Дело № 2а-2314/2021
25RS0001-01-2021-001998-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 года
Ленинский районный суд г.Владивостока в составе:
председательствующего судьи Н.А. Ярошевой
при секретаре Д.И. Новосёловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока о признании решения незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с названным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что 17.10.2019 в администрацию г.Владивостока было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, в котором он просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с целью использования земельного участка: индивидуальное жилищное строительство. 15.11.2019 ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании пп.5 п.8 ст.39.11 ЗК РФ. 14.07.2020 решением Ленинского районного суда г.Владивостока по делу № 2а-1868/2020 решение УМС г.Владивостока от 15.11.2019 признано незаконным, на УМС г.Владивостока возложена обязанность рассмотреть его заявление от 17.10.2019 в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок. Решение вступило в законную силу 07.10.2020. В связи с длительным неполучением ответа от администрации г.Владивостока по его заявлению, им 04.02.2021 в адрес УМС администрации г.Владивостока был направлен запрос о предоставлении информации. 18.02.2021 им был получен ответ о повторном рассмотрении его заявления от 17.10.2019 № 23673/20у, согласно которому образование земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № для последующего проведения аукциона на право заключения аренды на один из образуемых земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства не представляется возможным. Отказ основан на основании пункта 14.3 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, так как согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории с учетным номером № (запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество Министерство обороны РФ). Решение УМС администрации г.Владивостока является незаконным, нарушающим его права и подлежит отмене, поскольку согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не следует о наличии в сведениях Государственного кадастра недвижимости данных о расположении запретной зоны военного объекта и нахождении земельного участка в границах данной запретной зоны. Существующие особые условия использования земельных участков, входящих в запретную зону военного объекта, не исключают возможность предоставления земельного участка на праве аренды. При отсутствии в Государственном кадастре недвижимости сведений о границе запретной зоны вызывает сомнения возможность применения к спорным правоотношениям положений Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Согласно выписке из ЕГРП ограничений (обременение) права не зарегистрировано; отметка о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд отсутствуют. Более того, рядом расположенные земельные участки находятся в частной собственности:№ и иные. Просит признать незаконным решение администрации г.Владивостока об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый номер земельного участка №, в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с целью использования земельного участка: индивидуальное жилищное строительство, площадью 2000 кв.м; обязать администрацию г.Владивостока утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 2 000 кв.м, кадастровый номер земельного участка №, расположенного: <адрес>, в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
До рассмотрения дела по существу, в судебном заседании 27.04.2021, представителем административного истца были уточнены требования, просила признать незаконным ответ УМС г.Владивостока от 18.02.2021; обязать УМС г.Владивостока утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 2 000 кв.м, кадастровый номер земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности ФИО2, в судебном заседании вновь уточнила заявленные требования, просит признать незаконным ответ УМС г.Владивостока от 02.11.2020, в остальной части требования оставила без изменения. Настаивала на удовлетворении уточненных требований по доводам и основаниям изложенным в административном иске, дополнительно пояснила, что земельный участок находится в особой зоне, но также находится в зоне ОЖ-2, не изъят для гражданского оборота, поэтому может быть предоставлен в аренду. Кроме того, рядом расположенные земельные участки находятся в частной собственности.
Представитель УМС г.Владивостока, действующая на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам и основаниям, изложенным в отзыве.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду не известны.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 39.1 ЗК РФ, предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Порядок подготовки и организация аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 39.11 ЗК РФ, в соответствии с которой решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Одним из этапов образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовки к проведению аукциона является утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории.
В силу ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п.1.1, 3 Постановления администрации г.Владивостока от 04.08.2000 № 1439 «Об утверждении положения об Управлении муниципальной собственности г.Владивостока" Управление муниципальной собственности г. Владивостока является отраслевым (функциональным) органом администрации города Владивостока, осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества Владивостокского городского округа, для достижения целей и задач Управление осуществляет в том числе функции по обеспечению подготовки и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно выписки из ЕГРП от 19.05.2020 в собственности ВГО находится земельный участок с кадастровым номером № площадью 954 498 кв.м., расположенный в границах участка адрес ориентира: <адрес>.
17.10.2019 представитель ФИО1, действующая на основании доверенности ФИО2, обратилась в администрацию г.Владивостока с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> цель использования земельного участка: индивидуальное жилищное строительство, площадь земельного участка 2 000 кв.м., кадастровый номер земельного участка, стоящего на учете в ЕГРН №.
Из ответа УМС г.Владивостока № 23673/20 от 02.11.2020 следует, что во исполнение решения Ленинского районного суда от 14.07.2020, вступившего в законную силу 07.10.2020, УМС г.Владивостока пересмотрено ранее принятое решение по заявлению ФИО1, от 17.10.2019 № 23673/20у, по результатам пересмотра административному истцу сообщается, что согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:170 расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории с учетным номером № (запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ). Согласно Генеральному плану ВГО (в редакции от 12.02.2018), земельный участок полностью расположен охраняемой зоне (запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации). В связи с чем, на основании п.12 Постановления от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ», п.14.1 ст.39.16 ЗК РФ, образование земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № для последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды на один из образуемых земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства не представляется возможным.
Согласно ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 405 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен. В границах запретной зоны запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения).
В соответствии с пунктом 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Из ответа УГА администрации г.Владивостока от 27.04.2020 следует, что испрашиваемый истцом земельный участок площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, полностью расположен в запретной зоне военного объекта - Владивостокское лесничество МО РФ (учетный номер 25.28.2.133), что подтверждается обзорной схемой.
В приложенной к заявлению истца от 17.10.2019 схеме расположения земельного участка также указано на то, что образуемый земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне с особыми условиями 25.28.2.133, установленной на основании Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 №405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" п.12.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории ВГО, утвержденными решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 №462, испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен в территориальной зоне ОЖ 2 (общественно-жилая зона пониженной этажности), при том согласно п. 3.6.4 Правил, в данной зоне имеются ограничения использования земельных участков, расположенных в запретной зоне военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации установленные п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405.
Таким образом, земельный участок, за утверждением схемы которого обратился истец, полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, в которой п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 установлены ограничения, не допускающие использование испрашиваемого земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении ФИО1 о проведении аукциона, а именно для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, согласно ч.8 ст. 39.11 ЗК РФ данный участок не может являться предметом аукциона.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства было рассмотрено заявление ФИО1 от 17.10.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, цель использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, у УМС г.Владивостока имелись предусмотренные законом основания для принятия решения об отказе истцу в утверждении схемы, следовательно, оснований для удовлетворения требований истца о признании отказа УМС г.Владивостока от 02.11.2020 незаконным не имеется.
С учетом положений ст. 227 КАС РФ, требования истца о возложении на ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка, удовлетворению также не подлежат, поскольку как установлено судом в утверждении схемы расположения земельного участка административному истцу отказано законно и обосновано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока о признании решения незаконным и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Ленинского районного
суда г. Владивостока ФИО4
мотивированное решение изготовлено 21.06.2021