Дело № 2а-2305/2023
УИД:59RS0004-01-2023-001558-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2023 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.
при секретаре Черепановой Е.А.,
с участием административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО3, по ордеру,
представителя административных ответчиков ФИО4, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО11 к администрации г. Перми, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о признании бездействия, согласований, решений незаконными, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился с административным иском к административным ответчикам, просит (с учетом уточненных требований) о признании незаконным решения И.о. заместителя главы администрации г. Перми ФИО5, изложенного в ответе на обращение № 059-03-08-И-1279 от 22.12.2022 года, признании незаконным согласования 03.04.2018 года колерного паспорта на многоквартирный дом по адресу <...> № СЭД-059-22-01-26-298 от 21.03.2018 года, признании незаконным бездействия Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» по не разработке колерного паспорта многоквартирного жилого дома № 70 по Комсомольскому проспекту г. Перми до проведения капитального ремонта, возложении обязанности восстановить гранитную плитку на цоколе главного и бокового фасадов.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми в лице заместителя начальника ДГА г. Перми - главного архитектора ФИО6 03 апреля 2018 года согласован колерный паспорт № 183/70 от 21.03.2018 № СЭД-059-22-01-26-298 здания, расположенного по адресу <...>, о чем истцу стало известно в 2022 году, когда при проведении капитального ремонта с цоколей центрального и боковых фасадов была демонтирована и не восстановлена гранитная плитка. Не согласившись с принятым решением, он подал жалобу в администрацию города, а также в прокуратуру г. Перми, откуда она перенаправлена в администрацию города Перми. 22.12.2022 и.о. заместителя главы администрации города Перми ФИО5 было принято неправомерное решение о признании соответствующим действующим требованиям, установленным Правилами благоустройства от 29.01.2008 № 4, Паспорта, согласованного 03.04.2018 заместителем начальника ДГА г. Перми - главным архитектором ФИО6. Свое решение ФИО5 обосновала наличием полного пакета документов, соответствием Паспорта пунктам 1.4 и 1.7 Требований к содержанию колерного паспорта, утвержденных постановлением администрации города Перми от 22.02.2017 № 130. С принятым решением не согласен, полагает, что Паспорт не соответствовал установленным на то время требованиям и явился основанием для разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту фасада дома. В соответствии с п. 11.3.3. Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы 15.12.2020 № 277, работы по капитальному ремонту, реставрации фасадов зданий требует разработки колерного паспорта. Согласно п. 1.2 Порядка № 130 колерный паспорт разрабатывается при необходимости изменения фасада, кровли здания, сооружения (ремонт фасада, кровли, размещение вывески, не соответствующей установленным администрацией города Перми стандартным требованиям, установка и эксплуатация рекламной конструкции). В силу п. 1.3 Порядка № 130 проект колерного паспорта либо проект изменений в колерный паспорт подлежит согласованию с департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми. В соответствии с п. 1.2. Требований № 130 разработка колерного паспорта должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством об объектах культурного наследия. В нарушение указанного положения, при проведении капитального ремонта дома, новый колерный паспорт не разрабатывался. До капитального ремонта цоколь знания был выложен натуральным камнем, который был демонтирован и заменен на цементную штукатурку. В ранее утвержденном ДГА колерном паспорте здания от 02.04.2013 N° СЭД-22-01-05-12 в ведомости отделки фасада указано, что цоколь здания выполнен из природного камня (гранита), а согласно колерному паспорту дома от 21.03.2018 № СЭД-059-22-01-26-298 в ведомости отделки фасада указано, что цоколь здания выполнен из штукатурки. Указанные сведения действительности не соответствовали, до 2022 года цоколь дома был отделан гранитом, что подтверждается кроме прочего сведениями общедоступного сервиса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет «Яндекс.Карты». На листе 1 колерных паспортов имеется инструкция о порядке производства работ, в п. 4 указано: полуразрушенные и разрушенные архитектурные художественно-скульптурные детали здания подлежат обязательному восстановлению в своем первоначальном виде. Полагает, что замена натурального камня цоколя фасада на штукатурку противоречит указанной инструкции и законодательству об объектах культурного наследия. В соответствии с п. 2.41. Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы 29.01.2008 № 4, паспорт внешнего облика объекта капитального строительства (далее - колерный паспорт) - документ, разрабатываемый для здания, сооружения и устанавливающий требования в отношении материалов, способов отделки и цветов фасадов и кровли; внешнего вида дверных и оконных проемов; ограждающих конструкций балконов, лоджий, кровли; установки дополнительного оборудования (кондиционеров, антенн и т.