ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2318/19 от 04.02.2020 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

№ 2а-364/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 февраля 2020 года Железнодорожный районный суда г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Домниковой М.В.,

при секретаре судебного заседания – Остапенко Д.С.,

с участием представителя административных истцов – ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> в зале суда административное дело по иску ФИО2, ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 о признании незаконным и отмене отказов в государственной регистрации и обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истцы обратились в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5, в котором просили суд: признать незаконным и отменить отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственный регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО4 на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>; признать незаконным и отменить отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственный регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО2 на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру с заявлениями и о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>, вместе с тем, истцам было отказано в государственной регистрации, поскольку, адрес земельного участка в договоре о праве застройке от ДД.ММ.ГГГГ указан: <адрес>, тогда как в свидетельстве о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельстве о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ указан адрес: <адрес>л. Харьковская, 102. Однако административные истцы не согласны с данным основанием для отказа, поскольку полагают, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что истцы являются собственниками объекта недвижимости, расположенном на спорном земельном участке, а потому у истцов отсутствует необходимость подтверждения смены адреса (Т. 1 л.д. 3-8).

В судебном заседании представитель административных истцов исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении иска, по доводам изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебное заседание административные истцы не явились, извещены надлежащим образом, путем направления СМС сообщений, с согласия на извещение таким способом, что подтверждается соответствующей распиской, о чем свидетельствует отчет об извещении (Т. 1 л.д. 199).

В судебное заседание административные ответчики не явились извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суде не сообщили, заявлений об отложении судебного заседания или рассмотрения дела в отсутствие не подавали, раннее в адрес суда от представителя административного ответчика были направлены письменные возражения (Т. 1 л.д. 65-68), в которых представитель ответчика просил суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.

Изучив доводы административного иска, заслушав пояснения представителя административных истцов, изучив возражения представителя административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, исследовав материала административного дела, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из положений ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Так, судом установлено и из материалов дела следует, что право собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный в <адрес> зарегистрировано за ФИО4 в размере 70/100 долей, на основании свидетельства о праве на наследство, выданного Второй симферопольской государственной нотариальной контрой ДД.ММ.ГГГГ, реестр (Т. 1 л.д. 20) и за ФИО2 в размере 30/100 долей, на основании свидетельства о праве на наследство, выданного Второй симферопольской государственной нотариальной контрой 16ДД.ММ.ГГГГ, реестр (Т. 1 л.д. 18-19).

ДД.ММ.ГГГГФИО8, действующий в интересах ФИО2 на основании доверенности, и в интересах ФИО4, на основании доверенности, обратился в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлениями и о государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: РК. <адрес> (Т. 1 л.д. 114-116, л.д. 138-140).

Согласно уведомления государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК ФИО5 о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, в государственной регистрации права ФИО4 приостановлено, поскольку не представлен документ, подтверждающий наличие, возникновение или переход права собственности к заявителю на земельный участок; кроме того, согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ адрес земельного участка – <адрес>, тогда как в свидетельствах о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, , указан адрес: <адрес>, 38/<адрес> (Т. 1 л.д. 104-105).

Аналогичное уведомление принято государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК ФИО5 о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 (Т. 1 л.д. 109-110).

По заявлению ФИО8, действующего в интересах ФИО2 на основании доверенности, и в интересах ФИО4, на основании доверенности, государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК ФИО5 принято уведомление о приостановлении государственной регистрации на срок до ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и .

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК ФИО5 принято решение об отказе ФИО2 в государственной регистрации права, поскольку документ, подтверждающий наличие, возникновение или переход права собственности к заявителю на земельный участок не представлен; согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ адрес земельного участка – <адрес>, тогда как в свидетельствах о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, , указан адрес: <адрес>, 38/<адрес>, о чем принято сообщение об отказе в государственной регистрации (Т. 1 л.д. 9).

Кроме того, в указанном сообщении, регистратор указал, что в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-н/82-2019-1-335 указан адрес: <адрес>, что не соответствует адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации; таким образом с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо№ по истечению срока приостановления причины не устранены, в связи с чем, отказано в регистрации права общей долевой собственности на объект – земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК ФИО5 принято решение об отказе ФИО2 в государственной регистрации права, поскольку документ, подтверждающий наличие, возникновение или переход права собственности к заявителю на земельный участок не представлен; согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ адрес земельного участка – <адрес>, тогда как в свидетельствах о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, , указан адрес: <адрес>, 38/<адрес>, о чем принято сообщение об отказе в государственной регистрации (Т. 1 л.д. 10).

