ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2318 от 22.11.2018 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2а-2318

22 ноября 2018 года г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.

при секретаре судебного заседания: Чирковой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Отделу судебных приставов по городу Салехард и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО, судебному приставу-исполнителю ФИО1 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя и возложении обязанности отменить постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу судебных приставов по городу Салехард и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО, судебному приставу-исполнителю ФИО1 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя и возложении обязанности отменить постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.

В обоснование заявления указал, что 17.09.2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные его доходы. Основанием для возбуждения исполнительного производства был исполнительный лист от 25.04.2016 года, выданный мировым судьей судебного участка №3 г. Салехард в отношении ФИО2 о взыскании алиментов в пользу взыскателя ФИО8 на содержание ребенка. О вынесенном мировым судьей заочном решении он не знал, т.к. с 2016 года проживает в <...>. С получателем алиментов было заключено соглашение, на основании которого перечислялись денежные средства на содержание ребенка. Вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление было направлено по месту его работы 29.10.2018 года, т.е. спустя два года. При обращении взыскания на его заработную плату судебный пристав-исполнитель определил размер задолженности по алиментам в сумме 358 690 рублей 88 копеек. С указанным размером он не согласен, т.к. судебным приставом указанный расчет был произведен незаконно, сумма взыскания завышена, не учтено то, что он перечислял на содержание ребенка алименты.

Определением судьи от 14 ноября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО8.

В судебном заседании административный истец ФИО2 не явился, о времени и месте слушания дела судом извещен надлежащим образом. Представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель отдела судебных приставов по г. Салехард и Приуральскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом. Представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на иск, в котором просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица ФИО8 извещенной судом о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции РФ и главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании действий (бездействий), решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

На основании ст.128 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года №229-ФЗ и ст. 218 КАС РФ действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействиями).

В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, из смысла вышеуказанной статьи следует, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Задачами исполнительного производства в соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.

В процессе принудительного исполнения судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ч.1 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года №229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Согласно ч.1 ст. 33 вышеназванного закона если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Из материалов дела следует, что 25 апреля 2016 года мировым судьей судебного участка №3 судебного района города окружного значения Салехард вынесено заочное решение о взыскании с истца ФИО2 в пользу ФИО8 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в твердой денежной сумме, равной 0,75 величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленного для детей в Ямало-Ненецком автономном округе.

На основании указанного исполнительного документа и заявления заинтересованного лица судебным приставом-исполнителем ФИО5ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении должника ФИО2

Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен в главе 17 Семейного Кодекса РФ и в статье 102 Закона об исполнительном производстве.

При исполнении исполнительного документа, предусматривающего взыскание алиментов, судебный пристав-исполнитель в первую очередь обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника (ст. 112 СК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 98 Закона об исполнительном производстве).

Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иных доходов, из которых производится удержание на несовершеннолетних детей.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона №229-ФЗ размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Закона №229-ФЗ (приложение № 3 к приказу ФССП России от 11.07.2012 №318).

Из содержания части 3 статьи 24 в системной связи с частью 17 статьи 30 вышеназванного Закона следует, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства адресованная должнику, направляется по адресу места его жительства, указанного в исполнительном документе.

Из материалов дела следует, что на тот момент адрес места жительства должника в исполнительном документе был указан <...><адрес>.

Копии постановления о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам исполнительного производства, в том числе и должнику по адресу, указанному в исполнительно документе, что подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции от 16.05.2016 года, представленным ответчиком в судебное заседание.

Кроме того, как указывает ответчик, в соответствии с требованиями ст.6.1 Федерального закона от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» информация о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО2 размещена в общедоступном информационном сервисе «Банк данных исполнительных производств» на официальном сайте Управления ФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем неоднократно производился расчет задолженности по алиментам, исходя из размера величины прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты на момент взыскания задолженности.

Так, постановлением от 30.06.2018 года произведен расчет задолженности по алиментам за период с 22.03.2016 года по 30.06.2018 года., задолженность установлена в размере 46 317,00 руб.

Постановлением от 28.02.2017 года задолженность должника по алиментам определена за период с 01.07.2016 года по 28.02.2017 года в размере 139 581,00 руб., постановлением от 12.05.2018 года начислена задолженность по алиментам за период с 01.03.2017 года по 12.05.2018 года в размере 309 366,73 руб.

Согласно постановления от 17.09.2018 года, расчет задолженности истца по алиментам произведен за период с 13.05.2018 года по 17.09.2018 года, и установлен в размере 358 690,88 руб.

В ходе исполнительного производства установлено место работы должника - ООО «АРАКС», адрес: ул. Красная, стр. г. Солнечногорск, Солнечногорский р-н, Московская обл.

В связи с чем, 17.09.2018 постановлением судебного пристава от 17.09.2018 обращено взыскание на заработную плату должника, размер удержаний установлен - 60% до полного погашения задолженности в размере 358690,88 руб.

Статьей 227 КАС РФ установлено, что для признания незаконным постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России необходимо наличие совокупности двух условий — несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Предметом оспаривания по настоящему делу являются действия судебного пристава-исполнителя по начислению задолженности по алиментам по исполнительному производству, действия по обращению взыскания на заработную плату должника, оспаривание постановления об обращении взыскания на доходы должника от 17.09.2018 года.

Вместе с тем, оспариваемые административным истцом действия и постановление соответствуют требованиям ст.ст.14,64,68,98,102 Закона об исполнительном производстве, и не нарушают прав должника по исполнительному производству.

Доводы истца об уплате алиментов в добровольном порядке не могут быть приняты во внимание, так как согласно полученному объяснению у взыскателя от 20.11.2018 следует, что последняя действительно получала денежные средства от ФИО2 (копии чеков от 02.06.2018 года, 11.09.2017 года, 19.09.2017 года, 06.10.2017 года, 03.12.2017 года в сумме 55 500, 00 руб.), но не в счет уплаты алиментов, а в счет погашения денежных обязательств ФИО4. перед ФИО8

Доказательств иного административным истцом суду не представлено, а судом при рассмотрении дела по существу не установлено.

Судебный пристав-исполнитель в силу ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ФЗ «О судебных приставах» является должностным лицом, на которого государством возложено осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в связи с чем, у суда не имеется оснований для отмены обжалуемого постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы истца от 17.09.2018 года.

Учитывая то обстоятельство, что в силу ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года №229-ФЗ, принципами исполнительного производства являются законность, своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 218,227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Отделу судебных приставов по городу Салехард и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО, судебному приставу-исполнителю ФИО1 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя и возложении обязанности отменить постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В.Богомягкова