ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2305/20 от 25.12.2020 Грязинского городского суда (Липецкая область)

Дело № 2а-2305/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2020 года г. Грязи

Судья Грязинского городского суда Липецкой области Шегида Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Грязинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, указав, что административным ответчиком в нарушение положений действующего законодательства не разработана и не принята муниципальная программа использования и охраны земель. Прокурор просит признать бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии указанной программы, незаконным, и обязать его принять меры по реализации полномочий, установленных ст.ст. 11, 13 Земельного кодекса РФ, направленные на разработку и реализацию данной программы.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Грязинского муниципального района Липецкой области.

Прокурор надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных возражений не представил.

Представитель заинтересованного лица администрации Грязинского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных пояснений не представил.

В соответствии с ст. 291, ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор полагает, что в результате бездействия административного ответчика нарушаются права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому он вправе обратиться в суд с настоящим иском.

В соответствии с Уставом сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (Принят решением Казинского сельского Совета депутатов 6 июня 2006 года N 40) администрация сельского поселения осуществляет исполнительно-распорядительные функции на территории сельского поселения. Администрация сельского поселения обладает правами юридического лица (ч. 1 ст. 31).

В силу ст. 32 Устава к компетенции администрации сельского поселения относятся: обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, решениями Совета депутатов сельского поселения, постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения (п. 1); разработка программ и планов социально-экономического развития сельского поселения и обеспечение их выполнения (п. 4).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Устава в систему муниципальных правовых актов, среди прочих, входят постановления и распоряжения главы сельского поселения.

В соответствии с Порядком разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, утв. постановлением администрации сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, разработка проекта муниципальной программы осуществляется на основании Перечня муниципальных программ, утвержденного нормативным правовым актом администрации сельского поселения. Перечень муниципальных программ формируется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического развития сельского поселения и задачами, утвержденными в Стратегии Социально-экономического развития сельского поселения. Внесение изменение в Перечень производится по решению администрации сельского поселения. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств сельского поселения осуществляется за чет бюджетных ассигнований местного бюджета. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ утверждается решением сессии Совета депутатов сельского поселения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проект муниципальной программы в срок до 15 сентября года, предшествующего первому году ее реализации, представляется ответственным исполнителем в контрольно-счетный орган сельского поселения для подготовки заключения. При соответствии требованиям проект муниципальной программы утверждается постановлением администрации сельского поселения в срок до 15 октября, предшествующего первому году реализации муниципальной программы.

Таким образом, к компетенции администрации сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области относится разработка, утверждение путем принятия постановления администрации и выполнение муниципальных программ, принимаемых в соответствии с задачами социально-экономического развития сельского поселения.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся:

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

18) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

В силу ч. 3 чт. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании ч. 1 ст. 18 данного закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.

Анализ приведенных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что к вопросам местного значения городского поселения отнесен комплекс вопросов, решение которых в той или иной степени связано с использованием и охранной земель городского поселения. К полномочиям сельского поселения уставами этих поселений могут быть отнесены любые вопросы, относящиеся к вопросам местного значения городского поселения, за исключением лишь вопросов, указанных в п. 23 ч. 1 ст. 14 данного закона.

Уставом сельского поселения Казинский сельсовет, в соответствии с ч. 1 ст. 11, к вопросам местного значения сельского поселения, среди прочих, отнесены следующие вопросы, касающиеся использования и охраны земель:

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения (п. 3);

создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 15);

организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18);

организация благоустройства и озеленения территории сельского поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов сельского поселения (п. 19);

утверждение генерального плана сельского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана сельского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сельского поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах сельского поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сельского поселения (п. 20);

создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сельского поселения (п. 27);

содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства (п. 28).

То есть к компетенции администрации сельского поселения Казинский сельсовет отнесено решение комплекса вопросов местного значения, сопряженных с использованием и охраной земель.

Приведенные положения Устава сельского поселения и в Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полной мере согласуются с положением ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, в силу которого к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурс (ч. 1). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (ч. 2). Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ч. 3).

Таким образом, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель обусловлена необходимостью эффективного решения вопросов местного значения сельского поселения, связанных с использованием и охраной земель соответствующего поселения.

Судом установлено, что на территории сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области административным ответчиком не разработана и не принята муниципальная программа использования и охраны земель.

Данное обстоятельство подтверждено письмом сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области от 11.11.2020 г. в адрес Грязинского межрайонного прокурора и не оспорено административным ответчиком.

Поскольку административный ответчик не выполнил обязанности по разработке и реализации муниципальной программы использования и охраны земель, он нарушил права неопределенного круга лиц, прежде всего, проживающих на территории сельского поселения Казинский сельсовет, на благоприятную окружающую среду и эффективное решение вопросов местного значения.

В силу этого суд находит бездействие административного ответчика незаконным, а потому административный иск подлежащим удовлетворению.

С учетом установленного муниципальным правовым актом сельского поселения Казинский сельсовет порядка принятия муниципальных программ, муниципальная программа использования и охраны земель должна быть утверждена постановлением администрации сельского поселения в срок до 15 октября, предшествующего первому году реализации муниципальной программы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228, 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии муниципальной программы использования и охраны земель сельского поселения.

Обязать администрацию сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области принять меры по разработке и реализации муниципальной программы использования и охраны земель сельского поселения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Е.А. Шегида