ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2311/20 от 04.08.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2020 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Быстровой А.Б. ,

с участием помощника прокурора г. Иркутска Мещерякова А.Д. ,

представителя административного ответчика ФИО1, , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2311/2020 по административному исковому заявлению прокурора города Иркутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Иркутска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Иркутска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации города Иркутска, в котором просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации города Иркутска, выразившееся в неисполнении полномочий, предусмотренных пунктом 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно в непринятии мер к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов»; возложить на администрацию города Иркутска обязанность разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что прокуратурой города Иркутска проведена проверка исполнения администрацией города требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой установлены факты бездействия при организации правового регулирования исполнения полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. До настоящего времени администрацией города не приняты меры к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» в порядке, утвержденном постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города внесено представление в адрес председателя комитета городского обустройства администрации города по факту отсутствия административного регламента по согласованию создания мест накопления твердых коммунальных отходов. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ комитетом городского обустройства администрации города представлена дорожная карта разработки постановлений администрации города, в соответствии с которой проект постановления администрации города «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» будет принят в срок до ДД.ММ.ГГГГ (с учетом сроков для прохождения согласования, оценки регулирующего воздействия и независимой экспертизы)».

Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данный проект не прошел установленную постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ процедуру согласования, оценку регулирующего воздействия, независимую экспертизу, не поступал для согласования в прокуратуру города и не утвержден мэром города Иркутска.

Бездействие администрации города создает правовой пробел в нормативно-правовом регулировании согласования создания площадок для накопления твердых коммунальных отходов, нарушает права граждан и организаций на своевременное и в установленном порядке рассмотрение заявления в случае необходимости включения сведений о месте накопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, отсутствие муниципального правового акта, регулирующего порядок включения сведений о месте накопления твердых коммунальных отходов, может повлечь негативное воздействие на окружающую природную среду и нарушить права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора города Иркутска Мещерякова А.Д. заявленные административные требования поддержал в полном объеме по доводам и правовым основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении. Суду пояснил, что законодательство по твердым коммунальным отходам изменилось в 2019 году. На протяжении полутора лет администрация не может разработать административный регламент. Объективных причин, по которым нельзя было разработать регламент в срок, администрацией не приведено. Полагает, что бездействие администрации по разработке административного регламента является длящимся. Проект регламента по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не прошел процедуру согласования и не был представлен в прокуратуру. Полагает, что течение срока для обращения с настоящим исковым заявлением в суд следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно до этой даты администрация обязалась разработать и утвердить административный регламент. Настоящее исковое заявление было подано в суд в начале июня 2020 года, но было оставлено без движения. Полагает, что срок для обращения с иском в суд прокуратурой соблюден.

Представитель административного ответчика администрации города Иркутска ФИО1, исковые требования не признал по доводам и правовым основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Суду пояснил, что администрацией была проведена процедура согласования, но проект административного регламента не прошел оценку и экспертизу. В настоящее время административный регламент повторно находится на согласовании после устранения всех недочетов. Просит учесть то обстоятельство, что для разработки и утверждения административного регламента администрацией был осуществлен ряд мероприятий. Вместе с тем, ввиду пандемии в срок регламент не удалось утвердить. В настоящее время продолжает действовать постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ, которым был утвержден порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, порядок формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска. Данный порядок был согласован с органами прокуратуры, замечаний у прокуратуры к нему не возникло. Полагает, что как такого бездействия администрацией не допущено. Обращает внимание суда на то, что прокуратурой пропущен срок для обращения с настоящим иском в суд, поскольку ответ на представление прокуратуры администрацией был дан ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок для обращения с исковым заявлением истекал ДД.ММ.ГГГГ, тогда как с исковым заявлением в суд прокуратура обратилась в конце июня 2020 года. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица комитета городского обустройства администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания комитет извещен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором .

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Руководствуясь вышеуказанной нормой закона, суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из пункта 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее по тексту - Правила).

Названное постановление вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 указанного постановления органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 11 Правил реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Как следует из пункта 12 Правил, реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 22 названных Правил заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом.

Рассмотрение заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр осуществляется уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня ее получения (пункт 23 Правил).

По результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр (пункт 24 Правил).

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг утвержден постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» (далее по тексту - Порядок).

Согласно пункту 1.2 названного Порядка административный регламент разрабатывается структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление соответствующей муниципальной услуги (далее по тексту - разработчик), и утверждается постановлением администрации города Иркутска.

Административный регламент разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Иркутской области, настоящим Порядком и иными муниципальными правовыми актами города Иркутска (пункт 1.3 Порядка).

Согласно пункту 1.7 Порядка административные регламенты подлежат официальному опубликованию и размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка разработчик осуществляет подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска об утверждении административного регламента, включающего проект административного регламента (далее по тексту - проект постановления об утверждении административного регламента), в соответствии с Регламентом работы администрации города Иркутска, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

Каждый проект постановления об утверждении административного регламента подлежит согласованию в указанной последовательности с организационным управлением аппарата администрации города Иркутска, с заместителем руководителя аппарата администрации города Иркутска, с департаментом правовой работы аппарата администрации города Иркутска, с заместителем мэра - руководителем аппарата администрации города Иркутска.

После согласования проекта постановления об утверждении административного регламента с департаментом правовой работы аппарата администрации города Иркутска разработчик представляет данный проект и необходимую информацию к нему в электронном виде по форме согласно Требованиям к представлению информации (Приложение № 1 к настоящему Порядку), заполненную в соответствии с Примером заполнения документов в электронном виде (Приложение № 2 к настоящему Порядку), в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации города Иркутска для размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Портале в целях проведения независимой экспертизы.

Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы проекта постановления об утверждении административного регламента, не может быть менее одного месяца со дня размещения указанного проекта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Портале (пункт 3.3 Порядка).

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка разработчик обязан рассмотреть все поступившие в установленный срок заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы в течение 15 дней по окончании срока, отведенного для проведения независимой экспертизы. Результаты рассмотрения заключений независимой экспертизы оформляются справкой за подписью заместителя мэра - председателя соответствующего комитета (руководителя аппарата), начальника соответствующего управления, департамента администрации города Иркутска.

Проект постановления об утверждении административного регламента, доработанный либо оставленный без изменений в соответствии с результатами рассмотрения заключений независимой экспертизы, представляется разработчиком на экспертизу в организационное управление аппарата администрации города Иркутска. Одновременно разработчиком представляется справка о результатах рассмотрения заключений независимой экспертизы с приложением всех поступивших в установленный срок заключений независимой экспертизы (при их наличии) или справка за подписью заместителя мэра - председателя соответствующего комитета (руководителя аппарата), начальника соответствующего управления, департамента администрации города Иркутска об отсутствии заключений независимой экспертизы (в случае непоступления заключений независимой экспертизы на проект постановления об утверждении административного регламента в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы), а также пояснительная записка к проекту, подготовленная с учетом требований пункта 3.2 раздела III настоящего Порядка.

Согласно пункту 3.5 Порядка организационное управление аппарата администрации города Иркутска в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта постановления об утверждении административного регламента в соответствии с пунктом 3.4 настоящего раздела проводит оценку проекта постановления об утверждении административного регламента на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценку учета результатов независимой экспертизы в проекте постановления об утверждении административного регламента. Результат такой оценки оформляется заключением за подписью заместителя руководителя аппарата администрации города Иркутска или уполномоченного им лица, которое направляется разработчику не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания заключения.

В случае положительного заключения организационного управления аппарата администрации города Иркутска разработчик не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанного заключения, передает проект постановления об утверждении административного регламента на повторное согласование в департамент правовой работы аппарата администрации города Иркутска.

В случае отрицательного заключения организационного управления аппарата администрации города Иркутска разработчик обеспечивает доработку проекта постановления об утверждении административного регламента и представляет его для проведения повторной экспертизы в организационное управление аппарата администрации города Иркутска не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного заключения.

Согласно пункту 3.6 Порядка департамент правовой работы аппарата администрации города Иркутска в установленном Регламентом работы администрации города Иркутска порядке осуществляет согласование представленного разработчиком проекта постановления об утверждении административного регламента, получившего положительное заключение организационного управления аппарата администрации города Иркутска.

Дальнейшая работа с проектом постановления об утверждении административного регламента осуществляется в соответствии с требованиями Регламента работы администрации города Иркутска.

Судом установлено, что прокуратурой города Иркутска проведена проверка исполнения комитетом городского обустройства администрации города Иркутска требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой установлено, что администрацией города Иркутска не приняты меры к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска первым заместителем прокурора города Иркутска старшим советником юстиции Орешкиным О.Ю, внесено представление об устранении нарушений законодательства по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому требовалось безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры города, заранее известив о дате, времени и месте его рассмотрения; принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших, и недопущению подобных фактов впредь; по результатам рассмотрения установить виновных лиц, при наличии оснований решить вопрос об их привлечении к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения представления, принятых мерах в течение 30 дней со дня внесения представления в прокуратуру города (с приложением копии распоряжения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности).

Из ответа комитета городского обустройства администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес> на вышеуказанное представление прокуратуры города Иркутска следует, что в настоящее время согласно дорожной карте разработки постановлений администрации города Иркутска проекты административных регламентов в соответствии с регламентом работы администрации города Иркутска, утвержденным распоряжением мэра города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, проходят процедуру согласования с заинтересованными лицами, в связи с чем, действие постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска» будет распространяться до введения в действие административных регламентов. Доводы, изложенные в представлении, приняты к сведению, будут учтены в работе органов местного самоуправления при реализации полномочий в сфере обращения с ТКО.

Из приложения к указанному выше ответу на представление прокурора усматривается, что в адрес первого заместителя прокурора города Иркутска старшего советника юстиции Орешкиным О.Ю, направлялась, в том числе, дорожная карта разработки постановлений администрации города Иркутска, проект постановления администрации города Иркутска «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования город Иркутск» и внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты».

Прокуратурой города Иркутска вышеуказанный ответ администрации города Иркутска с приложенными к нему документами получен 14.02.2020, что подтверждается соответствующей отметкой (вх. № ПЗ-201-2020) и представителем административного истца в судебном заседании не оспаривалось.

Таким образом, администрацией города Иркутска представление прокурора города Иркутска было удовлетворено, ответ на представление дан в установленные законом сроки.

Из дорожной карты разработки постановлений администрации города Иркутска усматривается, что принятие проекта постановления «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования город Иркутск» и внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты» администрацией планировалось до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письменных возражений административного ответчика, пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, и не оспаривается административным истцом, администрацией города Иркутска разработан и проходит согласование со структурными подразделениями проект постановления администрации «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования город Иркутск» и внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты».

Для утверждения и принятия указанного нормативно-правового акта помимо процедуры согласования со всеми структурными подразделениями администрации города Иркутска проект нормативно-правового акта должен в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ пройти процедуру оценки регистрирующего воздействия, в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» пройти независимую экспертизу.

Проект вышеуказанного нормативно-правового акта уже подвергался процедуре ОРВ и независимой экспертизе, однако не прошел данные процедуры.

В судебное заседание стороной административного ответчика представлен проект подготовленного доработанного нормативного правового акта - постановления «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования город Иркутск» и внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты», Приложением № 1 к которому выступает административный регламент предоставления указанной муниципальной услуги, который будет повторно направлен на согласование и размещен на официальном сайте администрации города Иркутска для прохождения процедуры ОРВ и независимой экспертизы.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что администрацией города Иркутска не приняты меры к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования город Иркутск» суд находит голословными и противоречащими представленным, в том числе административным истцом, в материалы административного дела письменным доказательствам.

