ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2305/18 от 07.12.2018 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

версия для печатиДЕЛО № 2а-2305/2018 (Решение)

Дело № 2а-2305/2018

УИД: 26RS0023-01-2018-004922-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2018 года. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе,

председательствующего судьи Залугина С.В.

при секретаре Русановой М.С.,

с участием: административных истцов ФИО1 и ФИО2, представителей административных ответчиков – администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО3 и управлению архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды административное дело № 2а-2305/2018 (УИД: 26RS0023-01-2018-004922-83) по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО2 и ФИО6 к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управлению архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения от 18 сентября 2018 года № 2560 об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу:.............., а также возложения обязанности устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5, ФИО2 и ФИО6 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управлению архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, в обоснование которого указали, что они, являясь собственниками жилого помещения, расположенного по адресу:.............., обратились в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о его переустройстве, с целью установки индивидуальных источников отопления.

Обращение о переустройстве было рассмотрено и принято решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 18.09.2018 года.

Полагают, что принятое решение является необоснованным и незаконным.

Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно части 2 статьи 27 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 этой статьи.

Часть 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, который не подлежит расширительному толкованию.

В числе указанных в данной норме Жилищного кодекса РФ оснований отказа нет тех оснований, которые указаны в оспариваемом решении.

В решении об отказе в согласовании, в качестве основания для отказа указано, что не получено 100% согласия всех собственником помещений многоквартирного дома. По мнению административного ответчика, такое согласие обязательно в соответствии со статьями 36, 40, 44 Жилищного кодекса РФ.

Между тем, данная позиция не соответствует положениям действующего законодательства.

Безусловно система центрального отопления относится к общему имуществу многоквартирного дома, однако, перечень имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме, определен статьёй 290 Гражданского кодекса РФ и статьёй 36 Жилищного кодекса РФ, к нему относится, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Таким образом, к общему имуществу в многоквартирном доме относится лишь то оборудование, находящееся в многоквартирном доме, которое обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

Подпунктом "д" пункта 2 и пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В пункте 6 указанных Правил № 491 определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Элементы системы отопления, которые расположены в квартире административных истцов, не обслуживают какие-либо жилые помещения, в связи с чем, не могут быть отнесены к общему имуществу.

В связи с тем, что инженерное оборудование, расположенное внутри квартиры и обслуживающее только одно жилое помещение оно не является общим имуществом, в связи с чем, согласие всех собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома не требуется.

В оспариваемом решении говориться о том, что отключение отдельного жилого помещения от общей системы отопления может негативно сказаться в целом на работе системы теплоснабжения дома, так как такое вмешательство в общую систему отопления означает вмешательство в общую систему теплоснабжения дома.

Однако, данное основание отказа не установлено статьей 27 Жилищного кодекса РФ, кроме того носит предположительный характер.

Кроме того, обязанность поддержания системы теплоснабжения в многоквартирном доме лежит на обслуживающей организации ООО "Альянс-Юг", которое в свою очередь согласовало заявителям переустройство жилого помещения, что выражено в согласовании на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения от 24.08.2017 № 46. Таким образом, устранены всякие случае негативного воздействия на отопительную систему многоквартирного дома.

Действующее законодательство не содержит запретов на переход отдельно взятого жилого помещения на индивидуальные источники отопления, даже в случае уже введенных в эксплуатацию домов.

Частью 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" установлено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Из смысла данной статьи следует, что она носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный в пункте 51 постановления Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Однако административные ответчики в своем решении об отказе в согласовании переустройства не установили, что указанный в представленном проекте индивидуальный квартирный источник тепловой энергии относится к перечисленным в указанном пункте 51 постановления Правительства РФ.

В связи с чем просили признать незаконным решение от 18 сентября 2018 года № 2560 об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу:.............., а также возложить на администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края обязанность устранить допущенное нарушение.

В своих письменных возражениях на административный иск ФИО5, ФИО7 и ФИО6 представитель административного ответчика – администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края указал, что в соответствии со статьёй 27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушение прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).

Федеральный закон N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно- технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п.; параметры и другие характеристики систем инженерно- технического обеспечения в процессе эксплуатации здания и сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Из анализа перечисленных норм следует, что проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, определенных ЖК РФ. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.

Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.

Таким образом, принятие подобного решения без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме может являться нарушением их законных интересов и прав.

04 сентября 2018 года истцы обратились в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения.