д.); мест для размещения объектов монументального искусства, вывесок, рекламных конструкций, номерных знаков (пункт введен согласно изменениям на 26 мая 2015 года). Согласно п. 6.5.3 Проект колерного паспорта (проект изменений в колерный паспорт) разрабатывается по инициативе администрации города Перми и (или) заинтересованных лиц при необходимости изменения фасада, кровли здания, сооружения (ремонт фасада, кровли, размещение вывески, не соответствующей установленным администрацией города Перми стандартным требованиям, установка и эксплуатация рекламной конструкции) (пункт с изменениями на 26 мая 2015 год). Проект колерного паспорта (проект изменений в колерный паспорт) подлежит согласованию с функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции управления в сфере градостроительства. Предметом согласования проекта колерного паспорта (проекта изменений в колерный паспорт) является соблюдение установленной формы, требований к содержанию колерного паспорта, требований к соответствию рекламных конструкций внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, установленных Пермской городской Думой. Форма колерного паспорта, требования к его содержанию, порядок и критерии его согласования устанавливаются администрацией города Перми. Один экземпляр колерного паспорта хранится в функциональном органе администрации города Перми, осуществляющем функции управления в сфере градостроительства. Колерные паспорта размещаются администрацией города Перми на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее пяти рабочих дней после дня их согласования. Как следует из ответа начальника ДГА, фасад дома подлежит охране как часть достопримечательного места «Комсомольский проспект». Замена натурального камня на цоколе площадью около 200 кв.м., на штукатурку, существенно снижает стоимость общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, ухудшает внешний вид и нарушает законодательство об объектах культурного наследия. Считаю, что Паспорт, вопреки мнению заместителя начальника ДГА, и.о. заместителя главы администрации города Перми, не соответствует требованиям к содержанию паспорта внешнего облика объекта капитального строительства (колерного паспорта), указанным в приложении 2 к Правилам благоустройства территории города Перми, а также законодательству об объектах культурного наследия. В частности, согласно п. 11.4.3.1. Правил благоустройства территории города Перми размещение вывесок на фасадах, архитектурно-конструктивных элементах зданий, строений, сооружений должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством об объектах культурного наследия. Однако сам Паспорт не содержит информации о том, что в соответствии с приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 15.03.2016 № СЭД-27-01-10-58 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Комсомольский проспект» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - приказ Министерства) здание по Комсомольскому проспекту, 70 города Перми является объектом, формирующим историко-архитектурную среду объекта культурного наследия - достопримечательного места «Комсомольский проспект» (далее - достопримечательное место). В нарушение п. 4 Требований к содержанию паспорта (Приложение 2 к Правилам благоустройства территории города Перми) в нем отсутствует раздел «Архитектурно-художественная подсветка», в нарушение п. 5 в ситуационном плане отсутствуют красные линии, а также расстояния до них и границ земельного участка, также в нем, в отличие от прежнего колерного паспорта, отсутствуют обозначенные места для размещения дополнительного оборудования на дворовом фасаде, ведомость ссылочных и прилагаемых документов (в которой отражается информация о ранее согласованных колерных паспортах), В нарушение п. 6 пояснительная записка не содержит информацию о проведенных натурных исследованиях. Полагает, что они не проводились надлежащим образом, поскольку сведения об отделке фасада по цоколю действительности не соответствует. Также не соответствуют действительности многочисленные изображенные по центральной оси главного фасада архитектурные элементы, таким образом, Паспорт не соответствовал обязательным требованиям, содержал информацию не соответствующую действительности и не подлежал согласованию администрацией города. В уточненном административном исковом заявлении истец также указал, что Колерный паспорт на здание по Комсомольскому проспекту, 70, г. Перми разработан ООО «РК «Неон стрит» по заданию ПАО «Банк ВТБ» исключительно с целью определения возможных мест размещения и типов вывесок на главном фасаде указанного здания. Фактически же при разработке паспорта без каких-либо оснований была изменена ведомость текущей отделки фасадов, вместо природного камня (гранит) на цоколе указан вид отделки: штукатурка, фасадная окраска.
Административный истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, дал пояснения аналогично изложенным в административном исковом заявлении, уточненном административном исковом заявлении и дополнительных пояснениях к ним (л.д. 159-162, том 1, л.д. 1-4, том 2).
