ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2314/2022 от 22.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

УИД 18RS0001-02-2022-001646-89

Дело № 2а-2314/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2022 года г. Ижевск

Ленинский районный суд города Ижевска в составе: председательствующего судьи Антюгановой А.А., при секретаре Боталовой А.В., с участием административного истца Широбокова Д.Ю., представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Удмуртской Республики» Курбатовой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Широбокова Даниила Юрьевича к призывной комиссии муниципального образования «город Ижевск», Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Удмуртской Республики», призывной комиссии Первомайского и Ленинского районов г.Ижевска и Завьяловского района УР об оспаривании решения призывной комиссии,

У С Т А Н О В И Л:

Широбоков Д.Ю. обратился суд с административным иском к призывной комиссии Первомайского и Ленинского районов г.Ижевска и Завьяловского района УР о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии об отказе в замене военной службе на альтернативную гражданскую службу. Требования мотивированы тем, что Широбоков Д.Ю. сознательный отказчик от военной службы, его морально-этическим убеждениям противоречит несение военной службы. Указанные взгляды сформировались у него уже после окончания сроков на подачу АГС, 23.03.2022 им было подано заявление в Военный комиссариат о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. 18.05.2022 призывная комиссия приняла решение (протокол № 3 от 18.05.2022) отказать в его заявлении. Данным решением нарушено его право на замену военной службы, гарантированное ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ. Комиссия имела право, несмотря на пропущенные сроки, вынести положительное заключение, основываясь на существенном, то есть на наличие убеждений.

Определением суда от 24.06.2022 привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков призывная комиссия МО «город Ижевск», ФКУ «Военный комиссариат УР». Исключено ФКУ «Военный комиссариат УР» из числа заинтересованных лиц.

Административный истец Широбоков Д.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в иске, дополнительно пояснил следующее. Заявление о восстановлении срока на подачу заявление о замене военной службы на альтернативную в призывную комиссию он не подавал. Вступил 03.06.2022 в Централизованную Религиозную Организацию «Ассоциация Евангельских Христиан «Гедеон». Доказательств, что у него сложились прочные устойчивые убеждения на протяжении длительного периода его жизни, которые противоречат прохождению военной службы представить суду не может. Пояснил, что в 2018 году в его жизни появилась книга Библия, читая ее в его понимании убийство человека запрещено законом божьим и в его понимании если в армии его учат как правильно убивать - это противоречит закону. Православные храмы посещает, но не часто, 2 раза в полгода. На воинский учет вставал после учебного заведения, год не помнит. На момент постановки на воинский учет не заявлял о наличии таких убеждений комиссии. Понимание приходит не сразу, ты изучаешь Библию постепенно. Читая ее он постепенно осознавал. Когда закоренились принципы, он начал задумываться об альтернативной службе. Поэтому сроки прошли. Он не пропускал призывы и приходил по повесткам. Если бы просто не хотел идти в армию, то он бы был уклонистом. Ранее он не сообщал учителям, директору, что он верующий, поэтому и не указали это в характеристике.

В судебное заседание административные ответчики призывная комиссия муниципального образования «город Ижевск», военный комиссариат Первомайского и Ленинского районов г.Ижевска Завьяловского района УР в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, причина неявки суду неизвестно, ходатайств об отложении дела в суд не представлено.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» Курбатова С.Б., действующая на основании доверенности № 13 от 27.12.2021, сроком по 31.12.2022 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что административный истец осознает, что он пропустил срок на подачу заявления о замене военной службы на альтернативную. То что он исповедует по сути не может влиять на решение призывной комиссии, первый раз было вынесено решение об отказе, он его не обжаловал, второй раз также было отказано, тоже не обжаловал, какие-либо документы до этого судебного заседания административный истец не представлял. Кроме того, характеристика с места учебы и ассоциации не свидетельствует о том, что он исповедует какую-либо религию, что Широбокову Д.Ю. запрещено проходить службу в армии в связи с наличием глубоких убеждений. Исходя из той информации, которая имеется в свободном доступе сети интернет, организация Гедеон занимается выпуском печатной продукции, которая распространяет книги - это их уставная задача, своих убеждений призывной комиссии Широбоков не довел, имея возможность представить письменные документы, свидетелей. С учетом установленных законодательством сроков, сроки им были пропущены, уважительных причин по пропуску сроков им не представлено. Он учился в техникуме, где обучался на рабочую профессию, проходил практику на заводе Купол, где изготавливал оружие и ничего ему не препятствовало на тот момент. Широбоков просто принял такой способ уклонения от военной службы. Много солдат которые имеют убеждения в разных религиях и им это не препятствует для прохождения службы. Нигде нет документов что он не вправе принимать присягу. Мнение Широбокова неправильно сформировано про военную службу, там готовят защитников, а не убийц, а защищать отечество - это обязанность всех граждан.

