Дело № 2а-289/2020
УИД 18RS0009-01-2019-003447-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2020 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Караневич Е.В.,
при секретаре Агафоновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воткинского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Воткинск» о признании бездействия Администрации МО «Город Воткинск» незаконным, обязании не позднее 180 дней со дня согласования проекта информационной надписи, организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенный по адресу: <*****>,
установил:
Воткинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Воткинск» о признании бездействия Администрации МО «Город Воткинск» незаконным, обязании в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу разработать проект надписи объекта культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенного по адресу:<*****> направить проект информационной надписи на согласование в Агентство по государственной охране объектов культурного наследия УР, обязать не позднее 180 дней со дня согласования проекта информационной надписи, организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенного по адресу: <*****>.
В обоснование своих требований указал, что Воткинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением Совета Министров Удмуртской АССР «Об утверждении списка исторических и археологических памятников» от <дата>№*** объект культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенный по адресу: <*****> включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Постановлением главы муниципального образования «Город Воткинск» от <дата>№*** указанный объект культурного наследия принят к учету и включен в Реестр муниципального имущества города Воткинска.
Региональным органом охраны объектов культурного наследия в Удмуртской Республике является Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.
В ходе обследования объекта культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <*****>, информационной надписи не обнаружено, что свидетельствует о том, что собственник объекта культурного наследия бездействует.
Согласно Закона Удмуртской Республики от 23.11.2004 года № 68-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории г. Воткинска Удмуртской Республики» муниципальное образование «Город Воткинск» наделено статусом городского округа.
Как следует из ст. 48 Устава муниципального образования «Город Воткинск» Администрация города Воткинска является исполнительно распорядительным органом муниципального образования «Город Воткинск» наделенного настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
В силу п. 3 ст. 51 Устава муниципального образования «Город Воткинск» к полномочиям Администрации города Воткинска относится, в том числе от имени муниципального образования «Город Воткинск» владеть, пользоваться, управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, административным ответчиком по настоящему делу будет являться Администрация МО «Город Воткинск».
Принимая во внимание, что Администрация МО «Город Воткинск» бездействует, а неисполнение требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направленных на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия затрагивает интересы граждан, проживающих на территории МО «Город Воткинск», прокурор, всоответствии со ст. 39 КАС РФ обращается с административным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В порядке ст. 45-46 КАС РФ административным истцом уточнен предмет заявленных требований в пункте 1 административного иска следующим образом: административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Город Воткинск», выразившееся в непринятии мер по изготовлению и установке информационной надписи и обозначений на объекте культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенный по адресу: УР, <*****>.
Определением суда от <дата> производство по делу в части заявленных требований: «Обязать Администрацию муниципального образования «Город Воткинск» в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу разработать проект информационной надписи объекта культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенный по адресу: <*****> и направить проект информационной надписи на согласование в Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики» прекращено в связи с принятием отказаадминистративного истца от иска в указанной части.
Представитель административного истца - помощник Воткинского межрайонного прокурора – Лебедева О.Л. исковые требования поддержала с учетом отказа от иска в части по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ФИО1 иск не признала. Пояснила, что Администрация г. Воткинска не бездействует, на момент рассмотрения дела в суде проект разработан и направлен на согласование. После согласования проекта табличка будет изготовлена и установлена за счет привлеченных средств. Признает, что на Администрации г. Воткинска как на собственнике объекта культурного наследия лежит обязанность выполнения требований 73ФЗ, ранее денежных средств для разработки проекта и изготовления табличек не было.
Представитель заинтересованного лица – Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики на судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В пояснениях на иск представитель заинтересованного лица указала следующее.
Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее — Агентство) сообщает, что на дату <дата> информационная надпись (обозначение) на объект культурного наследия не установлена. <дата> в адрес Агентства поступил проект информационной надписи, подготовленный в соответствии с Порядком установки информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 № 1178 (далее –Постановление РФ). Согласование и утверждение данного проекта будет проведено в сроки, установленные постановлением Правительства РФ. Агентство поддерживает требованияПрокурора Воткинской межрайоной прокуратуры.
