Дело №2а-2308/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2020 года Кировский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к судебным приставам-исполнителям Отделения судебных приставов по Кировскому району г.Перми, Отделения судебных приставов по Кировскому району г.Перми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании действий незаконными, об отмене исполнительных производств,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к судебным приставам-исполнителям Отделения судебных приставов по Кировскому району г.Перми, Отделению судебных приставов по Кировскому району г.Перми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании незаконным отказа судебных приставов-исполнителей ОСП по Кировскому району г.Перми ФИО2 и ФИО3 в предоставлении административному истцу: доверенности на право представлять интересы ФССП, документов, удостоверяющих личность, выписок из приказов о назначении на занимаемую должность, документов о гражданстве, справок от психиатра, нарколога, терапевта, справок из полиции об отсутствии привлечения к уголовной или административной ответственности, копии диплома о высшем образовании, копии договора на предоставление административному истцу каких-либо услуг; об обязании представить административному истцу указанные документы; об отмене исполнительных производств № от 12 октября 2019 года и № от 16 декабря 2019 года; о прекращении ареста счета № в ....... и всех счетов в банках, на которые был наложен арест; о возврате удержанных денежных средств в сумме 19 417,31 руб. на счет № в .......; о взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 руб.
В обоснование административного иска указано, что 12 октября 2019 года и 16 декабря 2019 года судебными приставами-исполнителями ОСП по Кировскому району г.Перми ФИО2 и ФИО3 возбуждены исполнительные производства № об обращении взыскания на предмет задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки). При ознакомлении с постановлениями судебных приставов административный истец обнаружила в левом углу штрих-код принадлежности неизвестного государства – не значившегося в общем списке определением Стран. Штрих Российской Федерации начинается на 460 – 469. В связи с этим административный истец полагает, что ФИО2 и ФИО3 осуществляют свою деятельность против Российской Федерации, что подтверждается отсутствием регистрации в налоговой службе. Административному истцу отказались предъявить: документы, удостоверяющие личность; выписки из приказов о назначении на занимаемую должность; документы о гражданстве; справки от психиатра, нарколога, терапевта; справки из полиции об отсутствии привлечения к уголовной или административной ответственности; копии диплома о высшем образовании; копии договора на предоставление административному истцу каких-либо услуг, так как все гражданские отношения складываются из договоров. Тем самым были нарушены права административного истца на достоверную информацию.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Административные ответчики судебные приставы-исполнители ОСП по Кировскому району г.Перми ФИО3 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков судебных приставов-исполнителей ОСП по Кировскому району г.Перми ФИО2 и ФИО3 - ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором в удовлетворении административного иска просила отказать в полном объеме по изложенным в отзыве доводам.
Административный ответчик ОСП по Кировскому району г.Перми в судебное заседание своего представителя на направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Административный ответчик УФССП России по Пермскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило заявление, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении административного иска - отказать в полном объеме.
Заинтересованные лица ООО «Филберт» и ПАО «Банк ВТБ» своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела и материалы исполнительных производств, приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации») обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, в том числе судебных актов, возложена на судебных приставов-исполнителей.
В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В соответствии со ст.64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (ч.1);
заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч.2);
копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.7).
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: 1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес; 2) дата вынесения постановления; 3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; 4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; 5) вопрос, по которому выносится постановление; 6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; 8) порядок обжалования постановления.
В соответствии со ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1);
заявление подписывается взыскателем либо его представителем (ч.2);
исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (ч.3).
Согласно ч.2 ст.24 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер, мер предварительной защиты судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве. При этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения.
Из материалов дела следует, что в ОСП по Кировскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю на исполнении находятся исполнительные производства в отношении должника ФИО1:
- № от 12 октября 2019 года, возбужденное постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО2 по заявлению взыскателя ООО «Филберт» и на основании судебного приказа № от 08 июля 2019 года, выданного мировым судьей судебного участка №, о взыскании задолженности в размере 51 524,66 руб. в пользу ООО «Филберт».;
- № от 16 декабря 2019 года, возбужденное постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО3 по заявлению взыскателя ПАО «Банк ВТБ» и на основании судебного приказа № от 16 августа 2019 года, выданного мировым судьей судебного участка № о взыскании задолженности в размере 53 684,88 руб. в пользу ПАО «Банк ВТБ».