Согласно представленных письменных возражений в связи с обучением в БПОУ УР «Ижевский индустриальный техникум им. ФИО6» призывной комиссией МО «Город Ижевск» 15.06.2020 г. (протокол № 14) предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по ст. 24 п. 2а до 30.06.2021 г.

Так как административный истец был зачислен на обучение в БПОУ УР «Ижевский индустриальный техникум им. ФИО6» в 2018 г. до достижения возраста 18 лет, то вопрос о проведении призывных мероприятий и решения вопроса о предоставлении Широбокову Д.Ю. отсрочки на период обучения, призывной комиссий не рассматривался. 18-летнего возраста Широбоков Д.Ю. достиг 24.05.2020 года.

Широбоков Д.Ю. подлежал призыву на военную службу после в весеннюю призывную кампанию 2021 года, соответственно с заявлением по месту воинского учета о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой он должен был обратиться до 01.10.2020 года.

26.02.2021 года Широбоков Д.Ю. подал заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по месту воинского учета, срок подачи заявления, установленный ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», им был пропущен.

7 июля 2021 года, в присутствии Широбокова Д.Ю., на заседании призывной комиссии МО «Город Ижевск» было вынесено решение: в соответствии с п.4 ст. 12 ФЗ № 113-ФЗ «Об АГС» в замене военной службы по призыву на АГС отказать. Заявление о восстановлении пропущенного срока не поступало. На заседании призывной комиссии присутствовал Широбоков Д.Ю. Предложение внесено ФИО7 принято единогласно.

Непосредственно перед осенним призывом 2021 года, действуя последовательно и умышленно, будучи уверенным в безнаказанности уже использованного способа уклонения от прохождения военной службы, зная, что призывной комиссией МО «Город Ижевск» в весеннюю призывную кампанию ему отказано в восстановлении срока на подачу заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, вновь подал заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в военный комиссариат.

Решением призывной комиссии МО «Город Ижевск» от 8 декабря 2021 г. (протокол №2) (АГС) в требованиях было отказано. В соответствии с п.4 ст. 12 Федерального закона № 113 в отношении Административного истца было вынесено решение - замене военной службе по призыву на АГС отказать (предложение, внесено военным комиссаром Первомайского и Ленинского районов города Ижевск и Завьяловского района Удмуртской Республики ФИО7, решение об утверждении предложения принято единогласно). На заседании призывной комиссии он присутствовал лично. Заявление о восстановлении пропущенного срока от Административного истца не поступало. Период пропуска срока административным истцом не обоснован, уважительные причины не приведены.

22.03.2022 г. Широбоковым Д.Ю. вновь подано заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Решением призывной комиссии МО «Город Ижевск» 18.05.2022 протокол № 3 (АГС) в требованиях было отказано. В соответствии с п.4 ст. 12 Федерального закона № 113 в отношении Административного истца было вынесено решение - замене военной службе по призыву на АГС отказать (предложение, внесено военным комиссаром Первомайского и Ленинского районов города Ижевск и Завьяловского района Удмуртской Республики ФИО7, решение об утверждении предложения принято единогласно). На заседании призывной комиссии он присутствовал лично. Заявление о восстановлении пропущенного срока от Административного истца не поступало. Период пропуска срока административным истцом не обоснован, уважительные причины не приведены.

Широбоков Д.Ю. считает, что может реализовать свое право на прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной службы по призыву, так как у него имеются убеждения, противоречащие прохождению им военной службы по призыву. Однако, к административному исковому заявлению, каких-либо дополнительных доводов, кроме тех, которые им были представлены в призывную комиссию и были положены в основу решения, им не представлено.

Из представленной Широбокова Д.Ю. автобиографии формирование убеждений, с которыми несовместимы характер и содержание военной службы, и которые оказали влияние на его жизнь и возникновение взглядов, проследить не представляется возможным. Представленная им автобиография не отражает наличия у него убеждений, препятствующих несению военной службы по призыву.

