Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2019 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2318/2019 по административному исковому заявлению Губернатора Иркутской области ФИО1 к Прокурору Иркутской области Воронину А.Б., Прокуратуре Иркутской области о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства в сфере инвестиционного развития области,
УСТАНОВИЛ:
Губернатор Иркутской области ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Прокурору Иркутской области Воронину А.Б., Прокуратуре Иркутской области, в котором просит признать представление прокурора Иркутской области от 15.03.2019г. № 7/3-07-2019 об устранении нарушений федерального законодательства в сфере инвестиционного развития области незаконным.
В обоснование административного искового заявления указано, что Прокурором Иркутской области А.Б. Ворониным Губернатору Иркутской области ФИО1 внесено представление от 15.03.2019г. № 7/3-07-2019 об устранении нарушений федерального законодательства в сфере инвестиционного развития области. Согласно пункту 1 распоряжения Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» Правительством Иркутской области поддерживается инициатива администрации муниципального образования «Слюдянский район» по созданию индустриального парка «Байкальский» на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 11.06.2013г.) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, исполнительные органы государственной власти Иркутской области (включая Правительство Иркутской области) не могли издать правовой акт или принять решение, направленное на распоряжение земельными участками, перечисленными в пункте 1 распоряжения Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский». Согласно преамбуле распоряжения Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп его правовой основой является статья 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Иркутской области», согласно которой (в редакции, действовавшей на 11.06.2013г.) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии. Законодательством, действовавшим на момент принятия распоряжения Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп, не был урегулирован вопрос о создании индустриальных парков, в том числе посредством принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соответствующего решения. Таким образом, распоряжением Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» лишь поддерживается инициатива органа местного самоуправления по созданию индустриального парка и запланированы не противоречащие законодательству мероприятия, направленные на привлечение инвесторов в Слюдянский район (позволяющие решить проблему трудоустройства лиц, испытывающих трудности в поиске работы в связи с прекращением деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и высвобождением его работников). В связи с указанным, вывод прокурора о том, что индустриальный парк «Байкальский» создан посредством принятия распоряжения Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский», вступает в противоречие с фактическими обстоятельствами и положениями законодательства, действовавшими на момент его принятия. Схема территориального планирования Иркутской области утверждена постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012г. № 607-пп. При этом постановлением Правительства Иркутской области от 06.03.2019г. № 203-пп «О внесении изменений в Схему территориального планирования Иркутской области» (официально опубликовано в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru) 12.03.2019г.) Схема территориального планирования Иркутской области изложена в новой редакции. При этом виды деятельности, указанные в Представлении как вступающие в противоречие с постановлением Правительства РФ от 30.08.2001г. № 643, были исключены из Схемы территориального планирования Иркутской области. Таким образом, на момент внесения оспариваемого Представления Схема территориального планирования Иркутской области соответствовала постановлению Правительства РФ от 30.08.2001г. № 643. Кроме того, виды деятельности, перечисленные в Схеме территориального планирования Иркутской области до внесения указанных изменений и вступающие в противоречие с постановлением Правительства РФ от 30.08.2001г. № 643, не осуществлялись, в связи с чем, окружающей среде или публичным интересам не был нанесен какой-либо ущерб. В отношении нарушения положений Федерального закона от 31.12.2014г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Закона Иркутской области от 27.12.2016г. № 132-03 «Об отдельных вопросах реализации промышленной политики в Иркутской области», постановления Правительства РФ от 04.08.2015г. № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» при создании индустриального парка «Байкальский». Для определения существования индустриального парка необходимо как минимум наличие объектов промышленной инфраструктуры (либо строящихся объектов), управляемых управляющей компанией. Таким образом, указанный прокурором факт о том, что Правительством Иркутской области или иным лицом не была создана управляющая компания индустриального парка «Байкальский» свидетельствует не о нарушении действующего законодательства, а о том, что индустриальный парк «Байкальский» не был создан. Полномочия Инвестиционного совета при Правительстве Иркутской области были определены постановлением Правительства Иркутской области от 25.11.2013г. № 532-пп «Об Инвестиционном совете при Правительстве Иркутской области» (признано утратившим силу с 10.07.2017г.). В свою очередь презентация «инвестиционного проекта «Завод по производству питьевой бутилированной воды» в пос. ФИО6 Слюдянского района, ООО «АкваСиб»» была представлена Инвестиционному совету при Правительстве Иркутской области 06.03.2017г. Правовой основой создания Инвестиционного совета при Правительстве Иркутской области являются статья 11 Федерального закона от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», статья 18 Закона Иркутской области от 18.11.2009г. № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области». В соответствии с указанными выше нормами законодательства Инвестиционный совет является совещательным органом при Правительстве Иркутской области, образованным в целях привлечения представителей органов государственной власти (государственных органов) Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных объединений, иных органов и организаций к предварительному рассмотрению вопросов и подготовке предложений по повышению эффективности проводимой инвестиционной политики, созданию благоприятного инвестиционного климата, развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности, развитию государственно-частного партнерства, а также содействию развитию конкуренции на территории Иркутской области. Кроме того, действующим законодательством, регулирующим общественные отношения в сфере инвестирования (главой 3.3 Налогового кодекса РФ, Законом Иркутской области от 30.04.2014г. № 42-03 «О реализации отдельных положений главы 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации»), не установлено необходимости одобрения Инвестиционным советом при Правительстве Иркутской области инвестиционных проектов, в том числе в целях включения организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов. На основании изложенного, решения Инвестиционного совета при Правительстве Иркутской области носят рекомендательный характер, не являются частью установленного законодательством механизма включения организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов, не предопределяют обязанности уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по включению организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Фактически на заседание Инвестиционного совета при Правительстве Иркутской области информация о намечаемом инвестиционном проекте была внесена только для сведения. Исходя из содержания Представления, прокурором Иркутской области считаются взаимоисключающими распоряжение Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» и распоряжение министерства экономического развития Иркутской области от 31.03.2017 № 32-мр. Предметом распоряжения Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский», как следует из его преамбулы, является обеспечение комплексного социально-экономического развития Иркутской области. Предметом распоряжения министерства экономического развития Иркутской области от 31.03.2017 № 32-мр является правовое оформление включения ООО «АкваСиб» в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Кроме того, как было указано в пункте 1 настоящего административного искового заявления, общественные отношения в сфере создания и обеспечения деятельности индустриальных (промышленных) парков урегулированы Федеральным законом от 31.12.2014г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Законом Иркутской области от 27.12.2016г. № 132-03 «Об отдельных вопросах реализации промышленной политики в Иркутской области», постановлением Правительства РФ от 04.08.2015г. № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков». В свою очередь порядок и основания включения организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов определены в Налоговом кодексе РФ и Законе Иркутской области от 30.04.2014г. № 42-03. Таким образом, прокурором полагаются взаимоисключающими правовые акты: имеющие различные предмет и цель; регулирующие различные общественные отношения; принятые во исполнение различных федеральных и региональных законов; имеющие различные правовые последствия; принятые различными субъектами правотворческой деятельности. В связи с указанным административный истец полагает, что распоряжение Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» и распоряжение министерства экономического развития Иркутской области от 31.03.2017 № 32-мр не являются взаимоисключающими. Дополнительно необходимо отметить, что на основании статьи 60 Закона Иркутской области от 12.01.2010г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» правовой акт области или его отдельные положения прекращают свое действие в случае истечения срока, на который было рассчитано действие правового акта или его отдельных положений временного характера. Предусмотренные распоряжением Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» мероприятия были запланированы на 2013 - 2014 годы. В связи с указанным распоряжение прекратило свое действие по истечении срока, на который было рассчитано его действие, кроме пункта 1 плана мероприятий (в редакции распоряжения от 16.06.2014г. № 460-рп). Несмотря на то, что мероприятие, предусмотренное пунктом 1, не осуществлялось распоряжение Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» признано утратившим силу распоряжением Правительства Иркутской области от 05.04.2019г. № 192-рп «О признании утратившими силу отдельных распоряжений Правительства Иркутской области». Общественные отношения в сфере реализации региональных инвестиционных проектов урегулированы: главой 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации; Законом Иркутской области от 30.04.2014г. № 42-03 «О реализации отдельных положений главы 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации»; приказом министерства экономического развития Иркутской области от 23.06.2014г. № 39-мпр «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Формирование и внесение изменений в реестр участников региональных инвестиционных проектов». Требования к участникам региональных инвестиционных проектов установлены статьей 25.8 НК РФ (территориальное требование, требование об объеме инвестиций), а также статьей 3 Закона Иркутской области от 30.04.2014г. № 42-03 «О реализации отдельных положений главы 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой: 1) региональный инвестиционный проект реализуется на земельном участке (земельных участках), принадлежащем (принадлежащих) организации на праве собственности или аренды на срок не менее чем до 31 декабря 2028 года; 2) региональный инвестиционный проект реализуется организацией, у которой на первое число месяца, в котором направлено заявление о включении в реестр участников региональных инвестиционных проектов, отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 6 статьи 25.11 НК РФ уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, принимает решение о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов или об отказе во включении организации в реестр в случае несоблюдения требований, установленных к региональным инвестиционным проектам. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 30.04.2014г. № 42-03 решение об отказе во включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов принимается в случае несоблюдения требований, установленных к региональным инвестиционным проектам. Учитывая, что единственным основанием для отказа во включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов является несоблюдение требований, установленных к региональным инвестиционным проектам статьей 25.8 НК РФ и статьей 3 Закона Иркутской области от 30.04.2014г. № 42-03, у министерства экономического развития Иркутской области отсутствовали основания для отказа ООО «АкваСиб» во включении в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Кроме того, закрытый перечень оснований прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта определен в пункте 4 статьи 25.12 НК РФ, ни одно из которых не соотносится с изложенными в Представлении сведениями. На основании изложенного административный истец полагает, что вывод прокурора Иркутской области об очевидности незаконности документов на землю, представленных ООО «АкваСиб» в адрес министерства экономического развития Иркутской области, также сделан без учета фактических обстоятельств и указанных выше положений НК РФ, Закона Иркутской области от 30.04.2014г. № 42-03. Согласно пункту 6 статьи 25.11 НК РФ решение о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов должно быть принято министерством экономического развития Иркутской области в течение тридцати дней со дня направления решения о принятии заявления организации к рассмотрению. Распоряжение министерства экономического развития Иркутской области № 32-мр принято 31.03.2017г. В отсутствие соответствующего решения суда или иных оснований министерство экономического развития Иркутской области не могло сделать вывод о незаконности каких-либо документов на земельные участки, представленных ООО «АкваСиб», которые были надлежащим образом зарегистрированы управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области. В Представлении не указаны правовые механизмы, руководствуясь которыми, министерство экономического развития Иркутской области в рамках НК РФ или Закона Иркутской области от 30 апреля 2014 года № 42-03 могло оценить незаконность представленных в его адрес документов, в части соблюдения организацией и муниципальным образованием процедуры распоряжения такими земельными участками, а также в Представлении не определены правовые нормы, на основании которых, отмена распоряжения министерства экономического развития Иркутской области от 31.03.2017г. № 32-мр повлечет за собой восстановление нарушенных прав. