ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2307/19 от 12.03.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а–2307/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 12 марта 2019 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе

судьи Цветковой Л.Ю.,

при секретаре Ревякиной К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевелева Д. О., Челякиной Е. В., Молотова Е. Ю., Черняева А. Л., Южакова А. М., Суминовой А. В., Кряжева С. Н., Родичева Е. С., Магарева И. В., Крутикова И. С., Мокрушиной З. В., Морозова Р. В., Давыдова Н.Н., Лапина Е. В., Тарасова Д. В., Смирновой О. В. к Администрации города Вологды, Баранову А. Н. о признании действий Администрации г. Вологды, выразившихся в отказе в регистрации на участие в публичных слушаниях по проекту решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26.06.2009 года №72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды» 07.12.2018 года незаконными и признании публичных слушаний незаконными,

установил:

Шевелев Д.О., Челякина Е.В., Молотов Е.Ю., Черняев А.Л., Южаков А.М., Суминова А.В., Кряжев С.Н., Родичев Е.С., Магарев И.В., Крутиков И.С., Мокрушина З.В., Морозов Р.В., Давыдов Н.Н., Лапин Е.В., Тарасов Д.В., Смирнова О.В. обратились в суд с иском, мотивируя тем, что пунктом 1 Постановления Главы г. Вологды от 25.09.2018 №476 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды», постановлено провести указанные публичные слушания по инициативе Главы г. Вологды 07 декабря 2018 года в 17 часов 00 минут по адресу: г. Вологда, ул. Ленина, д. 17, 2 этаж, актовый зал. Функции организации и проведения публичных слушаний возложены на Комиссию по Правилам землепользования и застройки г. Вологды. Пунктом 4 Постановления Главы г. Вологды от 25.09.2018 № 476 утвержден «Порядок приема письменных предложений и (или) замечаний по проекту решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года N2 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды» и участия населения муниципального образования «Город Вологда» в его обсуждении». Пунктом 9 данного Порядка установлено, что регистрация участников публичных слушаний начинается за два часа до начала публичных слушаний по указанному выше адресу. Публичные слушания проводятся в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведения в муниципальном образовании «Город Вологда» общественных обсуждений или публичных слушаний в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 28 июня 2018 года № 1565». В соответствии с указанным Положением назначение, проведение и определение результатов общественных обсуждений или публичных слушаний основываются на принципах законности, открытости, гласности и объективности. Участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях является свободным и добровольным. Участникам общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения по вопросам, вынесенным на общественные обсуждения или публичные слушания, и беспрепятственное участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, установленном федеральным законодательством, Уставом муниципального образования «Город Вологда», настоящим Положением. Решения принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от числа присутствующих зарегистрированных участников публичных слушаний, участвующих в голосовании. Административные истцы 07 декабря 2018 года пришли на публичные слушания заранее – за 1,5 - 2 часа до начала публичных слушаний. Однако, организаторами публичных слушаний были созданы помехи в прохождении в здание - установлена рамка металлоискателя, стояли сотрудники полиции, которые перекрыли вход в здание. Пропускали в здание по 4 человека, регистрация которых составляла около 5 минут, большая часть граждан ожидала на улице. Впоследствии (около 16.00 – 16.15 часов) всех впустили в вестибюль здания, где проходила регистрация. Примерно в 16 часов 50 минут Баранов А.Н., сообщил, что в зале 300 посадочных мест, в связи с чем, будет зарегистрировано только данное количество граждан. Несмотря на возмущение пришедших и требования о переносе даты проведения публичных слушаний, в 16 часов 56 минут было объявлено, что регистрация окончена, письменного отказа в регистрации административным истцам не выдали. Полагают, что указанными действиями административные ответчики нарушили их право на участие в осуществлении местного самоуправления.

Просят признать незаконными действия Администрации г. Вологды, выразившиеся в отказе в регистрации на участие в публичных слушаниях по проекту решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26.06.2009 года №72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды» 07.12.2018 года, признать незаконными публичные слушания.

Протокольным определением суда от 27.02.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель Мэра города Вологды - начальник Департамента градостроительства Администрации города Вологды Баранов А. Н..

В судебном заседании административный истец Шевелев Д.О. требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить. Суду пояснил, что свои предложения или замечания в проект решения не вносил, с внесенными изменениями не знакомился.

В судебном заседании административный истец Челякина Е.В. не присутствовала, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019 суду пояснила, что 07.12.2018 в 16 часов 10 минут пришла на публичные слушания, желая принять в них участие, однако, не смогла пройти внутрь здания и зарегистрироваться, в связи с чем, нарушены её права. Заранее предложений истец не вносила, выступать намерений не имела.

В судебном заседании административный истец Молотов Е.Ю. требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019, указал, что 07.12.2018 года в 15 часов 00 минут пришел к зданию городского Дворца культуры г. Вологды для участия в публичных слушаниях, на входе в здание были установлены рамки металлоискателя, заграждения, созданы препятствия для прохода внутрь. За несколько минут до окончания регистрации начальник Департамента градостроительства Администрации г. Вологды Баранов А.Н., сообщил, что места в зале закончились, в связи с чем, более никого не пропустят, объявил регистрацию оконченной. Полагал нарушенными свои права ввиду того, что не смог ознакомиться с протоколом публичных слушаний, а также проголосовать за поддерживаемые им предложения Смирновой О.В.

В судебном заседании административный истец Черняев А.Л. не присутствовал, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019 суду пояснил, что 07.12.2018 впервые пришел на публичные слушания, однако, его не впустили, он не смог зарегистрироваться. Считал права нарушенными, в связи с тем, что не имел возможности выразить свою гражданскую позицию. После того, как Баранов А.Н. объявил регистрацию оконченной, поступило предложение о переносе даты проведения публичных слушаний, на что поступил устный отказ.

В судебном заседании административный истец Южаков А.М. требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019, пояснил, что 07.12.2018 года около 15 часов 00 минут он совместно с Магаревым И.В. пришел на публичные слушания в установленное место, однако, истец не был зарегистрирован и допущен до участия в публичных слушаниях, чем нарушены его права. Заранее он не вносил письменных предложений, ввиду того, что хотел лично участвовать в публичных слушаниях.

В судебном заседании административный истец Суминова А.В. требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019, указала, что 07.12.2018 года около 15 часов 30 минут она подошла к зданию городского Дворца культуры г. Вологды, территория которого была ограждена, в результате чего внутрь пройти можно было только по одному человеку. Зарегистрироваться не смогла, ввиду того, что начальником Департамента градостроительства Администрации г. Вологды Барановым А.Н. было объявлено, что регистрация окончена. Предварительно предложений или замечаний на проект не подавала, имела намерение узнать, как будут решены вопросы, заявленные к обсуждению на публичных слушаниях. С внесенными по результатам публичных слушаний поправками, не знакомилась.

В судебном заседании административный истец Кряжев С.Н. требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019, суду пояснил, что 07.12.2018 года около 17 часов 00 минут пришел в установленное место для участия в публичных слушаниях, однако, не смог пройти, так как сотрудники, производящие регистрацию, не успели зарегистрировать всех желающих из-за большого количества людей. Барановым А.Н. было объявлено о том, что регистрация окончена, в связи с чем, истец просил перенести публичные слушания. Заранее предложения и замечания им не вносились, поддерживал предложения административного истца Смирновой О.В.

В судебном заседании административный истец Родичев Е.С. требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить. Суду пояснил, что 07.12.2018 присутствовал у здания городского Дворца культуры г. Вологды, имел намерение принять участие в публичных слушаниях, однако, на публичные слушания не попал. Предложений в проект решения не вносил, впоследствии ознакомился с принятым проектом.

