Дело № 2а-2302/2017 Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2017 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Емельяновой Ю.В.,
при секретаре Бароновой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению председателя гаражно-строительного кооператива «Сигнал-2» ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области о признании незаконным внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица, признании записи недействительной, исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Председатель ГСК «Сигнал 2» ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что ГСК «Сигнал-2» был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, с момента регистрации и по настоящее время осуществляет уставную деятельность. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности ГСК «Сигнал-2» на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с не предоставлением в налоговый орган документов налоговой отчетности, не осуществлением операций хотя бы по одному банковскому счету (в связи с отсутствием такого счета). Указанные действия по внесению сведений в ЕГРЮЛ являются незаконными, поскольку отсутствие открытых счетов в банках у кооператива не является достаточным основанием для безусловного вывода о наличии у него одного из признаков недействующего юридического лица; не предоставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности; по смыслу закона прекращение деятельности юридического лица путем исключения его из реестра применяется в отношении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Вместе с тем, с момента государственной регистрации кооператив фактически продолжает осуществлять свою деятельность, направленную на решение общих социально-хозяйственных задач: в ДД.ММ.ГГГГ заключен договор субаренды земельного участка с ОРГАНИЗАЦИЯ1», в ДД.ММ.ГГГГ году заключен договор энергоснабжения с ОРГАНИЗАЦИЯ2», члены кооператива на общих собраниях решают текущие вопросы деятельности. Поскольку ГСК «Сигнал-2» до настоящего времени действует в соответствии с целями, ради которых оно было создано, это препятствует признанию кооператива фактически прекратившим свою деятельность даже при наличии признаков, позволяющих формально отнести его к недействующим юридическим лицам. Об исключении кооператива из реестра юридических лиц членам кооператива и председателю стало известно в ДД.ММ.ГГГГ из сообщения представителя ОРГАНИЗАЦИЯ2» о невозможности пролонгации договора энергоснабжения в связи с поступлением из налоговой службы соответствующей информации.
Административный истец просит признать незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности гаражно-строительного кооператива «Сигнал-2», признать запись в Едином государственном реестре юридических лиц записи от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительной, обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении деятельности гаражно-строительного кооператива «Сигнал-2» в связи с исключением из реестра на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ.
В судебном заседании административный истец председатель ГСК «Сигнал-2» ФИО1 заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Указал, что о необходимости представления «нулевой» налоговой отчетности ему было не известно.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 требования административного искового заявления также поддержала в полном объеме, указывая на то, что не предоставление некоммерческим юридическим лицом отчетности в налоговый орган, отсутствие операций по банковскому счету организации достаточным основанием для признания некоммерческого юридического лица прекратившим свою деятельность не является. До настоящего времени ГСК «Сигнал-2» фактически существует, производит потребление и оплату электроэнергии, использует предоставленный на праве субаренды земельный участок.
Представитель административного ответчика МРИ ФНС РФ № 5 по ЯО по доверенности ФИО3 против удовлетворения требований административного искового заявления возражала, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, которые сводятся к необоснованности заявленных требований, поскольку в соответствии с положениями ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. ГСК «Сигнал-2» обладало всеми признаками недействующего юридического лица, не сдавало отчетность в налоговый орган, по банковскому счету организации отсутствовало движение денежных средств, в связи с чем у регистрирующего органа имелись правовые основания для принятия решения о предстоящем исключении ГСК «Сигнал-2» из реестра как недействующего юридического лица.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ИФНС России по Ярославской области ФИО4, действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований также возражала. Изложила доводы, содержащиеся в письменных возражениях, согласно которым действия налогового органа по внесению записи об исключении организации, фактически прекратившей свою деятельность, из ЕГРЮЛ соответствовали требованиям п.п. 1, 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ было опубликовано в журнале «<данные изъяты>».
Представитель административного ответчика МРИ ФНС РФ № 7 по ЯО, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В материалы дела представлен отзыв на административное исковое заявление, доводы которого также сводятся к необоснованности заявленных требований, законности действий налогового органа.
Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, заслушав свидетеля ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о государственной регистрации) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В силу положений п.1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
На основании положений п. 3 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона).
В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что послужившими для исключении юридического лица из ЕГРЮЛ основаниями являлись непредставление налоговой отчетности и отсутствия движения по банковским счетам в течение 12 месяцев.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П, применение данной нормы рассчитано в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.
Непредставление юридическим лицом налоговой отчетности в течение двенадцати месяцев может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, и может являться основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, однако не всегда может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности и правомерной причиной для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Таким образом, установленные налоговым органом обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако сами по себе не могут служить правомерной причиной для исключения юридического лица из реестра.
Налоговый орган не учел, что отсутствие операций по счету в банке не может служить поводом для вывода о прекращении юридическим лицом своей деятельности.
Отсутствие у кооператива операций по банковскому счету объясняется тем, что деятельность кооператива носит некоммерческий характер и основным видом хозяйствования является эксплуатация гаражей; кооператив не ставит своей целью извлечение прибыли; открытие счета в банке для некоммерческой организации не является обязательным.
Иных доказательств, свидетельствующих о правомерности исключения общества из ЕГРЮЛ налоговым органом не представлено.
Административным истцом представлены сведения о том, что с начала регистрации по настоящее время ГСК «Сигнал-2» фактически осуществлял свою деятельность: пользовался земельным участком на основании договора субаренды, заключенного с ОРГАНИЗАЦИЯ1», проводил общие собрания членов ГСК, потреблял и оплачивал электроэнергию на основании договора электроснабжения, заключенного с ОРГАНИЗАЦИЯ2». Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела письменными доказательствами, а также показаниями свидетеля ФИО5
Свидетель ФИО5 в судебном заседании сообщил, что исполняет обязанности казначея кооператива, является членом ГСК с ДД.ММ.ГГГГ, по всем возникающим вопросам взаимодействует с ОРГАНИЗАЦИЯ2», от которого в ДД.ММ.ГГГГ им с председателем кооператива ФИО1 стало известно о принятом в ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом решении о прекращении деятельности гаражно-строительного кооператива «Сигнал-2», в связи с чем в пролонгации договора энергоснабжения кооперативу было отказано.
Оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО5 суд не усматривает.
В связи с изложенным, установленный п. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации срок для обжалования исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц - в течение года со дня, когда председатель ГСК «Сигнал-2» ФИО1 узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, - им не пропущен.
В настоящее время внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ГСК «Сигнал-2» нарушает права юридического лица, председателя кооператива.
В силу приказа УФНС РФ по ЯО № 01-05/00562 от 24.03.2015 года обязанность по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена на МРИ ФНС РФ № 7 по ЯО.
В качестве способа восстановления нарушенного права истца суд полагает необходимым возложить обязанность на МРИ ФНС РФ № 7 по ЯО внести соответствующие изменения в единый государственный реестр юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
Требования административного искового заявления председателя гаражно-строительного кооператива «Сигнал-2» ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи от ДД.ММ.ГГГГ ГРН № о прекращении деятельности гаражно-строительного кооператива «Сигнал-2» (ОГРН №, ИНН №).
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от ДД.ММ.ГГГГ ГРН № о прекращении деятельности гаражно-строительного кооператива «Сигнал-2» (ОГРН №, ИНН №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья Ю.В. Емельянова