ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2314/2023 от 13.11.2023 Томского районного суда (Томская область)

г.Томск Дело № 2а-2314/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи Дубовика П.Н.

при секретаре Тычкиной В.А.,

помощник судьи Вольман Е.В.,

с участием:

представителя административного истца - Олейник О.В.,

представителя административных ответчиков –

Администрации Томского района, Управления территориального

развития Администрации Томского района Березовской О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Малинникова М.А. к Администрации Томского района, Управлению территориального развития Администрации Томского района о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявления об утверждении схемы земельного участка, обязании административного ответчика рассмотреть заявление об утверждении схемы земельного участка, обязании административного ответчика предоставить обоснованный и мотивированный ответ,

установил:

Малинников М.А. обратился в суд с административным иском к Управлению территориального развития Администрации Томского района, Администрации Томского района:

-о признании незаконным бездействия Администрации Томского района при рассмотрении заявления об утверждении схемы земельного участка от 19.06.2023 с дополнениями от 20.06.2023 и от 27.06.2023;

-обязании административного ответчика рассмотреть заявление об утверждении схемы земельного участка от 19.06.2023 с дополнениями от 20.06.2023 и от 27.06.2023;

-обязании административного ответчика предоставить обоснованный и мотивированный ответ по результатам рассмотрения заявление об утверждении схемы земельного участка от 19.06.2023 с дополнениями от 20.06.2023 и от 27.06.2023.

В обоснование административных исковых требований указал, что 19.06.2023 истец направил почтой России в адрес Администрации Томского района заявление от 19.06.2023 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка на торгах с основным назначение ИЖС. Согласно сервису отслеживания почтовых отправлений почты России заявление с приложением получено адресатом в 12 часов 43 минуты 22.06.2023. Ответа на заявление ему не поступало из Администрации Томского района. В дальнейшем он направил почтой России в Администрацию Томского района дополнение к заявлению от 20.06.2023, дополнение от 27.06.2023, а также заявление о предоставлении ответа по ранее поданному 19.06.2023 заявлению. Считает, что игнорирование рассмотрения его заявления по существу и не предоставления ему ответа на поданное заявление является нарушением его прав, поскольку, фактически лишило его права на приобретение земельного участка на торгах, предусмотренное ст. 5,15 ЗК РФ.

Административный истец Малинников М.А., извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, направил своего представителя Олейник О.В., которая поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Также указала, что только в настоящем судебном заседании получила копию решения.

Административные ответчики - Администрация Томского района, Управление территориального развития Администрации Томского района, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, направили своего представителя – Березовскую О.С., которая просила в административном иске отказать. Также представила на обозрение оригинал почтового конверта.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной почтовой связи Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, своего представителя не направило. В судебное заседание направлен письменный ответ.

На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах из совокупности ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца. При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление административного истца не может быть удовлетворено. При этом условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.

Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения,

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Как следует из доказательств, исследованных в судебном заседании, 19.06.2023 Малинников М.А. направил почтой России в адрес Администрации Томского района заявление от 19.06.2023 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу <адрес> площадью не менее 600 м.кв., на торгах с основным назначение ИЖС. Согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором заявление с приложением получено адресатом 22.06.2023.

Также 20.06.2023 Малинников М.А. направил почтой России в Администрацию Томского района дополнение к заявлению от 20.06.2023, дополнение от 27.06.2023. Согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами и заявления с приложениями получены адресатом 26.06.2023 и 30.06.2023 соответственно.

Как следует из предмета заявленных административных исковых требований, административный истец обжалует именно бездействие административных ответчиков по не рассмотрению его заявлений об утверждении схемы земельного участка от 19.06.2023 с дополнениями от 20.06.2023 и от 27.06.2023, зарегистрированные 22.06.2023 от 27.06.2023 и 30.06.2023 а также не направление решения об отказе в адрес административного истца.

Вместе с тем, как следует из сведений представленных административными ответчиками, Управлением территориального развития Администрации Томского района все обращения заявителя Малинникова М.А. (от 22.06.2023 , от 27.06.2023 и от 30.06.2023 были рассмотрены в установленный срок в установленном порядке уполномоченным лицом, принято мотивированное решение по существу заявления Малинникова М.А. и дополнений к нему об отказе в предоставлении услуги от 04.07.2023 исходящий (отказ в предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка) подписанное заместителем Главы Томского района - начальником Управления территориального развития Администрации Томского района Т. Решение по существу заявления и дополнения к нему, которым отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка Малинникову М.А.