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает для представления прокурора следующие характерные признаки: наличие факта нарушения закона; возможность устранения допущенных нарушений; внесение представления в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. В соответствии с Представлением от Губернатора Иркутской области требуется «принять меры к устранению нарушений закона, включая отмену перечисленных в Представлении незаконных правовых актов в инвестиционной сфере». Правоотношения, связанные с отменой правовых актов Иркутской области, урегулированы статьей 571 Закона Иркутской области от 12.01.2010г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», в соответствии с которой, отменены могут быть исключительно правовые акты, не вступившие в законную силу. Учитывая, что все перечисленные в Представлении правовые акты Иркутской области вступили в законную силу, исполнить изложенное в Представлении требование невозможно. В отношении требования об отмене отдельных правовых актов необходимо отметить следующее. В Представлении указано на противоречие Схемы территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012г. № 607-пп, положениям действующего законодательства. Постановление Правительства Иркутской области от 02.11.2012г. № 607-пп «Об утверждении схемы территориального планирования Иркутской области» принято в соответствии со статьями 7, 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 года № 59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области» и является правовым актом, принятие которого является обязательным для субъекта Российской Федерации. Действующим законодательством не предусмотрена возможность отмены схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации в случае несоответствия отдельных ее положений нормам действующего законодательства. В связи с изложенным, исполнение требования прокурора Иркутской области в данной части приведет к нарушению закона. Также в Представлении указаны два правовых акта Иркутской области, которые возможно отнести к инвестиционной сфере: распоряжение Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский»; распоряжение министерства экономического развития Иркутской области от 31.03.2017г. № 32-мр. Административный истец полагает, что требование прокурора Иркутской области об отмене правовых актов является неисполнимым для Губернатора Иркутской области в соответствии с действующим законодательством. Так, в соответствии со статьей 12 Закона № 1-оз, распоряжения Правительства Иркутской области являются формой актов индивидуального правового регулирования, принимаемых Правительством Иркутской области. Частью 7 статьи 7 Закона № 1-оз предусмотрено, что отмена, признание утратившими силу правовых актов осуществляются посредством издания правовых актов области тех же вида и формы, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области о поправках к Уставу Иркутской области, настоящим Законом или иными законами области. Таким образом, признание утратившим силу распоряжения Правительства Иркутской области возможно путем принятия распоряжения Правительства Иркутской области. Согласно пункту 11 части 1 статьи 58 Устава Иркутской области Губернатор Иркутской области в пределах полномочий признает утратившими силу, отменяет либо приостанавливает действие правовых актов Правительства Иркутской области или отдельных положений указанных правовых актов. В связи с изложенным Губернатор Иркутской области обладает полномочиями для отмены распоряжения Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский». Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. При этом прокурором в адрес Правительства Иркутской области, как органа, специально уполномоченного на отмену распоряжения Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский», требование о его отмене не направлялось. Таким образом, прокурором на Губернатора Иркутской области фактически была возложена обязанность по отмене распоряжения Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский», что приводит к обязанности Губернатора Иркутской области по вторжению в компетенцию Правительства Иркутской области без достаточных правовых оснований. Таким образом, обязательность исполнения требований прокурора, изложенных в Представлении, приводит к возложению ответственности за правовой акт органа государственной власти (Правительства Иркутской области) на иной государственный орган (Губернатора Иркутской области). В отношении распоряжения министерства экономического развития Иркутской области от 31.03.2017г. № 32-мр также необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 13 Закона № 1-оз распоряжения исполнительных органов государственной власти Иркутской области (к которым относится министерство экономического развития Иркутской области) являются актами индивидуального правового регулирования, принимаемыми исполнительными органами государственной власти Иркутской области. Частью 7 статьи 7 Закона № 1-оз предусмотрено, что внесение изменений в правовые акты области осуществляются посредством издания правовых актов области тех же вида и формы, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области о поправках к Уставу Иркутской области, настоящим Законом или иными законами области. Согласно части 5 статьи 13 Закона № 1-оз Правительство Иркутской области вправе своим правовым актом отменить, признать утратившими силу приказы и распоряжения министерств и иных исполнительных органов государственной власти области, приостановить их действие, а также отменить, признать утратившими силу отдельные положения указанных правовых актов или приостановить действие отдельных положений указанных правовых актов. Губернатор Иркутской области в свою очередь не уполномочен на признание распоряжения министерства экономического развития Иркутской области от 31.03.2017г. № 32-мр утратившим силу. В связи с указанным в случае, если в Представлении прокурором Иркутской области от Губернатора Иркутской области требуется отменить распоряжение министерства экономического развития Иркутской области от 31.03.2017г. № 32-мр, то указанное требование является неисполнимым для Губернатора Иркутской области, поскольку внесено неуполномоченному лицу. Иные конкретные меры к устранению нарушений закона в Представлении не определены, что делает их фактически не исполнимыми. При отсутствии в представлении конкретных указаний на нарушения закона, отсутствии у лица, которому внесено представление, полномочий на совершение действий, которые безусловно бы устранили нарушения закона изложенные в Представлении требования не основаны на положениях законодательства, не обладают признаками исполнимости, носят формальный характер, не достигают реального устранения нарушений закона, определенных таковыми по мнению прокурора Иркутской области. Изложенное свидетельствует о том, что Представление внесено с нарушением статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку данные требования не обладают признаками исполнимости и внесены неполномочному лицу. Представление возлагает на административного истца не предусмотренные законодательством обязанности. При этом в связи с неисполнимостью требований прокурора ввиду отсутствия соответствующих полномочий, а также отсутствием фактов вменяемых нарушений закона, в отношении административного истца могут быть незаконно приняты меры по привлечению к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, настоящее административное исковое заявление является мерой защиты прав административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Губернатора Иркутской области ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.
Представители административных ответчиков Прокурора Иркутской области, прокуратуры Иркутской области ФИО3, ФИО4, ФИО5 заявленные требования полагали не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск.
