ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-23059/2022 от 22.08.2022 Норильского городского суда (Красноярский край)

№2а-23059/2022 (24RS0040-01-2022-003894-52) копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2022 года город Норильск Красноярского края

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Захаровой Н.В., при секретаре судебного заседания Захаренко А.В., с участием посредством видеоконференц-связи представителя административного истца Долженицыной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белгородской таможни Федеральной таможенной службы России к Кравцу В.А. о взыскании таможенных платежей, пени,

установил:

Белгородская таможня Федеральной таможенной службы России обратилась в суд с административным иском к Кравцу В.А. о взыскании таможенных платежей, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ Кравец В.А. по пассажирской таможенной декларации через таможенный пост МАПП Нехотеевка ввез транспортное средство ZAZ 11028 с государственным номером , 2001 года выпуска, срок для вывоза данного транспортного средства за пределы таможенной территории ЕАЭС до ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего времени Кравец В.А. этого не сделал, в связи с чем ему были начислены таможенные платежи, обязанность по их уплате ответчиком не исполнена, были начислены пени. Административный истец просит взыскать с Кравца В.А. таможенные платежи в размере 249002,11 руб., пени – 215304,89 руб., а всего 464307,00 руб. Полагает, что проверочные мероприятия были завершены таможенным постом МАПП Нехотеевка в 2021 году путем установления факта невывоза автомобиля с таможенной территории ЕАЭС в установленном таможенным законодательством ЕВЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядке и фиксации факта ДД.ММ.ГГГГ в решении по результатам таможенного контроля. В связи с чем, начало течения срока, установленного п.1 ч.8 ст.71 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о вынесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», начинается с 15.04.2021, а не с какой-либо иной даты.

Представитель административного истца Белгородской таможни Федеральной таможенной службы России в судебном заседании административные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик Кравец В.А. о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом в соответствии со ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) – судебной повесткой, направленной заказным письмом с уведомлением о вручении по месту регистрации, в организацию почтовой связи для получения повестки не явился, в судебное заседание также не явился, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Неявка административного ответчика в организацию почтовой связи для получения повестки является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве, и в соответствии с ч.2 ст.100 КАС РФ, Кравец В.А. читается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Суд не признал явку административного ответчика в судебное заседание обязательной и считает, что неявка в судебное заседание указанного лица, надлежащим образом извещавшегося о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие в соответствии с положениями ч.2 ст.289 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Кравец В.А., являясь гражданином Республики Украина, ДД.ММ.ГГГГ из Республики Украина на таможенную территорию Таможенного союза ввез транспортное средство - автомобиль ZAZ 11028 с государственным номером , 2001 года выпуска, что подтверждается пассажирской таможенной декларацией , согласно которой срок временного ввоза был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

На момент ввоза истцом транспортного средства на территорию Российской Федерации, порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском был определен Таможенным Кодексом Таможенного союза.

Согласно п. 2 ст.358 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 года N 17) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

С 1 января 2018 года правоотношения по вывозу декларантом транспортного средства регулируются нормами ст. 264 Таможенного Кодекса ЕАЭС, пунктом 1 которого также установлено, что допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Согласно п. 5 ст. 264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или в иных целях, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров ЕАЭС, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусматривающие признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании факта их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В соответствии с подп. 3 п. 6 ст. 268 ТК ЕАЭС в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного срока в связи с невывозом его с таможенной территории ЕАЭС наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

По результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного Кравца В.А. транспортного средства для личного пользования было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт нарушения Кравцом В.А. срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства (ZAZ 11028 с государственным номером , 2001 года выпуска)

ДД.ММ.ГГГГ Кравцу В.А. направлено уведомление о неисполнении им обязанности по уплате таможенных платежей и пошлин на сумму 369337,59 руб., по адресу места жительства в Республике Украина и по месту регистрации по месту жительства в Российской Федерации в г.Норильске Красноярского края.

Согласно положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Частью 6 ст. 73 ТК ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, принимает меры по взысканию специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 77 настоящего Кодекса.

В тоже время, пунктом 1 ч. 4 ст. 68 ТК ЕАЭС установлено, что меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случаях, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации», вступившего в законную силу с 04.09.2018, меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

До вступления в силу вышеназванного закона действовали нормы Федерального Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ, статьей 150 которого также было установлено, что принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В силу подпунктов 1 и 9 статьи 136 ТК ЕАЭС, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента регистрации декларации на товары и подлежит исполнению до выпуска товаров, если иной срок не установлен в соответствии с Кодексом.

Таким образом, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты только лишь в пределах трех лет: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления события (наступления обстоятельств), влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

При этом установленный пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

В настоящем случае декларация на транспортное средство была зарегистрирована таможенным органом ДД.ММ.ГГГГ, срок временного ввоза транспортного средства установлен – до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате таможенных платежей выставлено таможенным органом с нарушением трехлетнего срока, установленного п. 1 ч. 5 ст. 150 Федерального закона №311-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона № 289-ФЗ, нормы которого подлежали применению на момент обращения таможенного органа в суд с настоящим исковым заявлением.

Учитывая, что в соответствии с подп. 3 п. 6 ст. 268 ТК ЕАЭС срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей истек ДД.ММ.ГГГГ, административным истцом направлено уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежах и приняты меры по взысканию данных платежей по истечении трех лет, истцом пропущен срок на обращение в суд с требованиями о взыскании с Кравца В.А. таможенных платежей и пени, ходатайство о восстановления процессуального срока административным истцом не заявлено, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представлено, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.95, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Белгородская таможня Федеральной таможенной службы России к Кравцу В.А. о взыскании таможенных платежей и пени отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.В. Захарова

Решение в окончательном виде составлено 22 августа 2022 года.