Дело №2а-2318/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2017 года г. Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Лисовской В.В.,
при секретаре Чекменевой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административные исковые заявления ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми об оспаривании решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее - Департамент) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №И№ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 776 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, находящимися в муниципальной собственности, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 07.12.2016 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с землями, находящимися в муниципальной собственности и направить согласие на заключение соглашения о перераспределении указанных в заявлении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Также ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее - Департамент) о признании незаконными действие по отказу в даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, с землями, находящимися в муниципальной собственности, по заявлению от 07.12.2016; бездействие, выразившееся в невыполнении действия по направлению истцу согласия на заключение соглашения о перераспределении указанных в заявлении земельных участков по заявлению истца от 07.12.2016; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 07.12.2016 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с землями, находящимися в муниципальной собственности и направить согласие на заключение соглашения о перераспределении указанных в заявлении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В обоснование заявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок в кадастровым номером № площадью 776 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>. На указанном земельном участке расположен принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом. Постановлением администрации г. Перми от 31.12.2013 №1291 утвержден проект межевания территории №132-М от 25.04.2014, на которой расположен принадлежащий истцу земельный участок. Из содержания проекта межевания следует, что имеется свободная земля, площадью ориентировочно 139 кв.м., которая примыкает к границе земельного участка истца (смежные), и ограничена со всех сторон границами участков. Место расположения участка свободной земли указано истцом на плане межевания территории из проекта межевания, а также на публичной кадастровой карте. 04.07.2016 истец обратилась в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении своего земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена, проектной площадью 139 кв.м., площадь и границы которых были определены путем подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако письмом от 18.07.2016 ответчиком принято решение об отказе в перераспределении земельного участка, поскольку земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания. 07.12.2016 истец вновь обратилась в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении своего земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с проектом межевания. Однако ответчиком принято оспариваемое решение от 23.12.2016 об отказе в перераспределении земельного участка, поскольку в соответствии с проектом межевания территории не предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером № с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Истец считает, что решение Департамента от 23.12.2016 №И№, действие (бездействие) Департамента по отказу в даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков является незаконными, нарушающими ее права и законные интересы. Земельным кодексом РФ предусмотрена возможность образования земельных участков при перераспределении земельных участков, в том числе из земель, находящихся в государственной муниципальной собственности (п.1 ст.11.2 ЗК РФ). Главой V.4 ЗК РФ предусмотрена возможность перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в частной собственности граждан и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (ч. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ). Согласно карте градостроительного зонирования города Перми (ст. 49 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденной Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143) земельный участок истца с кадастровым номером 59:01:4019067:9 и испрашиваемая муниципальная земля находятся в зоне Ж-5 - зоне индивидуальной усадебной жилой застройки. Согласно ст. 52.3 Правил землепользования и застройки г. Перми градостроительный регламент для зоны Ж-5 предусматривает в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства индивидуальное жилищное строительство с максимальным размером земельного участка – 2000 кв.м. Назначение принадлежащего истцу земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. В результате перераспределения участка истца, площадью 776 кв.м. и муниципальной земли ориентировочной площадью 139 кв.м., площадь образуемого в результате перераспределения нового земельного участка не будет превышать 2000 кв.м. Следовательно, имеется основание для перераспределения участка истца с испрашиваемой муниципальной землей. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.п. 2,3 ст. 39.28 ЗК РФ). Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Поскольку Департамент в течение 10 дней со дня поступления от истца заявления о перераспределении не возвратил его, можно сделать вывод, что заявление соответствует всем требованиям п. 2 ст. 39.29 ЗК РФ, подано в уполномоченный орган и к нему приложены все необходимые документы, предусмотренные п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ. В силу п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ Департамент по результатам рассмотрения заявления истца должен был совершить одно из следующих действий: направить истцу согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Однако в нарушение п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ Департамент ответил на заявление истца о перераспределении письмом №И-21-01-09-23878 от 23.12.2016, которым отказал истцу в перераспределении земельного участка на том основании, что в соответствии с проектом межевания территории не предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым № с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Такого основания для отказа в перераспределении п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ не предусмотрено. Изложенное свидетельствует о том, что решение Департамента об отказе в перераспределении земельного участка, сообщенное письмом №И-21-01-09-23878 от 23.12.2016 принято с нарушением п.п. 8, 9 ст. 39.29 ЗК РФ, следовательно, указанное решение и действие по ее вынесению являются незаконными. