ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2309/19 от 29.04.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а- 2309/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края ФИО1, при секретаре судебного заседания Росляковой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации г.Сочи об обжаловании отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к ответчику, в котором просилпризнать незаконными отказы департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в заключении соглашения о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ исх. ; и . Считать утвержденными схемы расположения земельных участков: площадью 835 кв.м. на кадастровом плане территории, выполненную <данные изъяты> в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью)», категория земель – земли населенных пунктов, находящегося в собственности ФИО2, и части земель, муниципальной собственности, площадью 435 кв.м. в границах кадастрового квартала ; площадью 627 кв.м. на кадастровом плане территории, выполненную <данные изъяты> в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью)», категория земель – земли населенных пунктов, находящегося в собственности ФИО2, и части земель, муниципальной собственности, площадью 227 кв.м. в границах кадастрового квартала ; площадью 804 кв.м. на кадастровом плане территории, выполненную <данные изъяты> в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью)», категория земель – земли населенных пунктов, находящегося в собственности ФИО2, и части земель, муниципальной собственности, площадью 404 кв.м. в границах кадастрового квартала .

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Сочи) провести государственный кадастровый учет образованных земельных участков площадью 835 кв.м, 627кв.м. и 804 кв.м.

Обязать администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с ФИО2 соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами: площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью)», категория земель – земли населенных пунктов, находящегося в частной собственности, и части земель, муниципальной собственности, площадью 435 кв.м. в границах кадастрового квартала ; площадью 627 кв.м. в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью)», категория земель – земли населенных пунктов, находящегося в собственности ФИО2, и части земель, муниципальной собственности, площадью 227 кв.м. в границах кадастрового квартала ; площадью 804 кв.м. в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью)», категория земель – земли населенных пунктов, находящегося в собственности ФИО2, и части земель, муниципальной собственности, площадью 404 кв.м. в границах кадастрового квартала .

В обоснование своих требований административный истец указал, что, он ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратился в установленном порядке через <данные изъяты> с заявлениями в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи (далее -Административный ответчик), о предоставления муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», дела: ; ;

К заявлениям были приложены схемы перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами:

- площадью 400 кв. м., находящегося в частной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – земли населенных пунктов, и муниципальных земель, которая предусматривает образование земельного участка площадью 835 кв.м. (дело );

- площадью 400 кв. м., находящегося в частной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – земли населенных пунктов, и муниципальных земель, которая предусматривает образование земельного участка площадью 627 кв.м. (дело );

- площадью 400 кв. м., находящегося в частной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – земли населенных пунктов, и муниципальных земель, которая предусматривает образование земельного участка площадью 804 кв.м. (дело ).

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ответными письмами от ДД.ММ.ГГГГ исх. ; и отказал в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности».

В обоснование отказов Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи указал что, в соответствии с п.п.9 п.31 административного регламента «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» утвержденного постановлением администрации города, Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (далее - административный регламент), образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 18 Административного регламента является основанием для отказа в предоставлении указанной услуги.

Кроме того, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи считает, что предлагаемые к перераспределению земли расположены в территориальной зоне Ж-3, имеют подъезд от земель общего пользования и могут быть использованы для образования самостоятельных земельных участков в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи (далее – ПЗиЗ г. Сочи), также ссылаясь на письмо Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Также Административный ответчик указывает что, по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, границы образуемых земельных участков затрагивают «красные линии», вошедшие в документацию по планировке территории, предусматривающей размещение объекта-«Распределительная городская электрическая сеть» строительство и реконструкция распределительной сети 0,4-10 кВ Хостинского РРЭС, первый этап утв. Приказом Минстроя от ДД.ММ.ГГГГ/пр., что по его мнению также является основанием к отказу в перераспределении указанных земельных участков.

Административный истец считает отказы департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи в заключении соглашений о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ исх. ; и незаконными, нарушающими право истца на перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренное статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ.

В судебное заседание административный истец не явился, представил суду заявление о рассмотрении административного иска в свое отсутствие и удовлетворении административных исковых требований.

Представители административного ответчика - администрации г.Сочи и заинтересованного лица – Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении административного иска в свое отсутствие и отказу в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, выслушав возражения представителя административного ответчика, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом в силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из материалов дела установлено, что ФИО2 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

- площадью 400 кв. м., находящегося в частной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – земли населенных пунктов, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ;

- площадью 400 кв. м., находящегося в частной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – земли населенных пунктов, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ;

- площадью 400 кв. м., находящегося в частной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – земли населенных пунктов, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях образования земельных участков путем перераспределения земельных участков находящихся в собственности административного истца и земель муниципальной собственности в границах кадастрового квартала ФИО2ДД.ММ.ГГГГ год обратился через <данные изъяты> в администрацию города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности».