18 сентября 2018 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа принято решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, в котором указано, что приборы отопления служат частью отопительной системы многоквартирного дома, в связи с чем демонтаж может привести к нарушению порядка теплоснабжения многоквартирного дома, его разбалансировке, что неблагоприятным образом отразится на правах остальных собственников и пользователей помещений в доме. Отключение отдельно жилого помещения может неблагоприятно сказаться в целом на работе всей инженерной системы теплоснабжения многоквартирного дома, так как такое отключение означает вмешательство в общую систему теплоснабжения дома. В методических рекомендациях по вопросам принятия органами местного самоуправления Ставропольского края решений по обращениям граждан с вопросами перехода на индивидуальное отопление жилых помещений в МКД при наличии подключения к системам централизованного теплоснабжения, одобренных протоколом заседания коллегии министерства ЖКХ от 28.02.2017 N 1, указано, что установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно ч. 15 ст. 14 которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Кроме того, истцами не представлено доказательств того, что устанавливаемый отопительный прибор не только не подпадает под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, но также и не будут нарушены права и законные интересы граждан, не созданы угроза их жизни и здоровью, поскольку не будут нарушены системы дымоудаления, как того требует п. 44 вышеуказанных Правил.

В материалы дела истцом представлена только рабочая документация отсоединения от системы отопления объекта капитального строительства в принадлежащей ей квартире, подготовленную ПГ ООО "Ставрополь Газ-сервис" в 2017 году, содержащая только общие указания по отключению и схему отключения.

Каких-либо иных доказательств с бесспорностью свидетельствующих о возможности безопасного и соответствующего всем требованиями действующего законодательства перехода на индивидуальное отопление квартиры, истцом не представлено.

Вывод о том, что представленный протокол собрания жильцов дома .............. по .............. по поводу замены центрального отопления на индивидуальное отопление в квартире N .............., не может служить доказательством получения согласия всех собственников помещений. Протокол оформлен в нарушении требований ст. 48 ЖК РФ (не содержит сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался"), а содержит только лишь подписи лиц.

В материалы дела не представлены доказательства того, что увеличение объема подаваемых на жилой дом газа и воды в связи с подключением к инженерным коммуникациям дома индивидуальной системы отопления не окажет на них негативного влияния.

В связи с чем просил в удовлетворении исковых требований ФИО5, ФИО7 и ФИО6 отказать в полном объеме.

В своих письменных возражениях на административный иск ФИО5, ФИО7 и ФИО6 представитель административного ответчика – Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края указал, что ФИО5, ФИО2, ФИО7, ФИО6 29 августа 2018 года обратились в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о переустройстве (перепланировке) .............., с целью установки в ней индивидуального отопления.

По поручению администрации Минераловодского городского округа 18.09.2018 № 2560 Управлением архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа административным истцам было подготовлено решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки вышеназванного жилого помещения.

Во-первых, порядок переустройства жилого помещения регламентирован главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является основанием для отказа. Проекты переустройства жилых помещений в МКД, предусматривающие переход отдельных жилых помещений в МКД на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (далее - ИИТЭ), не соответствуют следующим положениям действующего законодательства:

- нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- нормам Федерального Закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - ФЗ № 384) и подзаконным актам о техническом регулировании (так как переход на ИИТЭ является реконструкцией).

Во-вторых, в соответствии со статьей 36 ФЗ № 384-ФЗ, параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно- технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Строительство многоквартирного жилого .............. в .............., велось в соответствии с проектной документацией, согласно которой МКД имеет централизованное теплоснабжение.

В соответствии пунктом 6.1.1. Свода правил СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", теплоснабжение зданий может осуществляться:

- по тепловым сетям централизованной системы теплоснабжения от источника теплоты теплоэлектроцентрали, по тепловым сетям от источника теплоты населенного пункта, квартала, микрорайона районной тепловой станции и квартальной тепловой станции; от автономного источника теплоты, обслуживающего одно здание или группу зданий (встроенная, пристроенная или крышная котельная, когенерационная или теплонасосная установка);

- от индивидуальных теплогенераторов.

Таким образом, организация теплоснабжения МКД посредством «смешанного типа», т.е. одновременного использования централизованного теплоснабжения и теплоснабжения с использованием ИИТЭ, нормативными документами не предусмотрена.

То есть, действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход всех жилых помещений в многоквартирных домах на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

В-третьих, пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса определено, что изменение параметров объектов капитального строительства является реконструкцией. Сводом правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятым Постановлением Госстроя России от 21.08.2003 г. № 153, комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности), определяется как реконструкция здания.

Отказ от централизованного отопления представляет собой, как минимум, процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется как главой 4 Жилищного кодекса РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (то есть подготовки проекта реконструкции, получения разрешения на реконструкцию, разрешения на ввод в эксплуатацию и т.п. всего МКЖД).

Таким образом, установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.