Кроме того, заявление Широбокова Д.Ю. от 22.03.2022 года о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, рассмотренное призывной комиссией МО «Город Ижевск», также не содержит причины, исключающие прохождение им военной службы по призыву.

Доводы Широбокова Д.Ю., изложенные в заявлении, свидетельствуют о его желании пользоваться всеми конституционными правами, отрицая при этом необходимость исполнять конституционные обязанности, установленные для всех граждан России.

На основании изложенного, у призывной комиссии не имелось предусмотренных законом оснований для замены Широбокова Д.Ю. военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Действия призывной комиссии основаны непосредственно на соблюдении и выполнении установленных действующим законодательством требований, а именно Закона «Об альтернативной гражданской службе», Закона «О воинской обязанности и военной службе», других нормативных актов, регламентирующих указанные вопросы, следовательно, принятое призывной комиссии МО «Город Ижевск» 18.05.2021 г. (протокол № 3 (АГС) в отношении Широбокова Д.Ю. решение является законным, не противоречащим действующему законодательству, принято призывной комиссией в пределах ее компетенции.

На данные правоотношения распространяется Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», в соответствии с п.4 ст. 10 которого определено, что порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.150 КАС РФ.

Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

Из анализа указанного положения закона следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.

Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 25.07.2022 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - ФЗ "Об АГС") гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Согласно п. 1 ст. 11 "Об АГС" граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Под убеждениями понимается твердый взгляд на что-нибудь, основанный на какой-нибудь идее, мировоззрении (О. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987).

В соответствии с п. 2 ст. 11 "Об АГС" в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Согласно, статьи 11 указанного закона, граждане вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Данные сроки неразрывно связаны со сроками ежегодного призыва граждан на • военную службу: с 1 апреля по 15 июля (весенний призыв); с 1 октября по 31 декабря (осенний призыв).

В целях обеспечения последующего призыва гражданина на военную службу в случае отказа в получении права на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, законодатель предусмотрел возможность подачп указанного заявления: до 1 апреля - для граждан, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - для граждан, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Подобный порядок обусловлен необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва, которое осуществляется военным комиссариатом.

Исключение из общего правила составляет порядок, предусмотренный в абзаце четвертом пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»: граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки, действия которых должны истечь после очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки, т.е. независимо от сроков призыва на военную службу. Это обусловлено такими обстоятельствами, которые не позволяют гражданину заранее уведомить военный комиссариат о намерении воспользоваться правом на альтернативную гражданскую службу, а потому вопрос о прохождении военной службы должен решаться в ближайший по отношению к дате прекращения отсрочки призыв (весенний или осенний) либо в период текущего призыва.

Основания к отказу гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой предусмотрены п. 4 ст. 12 ФЗ "Об АГС", если: он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.06.2014 N 1470-О, Конституция РФ, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 28; статья 29 часть 3; статья 59 часть 3).

По смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.

Из этого же в своей практике исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 "Свобода мысли, совести и религии" Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Постановление ЕСПЧ от 07.07.2011"Дело "Баятян (Bayatyan) против Армении" (жалоба N 23459/03).

Следовательно, для реализации права гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не является достаточным просто заявить о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям и вероисповеданию.

Суд находит, что вопреки утверждению истца, именно гражданин должен обосновать данное утверждение, указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене службы по призыву альтернативной гражданской службой, привести объективные факты, которые свидетельствовали бы о прочно сформировавшихся убеждениях лица неприятия военной службы, а также представить доказательства своих доводов.

Согласно части 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений - о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Из материалов дела, личного дела призывника судом установлено следующее.

В связи с обучением в БПОУ УР «Ижевский индустриальный техникум им. Е.Ф.Драгунова» призывной комиссией МО «Город Ижевск» 15.06.2020 г. (протокол № 14) предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по ст. 24 п. 2а до 30.06.2021 г.

Так как административный истец был зачислен на обучение в БПОУ УР «Ижевский индустриальный техникум им. Е.Ф.Драгунова» в 2018 г. до достижения возраста 18 лет, то вопрос о проведении призывных мероприятий и решения вопроса о предоставлении Широбокову Д.Ю. отсрочки на период обучения, призывной комиссий не рассматривался. 18-летнего возраста Широбоков Д.Ю. достиг 24.05.2020 года.