В соответствии со ст. 150, 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.Частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации предписывается, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).
Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Частью 1 ст. 15 Закона № 73-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
В соответствии со ст. 27 Закона № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества (далее — правообладатели).
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178 (далее - постановление Правительства РФ).
В силу п. 6 постановления Правительства РФ правообладателем направляется проект информационной надписи на объекте культурного наследия (далее - проект), оформленный в электронном виде на электронном носителе в формате документа (PDF) в региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения.
Согласно п. 10 постановления Правительства РФ правообладатель организует установку изготовленной пластины (пластин) в соответствии с согласованным проектом не позднее 180 календарных дней со дня его согласования.
Судом установлено, что Воткинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением Совета Министров Удмуртской АССР «Об утверждении списка исторических и археологических памятников» от <дата>№*** объект культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенный по адресу: <*****>, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Постановлением главы муниципального образования «Город Воткинск» от <дата>№*** указанный объект культурного наследия принят к учету и включен в Реестр муниципального имущества города Воткинска.
Региональным органом охраны объектов культурного наследия в Удмуртской Республике является Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.
В ходе обследования объекта культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенного по адресу: <*****>, информационной надписи не обнаружено, что свидетельствует о том, что собственник объекта культурного наследия бездействует.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.
Согласно Закона Удмуртской Республики от 23.11.2004 года № 68-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории <*****> Удмуртской Республики» муниципальное образование «<*****>» наделено статусом городского округа.
Как следует из ст. 48 Устава муниципального образования «Город Воткинск» Администрация города Воткинска является исполнительно распорядительным органом муниципального образования «Город Воткинск» наделенного настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
В силу п. 3 ст. 51 Устава муниципального образования «Город Воткинск» к полномочиям Администрации города Воткинска относится, в том числе от имени муниципального образования «Город Воткинск» владеть, пользоваться, управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по настоящему делу будет являться Администрация МО «Город Воткинск».
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии бездействия противоречат исследованным судом доказательствам. Так, проект информационной надписи изготовлен и направлен на согласование только в ходе рассмотрения административного дела. Информационные надписи, соответственно, при отсутствии согласования, на момент вынесения решения не установлены.
Принимая во внимание, что Администрация МО «Город Воткинск» бездействует, а неисполнение требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направленных на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории МО «Город Воткинск», настоящий административный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Согласно выписки из ЕГРН от <дата> в отношении сооружения с кадастровым номером 18:27:030435:41 по адресу: <*****>, назначение – объект культурного наследия, его собственником является МО «<*****>», дата государственной регистрации права <дата>.
Как указано выше, отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, в данном случае на Администрацию МО «Город Воткинск». Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178.
Судом установлено, что Администрацией МО «Город Воткинск» с 08.02.2016не выполнялись возложенные на нее законом обязанности, в том числе и на дату подачи иска - <дата>. Проект информационной надписи объекта культурного наследия был разработан и направлен на согласование в Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики только <дата>. Следовательно, у суда имеются основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными бездействия Администрации МО «<*****>» по: не разработке проекта информационной надписи объекта культурного наследия регионального значения; по не направлению проекта информационной надписи на согласование в Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики; по не организации изготовления и установки информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия регионального значения.
Следовательно, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Суд приходит к выводу, что прокурором не пропущен срок обращения в суд, установленный ч.1.1 ст.219 КАС РФ, поскольку обязанность по изготовлению и установке информационной надписи и обозначений на объекте культурного наследия регионального значения сохраняется и на день вынесения судом решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Воткинск» о признании бездействия Администрации МО «Город Воткинск» незаконным, обязании не позднее 180 дней со дня согласования проекта информационной надписи, организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенный по адресу: <*****>, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «Город Воткинск», выразившееся в непринятии мер по изготовлению и установке информационной надписи и обозначений на объекте культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенный по адресу: <*****>.
Обязать Администрацию МО «Город Воткинск» не позднее 180 дней со дня согласования проекта информационной надписи объекта культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия регионального значения «Памятник жертвам революции, павшим в 1918 г.», расположенного по адресу: <*****>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда составлено <дата>.
Судья Е.В. Караневич