В судебном заседании административный истец Магарев И.В. требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019, суду пояснил, что 07.12.2018 года около 15 часов 10 минут он пришел к зданию городского Дворца культуры г. Вологды, для участия в публичных слушаниях, однако, не смог зарегистрироваться, этим нарушены его права. Барановым А.Н. было объявлено, что оставшиеся граждане не смогут пройти, в связи с тем, что зарегистрировано 300 человек, свободных мест в зале не имеется. Магарев И.В. предложил перенести публичные слушания, но ответа не последовало. С принятым проектом по итогам публичных слушаний ознакомился позднее.

В судебном заседании административный истец Мокрушина З.В. требования поддержала, просила удовлетворить, считала свои права нарушенными, публичные слушания незаконными. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019, суду пояснила, что 07.12.2018 года примерно в 16 часов 40-45 минут вошла в фойе здания городского Дворца культуры г. Вологды, однако, не успела зарегистрироваться и не попала на публичные слушания. Полагала, что регистрация должна осуществляться необходимым количеством сотрудников, чтобы все желающие могли своевременно зарегистрироваться и попасть на публичные слушания. Указала, что ответчиками нарушен регламент проведения публичных слушаний, так как регистрация должна была осуществляться до 17 часов 00 минут, что установлено нормативно-правовыми актами Администрации г. Вологды, однако, регистрация была прекращена до установленного времени. Кроме того, при проведении публичных слушаний должен быть осуществлен свободный доступ к месту регистрации. На публичные слушания выносились предложения административным истцом Смирновой О.В., касающиеся обустройства парковой зоны на месте бывших военных складов в районе улиц Ленинградской и Гагарина, решение данного вопроса её интересовало, между тем, опубликованный по итогу публичных слушаний протокол непонятен истцу.

В судебном заседании административный истец Морозов Р.В., его представитель Молотов Е.Ю. требования поддержали, просили удовлетворить. Морозов Р.В. пояснил, что Баранов А.Н. неоднократно выходил в фойе и препятствовал прохождению граждан на публичные слушания, давал указания сотрудникам полиции, которые не позволяли всем желающим пройти в зал, Ранее, в судебном заседании 27.02.2019, указал, что 07.12.2018 года в 15 часов 20 минут он подошел в установленное место для участия в публичных слушаниях, ему было незаконно отказано в регистрации и присутствии на публичных слушаниях, в связи с чем, он вызвал полицию, написал соответствующее заявление. После указанных действий его пропустили на второй этаж, где непосредственно проходили публичные слушания. Зал был заполнен, голосование проводилось не надлежащим образом.

В судебном заседании административный истец Лапин Е.В. требования поддержал, просил удовлетворить. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019, указал, что 07.12.2018 года в 16 часов 20 минут пришел к зданию городского Дворца культуры г. Вологды для участия в публичных слушаниях, однако, не успел зарегистрироваться, так как процесс регистрации проходил медленно. Он предложил перенести публичные слушания на другую дату, в другое место, на что Барановым А.Н. был дан устный отказ.

В судебном заседании административный истец Тарасов Д.В. требования поддержал, просил удовлетворить. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019, указал, что 07.12.2018 года около 17 часов 00 минут пришел в установленное место для участия в публичных слушаниях, обсуждения вопроса установления парковой зоны на месте бывших военных баз в районе улиц Гагарина - Ленинградская. В фойе здания было объявлено, что регистрация окончена, так как свободных мест в зале нет. С результатами слушаний истец знаком, однако, они его не устраивают.

В судебном заседании административный истец Смирнова О.В., её представитель Молотов Е.Ю. требования поддержали, просили удовлетворить. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019, Смирнова О.В. суду пояснила, что регистрация на публичные слушания 07.12.2018 года закончилась в 16 часов 56 минут. Ранее она подавала предложения в Администрацию г. Вологды в установленный срок, в соответствии с формой, однако, указанные предложения были отклонены на публичных слушаниях в полном объеме. Её на публичные слушания не пустили, в связи с чем, их нельзя считать в полной мере законными. Считает свои права нарушенными, в связи с отказом в регистрации, присутствии, голосовании, обсуждении вопросов на публичных слушаниях.