Губернатор Иркутской области ФИО1, прокурор Иркутской области Воронин А.Б. в судебном заседании отсутствуют о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
01.03.2019 заместителем прокурора Иркутской области принято решение о проведении проверки министерства экономического развития Иркутской области с целью проверки - соблюдение требований законодательства о государственном регулировании инвестиционной деятельности. Основанием проверки явились массовые публикации в СМИ о нарушениях при строительстве завода по розливу питьевой воды из озера Байкал в поселке ФИО6 Слюдянского района. Предмет проверки - исполнение министерством экономического развития области требований законодательства в части включения ООО «АкваСиб» в реестр участников региональных инвестиционных проектов и иных требований законодательства о регулировании инвестиционной деятельности, относящихся к размещению на территории Байкальской природоохранной территории завода.
При проведении проверки фактов, изложенных в массовых публикациях в СМИ о нарушениях закона при строительстве завода по розливу питьевой воды из озера Байкал в поселке ФИО6 Слюдянского района, прокуратурой Иркутской области установлены нарушения федерального и регионального законодательства, в том числе при реализации инвестиционных проектов в Иркутской области, в связи с чем, в адрес Губернатора Иркутской области ФИО1 вынесено представление прокурора Иркутской области Воронина А.Б. от 15.03.2019г. № 7/3-07-2019, в котором прокурор требует от Губернатора Иркутской области безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры области. Принять меры к устранению нарушений закона, включая отмену перечисленных в представлении незаконных правовых актов в инвестиционной сфере.
Из оспариваемого представления следует, что в 2013 году Правительством Иркутской области было принято решение о создании индустриального парка «Байкальский» по инициативе администрации муниципального образования «Слюдянский район» (распоряжение от 11.06.2013 № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский») на земельных участках в прибрежной зоне озера Байкал в п. ФИО6 (№№ 38:25:030106:27, 38:25:030106:28, 38:25:030106:34). В Схему территориального планирования Иркутской области (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 № 607- ПП) соответствующие изменения о создании парка, как инвестиционного проекта, были включены 23.07.2015. Генеральным планом Култукского МО от 29.08.2013, основными инвестиционными проектами в тот период были обозначены проекты по строительству четырех заводов по розливу питьевой бутулированной воды, заводы ЗАО «БайкалСан» и ЗАО «Кю Вотер оф Байкал». При этом Схемой территориального планирования Иркутской области и сегодня предусмотрено, что проект индустриальный парк «Байкальский» является площадкой для реализации мероприятий по реконструкции, модернизации и развитию производства макаронных, хлебобулочных и кондитерских изделий; созданию мукомольного производства; строительству завода по розливу воды и производству сладких напитков; размещению пивоварни, вискокурни, фермерского хозяйства; тепличных комплексов; рыбоводного хозяйства; производственного комплекса по переработке дикоросов; производства лекарственных средств, фармацевтических препаратов; организации дата-центра; строительству консервного завода; организации ткацко-швейного производства, строительству объектов инфраструктуры (п.1679 Схемы). Однако, выполнение ряда из перечисленных мероприятий прямо запрещено в Центральной экологической зоне БПТ постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643: создание мукомольного производства; производство лекарственных средств; производство фармацевтических препаратов; строительство консервного завода; организация ткацко-швейного производства. Реализация тех мероприятий, которые допустимы в Центральной экологической зоне и предусмотрены Схемой, должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Законом области от 27.12.2016 № 132-03 «Об отдельных вопросах реализации промышленной политики в Иркутской области» и постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 № 794. Однако, вопреки указанным нормативным актам, не была создана управляющая компания и не оформлены права на земельные участки, определенные под площадку индустриального парка. При этом распоряжение Правительства области от 11.06.2013 № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» не отменено до настоящего времени. Несмотря на вышеизложенное, без внесения изменений в правовые акты области и Култукского МО, в том числе документы о терпланировании и инвестиционной деятельности, на площадке, предназначенной для реализации иного инвестпроекта - индустриального парка «Байкальский», Инвестиционным Советом при Правительстве области в 2017г. под руководством Губернатора был одобрен новый инвестиционный проект по строительству завода по розливу питьевой воды ООО «АкваСиб». Согласно распоряжению заместителя министра экономического развития Иркутской области от 31.03.2017 № 32-мр ООО «АкваСиб» включено в реестр участников региональных инвестиционных проектов с 01.04.2017. Таким образом, органами исполнительной власти области были приняты два взаимоисключающих акта о реализации инвестиционных проектов в Слюдянском районе. Документы, подтверждающие права на землю, предоставленные ООО «АкваСиб» в министерство экономического развития области в целях включения в реестр, очевидно, являлись незаконными, поскольку земельные участки не только совпадали с площадкой иного инвестпроекта, но и один из них не мог находиться в частной собственности с учетом ограничения в обороте в силу закона (ст.27 Земельного кодекса РФ, земельный участок с кадастровым номером 38:25:030106:27). Два других земельных участка были предоставлены ООО «АкваСиб» органами местного самоуправления Култукского городского поселения и Слюдянского района в нарушение закона без проведения торгов (п.6 ст. 30, пп. 4 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в ред. на даты предоставления). Все разрешительные документы, связанные со строительством, выданные органами Росприроднадзора, администрацией Култукского городского поселения, также являются незаконными, в связи с чем оспариваются природоохранным прокурором в суде. Непоследовательные действия регионального Правительства приводят к снижению инвестиционной привлекательности региона, утраты доверия добросовестных предпринимателей к власти ввиду отсутствия гарантий реализации проектов с привлечением инвестиций, а также могут повлечь негативные последствия в виде убытков инвесторов и взыскании их из бюджета области. Учитывая значимость вод Байкала, как стратегического ресурса, повышенное внимание к нему зарубежных потребителей и особое отношение населения России к его бережному использованию, допущенные нарушения при проведении общественных слушаний, и другие вышеназванные нарушения закона, вызвали негативный общественный резонанс на всей территории страны.
