РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2018 года г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Хасьянова Н.Д., при секретаре судебного заседания Явашкиевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Трусовского района г. Астрахани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Астраханской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Астраханской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В обоснование иска прокурор указал, что прокурорской проверкой установлено, что размещенные на странице сайта <данные изъяты> размещена недобросовестная реклама и предложения покупки магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета коммунальных ресурсов.
В ходе мониторинга установлено, что на указанных сайтах размещена информация для неограниченного круга лиц об использовании неодимовых магнитов в быту для блокировки (остановки) приборов учета коммунальных ресурсов является недобросовестной рекламой и побуждает к совершению противоправных действий, направленных на искажение показаний индивидуальных действий, направленных на искажение показаний индивидуальных приборов учета расхода ресурсов и причинение убытков хозяйствующим субъектам.
В судебном заседании представитель процессуального административного истца помощник прокурора Базаралиева А.В. поддержала заявленные требования, просила заявление удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействий) и решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно только при несоответствии обжалуемого действия (бездействия), решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п.5 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которых установлены федеральными законами.
В соответствии с п.п.13,14 ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38 –ФЗ «О рекламе» реклама- это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ч. 1,2,4 ст.5 от 13.03.2006 №38 –ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также использование подложного документа.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149 предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ, является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет»,информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании установлено, что прокурорской проверкой установлено, что размещенные на странице сайта <данные изъяты> размещена недобросовестная реклама и предложения покупки магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета коммунальных ресурсов.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: информацией об отсутствии Интернет- страницы в едином реестре доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», а также скрин- шотами с Интеренет- страниц, размещенных в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>
Анализ содержания положений п.6 ст.10 и п.1ст.9 Федерального закона №149 –ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае- информация, побуждающая к изготовлению подложного документа), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и в другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования заявленные в настоящем деле прокурором Трусовского района г.Астрахани обоснованны и подлежат удовлетворению.
В связи с изложенными заявителем обстоятельствами и представленными доказательствами, вышеуказанная информация в сети «Интернет», подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд, руководствуясь положениями статьи 188 КАС РФ, считает необходимым решение о признании информации, размещенной на сайте запрещеннойобратить к немедленному исполнению с целью установления правового состояния, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение такой информации, но и для предотвращения дальнейшего использования и распространения в будущем иными лицами запрещенной информации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 188,227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление по административному иску Прокурора Трусовского района г. Астрахани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Астраханской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией- удовлетворить.
Признать информацию, распространенную в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение месяца со дня вынесения решения суда.
Судья Н.Д. Хасьянов