В судебное заседание административные истцы Крутиков И.С., Давыдов Н.Н. не явились, извещались судом надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Вологды по доверенности Коробов В.Ю. в удовлетворении административных исковых требований просил отказать в полном объеме. Ранее, в судебном заседании 27.02.2019 суду пояснил, что информация о месте, дате, открытии, сроках, порядке проведения публичных слушаний, а также форме внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта решения, вынесенного на публичные слушания, были определены постановлением Главы г. Вологды от 25.09.2018 № 476. Указанное постановление опубликовано в газете «Вологодские новости» от 26.09.2018 года № 37 (2062) и размещено на официальном сайте Администрации г. Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 25.09.2018 года. Местом проведения публичных слушаний было определено здание МУК «Городской дворец культуры г. Вологды» (ул. Ленина, д. 17, 2 этаж, актовый зал). Письменные предложения и замечания по проекту решения, вынесенному на публичные слушания, принимались в период с 03.10.2018 по 03.12.2018, предложения, поступившие с соблюдением установленных требований, были оглашены и рассмотрены на публичных слушаниях, о чем указано в заключении о результатах публичных слушаний, которое также размещено на официальном сайте Администрации г. Вологды в сети «Интернет» и опубликовано в газете «Вологодские новости» от 19.12.2018 года № 49 (2074). Общее количество зарегистрированных граждан составило 312 человек. Лимит по количеству участвующих людей на публичных слушаниях правовыми актами не устанавливался и нигде не указывался. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена выдача должностными лицами письменных отказов в регистрации на участие в публичных слушаниях. Процедура регистрации участников публичных слушаний 07.12.2018 была проведена с соблюдением требований действующего законодательства, прекращена в 16 часов 59 минут по Московскому времени. В 17 часов 00 минут председательствующим публичных слушаний было объявлено о начале проведения публичных слушаний, таким образом требования действующего законодательства к процедуре проведения публичных слушаний были соблюдены, нарушений не допущено.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Вологды по доверенности Чекмарева А.Л. в удовлетворении административных исковых требований просила отказать в полном объеме. В судебном заседании 27.02.2019 суду пояснила, что регистрация участвующих на публичных слушаниях 07.12.2018 организована в законном порядке, были выделены специалисты, которые проводили регистрацию всех желающих. Регистрация окончилась в 16 часов 59 минут, все те, кто успел зарегистрироваться до указанного времени прошли в зал для участия в публичных слушаниях. Граждан, не успевших пройти регистрацию, в зал не пропустили. Указала, что процедура публичных слушаний заключается не только в проведении собрания, включает в себя также подачу предложений, которые рассматриваются Комиссией по Правилам землепользования и застройки при Администрации города Вологды, выносятся на публичное обсуждение и отражаются в протоколе, впоследствии направляются представительному органу, который их рассматривает при принятии окончательного акта. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.

В судебное заседание административный ответчик Баранов А.Н. не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

В судебном заседании представитель административного ответчика Баранова А.Н. по доверенности Чекмарева А.Л. с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что административным ответчиком не совершалось каких-либо действий, направленных на отказ административным истцам в регистрации на участие в публичных слушаниях. Регистрация была прекращена в 16 часов 59 минут. Публичные слушания были организованы и проведены в соответствии с нормами действующего законодательства. Сотрудники полиции присутствовали в связи с необходимостью обеспечения безопасности проводимого мероприятия.

В судебном заседании свидетель со стороны административных истцов Доможиров Е.В., дал показания о том, что он 07.12.2018 присутствовал на публичных слушаниях в качестве участника. Внутрь здания зашел около 16 часов 45 минут, холл был полностью заполнен, впоследствии вышел Баранов А.Н. и объявил, что регистрация будет окончена, так как более 300 человек не поместятся в зал. В 16 часов 50 минут Доможиров Е.В. зарегистрировался, примерно в 16 часов 52-53 минуты объявили о прекращении регистрации, в 16 часов 54 минуты регистрация была прекращена.