Представитель административного истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, дал пояснения аналогично доводам, административного искового заявления и дополнительных объяснений к нему.
Представитель административных ответчиков администрации г. Перми и Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях к ним (л.д. 41-66, том 1).
Представитель административного ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в судебное заседание не явился, представил письменные возражения по существу заявленных требований, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Заинтересованные лица Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края, Министерство культуры Пермского края, Банк ВТБ (ПАО), ООО «Рекламная компания «Неон стрит» в судебное заседание представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.
Заслушав пояснения административного истца, представителя административного истца, представителя административных ответчиков, оценив доводы административного искового заявления, доводы возражений, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
В соответствии с п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником 3-комнатной квартиры по адресу г. Пермь, Свердловский район, просп. Комсомольский, 70-15 (л.д. 157, том 1).
13.08.2014 года Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми за № СЭД-22-01-05-12 от 02.04.2013 года согласован колерный паспорт владения по адресу г. Пермь, Свердловский район, проспект Комсомольский, 70 (л.д. 67-74, том 1).
21.03.2018 года от директора ООО «Рекламная компания «НЕОН СТРИТ» ФИО7 в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми поступили заявление от 19.03.2018 года о согласовании размещения вывески в виде объемных световых букв с внутренней подсветкой для Банка ВТБ (ПАО) на здании по адресу <...> с приложением колерного паспорта (л.д. 75, том 1).
03.04.2018 года Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми за № СЭД-22-01-26-298 от 21.03.2018 года согласован колерный паспорт (шифр 183/70) владения по адресу г. Пермь, Свердловский район, проспект Комсомольский, 70 (л.д. 77-85, том 1).
02.08.2022 года ФИО2 обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с заявлением, в котором указал, что колерный паспорт в отношении дома по адресу <...>, утвержденный Департаментом 03.04.2018 года, принят в нарушение стандартных требований, противоречит ранее действовавшему колерному паспорту и не соответствует архитектурному облику г. Перми, просил отменить согласование колерного паспорта (л.д. 94, том 1).
12.08.2022 года Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми на обращение ФИО2 дан ответ № 05-9-22-01-08/2-258 подготовлен ответ по указанным в обращении вопросам, согласно которого колерный паспорт объекта, расположенного по адресу <...>, от 21.03.2018 года № СЭД-059-22-01-26-298 (шифр 183/70), согласованный Департаментом 03.04.2018 года, не противоречит действующему законодательству об объектах культурного наследия и архитектурному облику города (л.д. 95-98, том 1).
ФИО2 обратился в прокуратуру города Перми с заявлением о несогласии с утвержденным колерным паспортом здания по адресу <...> (шифр 183/70) и ненадлежащем рассмотрении его обращения Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, указанное обращение было направлено для рассмотрения по компетенции и.о. заместителя главы администрации города Перми (л.д. 99, 100, 101-102, том 1).
22.12.2022 года И.о. Заместителя главы администрации г. Перми ФИО8 на обращение ФИО2 подготовлен ответ, из содержания которого следует, что колерный паспорт № 183/70 на здание по Комсомольскому проспекту, 70 города Перми был разработан в 2018 году ООО «Рекламная компания «Неон стрит» по заданию ПАО Банк ВТБ, с целью определения возможных мест размещения и типов вывесок на главном фасаде указанного здания с учетом действующим на тот период Правил благоустройства от 29.01.2018 года № 4. В соответствии с Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 15.03.2016 N СЭД-27-01-10-58 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Комсомольский проспект" в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" здание по Комсомольскому проспекту, 70 города Перми является объектом, формирующим историко-архитектурную среду объекта культурного наследия – достопримечательного места «Комсомольский проспект». В предмет охраны достопримечательного места включены характеристики здания: Жилой дом (Комсомольский пр., 70) - 4-этажный с высоким цоколем прямоугольный в плане дом расположен на линии застройки проспекта и формирует восточную границу Комсомольской площади. Главный западный фасад симметричен, ось симметрии выделена парой эркеров и криволинейным щипцом. Фланговые оси обозначены малыми щипцами и балконами в уровне 3-4-го этажей, объединенными по вертикали колоннами. В тимпане центральной оси расположено циркульное слуховое окно, а под ним - лепная гирлянда. Карниз на лепных кронштейнах, поясок между 2 и 3 этажами с лепной гирляндой. По фланговым осям окна 1-2-го этажей имеют рустованную подкладку. Оконные проемы прямоугольные, крыша скатная, кровля металлическая фальцевая с организованным водостоком. Фасады оштукатурены и окрашены с выбеливанием архитектурных деталей. Со ссылкой на Постановление Администрации г. Перми от 22.02.2017 N 130 "Об утверждении формы и Порядка согласования паспорта внешнего облика объекта капитального строительства (колерного паспорта)", указано на соответствие колерного паспорта № 183/70 требованиям, установленным Правилами благоустройства от 29.01.2008 года и отсутствие оснований для отказа в утверждении колерного паспорта, а также разработки нового колерного паспорта, при наличии актуального при проведении капитального ремонта (л.д. 7-10, 103-109 том 1).
