Дело № 2а-2317/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2016 г. г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Дьяченко М.С., с участием представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры города Севастополя Ведмидь А.И., представителей административного ответчика Правительства города Севастополя ФИО1, ФИО2, представителя заинтересованного лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора города Севастополя к Правительству города Севастополя о признании незаконным распоряжения Правительства Севастополя от 01.04.2016 г. №195-РП «О переносе сведений о ранее учтенных земельных участках на территории города Севастополя в государственный кадастр недвижимости»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству города Севастополя о признании незаконным распоряжения Правительства Севастополя от 01.04.2016 г. №195-РП «О переносе сведений о ранее учтенных земельных участках на территории города Севастополя в государственный кадастр недвижимости».
В обоснование требований указано, что распоряжением Правительства Севастополя от 01.04.2016 № 195-РП «О переносе сведений о ранее учтенных участках на территории города Севастополя в государственный кадастр недвижимости» (далее – распоряжение от 01.04.2016 № 195-РП) в целях реализации мероприятий по переносу сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, в государственный кадастр недвижимости в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации права и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» (далее – ФЦП) управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя предписано внести в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) содержащиеся в электронном документе сведения о ранее учтенных земельных участках на территории города Севастополя, подготовленном исполнителем работ АО «Электронный архив» в рамках реализации государственного контракта от 03.09.2015 №---, без описания местоположения границ земельных участков в соответствии с системой координат, используемой на территории города Севастополя для ведения государственного кадастра недвижимости.
Распоряжение от 01.04.2016 № 195-РП о внесении в ГКН информации о ранее учтенных земельных участках без указания координат противоречит нормам законодательства, условиям соглашения от 09.04.2015 о предоставлении бюджету города Севастополя из федерального бюджета субсидии в рамках ФЦП, требованиям технического задания к государственному контракту от 03.09.2015 №---, а также влечет за собой неэффективное использование в рамках ФЦП субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя, а также дополнительные расходы физических и юридических лиц, владеющих на законном основании ранее учтенными земельными участками, на проведение кадастровых работ по установлению и внесению в ГКН сведений о координатах таких земельных участков.
Просит признать незаконным распоряжение Правительства Севастополя от 01.04.2016 № 195-РП «О переносе сведений о ранее учтенных земельных участках на территории города Севастополя в государственный кадастр недвижимости» и обязать Правительство Севастополя устранить нарушения прав и законных интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц путем отмены оспариваемого распоряжения.
В судебном заседание представитель административного истца Ведмидь А.И. поддержала административный иск по основаниям изложенным в иске.
Представители административного ответчика ФИО1, ФИО2 просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3 просила вынести решение на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Крымскому федеральному округу, Департамента по имущественным и земельным отношения города Севастополя, Департамента финансов города Севастополя в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 150, ч.6 ст.226 КАС РФ суд признает явку заинтересованных лиц не обязательной и приступает к рассмотрению дела в отсутствие заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в предмет прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства включено соответствие законам правовых актов, издаваемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Севастополя от 01.04.2016 № 195-РП «О переносе сведений о ранее учтенных участках на территории города Севастополя в государственный кадастр недвижимости» (далее – распоряжение от 01.04.2016 № 195-РП) в целях реализации мероприятий по переносу сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, в государственный кадастр недвижимости в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации права и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» (далее – ФЦП) управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя предписано внести в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) содержащиеся в электронном документе сведения о ранее учтенных земельных участках на территории города Севастополя, подготовленном исполнителем работ АО «Электронный архив» в рамках реализации государственного контракта от 03.09.2015 №---, без описания местоположения границ земельных участков в соответствии с системой координат, используемой на территории города Севастополя для ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2014 № 1180 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2019 годы)» предусмотрено, что в ФЦП включены работы, направленные на внесение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости на территории города Севастополя, составленных в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ.
Порядком включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.08.2014 № 277, определён состав сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города, подлежащих включению в ГКН, в объеме сведений, установленном статьей 7 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ).
При этом, в соответствии с Законом № 221-ФЗ государственный кадастровый учёт объектов недвижимости предусматривает внесение в ГКН сведений об уникальных характеристиках объектов недвижимости, в том числе описании местоположения границ таких объектов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором распоряжение противоречит требованиям вышеуказанного Закона № 221-ФЗ, постановлению Правительства Севастополя от 22.08.2014 № 277.