В указанном сообщении, регистратор также указал, что в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-н/82-2019-1-335 указан адрес: <адрес>, что не соответствует адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации; таким образом с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо№ по истечению срока приостановления причины не устранены, в связи с чем, отказано в регистрации права общей долевой собственности на объект – земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3800, расположенный по адресу: РК, <адрес>.

Так, отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости"

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ч. 3 ст. 1 № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Закон с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.

Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистраций прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Из положений ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Порядок проведения Государственной регистрации регламентирован ст. 29 ФЗ-218 и включает в себя несколько этапов: (1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований; (3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (5) выдачу документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Так, обращаясь с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – земельный участок, расположенный по адресу: РК. <адрес>, в интересах ФИО9, ФИО4 за , , ФИО8 были представлены копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-н/82-2019-1-335, копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-н/82-2019-1-651, копия решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копия договора о праве на застройки от ДД.ММ.ГГГГ, надпись на договоре о праве застройки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договора о праве на застройку земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, застройщику представлено право на застройку в <адрес> (Т. 1 л.д. 13-15).

За истцами зарегистрировано право собственности <адрес>: за ФИО4 в размере 70/100 долей, на основании свидетельства о праве на наследство, выданного Второй симферопольской государственной нотариальной контрой ДД.ММ.ГГГГ, реестр (Т. 1 л.д. 20); за ФИО2 в размере 30/100 долей, на основании свидетельства о праве на наследство, выданного Второй симферопольской государственной нотариальной контрой 16ДД.ММ.ГГГГ, реестр (Т. 1 л.д. 18-19).

Как указывает представитель административных истцов указанное домовладение и расположено на земельной участке, представленном согласно договору о праве на застройку земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, о регистрации права собственности на который, обратились административные истцы в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Вместе с тем, как следует из сообщений об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, , документов, подтверждающих наличие, возникновение или переход права собственности к заявителям на земельный участок представлено.

Однако, в соответствии с действовавшим на момент заключения Договора застройки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, представленного государственному регистратору, законодательством пользование земельным участком, на котором допускалось строительство жилого дома и иных построек, осуществлялось либо на праве трудового пользования (ст. ст. 11, 12, 24 Земельного кодекса ФИО3 1922 года), либо на праве застройки (ст. 71 Гражданского кодекса ФИО3 - городские участки под застройку предоставляются по договору о праве застройки на срок до 49 лет для каменных и до 20 лет для прочих строений).

Поскольку законодательство данного периода не предусматривало иных титулов владения землей, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, кроме указанных, а с принятием Указа Президиума Верховного ФИО3 СССР 1948 года право застройки трансформировалось в право бессрочного пользования, таким образом пользование земельным участком, на котором расположен надлежаще зарегистрированный индивидуальный жилой дом, не могло осуществляться иначе, чем на праве бессрочного пользования.

ДД.ММ.ГГГГ был принят Указ Президиума Верховного ФИО3 СССР «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», статьей 2 которого установлено, что отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.

В связи с принятием данного Указа было издано Постановление Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения Указа Президиума Верховного ФИО3 СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», пунктом 2 которого было установлено, что земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводятся за счет земель городов, поселков, госземфонда и земель гослесфонда в бессрочное пользование, а построенные на этих участках дома являются личной собственностью застройщиков.

ДД.ММ.ГГГГ издан Указ Президиума Верховного ФИО3ФИО3 «О внесении изменений в законодательство ФИО3 в связи с Указом Президиума Верховного ФИО3 СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». В соответствии с данным Указом статьи Гражданского кодекса ФИО3 1922 года (71-84) признаны утратившими силу, из других статей Кодекса исключено упоминание о праве застройки.

Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения Указа президиума Верховного ФИО3ФИО3 «О внесении изменений в законодательство ФИО3 в связи с Указом Президиума Верховного ФИО3 СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» установлено, что отвод гражданам, как в городах, так и вне городов земельных участков в бессрочное пользование для строительства индивидуальных жилых домов в 1 и 2 этажа с числом комнат от 1 до 5 включительно производится по решению исполкома краевого, областного, городского и районного ФИО3 депутатов трудящихся.