В судебном заседании свидетели со стороны административных ответчиков ФИО1, ФИО2, дали показания о том, что они проводили регистрацию присутствующих, всего было пять регистраторов. Регистрация участников была окончена в 16 часов 59 минут, все граждане не смогли пройти процедуру регистрации, ввиду того, что время, отведенное на регистрацию, закончилось. Количество пришедших было большим, в том числе присутствовали Доможиров Е.В. и Смирнова О.В.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта (часть 2 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

В силу пункта 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься, в том числе вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

Частью 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Решением Вологодской городской Думы от 28.06.2018 N 1565 утверждено Положение о порядке организации и проведения в муниципальном образовании «Город Вологда» общественных обсуждений или публичных слушаний в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Положение), из пункта 1.2 которого следует, что целями проведения общественных обсуждений или публичных слушаний являются соблюдение законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Вологды; выявление мнения населения города Вологды по существу вопроса, вынесенного на общественные обсуждения или публичные слушания; участие населения города Вологды в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам, вынесенным на общественные обсуждения или публичные слушания в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, публичные слушания проводятся в целях участия населения в обсуждении проектов муниципальных правовых по вопросам, вынесенным на публичные слушания посредством непосредственного участия населения для выражения своего мнения по вопросу, вынесенному на публичные слушания.

Согласно пункту 1.3 Положения предметом общественных обсуждений или публичных слушаний, проводимых в соответствии с настоящим Положением, являются, в том числе, проект правил землепользования и застройки города Вологды, а также проекты решений Вологодской городской Думы о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Вологды.

Общественные обсуждения или публичные слушания проводятся по инициативе населения города Вологды, Вологодской городской Думы, Главы города Вологды или Мэра города Вологды (пункт 1.4 Положения).

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Вологды от 29.08.2018 №1026 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды» Департаменту градостроительства Администрации г. Вологды поручено подготовить проект решения Вологодской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды, утвержденные решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72.

25.09.2018 Главой г. Вологды принято постановление №476 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды» (далее – Постановление Главы г. Вологды от 25.09.2018 №476). Организация публичных слушаний поручена Комиссии по Правилам землепользования и застройки при Администрации города Вологды.

Постановлением Главы г. Вологды от 25.09.2018 №476 определены дата, время и место проведения публичных слушаний - 07 декабря 2018 года в 17 часов 00 минут по адресу: г. Вологда, ул. Ленина, д. 17, 2 этаж, актовый зал, а также дата и место проведения экспозиции проекта решения, консультирования посетителей экспозиции по проекту решения.

25.09.2019 Постановление Главы г. Вологды от 25.09.2018 №476 размещено на официальном сайте Администрации г. Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.vologda-portal.ru), 26.09.2018 опубликовано в газете «Вологодские новости» №37 (2062).

Проект решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды» (далее – проект решения) опубликован в газете «Вологодские новости» №38 (2063) от 03.10.2018.

Как следует из протокола публичных слушаний по проекту решения от 14.12.2018, а также журнала регистрации участников публичных слушаний на публичных слушаниях 07.12.2018 принимали участие 312 человек. На слушания был представлен проект решения.

По итогам проведения публичных слушаний Комиссией по Правилам землепользования и застройки при Администрации г. Вологды составлено заключение о результатах публичных слушаний, опубликованное в газете «Вологодские новости» от 19.12.2018 №49 (2074).

Согласно указанному заключению было принято решение рекомендовать Вологодской городской Думе принять внесенный Администрацией г. Вологды проект решения с учетом результатов проведённого голосования, в том числе по предложениям участников публичных слушаний. Также в заключении отражено, какие предложения по внесению изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды» поддержаны, а какие отклонены (не поддержаны).