Как следует из ответа Губернатора Иркутской области ФИО1 от 17.04.2019г. на представление прокурора Иркутской области от 15.03.2019г., Представление прокуратуры Иркутской области об устранении нарушении федерального законодательства, приведении в соответствие с ним отдельных постановлений Правительства Иркутской области рассмотрено 27.03.2019г. под председательством первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО7 с участием начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Иркутской области Х.Н. По результатам рассмотрения представления сообщено, что довод о нарушении федерального и регионального законодательства не нашел своего подтверждения. Так распоряжение Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» не является решением Правительства Иркутской области о создании индустриального парка, как сказано в представлении. Распоряжением лишь поддерживается инициатива органа местного самоуправления по созданию парка и запланированы не противоречащие законодательству мероприятия, направленные на привлечение инвесторов в Слюдянский район (позволяющие попутно решить проблему трудоустройства работников, испытывающих трудности в поиске работы). Мероприятия были запланированы на 2013-2014 годы. На основании статьи 60 Закона Иркутской области от 12.01.2010г. № 1-03 «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» распоряжение прекратило свое действие по истечении срока, на который было рассчитано действие правового акта, кроме пункта 1 плана мероприятий (в редакции распоряжения от 16.06.2014г. № 460-рп). Несмотря на то, что мероприятие, предусмотренное пунктом 1 плана, не осуществлялось, распоряжение признано утратившим силу (копия распоряжения прилагается). Управляющая компания для управления парком не создана и права на земельные участки не были оформлены в силу того, что индустриальный парк не создавался ни до, ни после принятия Федерального закона от 31.12.2014г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Схема территориального планирования Иркутской области скорректирована 6 марта 2019 года, виды деятельности (в том числе не соответствующие постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2001г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории») в индустриальном парке исключены. Вместе с тем указанные виды деятельности не осуществлялись, вреда окружающей среде не нанесено. Принятие решения о включении юридического лица в реестр участников региональных инвестиционных проектов является государственной услугой, предоставление которой регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации и административным регламентом предоставления государственной услуги «Формирование и внесение изменений в реестр участников региональных инвестиционных проектов», утвержденным приказом Министерства экономического развития Иркутской области от 23.06.2014г. № 39-мпр. Единственным основанием для отказа в принятии решения о включении организации в реестр является несоответствие требованиям к региональным инвестиционным проектам, установленным статьей 25.8 Налогового Кодекса Российской Федерации. На заседание Инвестиционного совета при Правительстве Иркутской области информация о намечаемом инвестиционном проекте была вынесена только для сведения. В соответствии со статьей 25.12 Налогового Кодекса Российской Федерации статус участника регионального инвестиционного проекта подлежит прекращению в следующих случаях: на основании заявления участника регионального инвестиционного проекта о прекращении статуса участника регионального инвестиционного проекта; на основании вступившего в силу решения по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие регионального инвестиционного проекта и (или) его участника требованиям, установленным Налоговым Кодексом и (или) законодательством субъекта Российской Федерации; в случае внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что организация - участник регионального инвестиционного проекта находится в процессе ликвидации; в случае прекращения деятельности организации - участника регионального инвестиционного проекта в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования; на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда о признании должника банкротом. Иные основания исключения юридического лица из реестра участник - региональных инвестиционных проектов действующим законодательством не предусмотрены. Налоговая проверка может быть инициирована только при обращении участника регионального инвестиционного проекта о получении налоговой льготы. В связи с этим Управлением Федеральной налоговой службы России по Иркутской области планируется направить обращение в Федеральную налоговую службу России о необходимости устранения указанных пробелов в федеральном законодательстве. Поскольку по итогам рассмотрения представления не выявлено нарушений законодательства, вопрос о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности не рассматривался.
Из дополнения от 21.05.2019г. к письму Губернатора Иркутской области ФИО1 от 17.04.2019г. о рассмотрении представления прокуратуры Иркутской области от 15 марта 2019 года № 7/3-07-2019 следует, что Схемой территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2012 года № 607-пп, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Иркутской области от 6 марта 2019 года № 203-пп «О внесении изменений в Схему территориального планирования Иркутской области» (далее - СТП), предусмотрено мероприятие по созданию индустриального парка «Байкальский». При этом в материалах по обоснованию (Том 2. Часть 2, таблица 22.3-1, стр. 741 — 746) индустриальный парк «Байкальский» включен в перечень объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду в границах муниципальных образований Иркутской области. В связи с этим отмечено, что при создании индустриального парка «Байкальский» требуется разработка раздела «Оценка воздействий на окружающую среду», разработка и утверждение проекта санитарно-защитной зоны, проведение государственной экологической экспертизы. Личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также по производству лекарственных растительных препаратов. Учитывая изложенное, дальнейшие действия Правительства Иркутской области и иных уполномоченных органов государственной власти Иркутской области в отношении реализации инвестиционного проекта по строительству завода по розливу питьевой воды, реализуемого ООО «АкваСиб», будут определены по результатам вступления в силу решений соответствующих судебных органов.
Согласно протоколу совещания по вопросу рассмотрения представления прокуратуры Иркутской области от 15.03.2019г. № 7/3-07-2019 под председательствующим Первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО7 с участием начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Прокуратуры Иркутской области ФИО8, были приняты следующие решения: принять к сведению информацию заместителя министра экономического развития Иркутской области ФИО9 по вопросам, обозначенным в представлении прокуратуры Иркутской области об устранении нарушений федерального законодательства в сфере инвестиционного развития Иркутской области от 15 марта 2019 года№ 7/3-07-2019; Министерству экономического развития Иркутской области (ФИО9) совместно с главным правовым управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (ФИО10) при содействии прокуратуры Иркутской области организовать работу по приведению нормативных актов Иркутской области по созданию индустриального парка «Байкальский» в п. ФИО6 в соответствие с действующим законодательством. Срок исполнения: 1 июня 2019 года; Министерству лесного комплекса Иркутской области (ФИО11) подготовить заключение о влиянии объектов хозяйственной деятельности, расположенных на прибрежных земельных участках в п. ФИО6, на объекты животного мира и среду их обитания. Срок исполнения: 1 июня 2019 года; Службе архитектуры Иркутской области (ФИО12) при подготовке очередных изменений в схему территориального планирования Иркутской области учесть предложения министерства экономического развития Иркутской области по корректировке данного документа.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона № 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений п. 1 ст. 24 Федерального закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, оспариваемое представление вынесено уполномоченным должностным лицом.