В-четвертых, в соответствии с пунктом 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на реконструкцию, включает решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме. Однако административными истцами такого согласия предоставлено не было.

Таким образом, переход на индивидуальное отопление отдельных квартир в МКД противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ в части порядка распоряжения общим имуществом собственников многоквартирного дома.

Еще одним нормативным актом, определяющим условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений, являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

В соответствии с п. 1.7.1 указанных Правил и норм переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

На основании вышеизложенного Управление считает, что в настоящее время отсутствуют законодательная возможность согласования переустройства жилых помещений в части установки индивидуального отопления, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований административным истцам просит отказать.

Определением суда от 23 ноября 2018 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на основании статьи 47 КАС РФ были привлечены ФИО7 и ГУП СК "Крайтеплоэнерго".

В своих письменных возражениях на административный иск ФИО5, ФИО7 и ФИО6 представитель заинтересованного лица - ГУП СК "Крайтеплоэнерго" указал, что пунктом 15 статьи 14 N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" четко предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно схемы теплоснабжения города Минеральные Воды до 2028 года, утвержденной постановлением администрации города Минеральные Воды от 31.07.2014 № 503, единой теплоснабжающей организацией является ГУП СК "Крайтеплоэнерго".

Вышеуказанной схемой теплоснабжения не предусмотрен перевод отдельных жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии. В частности, в соответствии с разделом 2 "Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей" - табл. 2.3., и разделом 3 "Перспективные балансы теплоносителя" табл. З.1., 3.2. снижение тепловой мощности источников тепловой энергии не допускается.

Следовательно, возможность перевода на индивидуальное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуального источника тепловой энергии схемой теплоснабжения муниципального образования города Минеральные Воды не предусмотрена.

Многоквартирный .............., как обособленное здание, подключен к тепловым сетям котельной № 26-19, эксплуатируемой ГУП СК "Крайтеплоэнерго", то есть, является единым целостным объектом инженерной инфраструктуры. Схемой теплоснабжения города Минеральные Воды было принято решение о загрузке котельной № 26-19, не предусматривающее снижение нагрузки у потребителей. Для ГУП СК "Крайтеплоэнерго" как единой теплоснабжающей организации определены объемы потребления тепловой энергии в вышеуказанных многоквартирных домах, которые остаются неизменными. Исходя из неизменности потребления тепловой энергии в соответствии с Разделом 4 "Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии" схемы теплоснабжения города Минеральные Воды реконструкция и техническое перевооружение котельной ГУП СК "Крайтеплоэнерго" № 26-19 не планируется.

Следовательно, рассматривая заявление административных истцов о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, орган местного самоуправления обоснованно учел, что схема теплоснабжения муниципального образования города Минеральные Воды, в составе которой находится указанный многоквартирный дом, не предусматривает индивидуальное отопление квартир, а потому проект устройства индивидуального отопления квартиры, предусматривающий замену центрального отопления на индивидуальное не соответствует требованиям законодательства.

Основания для отказа в согласовании переустройства жилого помещения предусмотрены также частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, результатом рассмотрения, поступившего от административных истцов, заявления о переустройстве жилых помещений, стал отказ в согласовании переустройства жилого помещения, предусмотренный пунктом 3 части 1 вышеприведенной нормы в случае несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Сводом правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятым Постановлением Госстроя России от 21.08.2003 №153, комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) определяется как реконструкция здания.

Таким образом, установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.

Отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового теплогенератора) предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что должно подтверждаться протоколом общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: ............... Приложенный к административному иску "протокол жильцов подъезда многоквартирного дома об отсутствии возражений в переустройстве", таковым не является, что служит одним из оснований для вынесения решения об отказе в согласовании проведения переустройства жилого помещения. Таким образом, оспариваемое решение об отказе в согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края выдано законно и обоснованно.

Приборы отопления служат частью отопительной системы многоквартирного жилого дома, демонтаж которых приводит к нарушению порядка теплоснабжения дома. То есть, если с момента постройки многоквартирный дом рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую схему подачи тепла.

Отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового теплогенератора) предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, приводя её к разбалансировке.

Перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны.

Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные, п. 7.3.7) применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире. Допускается перевод существующих многоквартирных жилых домов на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания на природном газе при полной проектной реконструкции инженерных систем дома, а именно: общей системы теплоснабжения дома; общей системы газоснабжения дома, в т.ч. внутридомового газового оборудования, газового ввода; системы дымоудаления и подвода воздуха для горения газа, для установки теплогенератора объем кухни квартиры должен быть не менее 15 куб.м.

