№ 2а-2306/2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» августа 2016 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Горелика А.Б.,
при секретаре Самарцевой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Тамбовскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Тамбовской области, УФССП России по Тамбовской области о признании незаконным бездействия судебного пристава, признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2016 г. и возложении обязанности по возврату удержанных денежных средств,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Тамбовскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Тамбовской области о признании незаконным бездействия судебного пристава, признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по возврату удержанных денежных средств. В обоснование требований в заявлении ФИО1 указал, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным вр.и.о. судебного
пристава-исполнителя Тамбовского районного ОСП УФССП России по
Тамбовской области ФИО2, с него взыскан исполнительский сбор
в размере <данные изъяты> по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№, возбужденному на основании судебного приказа №-
964/15 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного мировым судьей судебного участка №
Октябрьского района г. Тамбова М.Б.Стародубовой, которым с него
взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2013 г. в
сумме <данные изъяты>. и пени в сумме <данные изъяты>., а всего - <данные изъяты>, а также государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме
200 рублей. Указанный судебный приказ был им получен лишь ДД.ММ.ГГГГ в
Тамбовском районном ОСП УФССП России по Тамбовской области после
того, как из его пенсии были удержаны денежные средства. Сразу же им в мировой суд Октябрьского района г. Тамбова было направлено заявление об отмене указанного судебного приказа, так как он является инвалидом II группы и освобожден от уплаты налога. Определением мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского района г. Тамбова М.Б.Стародубовой от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен. После вынесения определения суда об отмене судебного приказа он неоднократно обращался и в налоговый орган и в службу судебных приставов по вопросу прекращения исполнительного производства и возврату ему необоснованно удержанных денежных средств. При этом в устной форме приставы ему пояснили, что удержанные денежные средства были перечислены в налоговый орган, а по информации из МИФНС № 4 по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ из налогового органа в службу судебных приставов были направлены уточненные сведения с нулевыми остатками по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время никаких действий по возврату удержанных денежных средств Тамбовским районным ОСП не принято, что он считает незаконным. О самом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, которое им обжалуется, он узнал только ДД.ММ.ГГГГ, когда его копия одновременно с копией постановления от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на пенсию были ему выданы на руки вр.и.о. судебного пристава- исполнителя Тамбовского РОСП ФИО2. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» только при нарушении срока на добровольное исполнение исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора и при наличии сведений о получении копии постановления о возбуждении исполнительного производства должником. Сама копия постановления о возбуждении исполнительного производства ему по настоящее время так и не вручена, несмотря на то, что это непосредственная обязанность судебного пристава- исполнителя. Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ. Таким образом, данные обстоятельства указывают на незаконность и необоснованность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора и незаконность бездействия Тамбовского районного ОСП УФССП России по Тамбовской области по непринятию мер по возврату удержанных из его пенсии денежных средств по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№
Определением суда в качестве административного ответчика привечено УФССП РФ по <адрес>.
Административным ответчиком Тамбовским районным отделом судебных приставов УФССП России по Тамбовской области представлены в суд письменные возражения относительно заявленных исковых требований, согласно которым действия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства в отношении ФИО1 являются законными. Возврат исполнительно сбора по письменному обращению ФИО1 должен был осуществлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, действия судебного пристава соответствуют действующему законодательству, права и законные интересы заявителем обжалуемыми действиями не нарушены.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административное исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика судебный пристав-исполнитель Тамбовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тамбовской области по доверенности ФИО2 возражала относительно удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика УФССП России по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов мест органа, организации, наделенных отдельными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решение, действие органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 360 КАС РФ, постановление главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Статьей 2 ФЗ РФ от 2 октября 2007г. №229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ст. 4 ФЗ РФ от 2 октября 2007г. №229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника- гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ от 2 октября 2007г. №229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» судебный приказ является исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю.