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа. Иных оснований для отказа в оспариваемом решении не имеется. Из изложенного следует, что законное основание для перераспределения земельных участков имеется, предусмотренных п.9 ст. 39.29 ЗК РФ основания для отказа в перераспределении участков отсутствуют. Следовательно, Департамент в силу п.8 ст. 39.29 ЗК РФ обязан направить истцу согласие на заключение соглашения о перераспределении в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Департамент отказал в перераспределении на том основании, что в соответствии с проектом межевания территории не предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером № с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Однако, то обстоятельство, что в проекте межевания не отображена возможность перераспределения земельного участка истца с испрашиваемой муниципальной землей правового значения не имеет, поскольку недоработки органа местного самоуправления, допущенные при утверждении проекта межевания, не могут умалять права собственника земельного участка на перераспределение земель. Отображение в проекте межевания территории свободных муниципальных земель не является основанием для отказа в перераспределении муниципальных земель, местоположение которых не отраженно в проекте межевания. Проекту межевания перераспределение испрашиваемой истом муниципальной земли не противоречит. То обстоятельство, что перераспределение участков проектом межевания не предусмотрено, не является согласно действующему земельному законодательству РФ основанием для отказа в даче согласия на перераспределение. Следовательно, Департамент не имел правовых оснований для отказа в перераспределении. В проекте межевания испрашиваемая истцом муниципальная земля никак не описана и специально не выделена, что не означает невозможность формирования и образования на основании п. 1ст. 11.3 ЗК РФ земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Как следует из содержания проекта межевания испрашиваемая истцом муниципальная земля для государственных или муниципальных нужд не зарезервирована, ограничения оборотоспособности либо какие-либо иные препятствия для ее обращения в собственность истца путем перераспределения отсутствуют.
Определением Ленинского районного суда г.Перми от 30.05.2017 объединены в одно производство дело №а-2317/2017 по иску ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанности, и дело № 2а-2318/2017 по иску ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об оспаривании решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, возложении обязанности.
На основании определения Ленинского районного суда г. Перми от 31.07.2017 года в соответствии со ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
Истец и ее представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик – Департамент земельных отношений администрации г.Перми – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв (л.д. 109-111, 174-176), из содержания которого следует, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 07.12.2016 ФИО1 обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4019067:9 площадью 776 кв.м. по адресу: <Адрес> с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности в соответствии с проектом межевания, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 31.12.2013 №1291. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом подготовлен отказ в связи с тем, что указанным проектом не предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером 59:01:4019067:9 со свободными городскими землями. Кроме того, заявление подано ФИО1. не по форме, не в соответствии с Постановлением Администрации г. Перми от 12.10.2015 № 744 "Об утверждении Административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги "Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", документы, поименованные в п.3 ст. 39.28 ЗК РФ представлены не в полном объеме, соответственно, указанное заявление не могло быть рассмотрено, как поданное в порядке предоставления муниципальной услуги "Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности». Согласно п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков. Согласно п. 1 ст. 39.28. ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, не предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Согласно ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в «границах территории», в отношении которой утвержден проект межевания территории. В соответствии с п.16 ст. 11.10. ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. При этом, проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 31,12.2013 №1291 не предусмотрено перераспределение земельного участка истца со свободными городскими землями. Ранее в судебном заседании представитель ответчика пояснила, что впоследствии заявление подано ФИО1. по форме, в соответствии с Постановлением Администрации г. Перми от 12.10.2015 № 744 "Об утверждении Административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги "Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", документы, поименованные в п.3 ст. 39.28 ЗК РФ представлены в полном объеме, указанное заявление было рассмотрено, как поданное в порядке предоставления муниципальной услуги "Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Заинтересованное лицо – Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми - в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых содержатся доводы аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве ответчика.
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, на основании следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218).
Проанализировав предмет и основания заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что, исходя из положений ч.1 ст. 218 КАС РФ предметом настоящего спора является судебная оценка законности решения органа местного самоуправления, принятого по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от 07.12.2016 о перераспределении земельных участков, которым отказано в удовлетворении данного заявления. К данному выводу суд приходит на том основании, что действия, о которых указывает истец в исковых требованиях, которые выразились в принятии указанного решения и бездействие, выразившееся в неисполнении требований закона в случае принятия решения о согласии в перераспределении, сами по себе не повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов истца, создание препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, а повлекло оспариваемое решение.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из содержания ч. 9 ст. 226 КАС РФ следует, что по делу данной категории суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с подп. 1. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пленум Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 в п. 61 Постановления
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 принадлежат на праве собственности: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома, общей площадью 776 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, кадастровый №, и жилой дом, общей площадью 199,7 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.08.2014 (л.д. 8,9).
04.07.2016 ФИО1 обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 776 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 139 кв.м.