ГУП СК "Крайтеплоэнерго" считает, что оспариваемое решение об отказе в согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края выдано законно и обоснованно.

В связи с чем просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО5, ФИО2, ФИО6 отказать в полном объеме.

Административный истец ФИО6, заинтересованные лица ФИО7 и представитель ГУП СК "Крайтеплоэнерго", надлежащим образом извещенные судом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, руководствуясь указанными положениями статьи 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании административные истцы ФИО1 и ФИО2, заявленные требования поддержали в полном объеме, дали суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в административном иске.

Просят суд признать незаконным решение от 18 сентября 2018 года № 2560 об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу:.............., а также возложить на администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края обязанность устранить допущенное нарушение.

Представители административных ответчиков – администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО3 и управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО4 требования административных истцов ФИО1 и ФИО2 не признали, дали суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях.

Просят суд в удовлетворении административного искового заявления ФИО5, ФИО2, ФИО6 отказать в полном объеме.

Суд, выслушав доводы административных истцов ФИО1 и ФИО2, представителей административных ответчиков – администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО3 и управлению архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО4 и изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме по следующим основаниям.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что собственниками жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, по адресу:.............., являются: ФИО1 – 2/5 доли в праве общей долевой собственности; ФИО2 – 1/5 доля в праве общей долевой собственности; ФИО7 – 1/5 доля в праве общей долевой собственности; ФИО8 – 1/5 доля в праве общей долевой собственности.

Согласно представленного кадастрового паспорта, .............., кадастровый .............., общей площадью 61,4 кв.м., расположена по адресу:.............., состоит из следующих помещений: № 1 – жилая комната площадью 9,9 кв.м.; № 2 - жилая комната площадью 16,5 кв.м.; № 3 – кухня площадью 7,9 кв.м.; № 4 – коридор; № 5 - жилая комната площадью 12,7 кв.м.; № 6 – туалет; № 7 – ванная.

Многоквартирный .............., как обособленное здание, подключен к тепловым сетям котельной № 26-19, эксплуатируемой ГУП СК "Крайтеплоэнерго".

Обслуживание многоквартирного .............. осуществляет ООО "Альянс-Юг".

В 2016 году собственниками жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, по адресу:.............., ФИО1, ФИО2, ФИО7 и ФИО6 принято решение об установлении в жилом помещении индивидуальной системы отопления.

Согласно представленной выписки из протокола № 3 от 24 августа 2017 года внеочередного общего собрания собственников помещений, проводимого в форме очно-заочного голосования в многоквартирном доме по адресу: .............., с 20 августа 2017 года по 23 августа 2017 года, на указанном собрании 100% голосов - "за" принято решение по вопросу № 5.4 "О согласовании разрешения на переустройство собственного жилого помещения – .............. МКД .............. по .............. под индивидуальное отопление собственнику ФИО1".

Для подготовки необходимой технической документации административные истцы обратились в ПГ ООО "Ставрополь ГАЗ-СЕРВИС", АО "Минераловодская газовая компания" и ООО "Архитектурно-планировочное бюро № 1".

Согласно представленной рабочей документации, выполненной специалистами ПГ ООО "Ставрополь ГАЗ-СЕРВИС", в связи с тем, что в квартире установлен водогрейный отопительный котел, необходимо отключить существующую систему отопления от тепловых сетей. Для этого оставить без изменения, подводки к отопительным приборам обрезать от стояков и подсоединить к поквартирной индивидуальной системе отопления. Обрезанные участки стояков восстановить сваркой труб.

Также АО "Минераловодская газовая компания" были выданы технические условия № 441 от 03 июля 2017 года на подключение газопровода и газового оборудования объекта, согласно которых необходимо выполнить замену существующего газового стояка диаметром по расчету с учетом дополнительного подключаемой нагрузки. Отвод продуктов сгорания предусмотреть согласно требований действующих нормативных документов.

Также ООО "Архитектурно-планировочное бюро № 1" была подготовлена проектная документация по переустройству квартиры, согласно которой предусмотрена вертикальная установка наконечника дымохода на крыше путем закрепления наконечника.

Согласие на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения было получено и от обслуживающей организации ООО "Альянс-Юг".

04 сентября 2018 года ФИО1, ФИО2, ФИО7 и ФИО6 обратились в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением по вопросу установки индивидуального отопления в .............., расположенной по адресу:...............

Решением от 18 сентября 2018 года Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа отказало административным истцам в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения с установкой индивидуального отопления.