Из смысла вышеуказанных правовых норм, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закон.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» индустриальный (промышленный) парк - совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к управляющей компании индустриального (промышленного) парка и субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной инфраструктуры, находящиеся в составе индустриального (промышленного) парка, осуществляется при условии соответствия индустриального (промышленного) парка и его управляющей компании требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционным проектом признается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Распоряжением Правительства области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» поддержана инициатива органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Слюдянский район» по созданию индустриального парка и запланированы мероприятия, направленные на привлечение инвесторов в Слюдянский район.
Как указывает административный истец, мероприятия были запланированы на 2013-2014 годы и на основании ст. 60 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-03 «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» распоряжение прекратило свое действие по истечении срока, на который было рассчитано действие правового акта, кроме п. 1 плана мероприятий (в редакции распоряжения от 16.06.2014 № 460-рп), и лишь поддержана инициатива органа местного самоуправления по созданию индустриального парка.
Вместе с тем, распоряжение от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» принято субъектом РФ в рамках полномочий по обеспечению комплексного социального экономического развития региона п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принимая во внимание инициативу администрации Слюдянского района. Последующие полномочия по созданию индустриального парка возлагались на ответственных исполнителей в лице отраслевых министерств регионального Правительства, муниципального образования «Слюдянский район», администрации Култукского городского поселения и ОАО «КРИО», как на управляющую индустриальным парком компанию. Неоднократность внесения изменений в распоряжение от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» свидетельствует о намерениях реализации данного проекта Правительством.
Кроме того, согласно Схеме территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 № 607-пп с изменениями внесенными постановлением Правительства Иркутской области от 23.07.2015 № 355-пп, имеется запись об Инвестиционном проекте «Индустриальный парк «Байкальский».
Из Соглашение № 1 от 01.04.2014г., заключенному между ОАО «Корпорация развития Иркутской области» как управляющей компании индустриального парка «Байкальский) (п. 2.5. соглашения) и резидентом индустриального парка «Байкальский» ООО «АкваСиб», следует, что создание индустриального парка утверждено именно распоряжением Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский».
Как показала проведенная прокуратурой проверка, на официальных сайтах Министерства экономического развития области, АО «Корпорация развития Иркутской области» и Инвестиционном портале области имеется информация об индустриальном парке для привлечения резидентов.
Из письма Министерства экономического развития Иркутской области от 29.01.2019г., направленного в адрес начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей - старшему советнику юстиции Прокуратуры Иркутской области ФИО8, следует, что распоряжением министерства экономического развития Иркутской области от 31.03.2017г. № 32-мр ООО «Аква Сиб», реализующее инвестиционный проект «Завод по производству питьевой бутилированной воды», включено в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Включение в данный реестр позволяет организации снизить ставку налога на прибыль организации до 0% в течение первых 5 лет и до 10% — последующие 5 лет. Налоговые льготы предоставляются с момента получения доходов. В настоящее время ООО «Аква Сиб» ведется строительство завода, производственная деятельность предприятием не осуществляется, в связи с этим налоговыми льготами предприятие не пользовалось. Другие меры государственной поддержки ООО «Аква Сиб» не предоставлялись. На конкурсный отбор инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, предприятие приняло решение не подавать заявку. Распоряжением Правительства Иркутской области от 11.06.2013г. № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» Правительством Иркутской области поддержана инициатива администрации муниципального образования «Слюдянский район» по созданию индустриального парка «Байкальский» на земельных участках в прибрежной зоне озера Байкал в п. ФИО6 Слюдянского района. На сегодняшний день проект компании ООО «Аква Сиб» является единственным инвестиционным проектом, реализующимся на данной площадке. Предприятием получены все необходимые разрешения на строительство, положительное заключение экологической экспертизы, проведены общественные слушания, получены условия на технологическое присоединение к инженерным сетям. Учитывая усиливающиеся природоохранные ограничения на осуществление хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в том числе на территории индустриального парка, официальный статус индустриальному парку не присвоен, новые инвесторы, желающие разместить производство на данной территории, отсутствуют.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что индустриальный парк не был создан, противоречат исследованным в ходе проверки правовым актам и документам.
Статьей 59 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-03 «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» установлено, что правовой акт области действует бессрочно, если им не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего правового акта области или его отдельных положений. В этом случае в правовом акте области должно быть указано, на какой срок указанный правовой акт или его соответствующие положения сохраняют действие. По истечении указанного срока правовой акт области или его соответствующие положения утрачивают силу. До истечения установленного срока правотворческий орган области, принявший (издавший) акт, может принять решение о продлении действия акта или его соответствующих положений на новый срок или о придании им бессрочного характера.
Доводы административного истца о том, что распоряжение Правительства Иркутской области № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» прекратило свое действие в связи с истечением срока, на который было рассчитано (2013-2014 годы), судом отклоняются.
Пунктом 2 распоряжения утвержден организационный план по созданию индустриального парка «Байкальский», а не срок действия правового акта. Таким образом, правовой акт действовал до момента признания его утратившим силу распоряжением Правительства области от 05.04.2019 № 192-рп.
Схема территориального планирования Иркутской области утверждена постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012г. № 607-пп.
Правительство Российской Федерации 30 августа 2001 г. постановлением № 643 утвердило перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории
В соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории выделяются экологические зоны: центральная экологическая зона, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона; экологическая зона атмосферного влияния (статья 2).
Данным Федеральным законом на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал.