Широбоков Д.Ю. подлежал призыву на военную службу после в весеннюю призывную кампанию 2021 года, соответственно с заявлением по месту воинского учета о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой он должен был обратиться до 01.10.2020 года.

26.02.2021 Широбоков Д.Ю. подал заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по месту воинского учета, срок подачи заявления, установленный ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», им был пропущен.

07.07.2021 в присутствии Широбокова Д.Ю., на заседании призывной комиссии МО «Город Ижевск» было вынесено решение: в соответствии с п.4 ст. 12 ФЗ № 113-ФЗ «Об АГС» в замене военной службы по призыву на АГС отказать. Заявление о восстановлении пропущенного срока не поступало. На заседании призывной комиссии присутствовал Широбоков Д.Ю. Предложение внесено ФИО7 Принято единогласно.

Непосредственно перед осенним призывом 2021 года, вновь подал заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в военный комиссариат.

Решением призывной комиссии МО «Город Ижевск» от 8 декабря 2021 г. (протокол №2) (АГС) в требованиях было отказано. В соответствии с п.4 ст. 12 Федерального закона № 113 в отношении Административного истца было вынесено решение - замене военной службе по призыву на АГС отказать (предложение, внесено военным комиссаром Первомайского и Ленинского районов города Ижевск и Завьяловского района Удмуртской Республики ФИО7, решение об утверждении предложения принято единогласно). На заседании призывной комиссии он присутствовал лично. Заявление о восстановлении пропущенного срока от Административного истца не поступало. Период пропуска срока административным истцом не обоснован, уважительные причины не приведены

22.03.2022 Широбоковым Д.Ю. вновь подано заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Решением призывной комиссии МО «Город Ижевск» 18.05.2022. протокол № 3 (АГС) в требованиях было отказано. В соответствии с п.4 ст. 12 Федерального закона № 113 в отношении Административного истца было вынесено решение - замене военной службе по призыву на АГС отказать (предложение, внесено военным комиссаром Первомайского и Ленинского районов города Ижевск и Завьяловского района Удмуртской Республики Широбоковым Д.Ю., решение об утверждении предложения принято единогласно). На заседании призывной комиссии он присутствовал лично. Заявление о восстановлении пропущенного срока от Административного истца не поступало. Период пропуска срока административным истцом не обоснован, уважительные причины не приведены.

Широбоков Д.Ю. считает, что может реализовать свое право на прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной службы по призыву, так как у него имеются убеждения, противоречащие прохождению им военной службы по призыву. Однако, к административному исковому заявлению, каких-либо дополнительных доводов, кроме тех, которые им были представлены в призывную комиссию и были положены в основу решения, им не представлено.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что, в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 28; статья 29, часть 3; статья 59. часть 3).

По смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.

Из этого же в своей практике исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 «Свобода мысли, совести и религии» Конвенции о защите прав человека и основных свобод (постановление от 7 июля 2011 года по делу «Баятян (Bayatyan) против Армении»).

По автобиографии, представленной лицом, претендующим на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу можно проследить формирование религиозных, пацифистских убеждений и определить, насколько существенно, по мнению гражданина, их влияние на его жизнь. Характеристика с места учебы позволяет установить возможные факты выражения убеждений в той среде, где человек проводит значительную часть своего времени.

Однако представленные Широбоковым Д.Ю. характеристика и автобиография не отражают его отношение к религиозным убеждениям, а также наличие у него убеждений, препятствующих несению военной службы по призыву. В вышеуказанных документах не указано, что он увлекается изучением Библии.

Кроме того, заявление Широбокова Д.Ю. от 22.03.2022 о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, рассмотренное призывной комиссией МО «Город Ижевск», также не содержит причины, исключающие прохождение им военной службы по призыву.

Доводы Широбокова Д.Ю., изложенные в заявлении, свидетельствуют о его желании пользоваться всеми конституционными правами, отрицая при этом необходимость исполнять конституционные обязанности, установленные для всех граждан России.

Также согласно пояснений Широбокова Д.Ю. в Централизованную Религиозную Организацию «Ассоциация Евангельских Христиан» он вступил лишь 03.06.2022 г. В судебном заседании административный истец не привел доводов, кроме того, что увлекается изучением Библии. При этом, административный истец пояснил, что православные храмы посещает всего лишь 2 раза в пол года.