Передача земельного участка застройщику на основании решения исполкома ФИО3 депутатов трудящихся оформляется договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

Таким образом, поскольку законодатель отказался от применения такого титула как право застройки, заменив его на право постоянного (бессрочного) пользования с этого момента земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлялись исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования и ранее заключенные договоры о праве застройки не переоформлялись (законом такой обязанности предусмотрено не было), фактически право застройки изданными указами было трансформировано в право постоянного (бессрочного) пользования.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно части 5 статьи 18 этого же Федерального закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Из положений частей 1,2 ст. 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» следует, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что государственному регистратору были представлены документы, подтверждающие переход права собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> к административным истцам.

Кроме того, решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 21-31), оставленным без изменения Апелляционный определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 32-40), признано незаконным решение специалиста 1 категории Отдела учета земельных участков Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе во внесении сведений о раннее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, площадью600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> проставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 90:22:010104:6126, и является ранее учтенным объектом (Т. 1 л.д. 191-192).

Что касается указания в сообщениях государственного регистратора Государственного комитета по государственный регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности, что в договоре от ДД.ММ.ГГГГ адрес земельного участка указан - <адрес>, тогда как в свидетельствах о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, , указан адрес: <адрес>, 38/<адрес>, такие основания не могут служить для отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности, исходя из следующего.

Так, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

По смыслу указанной нормы земельный участок и находящиеся на нем объекты являются единым объектом и участвуют в гражданском обороте как одна недвижимая вещь.

Вместе с тем, решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 21-31), оставленным без изменения Апелляционный определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 32-40) установлено, что административные истцы являются собственниками объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке.

В свою очередь, согласно части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, а также учитывая, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что ФИО8, действующим в интересах ФИО2, ФИО4 на государственную регистрацию представлены все необходимое правоустанавливающие документы, для осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РК, <адрес>.

Кроме того, указание государственного регистратора на то, что в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-н/82-2019-1-335 указан адрес: <адрес>л. Харьковская, 102, что не соответствует адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации, и что с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, также не может служить основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку ФИО2, ФИО4 являются надлежащими лицами и наделены правом, что следует из содержания доверенности (Т.1 л.д. 122), на обращение в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК с соответствующим заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РК, <адрес>.

В разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа, его противоправного действия (бездействия) незаконным, является одновременное наличие двух обязательных условий наступления юридически значимых последствий в виде незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушения государственным органом прав и законных интересов, а равно создание препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности сообщения государственного регистратора Государственного комитета по государственный регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО4 на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>, а также сообщения государственного регистратора Государственного комитета по государственный регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО2 на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>, а потому исковые требования истцов в данной части подлежат удовлетворению.

Что касается требований истцов в части отмене сообщения государственного регистратора Государственного комитета по государственный регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО4, а также отмене сообщения государственного регистратора Государственного комитета по государственный регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО2 суд не находит правовых оснований для их удовлетворения, поскольку в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суд не вправе подменить регистрирующий орган, в свою очередь органы каждой ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, кроме того признание решения незаконным, само по себе влечет восстановление нарушенного права истца.

Вместе с тем, с целью защиты прав и интересов прав административных истцов, учитывая положения ч. 9 ст. 227 КАС РФ, согласно которой в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца в части возложения на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>, возложения на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>, с учетом установленных обстоятельств по делу, а также, суд полагает необходимым обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сообщить суду и гражданам ФИО2, ФИО4 об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований истцов.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Административным истцом при подаче настоящего административного иска в суд была оплачена государственная пошлина в размере 600 рублей, что подтверждается квитанциями , (Т. 1 л.д. 1,2).

В силу пункта 3 части 1 статьи 183 КАС РФ до вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если судом не разрешен вопрос о судебных расходах.

Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемых сообщений государственного регистратора, то с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО2, ФИО4 подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.

Руководствуясь ст. 175-182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2, ФИО4 - удовлетворить частично.

Признать незаконным сообщение государственного регистратора Государственного комитета по государственный регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности Камынинй Владимирй Викторовичй на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>, с учетом установленных обстоятельств по делу.

Признать незаконным сообщение государственного регистратора Государственного комитета по государственный регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО2 на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект: земельный участок, КН/УН: 90-90/090-90/016/163/2019-3799, расположенный по адресу: РК, <адрес>, с учетом установленных обстоятельств по делу.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2, ФИО4 – отказать.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО4 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сообщить в Железнодорожный районный суд <адрес>, гражданам ФИО2, ФИО4 об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.

Судья Домникова М.В.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Домникова М.В.