Дело № 2а-2305/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2021 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.В.
при секретаре Шаповаловой И.А.,
с участием представителя административного истца ФИО8
представителя административного ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального учреждения «Администрация городского поселения (иные данные)» к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по (иные данные) району, Управлению Министерства Внутренних Дел по ХМАО-Югре о признании незаконным отказа органа регистрационного учета в снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения (иные данные)» (далее по тексту – администрация) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, согласно которому просила признать незаконным отказ ОМВД России по (иные данные) району в снятии с регистрационного учета по месту жительства ВАА, возложить на ОМВД России по (иные данные) району снять ВАА, зарегистрированного по месту жительства по адресу пгт. (адрес)(адрес), строение (адрес) с регистрационного учета.
В обоснование указано, что в рамках реализации мероприятий по муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (иные данные) района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года» по расселению балочных массивов выявлены граждане, значащиеся зарегистрированными по месту жительства в строениях, приспособленных для проживания. Данные строения снесены силами подрядных организаций, полагает, граждане добровольно освободили их для последующего сноса и передали в Администрацию по акту приема-передачи. Однако данные граждане продолжают быть зарегистрированными в данных строениях. Сведения о регистрации и о количестве граждан, зарегистрированных на соответствующей территории, используются при реализации различных государственных программ, определении численности штатов и объема финансирования государственных органов, при организации и проведении выборов. Полагает, факт регистрации граждан по месту жительства в несуществующих (снесенных) строениях имеет признаки фиктивной регистрации.
Представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности, на удовлетворении административного иска настаивал, суду пояснил, что в настоящее время в поселке такого балочного массива не существует, поскольку имелась территория (адрес) которая была включена в состав иного балочного массива. Согласно ген.плану указанная территория по данному адресу попадает в зону транспортной инфраструктуры, в которой ИЖС исключено. Сколько уже не существует строение ему( представителя истца) неизвестно.
Представитель ОМВД России по (иные данные) району ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, по основаниям изложенным в письменном возражении.
Представитель привлеченного в качестве соответчика УМВД по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился.
Заинтересованное лицо ВАА, не явился, суд приступил к рассмотрению дела пополучени сведений с последнего известного места жительства заинтересованного лица о неизвестности его местопребывания
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признав неявку представителя УМВД и заинтересованного лица не обязательной, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 25.03.2021 года Администрация обратилась к начальнику ОМВД России по (иные данные) району о снятии с регистрационного учёта по месту жительства ряда граждан, в том числе ВАА, зарегистрированного по адресу: пгт. (адрес), строение (адрес). В обоснование указано, что регистрация граждан по месту жительства в несуществующих (снесенных) строениях имеет признаки фиктивной регистрации.
В ответе ОМВД России по (иные данные) району от 02.04.2021 года административному истцу было указано, что снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится на основании вступившего в законную силу решения суда.
Оспаривая законность такого отказа, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с положениями Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях настоящего Закона используются, в частности, следующие основные понятия:
регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;
регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства - фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства;
фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица (ст.2).
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации (ст.3).
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регулируются Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713, далее – Правила).
Согласно положениям указанных Правил, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.2).
При изменении места жительства гражданин обязан обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (п.16).
В п.31 Правил установлены различные основания для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства органами регистрационного учета. В частности, предусмотрено, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением производится на основании вступившего в законную силу решения суда (п.п.«е»); в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации (п.п.«к»).
Как подтверждается поквартирной карточкой и никем не оспаривалось, ВАА с 29.12.1987 в установленном порядке был зарегистрирован по адресу: пгт.(адрес) 1987 года
В настоящее время земельный участок по указанному адресу свободен от построек, ВАА по данному адресу фактически не проживает.
Вступившее в законную силу решение суда о прекращении у ВАА возникшего права пользования указанным помещением отсутствует.
При этом в силу Конституции Российской Федерации, жилищного законодательства и приведенных выше нормы о регистрационном учете граждан, административные ответчики не наделены правом прекращения жилищных прав граждан и произвольного, при отсутствии правовых оснований, снятия гражданин с регистрационного учета по месту жительства. При этом постановка и снятие граждан с регистрационного учета носит заявительный характер
Суд находит несостоятельной ссылку административного истца на необходимость применения в данном случае норм о фиктивной регистрации граждан, поскольку суду не представлены доказательства того, что регистрация ВАА была произведена на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо регистрация в жилом помещении была произведена без намерения проживать в этом помещении, либо без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для проживания указанных лиц.
При этом суд учитывает, что является общеизвестным факт, что в период освоения недр территории поселений хаотично застраивались балками и хозяйственными постройками без соответствующих на то разрешений.
28.02.1984 года Исполнительным комитетом (иные данные) районного совета народных депутатов Тюменской области принято решение №№ «О порядке сноса балков, хозяйственно-бытовых строений и ответственности граждан за самовольное возведение этих объектов на территории района».
24.12.1987 года Исполнительным комитетом (иные данные) районного совета народных депутатов Тюменской области принято решение №№, из которого следует что в целях устранения недостатков в соблюдении паспортного режима на территории района, было запрещено повсеместное повторное заселение по временным и вахтовым посёлкам предприятий и организаций, базирующихся на территории Пойковского, Мамонтовского и Пыть-Яхского поселковых Советов, а также разрешена перепрописка граждан, проживающих в жилых балках, не попадающих в зону капитальной застройки и не подлежащих сносу до 1990 года, при наличии регистрационного удостоверения.
Приложением к решению № было Примерное положение о порядке регистрации и сноса временных жилых строений в поселках района, а также разработан типовой бланк регистрационного удостоверения на временное строение.
ВАА же был зарегистрирован по месту жительства по вышеуказанному строению в 1987 году, как следует из поквартирной карточки.
Вместе с тем административный истец ссылается на нарушение его прав свобод и законных интересов со стороны административного ответчика. Между тем, ни одного довода какие именно законные права и свободы нарушены наличием в жилом помещении которое уже снесено регистрацией заинтересованного лица, а также законного основания для снятия гражданина с регистрационного учёта, представитель административного ответчика не указал.
На основании изложенного, оспариваемое решение является законным и обоснованным, вынесено в пределах предоставленных ответчику законом полномочий, и прав, свобод, законных интересов административного истца не нарушает.
Кроме того суд учитывает, что программа муниципального образования (иные данные) района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (иные данные) района в 2017 - 2020 годах» утвержденная постановлением администрации (иные данные)(дата)№-па-нпа, предусматривала ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений (балков) «Подпрограмма III» и выплату субсидии гражданам РФ, вселившимся и зарегистрированным до (дата), а также проживающим по настоящее время в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестры строений на (дата), в том числе длительно отсутствующим, при условии отсутствия у таких граждан, а также совместно зарегистрированных и проживающих членов их семей принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров социального найма жилых помещений».
При этом в администрации пгт.Пойковский такой реестр был создан, с учетом даты действия муниципальной программы, поскольку не доказано иного
О том, что ВАА зарегистрирован по вышеуказанному адресу административный истец знал, не мог не знать при утверждении вышеуказанной программы в 2016 году, тогда как с иском обратился в суд только (дата), то есть за пределами указанного трех месячного срока, при это с заявлением о восстановлении срока не обращался и об уважительности причин пропуска указанного срока не заявлял.
Поэтому и при указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Муниципального учреждения «Администрация городского поселения (иные данные)» к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по (иные данные) району, Управлению Министерства Внутренних Дел по ХМАО-Югре о признании незаконным отказа органа регистрационного учета в снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства отказать за их необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты- Мансийского автономного округа-Югры путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд ХМАО-Югры.
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)