Иных данных, кроме указанных документов и пояснений о том, что он имеет убеждения, противоречащие несению военной службы, Широбоков Д.Ю. не представил, ходатайство о вызове и допросе каких-либо свидетелей с целью характеристики его личности не заявил. При этом ссылка призывника на веру в Бога, и убеждение что он не имеет права лишать жизни другого человека, по мнению суда, не свидетельствует о противоречии исполнению воинского долга, поскольку не понуждают убивать или присягать другому человеку. Кроме того военная служба буквально не подразумевает насилие с оружием на руках, имеется возможность проходить военную службу в медсанчасти, на кухне, печатая газету, выступая в военном оркестре.

Действия призывной комиссии основаны непосредственно на соблюдении и выполнении установленных действующим законодательством требований, а именно Закона «Об альтернативной гражданской службе», Закона «О воинской обязанности и военной службе», других нормативных актов, регламентирующих указанные вопросы, следовательно, принятое призывной комиссии МО «Город Ижевск» 18.05.2021 г. (протокол № 3 (АГС) в отношении Широбокова Д.Ю. решение является законным, не противоречащим действующему законодательству, принято призывной комиссией в пределах ее компетенции.

На данные правоотношения распространяется Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», в соответствии с п.4 ст. 10 которого определено, что порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании изложенного, у призывной комиссии не имелось предусмотренных законом оснований для замены Широбокова Д.Ю. военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Суд находит, что именно Ширбоков Д.Ю. обязан был доказать наличие у него убеждений, которым противоречит несение военной службы, однако таких доказательств, им представлено не было.

С учетом материалов дела, а так же пояснений лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что ни призывной комиссии, ни суду административный истец не представил надлежащих доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, установленного для обращения с заявлением о замене военной службы альтернативной.

При нарушении заявителями порядка подачи заявления следует безусловный отказ в его удовлетворении.

Поскольку административный истец без уважительных причин пропустил установленный законом срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, то призывная комиссия правомерно отказала истцу в восстановлении этого срока, как правомерно отказала и в удовлетворении заявления истца о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в связи с нарушением срока подачи заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой, руководствуясь пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 113-ФЗ, оформив это протоколом № 3 от 18.02.2022 г.

Само по себе отрицательное отношение к военной службе, которое выражено в административном исковом заявлении не указывает на его стойкие убеждения и не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

При таких обстоятельствах, административный истец не обосновал с достаточной полнотой и достоверностью свое утверждение о наличии серьезного и непреодолимого конфликта между обязанностью служить в армии и его убеждениями, который вызвал бы устойчивое и непреодолимое неприятие им военной службы, и не представил доказательств своих доводов о том, что неприятие военной службы является именно его прочно сформировавшимся устойчивым убеждением.

Суд отмечает, что приводимые административным истцом доводы не согласуются с положениями статьи 59 Конституции РФ, в силу которой защита Отечества признается долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, а право гражданина на альтернативную службу связывается с наличием определенных условий и не гарантировано любому, кто заинтересован в том, чтобы избежать прохождения военной службы.

Учитывая все обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, суд находит решение призывной комиссии МО «город Ижевск» в отношении Широбокова Р.Ю. законным и обоснованным, вынесенным уполномоченным органом с соблюдением процедуры его вынесения в рамках действующего законодательства, регулирующего деятельность призывных комиссий.

В нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ административный истец не подтвердил сведения о том, что оспариваемым решением ответчика нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения, поскольку по смыслу толкования норм КАС РФ необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов истца оспариваемым решением, действием (бездействием), и бремя доказывания данного обстоятельства лежит на заявителе, что последним сделано не было.

При таких обстоятельствах заявленные требования Широбокова Даниила Юрьевича к призывной комиссии муниципального образования «город Ижевск», Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Удмуртской Республики», призывной комиссии Первомайского и Ленинского районов г.Ижевска и Завьяловского района УР об оспаривании решения призывной комиссии удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Широбокова Даниила Юрьевича к призывной комиссии муниципального образования «город Ижевск», Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Удмуртской Республики», призывной комиссии Первомайского и Ленинского районов г.Ижевска Завьяловского района УР о признании решения призывной комиссии муниципального образования «город Ижевск» от 18.05.2022 года (протокол № 3) незаконным, принятого в отношении Широбокова Д.Ю. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательно форме изготовлено 05 августа 2022 года.

Судья А.А. Антюганова