РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2020 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Фуфачевой Л.С. ,
с участием помощника прокурора г. Иркутска Мещерякова А.Д,,
представителя административного ответчика ФИО1 , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» № от ДД.ММ.ГГГГ о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2310/2020 по административному исковому заявлению прокурора города Иркутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Иркутска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Иркутска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации города Иркутска, в котором просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации города Иркутска, выразившееся в неисполнении полномочий, предусмотренных пунктом 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно в непринятии мер к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов»; обязать администрацию города Иркутска разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что прокуратурой города Иркутска проведена проверка исполнения администрацией города требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой установлены факты бездействия при организации правового регулирования исполнения полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. До настоящего времени администрацией города не приняты меры к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов» в порядке, утвержденном постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города внесено представление в адрес председателя комитета городского обустройства администрации города по факту отсутствия административного регламента по согласованию создания мест накопления твердых коммунальных отходов. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ комитетом городского обустройства администрации города представлена дорожная карта разработки постановлений администрации города, в соответствии с которой проект постановления администрации города «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов» будет принят в срок до ДД.ММ.ГГГГ (с учетом сроков для прохождения согласования, оценки регулирующего воздействия и независимой экспертизы)».
Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данный проект не прошел установленную постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ процедуру согласования, оценку регулирующего воздействия, независимую экспертизу, не поступал для согласования в прокуратуру города и не утвержден мэром города Иркутска.
Бездействие администрации города создает правовой пробел в нормативно-правовом регулировании согласования создания площадок для накопления твердых коммунальных отходов, нарушает права граждан и организаций на своевременное и в установленном порядке рассмотрение заявления в случае необходимости согласования создания такого места. Кроме того, отсутствие муниципального правового акта, регулирующего порядок согласования создания места накопления твердых коммунальных отходов, может повлечь негативное воздействие на окружающую природную среду и нарушить права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора города Иркутска Мещерякова А.Д, заявленные административные требования поддержал в полном объеме по доводам и правовым основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении. Суду пояснил, что доказательств подтверждения разработки административного регламента стороной административного ответчика не представлено. Утверждает, что прослеживается бездействие административного ответчика. Когда был разработан административный регламент не известно, в органы прокуратуры для согласования он не поступал. На сегодняшний день административный регламент в установленном порядке не разработан и не принят. Доказательств его согласования с профильными комитетами также не представлено. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ не является административным регламентом, не содержит те моменты, которые должны содержаться в регламенте. Действующее законодательство не содержит сроков для разработки и утверждения административного регламента. Однако в регламенте администрации города Иркутска прописано, что правовые акты приводятся в соответствие в течение 3 месяцев. В данном случае срок нарушен, прослеживается бездействие административного ответчика. Полагает, что срок для обращения с иском в суд прокуратурой соблюден.
Представитель административного ответчика администрации города Иркутска ФИО1 исковые требования не признал по доводам и правовым основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Суду пояснил, что административным истцом не доказан факт нарушения чьих-либо прав и законных интересов. Административный регламент был разработан, размещен для проведения независимой экспертизы, однако оценку не прошел и был возвращен на доработку. На данный момент вносятся корректировки, дорабатывается проект нормативно-правового акта, который будет повторно направлен на согласование в структурные подразделения администрации города Иркутска. Работа по согласованию административного регламента ведется, полагает, что бездействия администрацией не допущено, администрация не нарушает чьи-либо права и законные интересы. Любое лицо вправе обратиться в комитет городского обустройства администрации для согласования заявки. Обращает внимание суда на то, что администрацией принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утвержден порядок создания и формирования мест накопления твердых коммунальных отходов. Данное постановление было принято для того, чтобы не нарушать чьих-либо законных прав и интересов, опубликовано в общем доступе, доступно для всех. Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обращаются в структурное подразделение администрации за согласованием установки контейнерной площадки. Данное постановление носит временный характер. После того, как административный регламент будет принят и вступит в силу, данное постановление будет отменено. Указанное постановление направлялось в органы прокуратуры. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ у органов прокуратуры к администрации города Иркутска претензий не имелось. Лица, которые захотят обустроить контейнерную площадку для места накопления твердых коммунальных отходов, могут обратиться в комитет городского обустройства администрации города Иркутска для получения согласования. Кроме того, проект административного регламента полностью дублирует положение и порядок согласования с действующим постановлением. Административный регламент создан на основании текущего порядка согласования. Действующим законодательством срок для разработки и утверждения регламента не закреплен. Кроме того, полагает, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями. Как следует из административного иска прокурор узнал о нарушении права в январе 2020 года, в связи с чем, полагает, что именно с этой даты отсчитывается трехмесячный срок для обращения в суд для защиты нарушенных прав и интересов.
