Дело № 2а-2317/2023 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 27 декабря 2023 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П. при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2317/2023 по административному исковому заявлению Чернышёвой ИО1 к Думе Елизовского муниципального района о возложении обязанности и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Чернышёва Г.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Думе Елизовского муниципального района, в котором с учетом последующего уточнения своих требований и их обоснования, просила:
- о возложении на Думу Елизовского муниципального района обязанности разместить на сайте: http://dumaemr.ru специальную версию (функцию) для слабовидящих, соответствующую требованиям ГОСТ Р 52872-2019 в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу (без приведения в исполнение указанной части решения);
- о взыскании с административного ответчика в свою пользу компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
Свои требования Чернышёва Г.М. мотивировала тем, что на момент ее обращения к указанному сайту административного ответчика в октябре 2023 года он вопреки требованиям законодательства Российской Федерации не был обеспечен специальной версией для слабовидящих, что нарушило ее права как инвалида с детства 2-ой группы и пожилого человека на доступ к информации, размещенной на нем (л.д. 3-6, 55-61).
В судебное заседание стороны, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства, не явились. При этом административный истец просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель административного ответчика причин своей неявки в суд не сообщил и об отложении дела не просил, представив письменные возражения на иск, согласно которым Дума Елизовского муниципального района полагала административные исковые требования неподлежащими удовлетворению в виду размещения на сайте его специальной версии для слабовидящих в июле 2020 года (л.д. 28, 29-31, 69, 79, 96).
На основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) судебное разбирательство было проведено в отсутствие сторон.
Изучив административный иск, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право пользователей информации - граждан (физических лиц), осуществляющих поиск информации о деятельности органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) органов местного самоуправления и подведомственных организаций, должностных лиц указанных органов, нарушающие право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм компенсации морального вреда» гражданский иск о компенсации морального вреда, предъявленный в административном деле, разрешается судом на основании положений гражданского законодательства (статья 180 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее в настоящем решении ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу части 2 статьи 151 ГК РФ и статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (жизнь, здоровье) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, которые созданы в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ).
Из пункта 1 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденного приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 декабря 2022 года № 931 следует, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению органы местного самоуправления и подведомственные им организации должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - версия для инвалидов по зрению, официальные сайты соответственно), переход к которым должен осуществляться с главной страницы официального сайта в случае, если официальный сайт не соответствует требованиям пункта 3 настоящего Порядка.
Согласно пункту 3 названного Порядка для обеспечения условий доступности версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:
нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, должны отображаться в версии для инвалидов по зрению в виде описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только в целях украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций;
графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, должны отображаться в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
посетитель официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций должен иметь возможность увеличения размеров текстовой информации до 200%, увеличения интервала между буквами, а также изменения шрифта и цветовой схемы.
Таким образом, из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что наличие альтернативных текстовых версий официальных сайтов органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (специальных версий для слабовидящих) предназначено только для одной категории пользователей информации - инвалидов по зрению.
Поэтому их отсутствие на официальных сайтах органа местного самоуправления может нарушать права на получение информации только указанной категории лиц.
Из части 1 статьи 23 устава Елизовского муниципального района Камчатского края, принятого решением Думы Елизовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что Дума Елизовского муниципального района является представительным органом Елизовского муниципального района, состоит из 30 депутатов, формируется на основе представительства и состоит из глав поселений, входящих в состав Елизовского муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений.
В судебном заседании установлено, что Дума Елизовского муниципального района имеет официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://dumaemr.ru (л.д. 49-52, 67-68, 114-118).
Согласно представленным административным истцом доказательств на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ официальный сайт Думы Елизовского муниципального района версий для инвалидов по зрению обеспечен не был (л.д. 11-12, 13-15, 81-85).
Допустимых доказательств, предусмотренных пунктом 8 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, и опровергающих сведения административного истца, Дума Елизовского муниципального района вопреки требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ суду не представила.
Представленный суду договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ№ и справки об его выполнении сами по себе такими доказательствами не являются, так как не подтверждены документами, предусмотренными пунктом 8 указанных Требований.
На момент подготовки рассматриваемого иска к судебному разбирательству и в настоящее время официальный сайт административного ответчика имеет версию для инвалидов по зрению (л.д. 49-52).
На основании справки серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ судом также установлено, что административный истец Чернышёва Г.М. является инвалидом второй группы с детства бессрочно (л.д. 10, 63).
Однако в ходе судебного разбирательства не установлено того, что административный истец является инвалидом по зрению, так как Чернышёва Г.М. вопреки требованиям части 1 статьи 62 КАС РФ таких доказательств суду не представила.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований, так как наличие либо отсутствие на официальном сайте Думы Елизовского муниципального района, размещенного в сети «Интернет» по адресу: http://dumaemr.ru, специальной версии (функции) для инвалидов по зрению, каких-либо прав административного истца не нарушает.
Доводы Чернышёвой Г.М. о том, что указанный сайт административного ответчика должен иметь такую альтернативную версию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, утвержденным и введённым в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ№-ст, и содержащим положения о доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме, для широкого круга пользователей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе для пожилых людей, имеющих нарушение зрения, основанием для удовлетворения ее требований служить не могут.
В силу частей 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» по общему правилу применение национальных стандартов носит добровольный характер, за исключением предусмотренных федеральным законодательством случаев.
Ни приведенные выше нормативные правовые акты, ни Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, утвержденные приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, не содержат положений обязывающих органы местного самоуправления создавать свои официальные сайты в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2019.
Согласно договору на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которого административному ответчику оказывались услуги по редизайну его сайта в сети «Интернет» и замене системы его администрирования, в нем отсутствуют ссылки либо заявления об обязательном соответствии официального сайта Думы Елизовского муниципального района требованиям ГОСТ Р 52872-2019 (л.д. 75-77).
Отсутствуют такие ссылки и на самом сайте (л.д. 11-12, 13-15, 49-52, 67-68, 81-85, 114-118).
Ввиду этого в соответствии с положениями части 3 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 162-ФЗ применение ГОСТ Р 52872-2019 при создании и редизайне сайта Думы Елизовского муниципального района не являлось для административного ответчика обязательным.
Ссылки административного истца на Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, являются не состоятельными, так как она не обязывает органы местного самоуправления обеспечивать свои официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» альтернативными версиями для данной категории граждан.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований Чернышёвой ИО1:
- о возложении на Думу Елизовского муниципального района обязанности разместить на сайте: http://dumaemr.ru специальную версию (функцию) для слабовидящих, соответствующую требованиям ГОСТ Р 52872-2019 в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу (без приведения в исполнение указанной части решения);
- о взыскании с Думы Елизовского муниципального района в пользу Чернышёвой ИО1 компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В мотивированной форме решение составлено 14 января 2024 года.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |