Дело № 2а-2311/2023
24RS0013-01-2023-000904-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2023 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Демидовой В.В.
при секретаре Щеткиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края к ОСП по Емельяновскому району ГУФССП России по Красноярскому краю, СПИ ОСП по Емельяновскому району ФИО1, ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к ОСП по Емельяновскому району ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства. Требования мотивировала тем, что постановлением от 28.02.2023 (получено вх. б/н от 17.03.2023) судебного пристава-исполнителя ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю ФИО1 на основании исполнительного листа от 01.02.2003 № ФС №, выданного Центральным районным судом г. Красноярска по делу № № о взыскании денежных средств с администрации Солонцовского сельсовета в размере 134335 рублей 83 копеек в пользу ПАО «Сбербанк», возбуждено исполнительное производство № №-ИП. Исполнительный лист в администрацию Солонцовского сельсовета не направлялся. С постановлением от 28.02.2023 администрация Солонцовского сельсовета не согласна. Так, ч. 2 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что условия и порядок исполнения судебных, актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджета бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с данным кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.- 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 этого кодекса (пункт 1). Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с поименованным кодексом средств участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится за исключением случаев, установленных названным кодексом (пункт 2). Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с данным кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится соответствии с главой 24.1 этого кодекса. Пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, том числе, в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, муниципального образования (за исключение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственное главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 данного кодекса, а именно исполнительный документ, копия судебного акта, на основании которого он выдан, заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 это кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. В пункте 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Федеральной службой судебных приставов 15 мая 2009 г. издан приказ N 195, которым утверждены методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяющие порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств бюджетных учреждений всех уровней. Поскольку исполнительный лист должен быть предъявлен в финансовый орган муниципального образования, просила признать незаконным (отменить) постановление от "28" февраля 2023 г. о возбуждении исполнительного производства № №.
Судом к участию в деле административными соответчиками привлечены ГУ ФССП России по Красноярскому краю, СПИ ОСП по Емельяновскому району ФИО1, ГУФССП России по Красноярскому краю; заинтересованным лицом - ПАО Сбербанк.
В судебном заседании представитель административного ситца ФИО2 (доверенность, диплом) административные исковые требования поддержала, пояснила, что судебным приставом в нарушение ст. 242.2 БК РФ возбуждено исполнительное производство № №. Оспариваемое постановление нарушает права административного истца, поскольку в рамках исполнительного производства наложены аресты на имущество должника, вынесено постановление от 20.03.2023 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 рублей за неисполнение в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Отмена оспариваемого постановления от 18.08.2023 не восстановила права административного истца, поскольку сведениями об отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора и ареста имущества административный истец не располагает, ему направлено судебным приставом-исполнителем лишь постановление от 18.03.2023 об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, суд полагает требования администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Обязательным условием удовлетворения административного искового заявления о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными является совокупность следующих условий: 1) установления незаконности действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя и 2) нарушение им прав административного истца.
В соответствии с Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц; судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В силу требований ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Ч. 2 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что условия и порядок исполнения судебных, актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейском сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджета бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с данным кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.- 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 этого кодекса (пункт 1).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с поименованным кодексом средств участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится за исключением случаев, установленных названным кодексом (пункт 2). Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с данным кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится соответствии с главой 24.1 этого кодекса.
Ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, том числе, в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, муниципального образования (за исключение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственное главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 данного кодекса, а именно исполнительный документ, копия судебного акта, на основании которого он выдан, заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 это кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.
В пункте 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В силу положений ст. 122 указанного Закона жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Как следует из материалов дела, постановлением от 28.02.2023 (получено должником вх. б/н от 17.03.2023) судебного пристава-исполнителя ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю ФИО1 на основании исполнительного листа от 01.02.2003 № ФС №, выданного Центральным районным судом г. Красноярска по делу № № о взыскании денежных средств с муниципального образования Солонцовский сельсовет Емельяновского района в лице администрации Солонцовского сельсовета за счет и в пределах стоимости выморочного имущества в размере 134335 рублей 83 копейки в пользу ПАО «Сбербанк», возбуждено исполнительное производство № №.
Постановлением от 28.02.2023 судебного пристава-исполнителя ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю ФИО1 наложен запрет на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении 11 единиц транспортных средств должника- администрации Солонцовского сельсовета.
Постановлением от 28.02.2023 судебного пристава-исполнителя ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю ФИО1 взыскан исполнительский сбор в размере 10000 рублей за неисполнение в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Постановлением от 18.08.2023 судебного пристава-исполнителя ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю ФИО1 отменено постановление о возбуждении исполнительного производства от 28.02.2023 № №.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд учитывает, что постановлением от 28.02.2023 судебного пристава-исполнителя ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю ФИО1 на основании исполнительного листа от 01.02.2003 № ФС №, выданного Центральным районным судом г. Красноярска по делу № № о взыскании денежных средств с муниципального образования Солонцовский сельсовет Емельяновского района в лице администрации Солонцовского сельсовета за счет и в пределах стоимости выморочного имущества в размере 134335 рублей 83 копейки в пользу ПАО «Сбербанк», возбуждено исполнительное производство № №. В соответствии со ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации данный исполнительный лист подлежал направлению взыскателем в финансовый орган муниципального образования, в связи с чем оснований для возбуждения исполнительного производства № № постановлением от 28.02.2023 не имелось.
Принимая во внимание, что постановлением от 24.02.2021 в нарушение ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возбуждено исполнительное производство на основании заявления взыскателя, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель был обязан отказать в возбуждении производства, данным постановлением нарушены права административного истца, по данному исполнительному производству постановлением от 28.02.2023 наложен запрет на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении 11 единиц транспортных средств должника- администрации Солонцовского сельсовета, постановлением от 28.02.2023 взыскан исполнительский сбор в размере 10000 рублей за неисполнение в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, что безусловно нарушило права административного истца, суд полагает необходимым признать незаконным постановление судебного пристава- исполнителя ОСП по Емельяновскому району ФИО1 от 28.02.2023 о возбуждении исполнительного производства № №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края к ОСП по Емельяновскому району ГУФССП России по Красноярскому краю, СПИ ОСП по Емельяновскому району ФИО1, ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава- исполнителя ОСП по Емельяновскому району ФИО1 от 28.02.2023 о возбуждении исполнительного производства № №.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Демидова В.В.
Мотивированное решение изготовлено 24.08.2023