Доказательств того, что администрацией города Иркутска не исполнены полномочия, предусмотренные пунктом 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» стороной административного истца в материалы дела не представлено и в ходе судебного разбирательства по делу судом не установлено.

Напротив, в подтверждение факта исполнения администрацией города Иркутска полномочий по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренных требованиями вышеприведенных положений закона, стороной административного ответчика в материалы дела представлена копия постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска»; Приложение № 1 к указанному постановлению «Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска», который регламентирует процедуру определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории города Иркутска; Приложение № 2 к указанному постановлению «Положение о комиссии администрации города Иркутска для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов», созданной с целью рассмотрения вопросов, касающихся определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска, принятия решения о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО; Приложение № 3 к указанному постановлению «Порядок формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска», устанавливающий процедуру создания базы данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска и порядок внесения в неё сведений о местах (площадках) накопления ТКО на территории города Иркутска.

Постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, которым был утвержден порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутск, порядок формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутск на момент рассмотрения настоящего административного дела в установленном законом порядке не отменено, не изменено и продолжает действовать.

При этом проект постановления администрации города Иркутска «Об утверждении Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска» был согласован с прокуратурой города Иркутска, каких-либо замечаний и дополнений не вызвал, что подтверждается письмом прокуратуры города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) в адрес начальника департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что бездействие администрации города Иркутска создает правовой пробел в нормативно-правовом регулировании согласования создания площадок для накопления твердых коммунальных отходов, нарушает права граждан и организаций на своевременное и в установленном порядке рассмотрение заявления в случае необходимости включения сведений о месте накопления твердых коммунальных отходов, суд находит голословными и противоречащими письменным доказательствам, представленным в материалы дела.

Каких-либо доказательств того, что отсутствие муниципального правового акта, регулирующего порядок включения сведений о месте накопления твердых коммунальных отходов, повлекло негативное воздействие на окружающую природную среду и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, стороной административного истца в материалы дела не представлено.

По мнению суда, администрацией города Иркутска бездействия в части непринятия мер к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования города Иркутск» не допущено.

При исполнении обязанностей, являющихся предметом судебного разбирательства по настоящему делу, административный ответчик действует в пределах своих полномочий, возложенных на него Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Не оставляет суд без внимания доводы административного ответчика о том, что в срок до 31.03.2020 администрации не представилось возможным утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования города Иркутск» и внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты» по объективным причинам, вследствие введения на территории Иркутской области режима самоизоляции в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и принятия ограничительных мер, в том числе, касающихся режима работы органов местного самоуправления.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления прокурор, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых им действий (бездействия), но обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые прокурор ссылается как на основания своих требований.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое действие (бездействие) соответствующим нормативным правовым актам и не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из содержания приведенных правовых норм, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя либо лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых он обратился.

Принимая во внимание, что факт незаконного бездействия администрации города Иркутска, выразившегося в непринятии мер к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов», судом не установлен, а факт нарушения прав и законных интересов административного истца и неопределенного круга лиц, в интересах которых он выступает, а также препятствий к их осуществлению административным истцом не доказан, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска, в связи с чем, полагает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает следующее.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Доводы административного ответчика о том, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения с настоящим иском в суд, суд находит несостоятельными.

В данном случае спорные правоотношения носят длящийся характер и, по общему правилу, действия (бездействие) органа местного самоуправления могут быть оспорены в течение всего срока, в рамках которого административный ответчик обязан совершить соответствующее действие. Рассматриваемое административное исковое заявление подано в суд посредством почтового направления ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте, и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок на его подачу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора города Иркутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Иркутска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации города Иркутска, выразившееся в неисполнении полномочий, предусмотренных пунктом 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно в непринятии мер к разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов»; возложении на администрацию города Иркутска обязанности разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 10.08.2020.