К заявлениям были приложены схемы перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами:

- площадью 400 кв. м., находящегося в частной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – земли населенных пунктов, и муниципальных земель, которая предусматривает образование земельного участка площадью 835 кв.м. (дело );

- площадью 400 кв. м., находящегося в частной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – земли населенных пунктов, и муниципальных земель, которая предусматривает образование земельного участка площадью 627 кв.м. (дело );

- площадью 400 кв.м., находящегося в частной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – земли населенных пунктов, и муниципальных земель, которая предусматривает образование земельного участка площадью 804 кв.м. (дело ).

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ответными письмами от ДД.ММ.ГГГГ исх. ; и отказал в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Ответом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы перераспределения земель административному истцу было отказано в связи с тем, что образование земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, изломанности границ земельного участка.

Суд находит решение административного ответчика обоснованным по следующим основаниям.

В силу п.3 ст.3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а так же по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно п.3 ст.11.7 ЗКРФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных ЗК РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В силу п.8 ст.11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Вместе с тем, в соответствии с п.20 ст.11.10 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти, или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования не ограниченным кругом лиц.

Согласно п.19 ст.11.10 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а так же предоставления документов, непредусмотренных указанным Кодексом.

Согласно п.1 ст.11.9 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с Главой 12 Правил землепользования и застройки на территории и муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности для ИЖС от 400 до 1000 кв.м.

По данным Единого государственного реестра недвижимости, сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи и публичной кадастровой карты, перераспределяемый земельный участок с кадастровым номером площадью 400 кв.м образован путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером площадью 2291 кв.м и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в свою очередь земельный участок с кадастровым номером площадью 400 кв.м образован путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером площадью 2216 кв.м и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, также земельный участок с кадастровым номером площадью 400 кв.м образован путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером площадью 2216 кв.м и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из пункта 3 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ, возможность перераспределения исходных земельных участков с кадастровыми номерами , и земель муниципальной собственности в данном случае законодательством не предусмотрена, так как площадь исходных земельных участков составляла 2291 кв.м и 2216 кв.м, в результате перераспределения таких земельных участков и земель муниципальной собственности приведет к значительному увеличению площади земельного участка, превышающий предельный максимальный размер.

Следовательно, схемы расположения земельного участка разработаны с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, что является основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельных участков согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Кроме того, как следует из представленных ФИО2 отказов департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, дела, сформированные по заявлениям административного истца о предоставлении муниципальных услуг, органом местного самоуправления были возвращены в филиал <данные изъяты> для последующей передачи ФИО2 в установленном порядке.

Предложенное схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории образование земельных участков приведет к изломанности границ земельных участков и нерациональному использованию муниципальных земель, т.к. планируется за счет земель общего пользования, которые являются проездом общего пользования и могут быть использованы как коридор для существующих и будущих инженерных коммуникаций, в целях расширения существующего проезда общего пользования, в рамках развития микрорайона в будущем и др.

При перераспределении в предложенных административным истцом границах земельного участка с кадастровым номером не предусматривается проход (проезд) к земельному участку с кадастровым номером , поскольку данный земельный участок образовывается не только за счет земель общего пользования (дорога), а также за счет прохода (проезда) к земельному участку с кадастровым номером .

Образование земельного участка с кадастровым номером также подразумевается согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории за счет дороги общего пользования, что является недопустимым, нарушающим права собственника дороги и третьих лиц.

По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи границы образуемых земельных участков затрагивают «красные» линии, вошедшие в документацию по планировке территории, предусматривающая размещение объекта – «Распределительная городская электрическая сеть» (проектные и изыскательские работы, строительство). Строительство и реконструкция распределительной сети 0,4-10кВ Хостинского РРЭС. Первый этап, утвержденную приказом Минстроя от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Красные линии – линии, обозначающие существующие, планируемые границы территорий общего пользования, на которые действующим законодательством устанавливается ограничение в использовании – запрет на строительство, реконструкцию существующих зданий и сооружений с увеличением параметров разрешенного строительства, посадку многолетних насаждений, для возможности использования данного участка в интересах местного самоуправления для ремонта объектов транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций, размещения межевых и геодезических знаков.

Согласно ч.1.1 гл.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи территории общего пользования - ограничиваемая красными линиями от иных территорий совокупность земельных участков (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные), которые не подлежат приватизации и беспрепятственно используются неограниченным кругом лиц.

В силу п.12 ст.85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

Следовательно, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории разработаны без учета утвержденного проекта планировки, с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а также с нарушением п.2 ст.11.10 ЗК РФ, что в соответствии с п.п.11 п.31 Административного регламента, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Согласно сведениям ИСОГД предлагаемые к перераспределению муниципальные земли расположены в территориальной зоне «Ж-3» - среднеэтажная жилая застройка до 22 метров.

В свою очередь, согласно выпискам из ЕГРН вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами , , установлен – для индивидуального жилищного строительства.

Учитывая изложенное, образование земельных участков путем перераспределения земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и земель из территории, для которой такой вид разрешенного использования является условно разрешенным, противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства.

С учетом установленных обстоятельств суд считает, что решения административного ответчика,изложенные в ответах Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ исх. ; и являются законным и обоснованными, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к администрации г.Сочи об обжаловании отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

ФИО1

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»