Вместе с тем, на дату включения индустриального парка «Байкальский» в Схему территориального планирования Иркутской области (постановлением Правительства Иркутской области от 23.07.2015 № 355-пп), в разделе «краткая характеристика объекта» содержались виды деятельности, осуществление которых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Правительством Российской Федерации запрещено.
Так предусмотрена реализация следующих проектов: реконструкция, модернизация и развитие производства макаронных, хлебобулочных и кондитерских изделий; создание мукомольного производства; строительство завода по розливу воды и производству сладких напитков; размещение пивоварни, вискокурни, фермерского хозяйства; тепличных комплексов; рыбоводного хозяйства; производственного комплекса по переработке дикоросов; производство лекарственных средств; производство фармацевтических препаратов; организация дата-центра; производство питьевой воды; строительство консервного завода; организация ткацко-швейного производства. Строительство объектов инфраструктуры.
Постановлением Правительства Иркутской области от 23.07.2015 № 355-пп в Схему территориального планирования Иркутской области был включен индустриальный парк «Байкальский», в разделе «краткая характеристика объекта» содержались виды деятельности, осуществление которых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Правительством Российской Федерации запрещено, то есть указанный правовой акт исполнительной власти субъекта РФ принят в нарушение постановления Правительства РФ от 30 августа 2001 года № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
Как следует из Постановления Правительства Иркутской области от 06.03.2019г. № 203-пп «О внесении изменений в Схему территориального планирования Иркутской области» (официально опубликовано в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru) 12.03.2019г.) Схема территориального планирования Иркутской области изложена в новой редакции.
Внесенные постановлением Правительства Иркутской области от 06.03.2019 № 203-пп, с учетом даты опубликования, не вступили в силу на момент вынесения оспариваемого представления, в связи с чем, суд приходит к выводу о законности требований прокурора в этой части.
Доводы административного истца о том, что виды деятельности, перечисленные в Схеме территориального планирования Иркутской области до внесения указанных изменений и вступающие в противоречие с постановлением Правительства РФ от 30.08.2001г. № 643, не осуществлялись, и окружающей среде или публичным интересам не был нанесен какой-либо ущерб опровергается письмом Министерства экономического развития Иркутской области от 29.01.2019г. о строительстве ООО «Аква Сиб» нового хозяйственного объекта.
Также нашли свое подтверждение наличие нарушений со стороны административного истца положений Федерального закона от 31.12.2014г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Закона Иркутской области от 27.12.2016г. № 132-03 «Об отдельных вопросах реализации промышленной политики в Иркутской области», постановления Правительства РФ от 04.08.2015г. № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» при создании индустриального парка «Байкальский» в части не создания управляющей компании индустриального парка «Байкальский».
Закон о промышленной политике определяет две основные формы территориального развития промышленности - промышленные (индустриальные) парки и промышленные кластеры.
Под промышленным (индустриальным) парком Закон о промышленной политике понимает совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 статьи 3).
Промышленный (индустриальный) парк имеет следующие характеристики: отнесение к отраслям промышленности; объекты недвижимости и инфраструктуры, предназначенные для промышленного производства (включая земельные участки и специализацию помещений); наличие управляющей компании.
Статья 19 Закона о промышленной политике посвящена в первую очередь мерам стимулирования деятельности в сфере промышленности к управляющей компании индустриального (промышленного) парка и субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной инфраструктуры, находящиеся в составе индустриального (промышленного) парка.
Вместе с тем установлены ограничения для применения мер стимулирования в отношении управляющей компании индустриального (промышленного) парка и субъектов деятельности в сфере промышленности, использующих объекты промышленной инфраструктуры. Данные ограничения связаны с необходимостью подтверждения соответствия индустриального (промышленного) парка и его управляющей компании требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» (в случае применения мер стимулирования, предусмотренных на федеральном уровне).
Данные требования условно разделяются на требования к индустриальному (промышленному) парку и требования к управляющей компании индустриального (промышленного) парка.
К индустриальному (промышленному) парку предоставляются следующие группы требований: требования в области производственной и обеспечительной инфраструктуры; требования к территориальному планированию и использованию территории индустриального (промышленного) парка; требования к коммунальной инфраструктуре; учет в развитии индустриального (промышленного) парка стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
К управляющей компании индустриального (промышленного) парка предъявляются следующие требования: управляющая компания индустриального (промышленного) парка создается в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества или общества, или некоммерческого партнерства, или саморегулируемой организации; осуществление постановки на учет управляющей компании индустриального (промышленного) парка в налоговых органах Российской Федерации по месту нахождения управляющей компании индустриального (промышленного) парка; ведение реестра резидентов или потенциальных резидентов индустриального (промышленного) парка; основной вид деятельности управляющей компании индустриального (промышленного) парка - управление созданием, развитием и эксплуатацией индустриального (промышленного) парка, а также предоставление резидентам индустриального (промышленного) парка определенных видов услуг. Данный вид деятельности должен составлять не менее 80 процентов всех видов деятельности и предоставляемых услуг управляющей компании индустриального (промышленного) парка; управляющая компания индустриального (промышленного) парка распоряжается на праве собственности либо ином законном основании, в том числе на основании договора аренды, объектами промышленной инфраструктуры индустриального (промышленного) парка, включая территорию индустриального (промышленного) парка, в целях предоставления в собственность или аренду резидентам индустриального (промышленного) парка объектов промышленной инфраструктуры, не предоставленных в собственность или аренду иным резидентам индустриального (промышленного) парка; информационная открытость и прозрачность текущей деятельности управляющей компании индустриального (промышленного) парка.
Таким образом, к индустриальному (промышленному) парку предъявляются специализированные требования, включая требования к его устройству и развитию. В свою очередь, к управляющей компании индустриального (промышленного) парка представляются в основном требования корпоративного характера, обусловленные необходимостью независимого и эффективного управления индустриальным (промышленным) парком.