В ходе судебного заседания установлено, что административные истцы не участвовали в публичных слушаниях, однако доказательств того, что должностными лицами Администрации г. Вологды, в том числе Барановым А.Н. им каким-либо образом отказано в регистрации на публичные слушания, суду не представлено.

При этом, доводы административных истцов о том, что им не был выдан письменный отказ в регистрации судом отклоняются, ввиду того, что действующим законодательством не предусмотрена выдача должностными лицами письменных отказов в регистрации на участие в публичных слушаниях.

Материалами дела, а также показаниями допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей ФИО1, ФИО2 подтверждается, что регистрация участников проводилась до 16 часов 59 минут, ввиду того, что в соответствии с Постановлением Главы г. Вологды от 25.09.2018 №476 публичные слушания должны быть открыты в 17 часов 00 минут.

В силу пункта 5.6 Положения регистрация участников публичных слушаний начинается за два часа до начала публичных слушаний и осуществляется путем составления списка участников публичных слушаний (далее - Список участников) с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), даты рождения, адреса места жительства (в случае, если участником публичных слушаний является физическое лицо); наименования, места нахождения юридического лица, а также фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) представителя юридического лица (в случаях, если участником публичных слушаний является юридическое лицо).

Указанные требования при осуществлении регистрации на публичные слушания 07.12.2018 были соблюдены, граждане, не успевшие пройти процедуру регистрации до положенного времени не могут присутствовать на публичных слушаниях, таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при проведении публичных слушаний не допущено нарушений процедуры регистрации, которые бы привели к незаконности проведенных публичных слушаний, в этой связи, не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

При этом, ссылки истцов о том, что в помещении, где проходили публичные слушания, были установлены рамки металлоискателя, различные заграждения, кроме того, присутствовали сотрудники полиции, при этом создавая препятствия для прохода внутрь, суд признает несостоятельными в силу того, что данные меры направлены на недопущение групповых (массовых) нарушений общественного порядка при проведении публичного мероприятия.

Присутствие на публичных мероприятиях сотрудников полиции прямо предусмотрено Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 которого сотрудники полиции обязаны, в том числе, обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

Доводы административных истцов о том, что регистрация участников закончилась ранее установленного времени, а также об установлении максимального количества возможных участников публичных слушаний в количестве 300 человек, не обоснованы, пояснения административных истцов противоречивы, не подтверждается это и показаниями свидетеля Доможирова Е.В. Более того, как было отмечено выше, в публичных слушаниях 07.12.2018 принимали участие 312 человек.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной Определении от 15.07.2010 N 931-О-О к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, Публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

В силу указанной правовой позиции Конституционного суда РФ, основной задачей проводимых публичных слушаний является обеспечение участия жителей муниципального образования в открытом обсуждении вопросов, затрагивающих условия их проживания и жизнедеятельности. Данная цель в ходе проведения публичных слушаний по проекту решения была достигнута.

При этом, суд обращает внимание, что согласно протокола публичных слушаний по проекту решения от 14.12.2018 решения по обсуждаемым вопросам принимались большинством голосов присутствующих граждан, таким образом, в случае участия в публичных слушаниях административных истцов результаты голосования не могли измениться.

Более того, Вологодская городская Дума не связана с мнением населения, выраженного на публичных слушаниях, оно носит рекомендательный характер, что прямо предусмотрено пунктом 1.7 Положения, поэтому права административных истцов на учет их мнения представительным органом города не нарушены.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не установил существенных нарушений требований закона, которые бы могли повлечь незаконность публичных слушаний, в связи с чем, приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Шевелеву Д. О., Челякиной Е. В., Молотову Е. Ю., Черняеву А. Л., Южакову А. М., Суминовой А. В., Кряжеву С. Н., Родичеву Е. С., Магареву И. В., Крутикову И. С., Мокрушиной З. В., Морозову Р. В., Давыдову Н.Н., Лапину Е. В., Тарасову Д. В., Смирновой О. В. – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Цветкова

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2019 года.