ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2303/20 от 21.04.2020 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

21 апреля 2020 года

Центральный районный суд города Новосибирска в составе

судьи С.Л. Малахова,

при секретаре Е.А. Кириченко

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокуратуры г. Новосибирска, действующей в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Прокуратура г. Новосибирска обратилась в суд с административным иском, просит признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, содержащуюся на сайтах: https://cartelfinance.com, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, в связи с тем, что указанная информация размещена иностранной организацией, предлагающей услуги на финансовых рынках неограниченному кругу лиц, что противоречит требованиям Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Представитель административного истца, помощник прокурора Центрального района г. Новосибирска Коваленко И.В., действующая на основании поручения административные исковые требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судебным разбирательством установлено, что прокуратурой г. Новосибирска в ходе проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации в сети Интернет и выявлению незаконной деятельности на финансовом рынке установлен Интернет-сайт с электронным адресом: https://cartelfinance.com, на котором неопределенному кругу лиц предлагается воспользоваться различными финансовыми услугами и инструментами по инвестированию в криптовалюту. На указанном сайте содержится информация о компании «MEDICO S.R.O.», которая под брендом «Сartel Finance» предлагает брокерские услуги на рынке Forex и CFD, а так же услуги форекс-дилера, позиционируя себя как платформа по торговле широким спектром финансовых инструментов на международном и финансовом рынке. Потенциальным клиентам Компания предлагает получить доход от торговли валютными парами, индексами, акциями, товарами (драгоценные металлы), а так же операции с криптовалютой.

Клиентам Компании доступны 3 вида счетов с первоначальным взносом от 150 долларов США. При внесении средств клиенту предлагаются бонусные средства (которые он может использовать при совершении операций) – от 50 % до 200 % от суммы депозита. В положениях «Правил и условий» указано о том, что клиент может «исчерпать все кредиты» и «открытие клиентом транзакций не должно приводить к превышению величины кредита», что можно рассматривать как аналог «Кредитного плеча».

При этом, информация на указанном Сайте не содержит данных, позволяющих идентифицировать лицо, от имени которого размещаются вышеуказанные публичные предложения финансового посредничества.

Согласно сведениям, содержащимся на ресурсе www.whois.com, доменное имя зарегистрировано 21.12.2016 в Гонконге, данные о владельце сайта скрыты.

По информации, размещенной на сайте https://cartelfinance.com, в разделе «контакты» компания «MEDICO S.R.O.» зарегистрирована по адресу: Hviezdoslavovo namestie 7, Bratislava, SK 811 02 Slovak Republic. Номер Компании в реестре компаний Словацкой Республики – 45521287, дата регистрации – 16.11.2013.

Данный факт подтверждается представленными в материалы дела скриншотами страниц с указанным электронным адресом.

По факту проверки, прокуратурой г. Новосибирска составлен соответствующий акт, представленный в материалы дела.

При указанных обстоятельствах можно сделать вывод о том, что иностранной организацией, посредством Сайте, предлагаются услуги на финансовых рынках неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации, что противоречит требованиям части 6.1 статьи 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Согласно статье 2 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктами 1 и 6 статьи 10 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со статьей 15 указанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В соответствии со статьей 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как указано выше, частью 6 статьи 10 названного Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пункт 6.1 статьи 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" предусматривает, что иностранные организации, их представительства и филиалы не вправе осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций, в том числе деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также предлагать услуги иностранных организаций на финансовых рынках неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации или распространять информацию о таких организациях и (или) об их деятельности среди неограниченного круга лиц на территории Российской Федерации.

Частью 3 статьи 18.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение иностранным юридическим лицом установленного запрета.

Поскольку судом установлено, что иностранной организацией не соблюдается запрет, установленный пунктом 6.1 статьи 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», поскольку на сайте https://cartelfinance.com размещена информация об осуществлении деятельности в качестве некредитной финансовой организации, в том числе осуществляющей деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг, а также предложение услуги иностранной организации на финансовых рынках неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации, заявленные требования прокуратуры г. Новосибирска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании части 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 39, 40, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокуратуры г. Новосибирска – удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет содержащуюся на сайте: https://cartelfinance.com, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2020 года

Судья С.Л. Малахов