Для подтверждения соответствия индустриального (промышленного) парка и управляющей компании индустриального (промышленного) парка установленным требованиям необходимо пройти процедуру подтверждения соответствия, также урегулированную Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков».
Проверкой установлено и не оспорено административным истцом, что один из земельных участков с кадастровым номером 38:25:030106:27, расположенный по адресу: <...>, находящийся в собственности ООО «Аквасиб» одновременно определен, как площадка для создания индустриального парка «Байкальский» и ООО «Аквасиб» включени в реестр участников региональных инвестиционных проектов именно как резидент, Соглашение № 1 от 01.04.2014 заключено между ОАО «Корпорация развития Иркутской области» и ООО «АкваСиб», где последний указан как резидент индустриального парка «Байкальский».
В этой связи, суд соглашается с доводами прокурора об издании двух взаимоисключающих акта о реализации инвестиционных проектов в Слюдянском районе: распоряжение Правительства Иркутской области от 11 июня 2013 года № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» и распоряжение Министерства экономического развития Иркутской области от 31 марта 2017 № 32-мр «О включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов», поскольку ООО «АкваСиб» может находиться на территории индустриального парка только как резидент этого парка в порядке, предусмотренном законодательством о промышленной политике. При этом, административный истец утверждает, что парк официального статуса не имеет (индустриальный парк «Байкальский» не был создан), соответственно не может иметь и резидентов.
Правовой основой создания Инвестиционного совета при Правительстве Иркутской области являются статья 11 Федерального закона от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», статья 18 Закона Иркутской области от 18.11.2009г. № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области». В соответствии с указанными выше нормами законодательства Инвестиционный совет является совещательным органом при Правительстве Иркутской области, образованным в целях привлечения представителей органов государственной власти (государственных органов) Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных объединений, иных органов и организаций к предварительному рассмотрению вопросов и подготовке предложений по повышению эффективности проводимой инвестиционной политики, созданию благоприятного инвестиционного климата, развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности, развитию государственно-частного партнерства, а также содействию развитию конкуренции на территории Иркутской области.
Согласно п. 2 протокола заседания Инвестиционного Совета при Правительстве Иркутской области от 06 марта 2017 г. Советом решено: Министерству экономического развития области включить ООО «АкваСиб» (инвестиционный проект «Завод по производству питьевой бутилированной воды») в реестр участников региональных инвестиционных проектов.
Из протокола заседания Совета усматривается, что по результатам презентации инвестиционного проекта «Завод по производству питьевой бутилированной воды» было принято решение об одобрении и указании (рекомендации) региональному Министерству экономического развития включить проект в реестр региональных инвестиционных проектов, в связи с чем, доводы административного истца, что на заседание Инвестиционного совета при Правительстве Иркутской области информация о намечаемом инвестиционном проекте была внесена только для сведения, суд полагает необоснованными.
Другие доводы оспариваемого представления о разрешительных документах, связанных со строительством завода по производству питьевой бутилированной воды, выданных органами Росприроднадзора, администрацией Култукского городского поселения носят информационный характер и не вменяются Губернатору Иркутской области для устранения нарушений, а вменённые административному истцу нарушения законодательства, исходя из представленных сторонами документов, устранены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 24 февраля 2005 года № 84-0, задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации. По смыслу взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке.
Принимая во внимание, что представление прокурора Иркутской области от 15.03.2019г. основано на нормах права, вынесено в рамках предоставленных данному государственному органу полномочий, соблюден порядок его принятия, суд приходит к выводу, что совокупности обстоятельств, для признания оспариваемого представления незаконным нет.
Доводы административного истца о том, что на него незаконно возложена обязанность по отмене правовых актов, не состоятельны.
Губернатор является высшим должностным лицом субъекта РФ и, согласно ст. 57 Устава Иркутской области, возглавляет исполнительную власть, обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области.
В рамках полномочий, возложенных законодательством, Губернатор области вправе инициировать перед Правительством области, исполнительными органами государственной власти области решение конкретных вопросов, связанных с инвестиционной привлекательностью региона, осуществлением инвестиционной политики.
По смыслу ст.4 и ст.218 КАС РФ судебной защите подлежат нарушенные права и законные интересы. В порядке административного судопроизводства могут быть обжалованы решения и действие (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо ответственность или он незаконно привлечен к ответственности.
Доказательств того, что оспариваемым решением нарушена права и законные интересы Губернатора Иркутской области, на него незаконно возложены обязанности либо он привлечен к ответственности суду не представлено.
Доводы представителя административного истца о том, что в случае неисполнения представления должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности правового значения не имеет, поскольку оспаривание привлечения к административной ответственности производится в ином порядке.
Учитывая, что распоряжением Правительства области от 05.04.2019 № 192-рп признаны утратившими силу распоряжение Правительства области от 11.06.2013 № 248-рп «Об индустриальном парке «Байкальский» и последующие распоряжения, которыми были внесены изменения (от 23.01.2014 № 17-рп, от 16.06.2014 № 460-рп), а также изложенную Губернатором Иркутской области в письме от 21.05.2019 г. позицию, что при очередном внесении изменений в Схемы территориального планирования мероприятие по созданию индустриального парка «Байкальский» будет исключено, суд приходит к выводу, что Губернатором Иркутской области приняты меры для устранения нарушений законодательства, изложенных в представлении прокурора.
При указанных обстоятельствах правовых оснований, для удовлетворения административного иска нет.
Учитывая, что оспариваемое представление внесено прокурором 15.03.2019г., административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 13.05.2019г., суд полагает, что административным истцом предусмотренный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Губернатора Иркутской области ФИО1 к Прокурору Иркутской области Воронину А.Б., Прокуратуре Иркутской области о признании представления прокурора Иркутской области от 15.03.2019г. № об устранении нарушений федерального законодательства в сфере инвестиционного развития области незаконным - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 03.06.2019г. Н.Н. Исакова