ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2305-17 от 31.05.2017 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-2305-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2017 года Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,

при секретаре Дашинимаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по иску КГСАУ «Забайкаллесхоз» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У с т а н о в и л :

административный истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя следующим. Решением Центрального районного суда г. Читы от 11 августа 2016г. КГСАУ «Забайкаллесхоз» возложена обязанность тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

08.02.2017г. судебным приставом – исполнителем МО по ИОВИП возбуждено исполнительное производство, установлен срок для добровольного исполнения судебного решения.

23.03.2017г. судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с КГСАУ «Забайкаллесхоз» в размере 50.000 руб.

С данным постановлением КГСАУ «Забайкаллесхоз» не согласно, считает, что требования указанного исполнительского документа не исполнено по уважительным причинам. Причиной несвоевременного исполнения решения суда вызвано тем, что учреждение является бюджетным, а также не является главным распорядителем бюджетных средств, и для исполнения решении суда в полном объеме требует значительных финансовых вложений, которых в учреждении не имеется. Согласно решения суда Гос3дарственная лесная служба Забайкальского края обязана произвести финансирование КГСАУ «Забайкаллесхоз» на тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, после вступления решении суда в законную силу финансирование со стороны Гослесслужбы края не было произведено, с 01 января 2017г. все полномочия Гослусслужбы края были переданы в Министерство природных ресурсов Забайкальского края, вместе с тем до настоящего времени финансирование в Учреждение не поступило, собственных средств для исполнения судебного решения в учреждении не имеется. Учреждение испытывает трудное финансовой положение, поскольку в связи с недостаточностью финансирования имеет большое количество исполнительных производств, в том числе в учреждении имеется общая задолженность по взносам во внебюджетные фонды, кредиторская задолженность по налогам и сборам. На основании изложенного просит освободить КГСАУ «Забайкаллесхоз» от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП КФССП России по Забайкальскому краю от 23 марта 2017г. о взыскании с должника КГСАУ «Забайкаллесхоз» исполнительского сбора в размере 50.000 руб. по исполнительскому производству от 08.02.2017г. №3940/17/75031-ИП возбужденному на основании исполнительного документа, выданного Центральным районным судом.

В судебном заседании представитель КГСАУ «Забайкаллесхоз» не явился, просил рассмотреть дело без его участия требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик - Управление Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направили, хотя уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Министерство природных ресурсов Забайкальского края, в судебное заседание не явился, хотя уведомлен надлежащим образом.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения делаю.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения регламентированы Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.

Согласно ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Часть 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что на основании решения Центрального районного суда г. Читы от 11 августа 2016г. на КГСАУ «Забайкаллесхоз» возложена обязанность тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

08.02.2017г. судебным приставом – исполнителем МО по ИОВИП возбуждено исполнительное производство №3940/17/75031-ИП, и установлен срок для добровольного исполнения судебного решения.

В связи с неисполнением 23.03.2017г. судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с КГСАУ «Забайкаллесхоз» в размере 50.000 руб.

Как усматривается из содержания указанного постановления, его принятие было вызвано тем, что должником требования исполнительного документа не было исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения.

Согласно Устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» является бюджетным учреждением, и создано в соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края. Функции учредителя и собственника имущества Автономного учреждения от имени Забайкальского края осуществляет лесная служба Забайкальского края и Департамент госимущества и земельных отношений Забайкальского края. Учреждение является некоммерческой организацией и создано с целью обеспечения осуществления Государственной лесной службой Забайкальского края функций по оказанию госуслуг в сфере лесных отношений.

Источник формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: субвенции из федерального бюджета, средства краевого бюджета, средства местных бюджетов, целевые средства юридических т физических лиц, получаемые учреждением на основании договоров.

Таким образом, автономное учреждение относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

Исполнение вышеуказанных решений носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию Автономного учреждения. Сам по себе процесс по исполнению обязанностей, возложенных судами, не может находиться вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительского сбора.

Материалами дела подтверждается, что причиной несвоевременного исполнения вызвано тем, что учреждение является бюджетным, а также не является главным распорядителем бюджетных средств, и для исполнения решения суда в полном объеме требует значительных финансовых вложений, которых в учреждении не имеется. Согласно решения суда Госдарственная лесная служба Забайкальского края обязана произвести финансирование КГСАУ «Забайкаллесхоз» на тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, после вступления решении суда в законную силу финансирование со стороны Гослесслужбы края не было произведено, с 01 января 2017г. все полномочия Гослусслужбы края были переданы в Министерство природных ресурсов Забайкальского края, вместе с тем до настоящего времени финансирование в Учреждение не поступило, собственных средств для исполнения судебного решения в учреждении не имеется. Учреждение испытывает трудное финансовой положение, поскольку в связи с недостаточностью финансирования имеет большое количество исполнительных производств, в том числе в учреждении имеется общая задолженность по взносам во внебюджетные фонды, кредиторская задолженность по налогам и сборам

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Обстоятельства, на которые ссылается истец, как на основания, препятствовавшие вынесению постановления о взыскании, а именно, отсутствие бюджетных средств, относятся к числу обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона " Об исполнительном производстве".

Подтверждающих доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного листа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено и ответчиком не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют об объективной невозможности должника исполнить исполнительный документ в установленный срок в добровольном порядке и, как следствие, об отсутствии вины в его неисполнении, и дают основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

административный иск КГСАУ «Забайкаллесхоз» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить КГСАУ «Забайкаллесхоз» от взыскания исполнительского сбора в сумме 50.000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела службы приставов №1 г.Читы УФССП России по Забайкальскому краю по исполнительному производству № 3940/17/75031-ИП.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья: Т.А. Калашникова

Решение принято в окончательной форме 31 мая 2017г.

Подлинник документа находится в материалах

гражданского дела №2а-2305-17

Центрального районного суда г.Читы.