Представитель заинтересованного лица комитета городского обустройства администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания комитет извещен надлежащим образом.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Руководствуясь вышеуказанной нормой закона, суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из пункта 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее по тексту - Правила).
Названное постановление вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 3 указанного постановления органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, до ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящие Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из пункта 4 Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее по тексту соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее по тексту - заявка).
В соответствии с пунктом 5 названных Правил уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления.
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 7 Правил).
Как следует из пункта 8 Правил, основаниями отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов являются: а) несоответствие заявки установленной форме; б) несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
О принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в срок, установленный пунктами 5 и 6 настоящих Правил. В решении об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке указывается основание такого отказа (пункт 9 Правил).
После устранения основания отказа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов заявитель вправе повторно обратиться в уполномоченный орган за согласованием создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в порядке, установленном настоящим разделом Правил (пункт 10 Правил).
Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг утвержден постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 1.2 названного Порядка административный регламент разрабатывается структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление соответствующей муниципальной услуги (далее по тексту - разработчик), и утверждается постановлением администрации города Иркутска.
Административный регламент разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Иркутской области, настоящим Порядком и иными муниципальными правовыми актами города Иркутска (пункт 1.3 Порядка).
Согласно пункту 1.7 Порядка административные регламенты подлежат официальному опубликованию и размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка разработчик осуществляет подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска об утверждении административного регламента, включающего проект административного регламента (далее по тексту - проект постановления об утверждении административного регламента), в соответствии с Регламентом работы администрации города Иркутска, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
Каждый проект постановления об утверждении административного регламента подлежит согласованию в указанной последовательности с организационным управлением аппарата администрации города Иркутска, с заместителем руководителя аппарата администрации города Иркутска, с департаментом правовой работы аппарата администрации города Иркутска, с заместителем мэра - руководителем аппарата администрации города Иркутска.
После согласования проекта постановления об утверждении административного регламента с департаментом правовой работы аппарата администрации города Иркутска разработчик представляет данный проект и необходимую информацию к нему в электронном виде по форме согласно Требованиям к представлению информации (Приложение № 1 к настоящему Порядку), заполненную в соответствии с Примером заполнения документов в электронном виде (Приложение № 2 к настоящему Порядку), в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации города Иркутска для размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Портале в целях проведения независимой экспертизы.
Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы проекта постановления об утверждении административного регламента, не может быть менее одного месяца со дня размещения указанного проекта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Портале (пункт 3.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка разработчик обязан рассмотреть все поступившие в установленный срок заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы в течение 15 дней по окончании срока, отведенного для проведения независимой экспертизы. Результаты рассмотрения заключений независимой экспертизы оформляются справкой за подписью заместителя мэра - председателя соответствующего комитета (руководителя аппарата), начальника соответствующего управления, департамента администрации города Иркутска.
Проект постановления об утверждении административного регламента, доработанный либо оставленный без изменений в соответствии с результатами рассмотрения заключений независимой экспертизы, представляется разработчиком на экспертизу в организационное управление аппарата администрации города Иркутска. Одновременно разработчиком представляется справка о результатах рассмотрения заключений независимой экспертизы с приложением всех поступивших в установленный срок заключений независимой экспертизы (при их наличии) или справка за подписью заместителя мэра - председателя соответствующего комитета (руководителя аппарата), начальника соответствующего управления, департамента администрации города Иркутска об отсутствии заключений независимой экспертизы (в случае непоступления заключений независимой экспертизы на проект постановления об утверждении административного регламента в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы), а также пояснительная записка к проекту, подготовленная с учетом требований пункта 3.2 раздела III настоящего Порядка.
