ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2304/20 от 25.09.2020 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

КОПИЯ

Дело № 2а- 2304/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2020 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре Бунине Р.Д.,

с участием:

представителя административного истца Сартакова Г.А. - Шипачевой Ю.В., действующей на основании доверенности от 17.08.2020 сроком на три года,

представителей административных ответчиков:

Муниципального образования «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска Плетенкиной М.Н., действующей на основании доверенности от 03.06.2020 сроком на один год,

администрации г. Томска – Монголиной А.Ю., действующей на основании доверенности от 08.09.2020 сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сартакова Геннадия Александровича к Муниципальному образованию «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, администрации г. Томска о признании незаконным отказа в предоставлении на праве аренды земельного участка, наложению обязанности заключения договора аренды без проведения торгов,

УСТАНОВИЛ:

Сартаков Г.А. обратился в суд с административным иском к Муниципальному образованию «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, администрации г. Томска о признании незаконным отказа в предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>. Также просит наложить обязанность заключения договора аренды без проведения торгов.

Данный отказ считает незаконным и нарушающий его право ввести в эксплуатацию построенный жилой дом, находящейся на стадии стопроцентной готовности и использовании его по назначению без дополнительных затрат на приобретение права аренды на приобретение права аренды на торгах.

Считает, что при предоставлении указанного земельного участка первоначальному арендатору ФИО4 по договору от 25.05.2016 Департамент фактически уже сократил срок действия договора, распространив его действие на период с 14.06.2016 и установив его общий срок до 13.04.2019. Непосредственно с ним договор аренды однократно на три года не заключался.

Административный истец Сартаков Г.А., извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, направив своего представителя.

Представитель административного истца Сартакова Г.А. - Шипачева Ю.В. требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Представитель муниципального образования «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска - Плетенкиной М.Н. с административным иском не согласилась.

В обоснование возражений указывала, что на основании п. 21 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» между МО «город Томск» и ФИО8 был заключен договор аренды земельного участка от 25.05.2016 № ТО-21-21375, на основании которого арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование земельный участок площадью 1500 кв.м по адресу <адрес> для завершения строительства объекта незавершенного строительства. Срок действия договора установлен с 14.04.2016 по 13.04.2019. В связяи с продажей объекта незавершенного строительства 23.11.2016 было подписано соглашение о перемене стороны, в соответствии с которым арендатором земельного участка являлся Сартаков Г.А. Указывая на однократность предоставления земельного участка без торгов, считала решение администрации законным и обоснованным.

Представитель ответчика администрации г. Томска – Монголина А.Ю. заявленные требования не признала, указывая на ненадлежащего ответчика.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявленные требование не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 18 и п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Оспариваемое решение принято 06.08.2020, административное исковое заявление подано в суд 11.08.202, что подтверждается входящим штампом Советского районного суда г.Томска. Таким образом, срок на подачу административного искового заявления в суд не пропущен.

Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

В силу п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В настоящее время предоставление земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование осуществляется в порядке, предусмотренном гл. V.1 ЗК РФ, введенной Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирована процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

На основании п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.

В судебном заседании установлено, что 20.10.2010 по договору аренды земельного участка № ТО-21-19094, заключенному между МО «город Томск» и ФИО7, последнему был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 1500 кв.м, местоположение <адрес> для строительства индивидуального жилого дома на срок с 25.02.2010 по 24.02.2013.

Соглашением от 21.02.2012 о перемене стороны в договоре аренды № ТО-21-19094 от 20.10.2010 арендатор земельного участка заменен с ФИО7 на ФИО8

Постановлением администрации г. Томска № 76-з от 01.02.2016 утвержден градостроительный план указанного земельного участка и первоначальному арендатору ФИО8 было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома по адресу <адрес>. Срок действия разрешения - до 11 февраля 2026 года.

25.05.2016 между МО «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска и ФИО8 заключен договор аренды земельного участка № ТО-21-21375 местоположение которого: <адрес>, с кадастровым номером площадью 1500 кв.м для завершения строительства индивидуального жилого дома. Срок действия договора был установлен с 14.04.2016 пор 13.04.2019.

23.11.2016 между МО «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, ФИО8 и Сартаковым Г.А. заключено соглашение о перемене стороны в договоре аренды № ТО-21-21375 от 25.05.2016 арендатор земельного участка заменен с ФИО8 на Сартакова Г.А.

Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Росреесте по ТО со сроком действия по 13.04.2019. Договор прекратил свое действие с 13.04.2019.

Как установлено в судебном заседании в настоящее время индивидуальный жилой дом по адресу <адрес> строительством завершен.

10.07.2020 Сартаков Г.А. обратился в департамент управления муниципальной собственностью администрации г. Томска с заявлением о праве предоставлении земельного участка для завершения строительства.

06.08.2020 года решением Департамента недвижимости администрации города Томска ему на основании п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ отказано в предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>. в связи с тем, что при заключении названного договора истцом реализовано право на однократное предоставление земельного участка как собственнику объекта незавершенного строительства для завершения строительства жилого дома.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 239.1 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект.

В соответствии с п. 6 ст. 239.1 ГК РФ правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.

Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Как следует из материалов дела по истечения срока договора аренды, Сартаков Г.А. продолжал пользоваться земельным участком по целевому назначению для завершения строительства индивидуального жилого дома, что не оспаривается ответчиками.

подтверждено представителями ответчика. Ответчиком Сартаковым Г.А. регулярно по настоящее время оплачиваются арендные платежи за землю, что подтверждается лицевой карточкой арендной платы за землю.

Согласно техническому плану от 30.06.2020 степень готовности объекта строительства – 100%.

Разрешение, выданное на строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу <адрес>, с кадастровым номером площадью 1500 кв.м действует до 11 февраля 2026 года, законность его выдачи МО «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью не оспаривается.

Поскольку право собственности на не оконченный строительством жилой дом зарегистрировано за Сартаковым Г.А., фактически строительство завершено, однако государственная регистрация права собственности на завершенный строительством объект и последующая эксплуатация невозможны без предоставления ему земельного участка.

Приведенные обстоятельства указывают на наличие у ответчика Сартакова Г.А. права на получение в аренду без проведения торгов земельного участка с целью завершения строительства объекта незавершенного строительства и его последующей эксплуатации путем заключения соответствующего договора аренды на срок не менее чем до 11.02.2026 года, не превышающий срока выданного разрешения на строительство объекта недвижимости.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает заявленные Сартаковым Г. А. требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сартакова Геннадия Александровича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Муниципального образования «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска от 06.08.2020 в предоставлении Сартакову Геннадию Александровичу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>.

Обязать Муниципальное образование «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда заключить с Сартаковым Геннадием Александровичем договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> без проведения торгов.

Взыскать с Муниципального образования «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска в пользу Сартакова Геннадия Александровича понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: (подпись)

Судья Шукшина Л.А.

Секретарь Бунин Р.Д.

Оригинал в деле № 2а-2304/2020 Советского районного суда г. Томска

70RS0004-01-2020-004802-91