28 января 2020 года ФИО1 обратилась в ОСП по Кировскому району г.Перми с заявлением в рамках исполнительного производства № от 12 октября 2019 года, в котором просила, в том числе представить ей: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОСП по Кировскому району г.Перми; копию оригинала доверенности, выданной руководителем УФССП по Пермскому краю на имя судебного пристава-исполнителя ФИО2; копию официального документа о наделении судебного пристава-исполнителя ФИО2 полномочиями; справку УМВД по Пермскому краю об отсутствии судимости у судебного пристава-исполнителя ФИО2; справку наркопсихдиспансера в отношении судебного пристава-исполнителя ФИО2; документ о гражданстве судебного пристава-исполнителя ФИО2; документ, удостоверяющий личность ФИО2; иные документы, подтверждающие право судебного пристава-исполнителя ФИО2 занимать соответствующую должность; а также снять арест с банковского счета административного истца, вернуть удержанные с банковского счета денежные средства, прекратить исполнительное производство.
26 февраля 2020 года ФИО1 обратилась в ОСП по Кировскому району г.Перми с заявлением в рамках исполнительных производств № от 12 октября 2019 года и № от 16 декабря 2019 года, в котором указывала на незаконное занятие судебным приставом-исполнителем ФИО3 указанной должности и просила прекращения удержаний денежных средств с ее банковского счета.
На указанные обращения ОСП по Кировскому району г.Перми 28 февраля 2020 года дан письменный ответ о правомерности вынесения судебными приставами-исполнителями постановлений о возбуждении исполнительных производств № от 12 октября 2019 года и № от 16 декабря 2019 года, постановлений о взыскании денежных средств с заработной платы должника; об отсутствии оснований для отмены указанных постановлений; о праве должника обратиться с заявлением об уменьшении процента удержания с заработной платы; о невозможности предоставления документов, связанных с поступлением судебных приставов-исполнителей на гражданскую службу, поскольку данные документы являются внутренними кадровыми документами и содержат персональные данные.
20 июля 2020 года ФИО1 обратилась в ОСП по Кировскому району г.Перми с заявлением в рамках исполнительных производств № от 12 октября 2019 года и № от 16 декабря 2019 года о прекращении указанных исполнительных производств; прекращении ареста счета № в ....... и всех счетов в банках, на которые был наложен арест; о возврате удержанных денежных средств в сумме 19 417,31 руб. на счет № в ........
27 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району г.Перми вынесено постановление об отказе в удовлетворении указанного заявления (ходатайства).
Деятельность судебных приставов, требования для замещения должностей службы судебных приставов регламентированы:
- Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (до 01 января 2020 года - Федеральный закон от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах»);
- Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», который определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которые при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и действует на основании Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1316. ФССП России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.
УФССП России по Пермскому краю является территориальным органом ФССП России и осуществляет свои функции на основании Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2020 года №64 (до 17 апреля 2020 года - Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2013 года №74).
ОСП по Кировскому району г.Перми является самостоятельным структурным подразделением УФССП России по Пермскому краю, действующим на территории Кировского района г.Перми, и не является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании утверждаемого УФССП России по Пермскому краю положения о структурных подразделениях.
Приказом руководителя УФССП России по Пермскому краю от 15 августа 2014 года № утверждено Положение об отделе судебных приставов по Кировскому району г.Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
Приказом руководителя УФССП России по Пермскому краю от 29 мая 2020 года № указанный выше приказ признан утратившим силу и утверждено Положение об отделении судебных приставов по Кировскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю.
В соответствии с действующим законодательством для осуществления своих должностных полномочий заместителю руководителя Управления – заместителю главного судебного пристава, начальнику ОСП по Кировскому району – старшему судебному приставу, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому району г.Перми не требуется доверенность руководителя Управления – главного судебного пристава по Пермскому краю.
Судебный пристав-исполнитель относится к должностному лицу, состоящему на государственной службе.
Требования для замещения должностей гражданской службы установлены ст.12 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст.9 Федерального закона от 01 октября 2019 года №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (до 01 января 2020 года - ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ "О судебных приставах").
Согласно приказу руководителя УФССП России по Пермскому краю от 15 декабря 2017 года, ФИО2 15 декабря 2017 года принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кировскому району г.Перми.
Согласно выписке из приказа директора УФССП России от 20 мая 2020 года, ФИО2 назначена на должность судебного пристава-исполнителя.