Согласно пункту 3.5 Порядка организационное управление аппарата администрации города Иркутска в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта постановления об утверждении административного регламента в соответствии с пунктом 3.4 настоящего раздела проводит оценку проекта постановления об утверждении административного регламента на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценку учета результатов независимой экспертизы в проекте постановления об утверждении административного регламента. Результат такой оценки оформляется заключением за подписью заместителя руководителя аппарата администрации города Иркутска или уполномоченного им лица, которое направляется разработчику не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания заключения.
В случае положительного заключения организационного управления аппарата администрации города Иркутска разработчик не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанного заключения, передает проект постановления об утверждении административного регламента на повторное согласование в департамент правовой работы аппарата администрации города Иркутска.
В случае отрицательного заключения организационного управления аппарата администрации города Иркутска разработчик обеспечивает доработку проекта постановления об утверждении административного регламента и представляет его для проведения повторной экспертизы в организационное управление аппарата администрации города Иркутска не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного заключения.
Согласно пункту 3.6 Порядка департамент правовой работы аппарата администрации города Иркутска в установленном Регламентом работы администрации города Иркутска порядке осуществляет согласование представленного разработчиком проекта постановления об утверждении административного регламента, получившего положительное заключение организационного управления аппарата администрации города Иркутска.
Дальнейшая работа с проектом постановления об утверждении административного регламента осуществляется в соответствии с требованиями Регламента работы администрации города Иркутска.
Судом установлено, что прокуратурой города Иркутска проведена проверка исполнения комитетом городского обустройства администрации города Иркутска требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой установлено, что администрацией города Иркутска не приняты меры к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов».
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска первым заместителем прокурора города Иркутска старшим советником юстиции Орешкина О.Ю. внесено представление об устранении нарушений законодательства по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому требовалось безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры города, заранее известив о дате, времени и месте его рассмотрения; принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших, и недопущению подобных фактов впредь; по результатам рассмотрения установить виновных лиц, при наличии оснований решить вопрос об их привлечении к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения представления, принятых мерах сообщить в течение 30 дней со дня внесения представления в прокуратуру города (с приложением копии распоряжения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности).
Из ответа комитета городского обустройства администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> на вышеуказанное представление прокуратуры города Иркутска следует, что в настоящее время согласно дорожной карте разработки постановлений администрации города Иркутска проекты административных регламентов в соответствии с регламентом работы администрации города Иркутска, утвержденным распоряжением мэра города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№, проходят процедуру согласования с заинтересованными лицами, в связи с чем, действие постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска» будет распространяться до введения в действие административных регламентов. Доводы, изложенные в представлении, приняты к сведению, будут учтены в работе органов местного самоуправления при реализации полномочий в сфере обращения с ТКО.
Из приложения к указанному выше ответу на представление прокурора усматривается, что в адрес первого заместителя прокурора города Иркутска старшего советника юстиции Орешкина О.Ю. направлялась, в том числе, дорожная карта разработки постановлений администрации города Иркутска, а также проект постановления администрации города Иркутска «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Иркутск» и внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты».
Прокуратурой города Иркутска вышеуказанный ответ администрации города Иркутска с приложенными к нему документами получен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей отметкой (вх. № ПЗ-201-2020) и представителем административного истца в судебном заседании не оспаривалось.
Таким образом, администрацией города Иркутска представление прокурора города Иркутска было удовлетворено, ответ на представление дан в установленные законом сроки.
Из дорожной карты разработки постановлений администрации города Иркутска усматривается, что принятие проекта постановления «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Иркутск» и внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты» администрацией планировалось до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из письменного отзыва административного ответчика, пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, и не оспаривается административным истцом, администрацией города Иркутска разрабатывается и проходит согласование со структурными подразделениями проект постановления администрации «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Иркутск» и внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты».
Для утверждения и принятия указанного нормативно-правового акта помимо процедуры согласования со всеми структурными подразделениями администрации города Иркутска проект нормативно-правового акта должен в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ пройти процедуру оценки регистрирующего воздействия, а в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» пройти независимую экспертизу.
Проект вышеуказанного нормативно-правового акта уже подвергался процедуре ОРВ и независимой экспертизе, однако не прошел данные процедуры.
