Дело №2а-2318/18 14 августа 2018 года Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Малявине А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Северо-Западному главному управлению Центрального банка Российской Федерации о признании решения об отказе в проведении проверки незаконным,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Северо-Западному главному управлению Центрального банка России о признании решения об отказе в проведении проверки незаконным. В обоснование исковых требований административный истец указал, что 27 марта 2018 года обратился с жалобой в Северо-Западное главное управление Центрального банка России, в которой просил провести проверку в отношении Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» как субъекта страхового дела по вопросу нарушения финансовых обязательств и длительной невыплаты ему с 2014 года и по настоящее время по договору срочного банковского вклада «Финивест» № денежных средств в сумме 1 549 284 руб. 25 коп. и направить в данную госкопорацию обязательное предписание о выполнении в отношении него финансовых обязательств и погашении задолженности в его пользу в сумме 1 549 284 руб. 25 коп. однако административным ответчиком письмом от 09 апреля 2018 года № отказало ему в требовании провести проверку, с указанием, что отзыв у банка лицензии на осуществление банковских операций является страховым случаем. Возмещение по вкладам выплачивается государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» исходя из размера лимита возмещения – 700 000 руб. на дату отзыва у ООО «Банк ФИНИНВЕСТ» лицензии размер лимита возмещения составлял 700 000 руб. Также до ФИО2 была доведена информация о возможных, в рамках положений законодательства РФ, способах и методах возврата средств, превысивших сумму страхового возмещения. Считая действия административного ответчика незаконными, нарушающими его права, поскольку Центральный банк обладает полномочиями и обязанностью банковского надзора и задачей Банка является защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц, административный истец просил признать решение Северо-Западного Главного управления Центрального банка РФ письмом от 09 апреля 2018 года об отказе в проведении проверки Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», как субъекта страхового дела, по вопросу нарушения финансовых обязательств по договору срочного банковского вклада «Фининвест» № денежных средств в сумме 1 549 284 руб. 25 коп., направлении в Государственную корпорацию «Агенство по страхованию вкладов» обязательного предписания о выплате ему страхового возмещения в сумме 700 000 руб. незаконным и обязать административного ответчика устранить допущенной нарушение.
Административный истец в судебное заседание не явился, доверила представление своих интересов ФИО3 Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, согласно которого Северо-Западное управление Центрального банка РФ не уполномочено проводить запрашиваемую административным истцом проверку, проверка в отношении Агентства по страхованию вкладов не может быть проведено в силу прямого запрета установленного законом.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействие) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «Банк ФИНИНВЕСТ» был заключен договор срочного банковского вклада «Фининвест» № по условиям которого передавались денежные средства в размере 1 500 000 руб. под 8,75% годовых на срок 181 день до 02 сентября 2014 года (л.д. 12-13). В это же день к данному договору было заключено дополнительное соглашение об изменении процентной ставки. Денежные средства в установленный договором срок ему возвращены не были.
ДД.ММ.ГГГГ у Банка отозвана лицензия.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 августа 2014 года по делу №А-56-45369/2014 ОО «Банк ФИНИНВЕСТ» признан несостоятельным, функции конкурсного управляющего были возложены на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
02 сентября 2014 года административный истец выставил требование кредитора- физического лица на сумму обязательств после выплаты страхового возмещения 849 284 руб. 24 коп., общая сумма обязательства банка перед кредитором составляла 1 549 284 руб. 25 коп.(л.д.18-19).
30 сентября 2014 года ему Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов»- Конкурсным управляющим ООО «Банк ФИНВЕСТ» было выдано уведомление о включении в реестр требований кредиторов в 1 очередь сумма требования 849 284 руб. 25 коп., во включении в реестр требований в размере 700 000 руб. было отказано в виду отсутствия обязательства в данном размере (страховое возмещение получено).
27 марта 2018 года ФИО2 обратился с жалобой в Северо-Западное Главное управление Центрального банка РФ, в которой просил провести проверку в отношении Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», как субъекта страхового дела, по вопросу нарушения финансовых обязательств и невыплаты по договору срочного банковского вклада денежных средств в сумме 1 549 284 руб. 25 коп., направить в данную корпорацию предписание о выполнении в отношении ФИО2 финансовых обязательств и погашения задолженности (л.д.26-27).
Письмом от 09 апреля 2018 года № административному истцу был дан ответ по существу обращения с разъяснением возможным способах и методах возврата денежных средств, превысивших сумму страхового возмещения (л.д. 24-25).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно статьям 4 и 56 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 73 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.
Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.