Решением ДЗО от 18.07.2016 № И-21-01-09-12290 (л.д. 20-21) ФИО1 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, основанием для отказа явилось наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, а также то, что земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории. Причинами, послужившими основанием для отказа, явились следующие обстоятельства: в соответствии с пп.13 п.9 ст.39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков может быть принято в случаях, если земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории. В соответствии с пп.5 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. По имеющейся в администрации г.Перми информации образуемый земельный участок, расположен в границах элемента планировочной структуры, красные линии установлены документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации г.Перми от 31.12.2013 №1291 «Об утверждении документации по планировке территории 1 (СТН Ж-7, Ж4, И10, И11, И12) в Мотовилихинком районе города Перми». В элементе планировочной структуры разработан проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации г.Перми от 31.12.2013 №1291. Данным проектом межевания не предусмотрено формирование испрашиваемого земельного участка в указанных границах.
07.12.2016 истец вновь обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 776 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.22-24).
Согласно решению ДЗО от 23.12.2016 № И-21-01-09-23878 (л.д. 25), на обращение ФИО1 с просьбой перераспределить земельный участок с кадастровым номером № площадью 776 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г.Перми от 31.12.2013 №1291 сообщено следующее. Данным проектом межевания не предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером 59:01:4019067:9 с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Учитывая изложенное, у Департамента отсутствуют основания для дачи согласия на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 59:01:4019067:9 с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г.Перми от 31.12.2013 № 1291.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение от 23.12.2016 принято Департаментом земельных отношений администрации г. Перми в пределах полномочий указанного органа местного самоуправления (п.п.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 3 ст. 8, ст. 23 Устава города Перми (решение Пермской городской Думы от 13.03.1996 г.; п.3 ст. 11 Устава города Перми (решение Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 150); решение Пермской городской Думы от 24.02.2015 N 39 «Об утверждении Положения о Департаменте земельных отношений администрации города Перми»).
Разрешая дело по правилам ч.1 ст. 178, ч.8 ст. 226 КАС РФ, суд считает, что при рассмотрении ДЗО заявления ФИО1 нарушены права и законные интересы заявителя.
К такому выводу суд приходит по тем основаниям, что в соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п.1, п.7, п.8, п.п.9 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Образование перераспределенного земельного участка должно соответствовать требованиям земельного законодательства, действующим на период принятия решения об образовании земельного участка путем перераспределения.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлен статьей 39.29 ЗК РФ.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, в соответствии с которыми, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно карте градостроительного зонирования города Перми (ст. 49 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденной Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143) земельный участок истца с кадастровым номером № и испрашиваемая муниципальная земля находятся в зоне Ж-5 - зоне индивидуальной усадебной жилой застройки.
Согласно ст. 52.3 Правил землепользования и застройки г. Перми градостроительный регламент для зоны Ж-5 предусматривает в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства индивидуальное жилищное строительство с максимальным размером земельного участка – 2000 кв.м.
В судебном заседании достоверно установлено и сторонами не оспорено, что заявление истца от 07.12.2016 подано в порядке, предусмотренном действующим законодательством с приложением предусмотренных законом документов.
Причинами, послужившими основанием для отказа, явились следующие обстоятельства: проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г.Перми от 31.12.2013 №1291, не предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером № с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем отсутствуют основания для дачи согласия на перераспределение земельных участков в соответствии с указанным проектом межевания территории.
Вместе с тем, в рамках данного проекта утверждалась экспликация земельных участков только в отношении территорий общего пользования, предназначенных для формирования земельных участков в целях размещения линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, размещения архитектурно-ландшафтных объектов. При этом экспликация существующих земельных участков, не являющихся территориями общего пользования, постановлением №1291 не утверждалась. Следовательно, наличие этого проекта не влияет на решение вопроса о перераспределении земельных участков, поскольку проект отображает лишь красные линии, обозначающие границы общего пользования и земельных участков, которые формируются для расположения линейных сооружений.
То обстоятельство, что перераспределение участков проектом межевания не предусмотрено, не является согласно действующему законодательству основанием для отказа в даче согласия на перераспределение земельных участков.
Учитывая изложенное выше, решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 23.12.2016 №И№ следует признать незаконным.
Поскольку в данном случае нарушено право административного истца на принятие решения по его заявлению по основаниям, предусмотренным законом, способом защиты нарушенного права будет возложение на функциональный орган обязанности повторно рассмотреть заявление.
С учетом изложенного, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности направить согласие на заключение соглашения о перераспределении указанных в заявлении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований истца в указанной части следует отказать.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ, следует возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность сообщить ФИО1 и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать решение Департамента земельных отношений администрации
г. Перми от 23.12.2016 №И-21-01-09-23878 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 776 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, незаконным.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации
<Адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 07.12.2016 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 776 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований ФИО1 отказать.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также административному истцу ФИО1 об исполнении настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> В.В. Лисовская
<данные изъяты>. Судья В.В. Лисовская