Разрешая требования ФИО2 о признании незаконным решения И.о. заместителя главы администрации г. Перми ФИО5, изложенного в ответе на обращение № 059-03-08-И-1279 от 22.12.2022 года, суд исходит из следующего.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Постановлением администрации г. Перми от 18.06.2021 № 451 утвержден Регламент работы по рассмотрению обращений граждан в администрации города Перми.
В соответствии с п.4.2.3.3. Регламента заместителям главы администрации города Перми, руководителю аппарата администрации города Перми направляются обращения граждан и запросы по обращениям граждан, в том числе коллективные обращения граждан, поступившие на рассмотрение в адрес заместителей главы администрации города Перми, руководителя аппарата администрации города Перми, в том числе с жалобой на подразделения администрации города Перми, общее руководство которыми осуществляют заместители главы администрации города Перми, руководитель аппарата администрации города Перми.
Согласно п.4.4.4. Регламента обращение считается рассмотренным, если даны ответы на все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры, дан исчерпывающий письменный ответ гражданину
С учетом характера правоотношений, из которых вытекает требование ФИО2 о признании незаконным решения И.о. заместителя главы администрации г. Перми ФИО5, изложенного в ответе на обращение № 059-03-08-И-1279 от 22.12.2022 года, суд не усматривает нарушения прав гражданина, поскольку обращение рассмотрено уполномоченным лицом, права и свободы ФИО2 не нарушены, препятствия к осуществлению им прав и свобод не созданы, незаконного возложения какой-либо обязанности или незаконного привлечения к ответственности судом не установлено, обращение административного истца было рассмотрено в установленные законом сроки и ему был дан ответ по всем поставленным в обращении вопросам, со ссылками на нормы действующего законодательства.
Оспаривая согласование 03.04.2018 года колерного паспорта на многоквартирный дом по адресу <...> № СЭД-059-22-01-26-298 от 21.03.2018 года, административный истец указывает на несоответствие колерного паспорта Порядку и критериям согласования колерного паспорта, требования к содержанию колерного паспорта, форма колерного паспорта утверждены постановлением администрации города Перми от 22.02.2017 № 130, Правилам благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 4.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2.41 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 4 (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений), паспорт внешнего облика объекта капитального строительства (далее - колерный паспорт) - документ, разрабатываемый для здания, сооружения и устанавливающий требования в отношении материалов, способов отделки и цветов фасадов и кровли; внешнего вида дверных и оконных проемов; ограждающих конструкций балконов, лоджий, кровли; установки дополнительного оборудования (кондиционеров, антенн и т.д.); мест для размещения объектов монументального искусства, вывесок, рекламных конструкций, номерных знаков.
В соответствии с пунктом 6.5.3 Правил благоустройства от 29.01.2008 № 4 проект колерного паспорта (проект изменений в колерный паспорт) разрабатывается по инициативе администрации города Перми и (или) заинтересованных лиц при необходимости изменения фасада, кровли здания, сооружения (ремонт фасада, кровли, размещение вывески, не соответствующей установленным администрацией города Перми стандартным требованиям, установка и эксплуатация рекламной конструкции).
Стандартные требования к вывескам, их размещению и эксплуатации были утверждены постановлением администрации города Перми от 25.10.2016 № 958.
Проект колерного паспорта (проект изменений в колерный паспорт) подлежит согласованию с функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции управления в сфере градостроительства. Предметом согласования проекта колерного паспорта (проекта изменений в колерный паспорт) является соблюдение установленной формы, требований к содержанию колерного паспорта, требований к соответствию рекламных конструкций внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, установленных Пермской городской Думой.
Порядок и критерии согласования колерного паспорта, требования к содержанию колерного паспорта, форма колерного паспорта утверждены постановлением администрации города Перми от 22.02.2017 № 130 (документ действовал в период спорных правоотношений).