Согласно приказу руководителя УФССП России по Пермскому краю от 31 июля 2017 года, ФИО3 01 августа 2017 года принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кировскому району г.Перми.
Согласно выписке из приказа директора УФССП России от 20 мая 2020 года, ФИО3 назначен на должность ведущего судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, судом установлено, что судебные приставы-исполнители ФИО2 и ФИО3 замещают должности государственных гражданских служащих в соответствии с действующим законодательством. Назначение указанных лиц на должности судебных приставов-исполнителей свидетельствует о соответствии данных лиц требованиям, предъявляемым к лицам, замещающим указанные должности гражданской службы.
Документы должностных лиц – судебных приставов-исполнителей ФИО2 и ФИО3, связанные с их поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, представляют собой внутренние кадровые документы конфиденциального характера, содержащие персональные данные, в связи с чем согласно ч.1 ст.24 Конституции Российской Федерации, ст.88 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.7 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", п.15 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года №609, не могут предоставляться сторонам исполнительного производства.
В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №828, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.Согласно ст.10 Федерального закона от 01 октября 2019 года №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п.2 Приложения №3 «Порядок выдачи служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации» к Приказу ФССП России от 21 февраля 2020 года №146 "Об утверждении образцов служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации и порядка их выдачи" личность сотрудника органов принудительного исполнения подтверждается служебным удостоверением.
Согласно п.1.2 Инструкции о порядке оформления, учета и выдачи служебных удостоверений работникам Федеральной службы судебных приставов", утвержденной Приказом ФССП России от 01 февраля 2006 года №, официальным документом, подтверждающим нахождение работника ФССП России на службе в занимаемой должности и присвоенном классном чине, является служебное удостоверение работника ФССП России.
Действующим законодательством не предусмотрено предоставление судебным приставом-исполнителем сторонам исполнительного производства копий своих паспорта и служебного удостоверения.
Доводы административного иска ФИО1 о договорном характере отношений между судебным приставом-исполнителем и должником по исполнительному производству основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Судебный пристав-исполнитель является должностным лицом Федеральной службы судебных приставов - органа исполнительной власти, а отношения между судебным приставом-исполнителем и стороной исполнительного производства (должником, взыскателем) носят административный характер, что не предусматривает заключение между указанными должностным лицом и стороной исполнительного производства какого-либо гражданско-правового договора.
В связи с выше указанным правовых оснований для признания незаконным отказа судебных приставов-исполнителей ОСП по Кировскому району г.Перми ФИО2 и ФИО3 в предоставлении административному истцу: доверенности на право представлять интересы ФССП, документов, удостоверяющих личность, выписок из приказов о назначении на занимаемую должность, документов о гражданстве, справок от психиатра, нарколога, терапевта, справок из полиции об отсутствии привлечения к уголовной или административной ответственности, копии диплома о высшем образовании, копии договора на предоставление административному истцу каких-либо услуг, а также для возложения на административных ответчиков обязанности представить административному истцу указанные документы, не имеется. Оспариваемый отказ в предоставлении ФИО1 копий документов права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает.
В связи с тем, что судом не установлено факта незаконного отказа административных ответчиков в выдаче административному истцу ФИО1 (должнику по исполнительным производствам) указанных в административном иске копий документов, административные исковые требования ФИО1 в части признания незаконным отказа судебных приставов-исполнителей ОСП по Кировскому району г.Перми ФИО2 и ФИО3 в предоставлении административному истцу: доверенности на право представлять интересы ФССП, документов, удостоверяющих личность, выписок из приказов о назначении на занимаемую должность, документов о гражданстве, справок от психиатра, нарколога, терапевта, справок из полиции об отсутствии привлечения к уголовной или административной ответственности, копии диплома о высшем образовании, копии договора на предоставление административному истцу каких-либо услуг; а также в части возложения на административных ответчиков обязанности по выдаче данных копий документов являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Судом также установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 12 октября 2019 года о возбуждении исполнительного производства № и постановление судебного пристава-исполнителя ФИО3 от 16 декабря 2019 года о возбуждении исполнительного производства № отвечают требованиям ч.2 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», вынесены уполномоченными должностными лицами в соответствии с порядком и основаниями их вынесения, предусмотренными нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения, порядок вынесения указанных постановлений соблюден.