Доказательством того, что указанное распоряжение принято административным ответчиком незаконно является, тот факт, что с целью выполнения вышеуказанной ФЦП и реализации Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, являющейся главным распорядителем федерального бюджета, и Правительством Севастополя заключено соглашение №--- (далее – соглашение от 09.04.2015), согласно которому в рамках ФЦП бюджету города Севастополя предоставляется субсидия из федерального бюджета.
Пунктом 2.2.8 данного соглашения от 09.04.2015 на Правительство Севастополя возложена обязанность по обеспечению достижения значений показателей результативности использования субсидии в 2015 году, которые выражены в процентах, а именно: доля ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых должны быть включены в ГКН в 2015 году и документы, по которым переведены в электронный вид, в общем количестве ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых подлежат включению в ГКН, должна быть равна 23 % по сравнению с базовым значением, которое равно - 0%.
Пунктом 1 приложения № 1 к соглашению от 09.04.2015 предусмотрено финансирование мероприятий по переносу сведений об объектах недвижимости (в части земельных участков), расположенных на территории города Севастополя, в ГКН, а именно: сканирование архивных документов, их перевод на русский язык, удостоверение перевода, формирование электронных документов в формате XML, внесение сведений в ГКН. Также данным пунктом предусмотрены поквартальные этапы работ в период с 2-го по 4-ый квартал 2015 года.
Для реализации взятых на себя в соответствии с соглашением от 09.04.2015 обязательств, Правительством Севастополя с АО «Электронный архив» заключен государственный контракт от 03.09.2015 №--- на оказание услуг «Перенос сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя в государственный кадастр недвижимости».
Пунктом 16 приложения № 4 к техническому заданию государственного контракта установлено, что в состав сведений о ранее учтенных земельных участках входит описание местоположения границ их характерных точек (далее – координат).
Таким образом, за счет средств федерального бюджета предусмотрено финансирование мероприятий по переносу сведений об объектах недвижимости (в части земельных участков), в том числе описание местоположения границ их характерных точек.
Прокурором города Севастополя при изучении результатов исполнения государственного контракта установлено, что соответствующие координаты исполнителем работ определены, однако до настоящего времени Правительством Севастополя в ГКН сведения о ранее учтенных на территории города Севастополя земельных участках не внесены.
Таким образом, распоряжение от 01.04.2016 № 195-РП о внесении в ГКН информации о ранее учтенных земельных участках без указания координат противоречит вышеуказанным нормам законодательства, условиям соглашения от 09.04.2015 о предоставлении бюджету города Севастополя из федерального бюджета субсидии в рамках ФЦП, требованиям технического задания к государственному контракту от 03.09.2015 №---, а также влечет за собой неэффективное использование в рамках ФЦП субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя, а также дополнительные расходы физических и юридических лиц, владеющих на законном основании ранее учтенными земельными участками, на проведение кадастровых работ по установлению и внесению в ГКН сведений о координатах таких земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
Прокуратурой города 20.05.2016 за исх. №--- в адрес Правительства Севастополя принесен протест на распоряжение Правительства Севастополя от 01.04.2016 № 195-РП.
Согласно ответу Правительства Севастополя от 17.06.2016 №---, который поступил в прокуратуру города 23.06.2016, протест прокурора не подлежит удовлетворению.
Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что обжалуемое распоряжение №195-РП вынесено в нарушении вышеуказанных норм права, оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы Российской Федерации, поскольку источником финансирования мероприятий ФЦП является федеральный бюджет, а также оно затрагивает интересы неопределенного круга, поскольку регистрации ранее учтённых земельных участков без описания местоположения границ земельных участков в соответствии с системой координат влечет необходимость вновь оплачивать проведение землеустроительных работ и определять координаты таких участков, в связи с чем, требование прокурора, суд находит целесообразными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска и понуждении Правительства города Севастополя обязать устранить нарушения прав и законных интересов РФ, неопределенного круга лиц путем отмены распоряжения Правительства Севастополя от 01.04.2016 г. №195-РП «О переносе сведений о ранее учтенных земельных участках на территории города Севастополя в государственный кадастр недвижимости».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Прокурора города Севастополя удовлетворить.
Признать незаконным распоряжения Правительства Севастополя от 01.04.2016 г. №195-РП «О переносе сведений о ранее учтенных земельных участках на территории города Севастополя в государственный кадастр недвижимости».
Обязать Правительство Севастополя устранить нарушения прав и законных интересов РФ, неопределенного круга лиц путем отмены распоряжения Правительства Севастополя от 01.04.2016 г. №195-РП «О переносе сведений о ранее учтенных земельных участках на территории города Севастополя в государственный кадастр недвижимости».
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 27 сентября 2016 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова