятие «жилое помещение» не входит в перечень объектов, в отношении расходов, по приобретению которых может быть предоставлен налоговый вычет, Инспекция правомерно отказала заявителю в предоставлении права на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение объекта: «помещение, назначение: жилое, расположенного по адресу: <адрес>. Требования Тарануха В.А. не подлежат удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.1 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Порядок предоставления имущественного налогового вычета предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации.

В частности, подпункт 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщик, который израсходовал собственные денежные средства на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, вправе получить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщикам расходов.

Такой вычет, согласно, в частности, Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 №5-П, предназначен для стимулирования физических лиц к строительству и самостоятельному приобретению жилья на территории России. Из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997 №5-П, от 28.03.2000 №5-П и др. следует также, что льготное адресное освобождение от уплаты налогов представляет собой исключение из общих правил налогообложения (принципов всеобщности и равенства) на условиях, установленных в порядке законодательной прерогативы.

Судом установлено, что 07 июля 2017 года между Соловьевой Е.И., Соловьевым А.А. с одной стороны и Тарануха В.А. Голубевым П.В. с другой стороны был заключен договор купли-продажи объектов недвижимости с использованием кредитных средств. Предметом договора являлось – по ? доли каждому: помещение, назначение: жилое, общая площадь 73,3 кв. метра, этаж 1,2, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый , имеющее все виды благоустройства, что подтверждается кадастровым паспортом жилого помещения, выданным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области по состоянию на 19 января 2015 года № 02-69/15-1-6174. Указанное жилое помещение, расположено на земельном участке, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 1 320 кв. метра, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый , в границах кадастрового плана земельного участка, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области 12.07.2017 года.

Согласно распискам от 07 июля 2017 года и 13 июля 2017 года Соловьева Е.И. и Соловьев А.А. получили от Тарануха В.А. и Голубева П.В. денежные средства в размере 2 300 000 рублей 00 копеек, как оплату за продаваемые помещения и 1/10 долю земельного участка, находящиеся по адресу: <адрес>

12 июля 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области за Тарануха В.А. зарегистрировано право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на помещение, назначение: жилое, общая площадь 73,3 кв. метра, этаж 1,2, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый , и 1/20 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 1320 кв. метра, адрес (местонахождение) объекта установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый .

Как следует из материалов дела, 26 февраля 2018 года Тарануха В.А. представила в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тверской области налоговую декларацию на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год.

В период времени с 26.02.2018 года по 28.05.2018 года Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области в отношении Тарануха В.А., ИНН , была проведена камеральная налоговая проверка.

Из акта налоговой проверки № 2334 от 09 июня 2018 года следует, что Тарануха В.А. отказано в возмещении налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 41 338 рублей, подтверждена сумма налога на доходы физических лиц за 2017 год к возврату из бюджета в размере 3 101 рубль.

В судебном заседании из материалов дела следует, что 03 июля 2018 года Тарануха В.А. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тверской области с заявлением о проведении дополнительной проверки в отношении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) от 26.02.2018 года.

Решением Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области № 233 от 08 августа 2018 года Тарануха В.А. отказано в привлечении к налоговой ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения; признано необоснованным применение имущественного налогового вычета за 2017 год в размере 317 982,69 рубля; отказано в возмещении налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 41 338 рублей; подтверждена сумма налога на доходы физических лиц за 2017 год к возврату из бюджета в размере 3 101 рубль.

Как следует из указанного решения налоговый орган рассмотрев представленные Тарануха В.А. возражения и документы не нашло оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета по расходам на приобретение объекта, расположенного по адресу: <адрес>, предусмотренного пп.3 п.1 ст.220 НК РФ, поскольку в выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности 12.07.2017, кадастровом паспорте жилого помещения, договоре купли-продажи от 07.07.2017, кредитном договоре от 07.07.2017 № 26729 указано, что Тарануха В.А. приобрела в общую долевую собственность (1\2 долю в праве) жилое помещение. При этом такой объект не поименован в пп.3 п.1 ст.220 НК РФ.

Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области от 08 августа 2018 года № 233, Тарануха В.А. 03 сентября 2018 года была подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по Тверской области.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области № 08-11/350 от 04 октября 2018 года апелляционная жалоба Тарануха В.А. на решения Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области от 08 августа 2018 ода № 233 об отказе в привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения, оставлена без удовлетворения. Как следует из решения, понятие «жилое помещение» не входит в перечень объектов, в отношении расходов, по приобретению которых может быть предоставлен налоговый вычет, инспекция правомерно отказала заявителю в предоставлении права на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение объекта» помещение, назначение: жилое, расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, Тарануха В.А. было отказано в предоставлении имущественного налогового вычета на основании подп.3 п.1 ст. 220 Налогового кодекса РФ по тем мотивам, что понятие «жилое помещение» не входит в перечень объектов, в отношении расходов, по приобретение которых может быть предоставлен налоговый вычет.

В соответствии с подпунктами 6 пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса РФ для подтверждения своего права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик представляет в налоговый орган: договор о приобретении жилого дома или доли (долей) в нем, документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на жилой дом или долю (доли) в нем, - при строительстве или приобретении жилого дома или доли (долей) в нем; договор о приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них и документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на квартиру, комнату или долю (доли) в них, - при приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них в собственность; договор участия в долевом строительстве и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства, подписанный сторонами, - при приобретении прав на объект долевого строительства (квартиру или комнату в строящемся доме); документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на земельный участок или долю (доли) в нем, и документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем, - при приобретении земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них; документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

В силу пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ имущественный налоговый вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Для получения имущественного налогового вычета в связи со строительством дома необходимо, чтобы возводимое строение было признано жилым помещением.

Глава 23 Налогового кодекса РФ не определяет содержание понятия «жилой дом». В этой связи подлежит применению п.1 ст.11 Налогового кодекса РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Согласно ч. 2 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. №186-ФЗ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Одновременно часть 1 данной статьи Жилищного кодекса РФ относит жилой дом к жилым помещениям.

Статьей 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Как следует из положений подпункта 2 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, жиле дома – это дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жиле дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, для целей применения положений пп.3 п.1 ст.220 Налогового кодекса РФ, в части предоставления имущественного налогового вычета по расходам на приобретение жилых домов (жилых помещений) должно быть реализовано индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, а также пригодное для постоянного проживания граждан (должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно техническому заключению ООО «Кадастровое бюро» от 06.07.2018 года объект капитального строительства – «жилое помещение № 6», расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой один из блоков дома блокированной застройки. Помещение расположено на двух этажах дома, имеет общую площадь 73,3 кв. метра. Жилой дом, в котором находится данное жилое помещение, отвечает требованиям, указанным в п.2 ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Кроме вышепоименованного жилого помещения в доме расположено еще девять объектов капитального строительства – жилых помещений № 1-№ 5, № 7 - № 10. Каждое из жилых помещений имеет выход на земельный участок с кадастровым . Место общего пользования в доме, в котором расположены данные помещения, не имеется.

Исходя из вышеизложенного суд, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что налогоплательщик (административный истец), приобретая 1\2 долю в праве общей долевой собственности на помещение, назначение: жилое, общая площадь 73,3 кв. метра, этаж 1,2, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый , фактически приобрела в натуре долю в жилом доме.

На основании п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе претендовать на получение имущественного налогового вычета в части расходов на приобретение жилого помещения.

Толкование норм статьи 220 Налогового кодекса РФ в оспариваемом решении Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08 августа 2018 года № 233 и решении Управления ФНС России по Тверской области № 08-11\350 от 04 октября 2018 года ставит административного истца как налогоплательщика в неравное положение по сравнению с лицами, получившими налоговые вычеты по аналогичным объектам, нарушает конституционные права административного истца и не соответствует действительному правовому смыслу и целям имущественного налогового вычета, предусмотренного п.п. 3 п.1 ст. 220 Налогового кодекса РФ, а также противоречит налоговой политике, направленной на поощрение граждан к самостоятельному улучшению своих жилищных условий.

При таких обстоятельствах у суда имеются правовые основания для удовлетворения требований административного истца и признания незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области № 233 от 08 августа 2018 года в части отказа в предоставлении имущественного налогового вычета и возмещении налога на доходы физических лиц за 2017 год, решения Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области № 08-11/350 от 04 октября 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 175 -180, 290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Тарануха В.А. к Управлению федеральной налоговой службы по Тверской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области о признании незаконным решения, признании обоснованным применения налогового вычета, обязании возвратить налоговый вычет - удовлетворить.

Признать незаконными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области № 233 от 08 августа 2018 года в части отказа в предоставлении имущественного налогового вычета и возмещении налога на доходы физических лиц, решение Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области № 08-11/350 от 04 октября 2018 года.

Признать обоснованным применение налогового вычета, установленного пп. 3 п.1 ст. 220 Налогового кодекса РФ в отношении Тарануха В.А. в заявленной сумме 317 982 рубля 69 копеек.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области произвести возврат Тарануха В.А. переплаченного в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 41 338 рублей в течение 15 (пятнадцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении сообщить в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> Т.В. Лискина

Решение суда в окончательной форме принято 30 ноября 2018 года.

Судья <данные изъяты> Т.В. Лискина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>