Статья 12 ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с положениями ч. 1, 5, 6, 8, 11, 12 ст. 30 ФЗ РФ от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 64 ФЗ РФ от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Частью 1 статьи 68 ФЗ РФ от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 68 ФЗ РФ от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются, в том числе, и обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ РФ от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 №13-П признал исполнительский сбор санкцией штрафного характера, возложением на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату, зачисляемую в бюджет, в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Пунктом 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» определено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем Тамбовского районного ОСП УФССП России по Тамбовской области ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ возбужденно исполнительное производство № на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г. Тамбова, в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ИФНС № 4 по Тамбовской области.
ДД.ММ.ГГГГ вр.и.о. судебного пристава-исполнителя Тамбовского районного ОСП УФССП России по Тамбовской области ФИО2 вынесено проставление об обращении взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений в рамках исполнительного производства №, возбужденного на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г. Тамбова, в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ИФНС № 4 по Тамбовской области.
ДД.ММ.ГГГГ вр.и.о. судебного пристава-исполнителя Тамбовского районного ОСП УФССП России по Тамбовской области ФИО2 в связи с истечением срока, установленного для добровольного исполнения, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №, возбужденного на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г. Тамбова, в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ИФНС № 4 по Тамбовской области.
Постановлением вр.и.о. судебного пристава-исполнителя Тамбовского районного ОСП УФССП России по Тамбовской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с оплатой задолженности по исполнительному документу отмены меры по обращению взыскания на доходы ФИО1 в рамках исполнительного производства №, возбужденного на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г. Тамбова, в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ИФНС № 4 по Тамбовской области.
Определением мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского района г. Тамбова Стародубовой М.Б. от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № о взыскании с ФИО1 в доход бюджета Тамбовской области задолженности по налогу на имущество физических лиц и государственной пошлины отменен. Копия указанного определения направлена взыскателю и должнику.
ДД.ММ.ГГГГ в Тамбовский районный ОСП УФССП России по Тамбовской области от ФИО1 поступило заявление о прекращении исполнительного производства и возврате необоснованно удержанных из его пенсии денежных средств.
Принимая во внимание то, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, судебный приказ № о взыскании с ФИО1 в доход бюджета Тамбовской области задолженности по налогу на имущество физических лиц и государственной пошлины отменен не был, постановление вр.и.о. судебного пристава-исполнителя Тамбовского районного ОСП УФССП России по Тамбовской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №, возбужденного на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г. Тамбова, в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ИФНС № 4 по Тамбовской области является законным и обоснованным. Следовательно, требования ФИО1 в данной части не подлежат удовлетворению.
Частями 10, 11 ст. 112 ФЗ РФ от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ; исполнительного документа; постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №550, принятым во исполнение части 11 статьи112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора (далее - Правила).
Пункт2 Правил предусматривает, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ.
В пункте3 названных Правил определено, что возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (пункт4 Правил).
Возврат исполнительского сбора, уже перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) (пункт5 Правил).
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что срок возврата исполнительского сбора после поступления в Тамбовский районный ОСП УФССП России по Тамбовской области заявления ФИО1 не истек, требования ФИО1 о признании бездействия вр.и.о. судебного пристава-исполнителя Тамбовского районного ОСП УФССП России по Тамбовской области ФИО2 незаконными не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 443 ГПК РФ в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).
Согласно положениям ст. 444 ГПК РФ, которая устанавливает порядок поворота исполнения решения суда судом первой инстанции, суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом решении или новом определении суда. В случае, если суд, вновь рассматривавший дело, не разрешил вопрос о повороте исполнения решения суда, ответчик вправе подать в этот суд заявление о повороте исполнения решения суда.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, судом первой инстанции - мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г. Тамбова Стародубовой М.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, при вынесении определения об отмене судебного приказа не решен вопрос о повороте исполнения решения суда, а, следовательно, и возврате ФИО1 взысканных с него денежных средств.
В данном случае, восстановление прав заявителя при указанных выше обстоятельствах должно осуществляться через суд, вынесший данный акт, посредством специально предусмотренных в процессуальном законодательстве правил о повороте исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах оставшиеся требования ФИО1 также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Тамбовскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Тамбовской области, УФССП России по Тамбовской области о признании незаконным бездействия судебного пристава, признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по возврату удержанных денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: А.Б. Горелик