Оснований для отказа в возбуждении указанных исполнительных производств в отношении должника ФИО1, предусмотренных ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не установлено.
В соответствии с ч.11 и ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона;
срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.5 ст.33 Федерального закона «Об исполнительном производстве», после установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель: 1) продолжает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую распространяются его полномочия, или имеются обстоятельства, предусмотренные частью 6 настоящей статьи; 2) передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частями 7 – 7.2 настоящей статьи.
Административному истцу ФИО1 было известно о наличии задолженности и вступивших в силу судебных актах, поскольку постановления о возбуждении исполнительных производств направлялись в адрес должника ФИО1, в рамках исполнительных производств ФИО1 неоднократно обращалась с заявлениями в ОСП по Кировскому району г.Перми и в прокуратуру Кировского района г.Перми. Однако мер по добровольному погашению задолженности должником ФИО1 не предпринималось.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу;
меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (ч.2);
В соответствии с ч.3 ст.68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно ч.3 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.
В связи с неисполнением ФИО1 в добровольном порядке требований исполнительных документов, судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства № от 12 октября 2019 года вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства в банках ПАО ....... (в том числе находящиеся на счете №) от 07 февраля 2020 года, АО «.......» от 07 февраля 2020 года, ООО «.......» от 13 марта 2020 года, АО «.......» от 23 июля 2020 года; 05 марта 2020 года вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в ООО «.......».
В ходе исполнительного производства № от 12 октября 2019 года удержаны денежные средства с расчетного счета, находящиеся в ПАО «.......» и распределены взыскателю ООО «Филберт»: 18 февраля 2020 года – 4,89руб., 11 марта 2020 года – 4 178,22 руб., 24 марта 2020 года – 3 296,40 руб., 66,11 руб., 27 апреля 2020 года – 1 948,97 руб., 29 мая 2020 года – 19,58 руб., всего – 9 514,17 руб.
В рамках исполнительного производства № от 16 декабря 2019 года вынесены постановления от 20 марта 2020 года об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в ПАО «.......» (в том числе находящиеся на счете №), АО «.......», «.......». 27 декабря 2019 года вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату в МАДОУ «.......».
В рамках данного производства удержаны и перечислены взыскателю ПАО «Банк ВТБ» денежные средства: 19 февраля 2020 года – 5,11 руб., 11 марта 2020 года – 4 353,41 руб., 24 марта 2020 года – 3 434,61 руб. 68,89 руб., 27 апреля 2020 года – 2 030,70 руб., 29 мая 2020 года – 20,42 руб., всего – 9 913,14 руб.
Всего в рамках двух указанных исполнительных производств с должника ФИО1 удержано 19 427,31 руб. (согласно представленной административным истцом выписке по операциям по дебетовой карте по счету № в .......) за период с 06 марта 2020 года по 31 мая 2020 года с указанного счета удержано 19 417,31 руб.).
Указанные выше постановления судебных приставов-исполнителей об обращении взыскания на денежные средства должника ФИО1 в банках и на заработную плату должника, а также действия по удержанию на основании данных постановлений денежных средств со счетов должника в банках и по перечислению удержанных денежных средств взыскателям ООО «Филберт» и ПАО «Банк ВТБ» соответствуют указанным выше положениям нормативных правовых актов, постановления судебных приставов-исполнителей отвечают требованиям ч.2 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», вынесены уполномоченными должностными лицами в соответствии с порядком и основаниями их вынесения, предусмотренными нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения, порядок вынесения указанных постановлений соблюден.
Кроме того, добровольный срок исполнения исполнительного документа устанавливается в первую очередь с той целью, чтобы должнику предоставить право самостоятельно исполнить требования исполнительного документа, не предпринимая мер принудительного характера, влекущих для него дополнительные финансовые потери, возникающие в связи с применением таких мер, как взыскание исполнительского сбора, наложение штрафов, взыскание расходов, связанных с совершением исполнительных действий после принудительной реализации имущества.
В месте с тем, списание денежных средств со счета должника, которые он должен, безусловно, оплачивать по исполнительному документу, не несет для должника каких-либо негативных последствий, в частности, дополнительных финансовых потерь. Напротив, удовлетворение требования взыскателя в оперативном порядке, для должника является положительным, поскольку при окончании исполнительного производства фактическим исполнением из банка данных исполнительных производств исключаются сведения о том, что он был должником по исполнительному производству.
Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета безакцептного списания денежных средств со счета должника.
Так, ст.854 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда. Статья 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает безакцептное списание денежных средств со счета должника по заявлению взыскателя и предъявленному в банк исполнительному документу. Указанные нормы предоставляют возможность списания денежных средств со счета должника по судебному решению либо исполнительному документу, не связывая данное списание с предоставлением права должнику в добровольном порядке исполнить требование исполнительного документа.
При этом специальные нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривающие обращение взыскания на денежные средства (ст.70 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), также не связывают применение данной меры с истечением срока для добровольного исполнения. Так, из части 2 ст.70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что для перечисления денежных средств со счетов должника необходимы исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя. Иных условий для перечисления денежных средств со счета должника не обозначено.
Статья 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» предусматривает направление кредитными организациями уведомлений клиентам о совершенных операциях с использованием электронных средств платежа, включая банковские карты, в порядке, предусмотренном договорами.
Таким образом, при списании денежных средств со счета должника банком, должник в обязательном порядке уведомляется об этом. Получив данное уведомление, должник обладает информацией, что у него произошло списание со счета по постановлению судебного пристава-исполнителя.
Информация о находящихся на исполнении исполнительных производствах находится на официальном сайте ФССП России «банк данных исполнительных производств» и является общедоступной.
Исходя из ст.110 Федерального закона «Об исполнительном производстве» списанные денежные средства находятся на депозитном счете отдела судебных приставов.
Из выше изложенного следует, что оспариваемые постановления приставов-исполнителей и действия судебных приставов-исполнителей по их вынесению полностью соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем доводы административного иска являются необоснованными, а административные исковые требования ФИО1 об отмене исполнительных производств № от 12 октября 2019 года и № от 16 декабря 2019 года; о прекращении ареста счета 40№ в ....... и всех счетов в банках, на которые был наложен арест; о возврате удержанных денежных средств в сумме 19 417,31 руб. на счет № в ......., не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, судом не установлено фактов незаконного возбуждения исполнительных производств № от 12 октября 2019 года и № от 16 декабря 2019 года, незаконного обращения в рамках указанных исполнительных производств взыскания на денежные средства должника ФИО1, находящиеся на счетах в банках, а также незаконного удержания и перечисления с таких счетов денежных средств в размере 19 417,31 руб. В связи с этим административные исковые требования ФИО1 к судебным приставам-исполнителям Отдела судебных приставов по Кировскому району г.Перми, Отделу судебных приставов по Кировскому району г.Перми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об отмене исполнительных производств № от 12 октября 2019 года и № от 16 декабря 2019 года; о прекращении ареста счета № в ....... и всех счетов в банках, на которые был наложен арест; о возврате удержанных денежных средств в сумме 19 417,31 руб. на счет № в ....... удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса (п.1);
моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п.2);
компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (п.3).
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку судом не установлено по доводам административного иска фактов незаконных действий административных ответчиков в рамках исполнительных производств № от 12 октября 2019 года и № от 16 декабря 2019 года, правовых оснований для возмещения административному истцу морального вреда не имеется, в связи с чем требования ФИО1 о взыскании с административных ответчиков компенсации морального вреда в размере 200 000 руб. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к судебным приставам-исполнителям Отделения судебных приставов по Кировскому району г.Перми, Отделения судебных приставов по Кировскому району г.Перми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании незаконным отказа судебных приставов-исполнителей ОСП по Кировскому району г.Перми ФИО2 и ФИО3 в предоставлении административному истцу: доверенности на право представлять интересы ФССП; документов, удостоверяющих личность; выписок из приказов о назначении на занимаемую должность; документов о гражданстве; справок от психиатра, нарколога, терапевта; справок из полиции об отсутствии привлечения к уголовной или административной ответственности; копии диплома о высшем образовании; копии договора на предоставление административному истцу каких-либо услуг; об обязании представить административному истцу указанные документы; об отмене исполнительных производств № от 12 октября 2019 года и № от 16 декабря 2019 года; о прекращении ареста счета № в ....... и всех счетов в банках, на которые был наложен арест; о возврате удержанных денежных средств в сумме 19 417,31 руб. на счет № в .......; о взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 руб., отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми.
Судья А.А. Каменщикова