Письменное решение (отказ) от 04.07.2023 направлен истцу по адресу указанному в заявлении самим Малинниковым М.А.: <адрес> также подтверждается адресной справкой, простой корреспонденцией 07.07.2023. Так, в частности данное обстоятельство подтверждается списком (реестром) от 07.07.2023, представленным Управлением территориального развития Администрации Томского района на списание почтовых конвертов и марок; списком (реестром) простых писем от 10.07.2023, представленным УФПС по Томской области, а также конвертом, адресованным Малинникову М.А. из Управления территориального развития Администрации Томского района по адресу: <адрес> где указана исходящая дата 10.07.2023, что подтверждается почтовым штампом исходящей корреспонденции Почта России. Также в судебном заседании представителем административных ответчиков был представлен на обозрение оригинал вышеуказанного конверта с решением об отказе от 04.07.2023.

Как следует из ответа Управления федеральной почтовой связи Томской области филиал АО «Почта России» от 18.10.2023 предоставленная информация о направлении письменного сообщения в адрес Малинникова М.А. (номер штрих кода ) не содержит информации об отправке почтового отправления (не корректно указан почтовый идентификатор), в связи с чем можно предположить, что письменное сообщение направлено почтовым отправлением с отметкой «простое». Провести проверку не представляется возможным, так как согласно п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, простые почтовые отправления принимаются без выдачи отправителям квитанции, пересылаются без приписки к сопроводительным документам, вручаются адресатам через абонентские ящики (почтовый ящик) без расписки. Отследить прохождение простого почтового отправления не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 10 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" простые почтовые отправления по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) принимаются от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляются (вручаются) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении.

Таким образом, вышеуказанные Правила оказания услуг почтовой связи, не содержат обязательного предписания о составлении какого-либо подтверждающего документа о передаче и принятии почтовым отделением "простого" письма (квитанции, описи, реестра).

Из материалов дела следует, что решение (отказ) от 04.07.2023 в адрес истца направлено простым письмом, неполучение истцом решения (отказа) не свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков.

Также вопреки доводам административного истца ни требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", ни Правилами оказания услуг почтовой связи", утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, не устанавливается вид почтового отправления, которым должен быть направлен ответ на обращение заявителя. Такой ответ может быть направлен любым видом почтовой корреспонденции, в том числе и "простым" письмом.

Обязанность Управления территориального развития Администрации Томского района исполнена в соответствии с требованиями Закона в момент принятия почтового отправления в соответствующее почтовое отделение АО «Почта России».

При этом вопреки доводам заявителя порядок нахождения почтового направления в различных отделениях почтовой связи, порядок доставления письма заявителю, порядок возвращения конверта отправителю, в данном случае правового значения не имеет.

Кроме того, заявитель не был лишен возможности лично обратиться в соответствующее отделение АО «Почта России» для получения почтовой корреспонденции, либо непосредственно в Управление территориального развития Администрации Томского района, Администрацию Томского района для получения решения по его заявлению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Исследовав установленные по делу обстоятельства, все доказательсва, суд приходит к выводу о том, что Управлением территориального развития Администрации Томского района на обращения административного истца в установленный Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", тридцатидневный срок, и по существу поставленных в них вопросах, дан ответ с соблюдением приведенных выше положений закона, факт нарушения прав и законных интересов Малинникова М.А. отсутствует.

Несогласие истца с содержанием решения (отказа) само по себе не свидетельствует о наличии бездействия со стороны административных ответчиков по направлению и разрешению обращения. Обращение рассмотрено по существу и заявителю направлен мотивированный ответ.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении административного иска Малинникова М.А. к Администрации Томского района, Управлению территориального развития Администрации Томского района о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявления об утверждении схемы земельного участка, обязании рассмотреть заявление об утверждении схемы земельного участка от 19.06.2023 с дополнениями от 20.06.2023 и от 27.06.2023, предоставить обоснованный и мотивированный ответ - отказать.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Сроки обращения с исковым заявлением не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Малинникова М.А. к Управлению территориального развития Администрации Томского района, Администрации Томского района:

-о признании незаконным бездействия Администрации Томского района при рассмотрении заявления об утверждении схемы земельного участка от 19.06.2023 с дополнениями от 20.06.2023 и от 27.06.2023;

-обязании административного ответчика рассмотреть заявление об утверждении схемы земельного участка от 19.06.2023 с дополнениями от 20.06.2023 и от 27.06.2023;

-обязании административного ответчика предоставить обоснованный и мотивированный ответ по результатам рассмотрения заявления об утверждении схемы земельного участка от 19.06.2023 с дополнениями от 20.06.2023 и от 27.06.2023,

оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления текста судебного решения в окончательной форме.

Судья П.Н. Дубовик

Копия верна: судья П.Н. Дубовик

Секретарь: В.А. Тычкина

Решение вступило в законную силу «_____» _______________20__ г.

Судья:

Секретарь:

УИД 70RS0005-01-2023-002722-21

Оригинал решения в деле № 2а-2314/2023