Пунктом 1.5. Порядка № 130 установлены критерии согласования колерного паспорта: соответствие проекта колерного паспорта либо проекта изменений в колерный паспорт форме колерного паспорта и требованиям к его содержанию; соответствие рекламных конструкций, представленных в проекте колерного паспорта либо проекте изменений в колерный паспорт, требованиям к внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 27 января 2009 г. № 11 «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Перми».
В силу п. 1.6 Порядка ДГА в течение 30 рабочих дней после поступления заявления о согласовании проекта колерного паспорта либо проекта изменений в колерный паспорт: осуществляет проверку: наличия документов, предусмотренных пунктом 1.4 настоящего Порядка;
проекта колерного паспорта либо проекта изменений в колерный паспорт на соответствие форме колерного паспорта и требованиям к его содержанию;
проекта колерного паспорта либо проекта изменений в колерный паспорт на соответствие рекламных конструкций, представленных в проекте колерного паспорта либо проекте изменений в колерный паспорт, требованиям к внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 27 января 2009 г. N 11 "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Перми".
Согласно п. 1.7 Порядка основаниями для отказа в согласовании проекта колерного паспорта либо проекта изменений в колерный паспорт являются: отсутствие документов, предусмотренных пунктом 1.4 Порядка; несоответствие проекта колерного паспорта либо проекта изменений в колерный паспорт форме колерного паспорта и требованиям к его содержанию; несоответствие рекламных конструкций, представленных в проекте колерного паспорта либо в проекте изменений в колерный паспорт, требованиям к внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 27 января 2009 г. N 11 «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Перми».
Пунктом 1.4 Порядка для согласования проекта колерного паспорта либо проекта изменений в колерный паспорт Заявители направляют в ДГА следующие документы:
заявление о согласовании проекта колерного паспорта либо проекта изменений в колерный паспорт;
проект колерного паспорта либо проект изменений в колерный паспорт в 2 экземплярах;
документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации (подтверждающие полномочия представителя Заявителя, а также удостоверяющие личность представителя Заявителя, в случае если интересы Заявителя представляет представитель Заявителя).
В случае разработки колерного паспорта либо проекта изменений в колерный паспорт объекта капитального строительства, расположенного на территории города Перми, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленным объектом культурного наследия (далее - объекты культурного наследия), ДГА в течение 3 рабочих дней после поступления заявления направляет запрос в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия с целью получения информации и документов по наличию согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Заявители вправе самостоятельно представить в ДГА документы, указанные в абзаце пятом настоящего пункта.
Колерный паспорт 183/70 на здание по Комсомольскому проспекту, 70 города Перми был разработан в 2018 году обществом с ограниченной ответственностью «Рекламная компания «Неон Стрит» по заданию публичного акционерного общества «Банк «ВТБ» с целью определения возможных мест размещения и типов вывесок на главном фасаде указанного здания.
В колерном паспорте владения по адресу г. Пермь, Свердловский район, проспект Комсомольский, 70 за № СЭД-22-01-05-12 от 02.04.2013 года, в ведомости отделки фасадов вид отделки цоколя указан – природный камень (гранит). Также колерный паспорт содержит Инструкцию о порядке производства работ, связанных с окраской фасадов и всех наружных частей зданий, сооружений, строений, расположенных на территории г. Перми, определены места допустимого размещения дополнительного оборудования, ось размещения объектов городской информации, вывесок.
В колерном паспорте (шифр 183/70) владения по адресу г. Пермь, Свердловский район, проспект Комсомольский, 70 за № СЭД-22-01-26-298 от 21.03.2018 года, согласованном ДГА 03.04.2018 года, в ведомости отделки фасадов вид отделки цоколя указан – штукатурка, фасадная краска. Вопреки доводам административного истца, ведомость отделки фасадов содержит необходимую информацию о виде отделки всех элементов фасада. Также колерный паспорт содержит Инструкцию о порядке производства работ, связанных с окраской фасадов и всех наружных частей зданий, сооружений, строений, расположенных на территории г. Перми, определены места допустимого размещения объектов городской информации (вывески, рекламные конструкции), места допустимого размещения объектов монументального искусства (арт-объекты), ось размещения объектов городской информации.
Согласно исторической справке, здание - 4-этажный кирпичный многоквартирный дом с помещениями общественного назначения на 1-м этаже, построено и введено в эксплуатацию в 1953 году.