В судебное заседание стороной административного ответчика представлен проект подготовленного нормативного правового акта - постановления «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Иркутск» и внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты», Приложением № 1 к которому выступает административный регламент предоставления указанной муниципальной услуги, который будет повторно направлен на согласование и размещен на официальном сайте администрации города Иркутска для прохождения процедуры ОРВ и независимой экспертизы.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что администрацией города Иркутска не приняты меры к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Иркутск» суд находит голословными и противоречащими представленным, в том числе административным истцом, в материалы административного дела письменным доказательствам.
Доказательств того, что администрацией города Иркутска не исполнены полномочия, предусмотренные пунктом 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» стороной административного истца в материалы дела не представлено и в ходе судебного разбирательства по делу судом не установлено.
Напротив, в подтверждение факта исполнения администрацией города Иркутска полномочий по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренных требованиями вышеприведенных положений закона, стороной административного ответчика в материалы дела представлена копия постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска»; Приложение № к указанному постановлению «Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска», который регламентирует процедуру определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории <адрес>; Приложение № к указанному постановлению «Положение о комиссии администрации <адрес> для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов», созданной с целью рассмотрения вопросов, касающихся определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, принятия решения о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО; Приложение № к указанному постановлению «Порядок формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>», устанавливающий процедуру создания базы данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> и порядок внесения в неё сведений о местах (площадках) накопления ТКО на территории <адрес>.
Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, которым был утвержден порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, порядок формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> на момент рассмотрения настоящего административного дела в установленном законом порядке не отменено, не изменено и продолжает действовать.
При этом проект постановления администрации <адрес> «Об утверждении Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» был согласован с прокуратурой <адрес>, каких-либо замечаний и дополнений не вызвал, что подтверждается письмом прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в адрес начальника департамента правовой работы аппарата администрации <адрес>.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что бездействие администрации <адрес> создает правовой пробел в нормативно-правовом регулировании согласования создания площадок для накопления твердых коммунальных отходов, нарушает права граждан и организаций на своевременное и в установленном порядке рассмотрение заявления в случае необходимости согласования создания такого места, суд находит голословными и противоречащими письменным доказательствам, представленным в материалы дела.
Каких-либо доказательств того, что отсутствие муниципального правового акта, регулирующего порядок согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, повлекло негативное воздействие на окружающую природную среду и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, стороной административного истца в материалы дела не представлено.
По мнению суда, администрацией <адрес> бездействия в части непринятия мер к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов» не допущено.
При исполнении обязанностей, являющихся предметом судебного разбирательства по настоящему делу, административный ответчик действует в пределах своих полномочий, возложенных на него Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления прокурор, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых им действий (бездействия), но обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые прокурор ссылается как на основания своих требований.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое действие (бездействие) соответствующим нормативным правовым актам и не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя либо лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых он обратился.
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срок обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся с иском в суд.
Принимая во внимание, что факт незаконного бездействия администрации города Иркутска, выразившегося в непринятии мер к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов», судом не установлен, а факт нарушения прав и законных интересов административного истца и неопределенного круга лиц, в интересах которых он выступает, а также препятствий к их осуществлению административным истцом не доказан, тогда как в силу положений статьи 3 КАС РФ целью административного судопроизводства является защита лишь нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд, не установив наличие факта нарушения прав и законных интересов административного истца и неопределенного круга лиц, не находит правовых оснований для удовлетворения иска прокурора города Иркутска в указанной части.
В силу положений статьи 10 Конституции Российской Федерации органы судебной власти и органы исполнительной власти являются самостоятельными ветвями власти.
В данном случае нормотворческий процесс относится к исключительной компетенции органов исполнительной власти, а потому требование прокурора города Иркутска о возложении на администрацию города Иркутска обязанности разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворению не подлежит.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения с настоящим иском в суд, суд находит несостоятельными.
В данном случае спорные правоотношения носят длящийся характер и, по общему правилу, действия (бездействие) органа местного самоуправления могут быть оспорены в течение всего срока, в рамках которого административный ответчик обязан совершить соответствующее действие. Рассматриваемое административное исковое заявление подано в суд посредством почтового направления ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте, и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок на его подачу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования прокурора города Иркутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Иркутска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации города Иркутска, выразившегося в неисполнении полномочий, предусмотренных пунктом 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно в непринятии мер к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов»; возложении на администрацию города Иркутска обязанности разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 31.08.2020.