Основанием для отказа явилось следующее:

- в представленных документах, отсутствует письменное 100 % согласие собственников квартир, поскольку на проведение работ по реконструкции необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством);

- демонтаж отопительной системы в жилом помещении может привести к нарушению порядка теплоснабжения многоквартирного дома, его разбалансировке, что неблагоприятным образом отразится на правах остальных собственников и пользователей помещений в таком доме. Отключение отдельно жилого помещения может неблагоприятно сказаться в целом на работе всей инженерной системы теплоснабжения многоквартирного дома, так как такое отключение означает вмешательство в общую систему теплоснабжения дома;

- установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство отопления квартиры с центрального на индивидуальное является переустройством квартиры, которое согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Основания к отказу в согласовании переустройства жилого помещения предусмотрены частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 вышеприведенной нормы отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя

Также согласно пункту 3 части 1 вышеприведенной нормы отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.

Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. На это указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2015 г. N АКПИ15-198, которым отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354.

По смыслу вышеприведенной нормы в квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла) только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, в тех случаях, когда речь идет о переходе на индивидуальную систему отопления жилых помещений многоквартирного дома при наличии уже осуществленного в надлежащем порядке подключения к системе теплоснабжения многоквартирного дома.

В статье 2 данного Федерального закона дается понятие схемы теплоснабжения. Это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Пунктом 6 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организациям теплоснабжения на соответствующих территориях отнесено утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Согласно схемы теплоснабжения города Минеральные Воды до 2028 года, утвержденной постановлением администрации города Минеральные Воды от 31.07.2014 № 503 единой теплоснабжающей организацией является ГУП СК «Крайтеплоэнерго».

Вышеуказанной схемой теплоснабжения не предусмотрен перевод отдельных жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии. В частности, в соответствии с разделом 2 «Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей» - табл. 2.3., и разделом 3 «Перспективные балансы теплоносителя» табл. 3.1., 3.2. снижение тепловой мощности источников тепловой энергии не допускается.

Следовательно, возможность перевода на индивидуальное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуального источника тепловой энергии схемой теплоснабжения муниципального образования города Минеральные Воды не предусмотрена.

В связи с чем суд приходит к выводу, что схема теплоснабжения многоквартирного дома, в составе которого находится квартира истцов, не предусматривает индивидуальное отопление квартир, а потому проект устройства индивидуального отопления квартиры, предусматривающий замену центрального отопления на индивидуальное не соответствует требованиям законодательства.

Более того, представленный административными истцами проект переустройства предусматривает коаксиальное устройство воздухоподачи и удаление продуктов сгорания через фасадную стену многоквартирного жилого дома.

Пунктом 6.3 СП 41-108-2004 "Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с тепологенераторами на газовом топливе" установлено, что системы воздухоподачи и удаления продуктов сгорания могут проектироваться по следующим схемам: с коаксиальным (совмещенным) устройством воздухоподачи и удаления продуктов сгорания; встроенными или пристроенными коллективными воздухоотводами и дымоходами; с раздельным устройством воздухоподачи и удаления продуктов сгорания встроенными или пристроенными коллективными воздуховодами и дымоходами; с индивидуальным воздухоотводом, обеспечивающим забор воздуха через стену и подачу его индивидуально к каждому теплогенератору, и удалением дымовых газов коллективным дымоходом. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного здания запрещается.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 27.10.2008 также указывает на возможность оснащения жилых помещений системами поквартирного отопления (котлами) только при условии выведения продуктов неполного сгорания через коллективный организованный газоотводный канал на 1,5 м. выше конька крыши жилого здания.

Кроме того, частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Таким образом, представленный проект переустройства не соответствует вышеуказанным требованиям действующего законодательства, в связи с чем отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа в его согласовании является законным и обоснованным.

Кроме того, в силу части 1 статьи 36 ЖК РФ, части 1 статьи 290 ГК РФ, подпункта "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внешние несущие стены многоквартирного дома, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, находятся в долевой собственности собственников квартир и нежилых помещений такого дома.

Несмотря на это, согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, по адресу: .............., на изменение внешней его стены не представлено (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Обжалуемый отказ не содержит основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, как того требует часть 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Однако из содержания отказа следует, что основанием такого решения явилось отсутствие схемы теплоснабжения, предусматривающей возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при наличии уже осуществленного в надлежащем порядке подключения к системе теплоснабжения многоквартирного дома.

Формальное несоответствие обжалуемого отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа части 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации не влияет на вывод о несоответствии проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение административных ответчиков об отказе в согласовании переустройства квартиры является законным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО5, ФИО2 и ФИО6 к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управлению архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения от 18 сентября 2018 года № 2560 об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу:.............., а также возложения обязанности устранить допущенное нарушение – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда составлено 12 декабря 2018 года.

Судья

Копия верна:

Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.