В соответствии с Инструкцией Банка России от 25 февраля 20142 года N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)", инспекционная деятельность Банка России - составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций, в том числе структурных подразделений кредитных организаций (головных офисов кредитных организаций, обособленных подразделений кредитных организаций (представительств и филиалов кредитных организаций) и внутренних структурных подразделений кредитных организаций (их филиалов) (далее при совместном упоминании - кредитные организации (их филиалы), и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение.
Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями (служащими) Банка России (далее - уполномоченные представители Банка России) (пункт 1.2).
Уполномоченные представители Банка России проводят три вида проверок кредитных организаций (их филиалов): комплексные, тематические и специализированные.
Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся в соответствии со Сводным годовым планом проверок кредитных организаций (их филиалов), составляемым на очередной календарный год (пункт 2.1).
Основаниями для проведения внеплановых проверок кредитных организаций (их филиалов) являются: наличие данных о нарушениях кредитными организациями (их филиалами) законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, о неисполнении ими предписаний Банка России, включая неисполнение кредитными организациями, являющимися операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры предписаний Банка России об устранении нарушений, влияющих на бесперебойность функционирования платежных систем; изменение финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитных организаций и перспектив деятельности кредитных организаций, в том числе подверженности кредитных организаций рискам, качества управления кредитных организаций, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля; выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их филиалов), а также задержка представления в Банк России отчетности кредитных организаций (их филиалов) более чем на 15 дней; необходимость проверки выполнения кредитными организациями принятых на себя обязательств, в том числе обязательств по выполнению планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций; обращения кредитных организаций в Банк России с ходатайством о предоставлении отсрочки формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России; обращения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; обращения центральных банков и (или) иных органов надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор и (или) надзор и наблюдение в национальных платежных системах иностранных государств; случаи, определенные федеральными законами и (или) нормативными актами Банка России, в том числе регулирующими порядок предоставления кредитным организациям кредитов (размещения в кредитных организациях банковских депозитов) Банком России, федеральными органами и (или) организациями, порядок осуществления Банком России с кредитными организациями сделок РЕПО, операций "валютный своп", а также выдачи гарантий (поручительств) Банком России, федеральными органами и (или) организациями; предложения Агентства в случаях, предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Указанием Банка России N 1542-У; иные причины, обусловившие необходимость проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) (пункт 4.1.)
Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений (вопросов) ее деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка качества управления кредитной организации, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля, оценка финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитной организации и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.
Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые Банком России, не выполняют задач аудиторских проверок и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сбора доказательств по уголовным и другим делам (пункт 1.3.).
Из приведенных выше положений действующего законодательства также следует, что законом не предусмотрено проведение Центральным банком Российской Федерации каких-либо проверок кредитных организаций (их филиалов) по факту обращения физических лиц. Проведение проверок и применение предусмотренных законом мер по отношению к нарушителям является правом Центрального банка Российской Федерации и возложение такой обязанности на Центральный банк Российской Федерации законом не предусмотрено.
В соответствии с порядком распределения полномочий между структурными подразделениями Банка России, согласно Инструкции Банка России от 25 февраля 2014 года №149-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», проведение проверок деятельности поднадзорных Банку России организаций отнесено к компетенции Главной инспекции Банка России – структурного подразделения центрального аппарата Банка России.
Компетенция и полномочия Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ предусмотрены Положением о территориальных учреждениях Банка России, утвержденных Банком России 11 апреля 2016 года N 538-П. В соответствии с данным Положением административный ответчик не наделен правом проведения проверок и вынесения предписаний по ее результатам.
Жалоба административного истца была рассмотрена в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно статьей 14, 15 Федерального закона №177-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией в целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов, статус и полномочия которой установлены данным законом, а также другими федеральными законами.
Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» не является кредитной организацией, ни банковской группой, в связи с чем основы взаимодействия Агентства и Банка России устанавливаются указанным законом.
Согласно части 1 статьи 27 данного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и Банк России не имеют права вмешиваться в деятельность Агентства по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий.
Агентство и Банк России координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.
В целях информационного обеспечения функционирования системы страхования вкладов Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию.
Таким образом, Центральный Банк РФ не вправе осуществлять проверки в отношении деятельности Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Административный истец в случае несогласия с действиями данной корпорации вправе обратиться в суд за защитой своего права. Действия административного ответчика не нарушает права и свободы административного истца, не создает препятствий к осуществлению его прав, свобод, реализации законных интересов, никакие обязанности на него не возлагают.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, предусматривающей, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Согласно ч. 8 указанной статьи пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Ответ на заявление ФИО2 был дан 09 апреля 2018 года, с административным иском ФИО2 обратился в суд 18 мая 2018 года в пределах установленного законом срока.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.175, 177, 180, 277 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
...