В соответствии с приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 15.03.2016 № СЭД-27-01-10-58 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Комсомольский проспект» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» здание по Комсомольскому проспекту, 70 города Перми является объектом, формирующим историко-архитектурную среду объекта культурного наследия - достопримечательного места «Комсомольский проспект» (далее - достопримечательное место).
В предмет охраны достопримечательного места включены следующие характеристики здания по Комсомольскому проспекту, 70: жилой дом (Комсомольский пр., 70) - 4-этажный с высоким цоколем прямоугольный в плане дом расположен на линии застройки проспекта и формирует восточную границу Комсомольской площади. Главный западный фасад симметричен, ось симметрии выделена парой эркеров и криволинейным щипцом. Фланговые оси обозначены малыми щипцами и балконами в уровне 3-4-го этажей, объединенными по вертикали колоннами. В тимпане центральной оси расположено циркульное слуховое окно, а под ним - лепная гирлянда. Карниз на лепных кронштейнах, поясок между 2 и 3 этажами с лепной гирляндой. По фланговым осям окна 1-2-го этажей имеют рустованную подкладку. Оконные проемы прямоугольные, крыша скатная, кровля металлическая фальцевая с организованным водостоком. Фасады оштукатурены и окрашены с выбеливанием архитектурных деталей (часть 5 приложения 3 к приказу).
Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края суду представлена информация (л.д. 124-125, том 1), о том, что жилой дом по адресу Комсомольский проспект, 70 является предметом охраны достопримечательного места «Комсомольский проспект», формирующим историк-архитектурную среду, в соответствии с Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 19.12.2018 N СЭД-55-01-05-563 (ред. от 26.12.2022) "Об установлении границ территории, предмета охраны и требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Комсомольский проспект". Материал цоколя в указанном предмете охраны не определен, согласно предмету охраны фасады обозначенного жилого дома оштукатурены и окрашены с выбеливанием архитектурных деталей.
В силу п. 4.6 Приложения № 3 к указанному приказу Особенности осуществления изыскательских, проектных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места: работы по капитальному ремонту фасадов, крыш, а также работы по реконструкции (с изменением объемно-пространственных характеристик) зданий, строений, сооружений, реконструкции дорожно-транспортной инфраструктуры, элементов благоустройства, замене озеленения и уличной мебели, отнесенных к предмету охраны достопримечательных мест, но не являющихся объектами культурного наследия, проводятся после получения положительного заключения органа охраны объектов культурного наследия Пермского края на акт историко-культурной экспертизы проекта или раздела по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в составе проекта на выполнение таких работ.
В соответствии с письмом Инспекции от 14.04.2022 года согласована проектная документация и выражено согласие с выводами государственной историко-культурной экспертизы (л.д. 130, том 1), принято решение Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края о рассмотрении Акта государственной историко-культурной экспертизы раздела документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия – достопримечательного места «Комсомольский проспект», проектной документации «Капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>», «Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>», «Капитальный ремонт фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>» (л.д. 131-137, том 1).
В соответствии с п.1.6.3. Порядка № 130 ведомость отделки фасадов должна содержать: элементы фасада: цоколь, поле стен первого этажа, поле стен второго этажа и выше, переплеты окон первого этажа (витринного остекления), переплеты окон второго этажа и выше, дверные полотна, ступени крылец (входных групп), ограждения балконов (лоджий), ограждения крылец (входных групп), карнизы, пояски, архитектурные элементы (декор), водосточные трубы, кровля, козырьки, отливы, металлические кованые изделия, решетки, ворота и так далее; эталон цвета: отображение реального цвета материала отделки; обозначение: RAL цвета; вид отделки: название материала отделки.
Ведомость отделки фасада (лист 1) колерного паспорта шифр 183/70, содержит информацию о планируемом виде фасада, как того требуют положения установленного Порядка.
Согласно п.11.4.3.1 действующих Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, размещение вывесок на фасадах, архитектурно-конструктивных элементах зданий, строений, сооружений должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством об объектах культурного наследия.
Многоквартирный до по адресу <...> объектом культурного наследия не является, в связи с чем не требовалось после поступления заявления о согласовании колерного паспорта 183/70 направление запроса в орган охраны объектов культурного наследия, с целью получения информации и документов по наличию согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН, при этом содержание колерного паспорта не противоречит действующему в тот момент приказу Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 15.03.2016 № СЭД-27-01-10-58 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Комсомольский проспект» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Как указывает Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, мастер-план освещения Комсомольского проспекта, включающий архитектурно-художественную подсветку каждого отдельного здания, был разработан в 2020 году по заказу муниципального казенного учреждения «Пермблагоустройство» муниципальным казенным учреждением «Институт территориального планирования» и светотехнической компанией «МТ Электро», на момент рассмотрения и согласования колерного паспорта 183/70 в 2018 году концепция освещения здания по Комсомольскому проспекту, 70 отсутствовала, в связи с чем раздел «Архитектурно-художественная подсветка» не мог быть отражен в колерном паспорте 183/70, согласованном в 2018 году.
Таким образом, колерный паспорт 183/70 от 21.03.2018 № СЭД- 059-22-01-26-298 согласован департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми 03.04.2018 при наличии пакета документов, указанного в пункте 1.4 Порядка № 130, основания для отказа, предусмотренные пунктом 1.7 Порядка № 130 отсутствовали, при этом, колерный паспорт 183/70 соответствовал действующим требованиям, установленным Правилами благоустройства от 29.01.2008 № 4, приказу Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 15.03.2016 № СЭД-27-01-10-58 не противоречил, предложенные места размещения вывесок с типом «Объемные буквы и/или логотип на металлических направляющих в цвет фасада», расположенные по единой горизонтальной оси, не перекрывали архитектурные элементы фасада, не нарушали архитектурный облик сложившейся застройки и располагались в местах фактического размещения вывесок.
В обоснование своей позиции административный истец, со ссылкой на Справочник технолога-строителя, указывает, что теплопроводность натурального камня намного больше, чем штукатурки (л.д. 196-198, том 1), отделка цоколя фасада штукатуркой значительно удешевляет стоимость имущества в многоквартирном доме, а значит нарушаются права собственников, кроме того демонтаж гранитного камня причинил значительный ущерб жильцам дома. Также ФИО2 указывает на то, что в рядом стоящих многоквартирных домах – Комсомольский проспект, 72, Комсомольский проспект, 68, Комсомольский проспект, 67, Комсомольский проспект, 69, Комсомольский проспект, 62,64, Комсомольский проспект, 66), в результате проведения капитального ремонта цоколь и приямки главного фасада, в соответствии с утвержденными колерными паспортами, выполнены из природного камня – серого гранита (л.д. 199-204, том 1), при этом согласно локальному сметному расчету и актам приемки выполненных работ, разница в стоимости работ по отделке фасада натуральным камнем и штукатуркой, является не значительной (л.д. 205-226, том 1).
Однако, суд полагает, что указанные доводы не свидетельствуют о незаконности и несоответствии требованиям действующего законодательства, согласованного колерного паспорта на многоквартирный дом по адресу <...> № СЭД-059-22-01-26-298 от 21.03.2018 года, в связи с чем признает их не состоятельными.
Доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении и дополнительных пояснениях к нему, основаниями для признания незаконным согласования колерного паспорта не являются, о незаконности колерного паспорта не свидетельствуют.
Учитывая изложенное, требования ФИО2 о признании незаконным согласования 03.04.2018 года колерного паспорта на многоквартирный дом по адресу <...> № СЭД-059-22-01-26-298 от 21.03.2018 года удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 11.3.3 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, разработка проекта колерного паспорта требуется при планировании изменения внешнего вида фасада здания: архитектурных элементов фасада, архитектурного решения фасада. В том случае, если на здание имеется актуальный (действующий) колерный паспорт и проектная документация на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов здания не предусматривает каких-либо изменений внешнего вида фасадов по сравнению с имеющимся колерным паспортом, разработка нового колерного паспорта не требуется.
Согласно п. 4.2.3.13. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176), окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест.
Как следует из ответа НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на обращение ФИО2 от 22.11.2022 года для выполнения работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Пермь, проспект Комсомольский, 70 Фондом был заключен договор от 09.06.2021 года № КР-000016/2021/ЭА с подрядной организацией ООО «Экостроймонтаж». Выполнение работ будет произведено согласно проектно-сметной документации и в соответствии с колерным паспортом, разработанным в утвержденном порядке и согласованным Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (л.д. 40, том 1).
НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в 2019 году направлен запрос на предоставление колерных паспортов многоквартирных домов, в том числе в отношении дома по адресу <...> (л.д. 86-91, том 1).
16.07.2019 года Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми имеющиеся колерные паспорта направлены в НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (л.д. 92-93, том 1).
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <...> от 15.05.2019 года принято решение о проведении капитального ремонта крыши, фасада и фундамента МКД (л.д. 27, том 2).
09.06.2021 года между НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» и ООО «Экостроймонтаж» заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту (л.д. 28-49, том 2).
Из ответа НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на запрос суда следует, что оштукатуривание и окраска цоколя многоквартирного дома по адресу <...> выполнены на основании согласованного в Департаменте градостроительства и архитектуры администрации г. Перми колерного паспорта объекта (л.д. 59, том 2).
В настоящее время работы по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу <...> проведены, составлен акт приемки выполненных работ по капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию элементов многоквартирного дома, законченных капитальным ремонтом от 15.03.2023 года (л.д. 25-26, том 2).
03.10.2023 года Фондом направлено сообщение, в том числе ООО «УК «Профиградсервис» о приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту (л.д. 73, том 2).
Со стороны председателя Совета МКД № 70 по Комсомольскому проспекту г. Перми подготовлены письменные замечания по капитальному ремонту и направлены в Фонд (л.д. 74, 75, том 2).
Учитывая изложенное, при наличии актуального (действующего) колерного паспорта у НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» отсутствовала обязанность разработки нового колерного паспорта, доводы административного истца основаны на неверном толковании норм права.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, какого-либо незаконного бездействия со стороны НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» не допущено, в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем, в удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным бездействия Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» по не разработке колерного паспорта многоквартирного жилого дома № 70 по Комсомольскому проспекту г. Перми до проведения капитального ремонта, возложении обязанности восстановить гранитную плитку на цоколе главного и бокового фасадов, суд отказывает.
Доводы административного истца о нарушении прав всех собственников многоквартирного дома, судом во внимание не принимаются, полномочия у ФИО2 действовать от имени всех собственников отсутствуют, нарушение прав непосредственно административного истца в ходе рассмотрения дела также не установлено.
Заявляя требования, административный истец по факту выражает несогласие с проведенными работами по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома по адресу <...>, при этом, удовлетворение требований к восстановлению нарушенного права не приведет, что свидетельствует о том, что административным истцом выбран ненадлежащий способ зашиты.
Поскольку необходимая совокупность условий для удовлетворения административных исковых требований судом не установлена, в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решения И.о. заместителя главы администрации г. Перми ФИО5, изложенного в ответе на обращение № 059-03-08-И-1279 от 22.12.2022 года, признании незаконным согласования 03.04.2018 года колерного паспорта на многоквартирный дом по адресу <...> № СЭД-059-22-01-26-298 от 21.03.2018 года, признании незаконным бездействия Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» по не разработке колерного паспорта многоквартирного жилого дома № 70 по Комсомольскому проспекту г. Перми до проведения капитального ремонта, возложении обязанности восстановить гранитную плитку на цоколе главного и бокового фасадов, следует отказать в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с п. п. 2, 11 ч. 9 ст. 226, ч. ч. 3, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 2) соблюдены ли сроки обращения в суд (п. 2 ч. 9 ст. 226); обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (п. 11 ч. 9 ст. 226).
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219).
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с требованиями о признании незаконным согласования колерного паспорта.
Как следует из административного иска и подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства материалами, о наличии колерного паспорта административному истцу стало известно не позднее августа 2022 года (обращение в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о несогласии с утвержденным колерным паспортом), оспариваемый ответ подготовлен 22.12.2022 года.
С настоящим административным иском ФИО2 обратился в Ленинский районный суд г. Перми 28.03.2023 года, то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока для обращения в суд за защитой своих прав.
Административным истцом каких-либо иных доказательств в подтверждение уважительности причин пропуска срока суду не представлено.
Доводы административного истца о том, что перед обращением в суд он обращался с жалобами и заявлениями в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в органы прокуратуры, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО2 пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в силу положений ч. 8 ст.219 КАС РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 ФИО12 к администрации г. Перми, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о признании незаконным решения И.о. заместителя главы администрации г. Перми ФИО5, изложенного в ответе на обращение № 059-03-08-И-1279 от 22.12.2022 года, признании незаконным согласования 03.04.2018 года колерного паспорта на многоквартирный дом по адресу <...> № СЭД-059-22-01-26-298 от 21.03.2018 года, признании незаконным бездействия Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» по не разработке колерного паспорта многоквартирного жилого дома № 70 по Комсомольскому проспекту г. Перми до проведения капитального ремонта, возложении обязанности восстановить гранитную плитку на цоколе главного и бокового фасадов - отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено 23.10.2023 года.
Подлинник документа находится в деле № 2а-2305/2023
в Ленинском районном суде г. Перми.