ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2319/18 от 06.05.2019 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2а-2319/18г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2019 года г.Казань

Приволжский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Егоровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному казённому учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании незаконным отказа и возложении обязанности устранить нарушение прав.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратился в Приволжский районный суд г.Казани с административным иском к муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани», административный ответчик) о признании незаконным отказа и возложении обязанности устранить нарушение прав.

В обоснование административного иска указано, что административный истец обратился в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 507 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату без проведения торгов на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Между тем, письмом МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» от 05.03.2019 № 817/16 ему отказано в предоставлении земельного участка в собственность.

С отказом административный истец не согласен, поскольку он не содержит оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому административный истец просит признать незаконным отказ МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» от 05.03.2019 № 817/16 и обязать МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» устранить допущенные нарушения прав.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Муниципальное казённое учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного муниципального образования города Казани» (далее по тексту - Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани), Муниципальное казённое учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ КЗиО ИК МО г.Казани), ФИО2

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признала.

В судебном заседании заинтересованное лицо – ФИО2 полагала требования ФИО1 подлежащими удовлетворению и пояснила, что она является правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, между участками с кадастровыми номерами и установлен забор, чересполосицы нет.

Представители заинтересованных лиц - Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани, МКУ КЗиО ИК МО г.Казани в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Положением части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Из пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в круг полномочий органов местного самоуправления входят управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка.

Пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае, если указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, небрежными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Судом установлено, что решением Исполкома Приволжского райсовета депутатов трудящихся № 422 от 16.07.1973 ФИО1 в пользование предоставлен земельный участок по <адрес>.

Вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда г.Казани от 23.09.2016 по гражданскому делу № 2-7020/2016 за ФИО1 признано право собственности на жилой дом, общей площадью 33 кв.м., жилой площадью 25,2 кв.м., по <адрес>.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 01.12.2016 вышеуказанное решение оставлено без изменения.

17.01.2017 за истцом на основании данного решения суда от 23.09.2016 зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером , площадью 33 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Вышеуказанным решением суда установлено, что жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Также вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда г.Казани от 24.08.2017 по гражданскому делу № 2-4622/2017 признан незаконным отказ Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани от 15.06.2017 № 1714/16 в утверждении схемы расположения земельного участка; на Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани возложена обязанность утвердить на кадастровом плане территории схему расположения земельного участка с кадастровым номером , площадью 507 кв.м., подготовленную кадастровым инженером ООО «Волгаземпроект» ФИО5 23.04.2017.

27.11.2018 ФИО1 обратился в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , площадью 507 кв.м., расположенного в <адрес>, занимаемого жилым домом (л.д. 52).

Письмом от 05.03.2019 № 817/16 заместитель главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» ФИО6 сообщил о том, что часть запрашиваемого земельного участка, свободная от построек, расположена в границах проектных красных линий <адрес>. Территория общего пользования приватизации не подлежит. Образование земельного участка возможно в иных границах с учётом проектных красных линий <адрес>. Между запрашиваемым земельным участком и смежным земельным участком с кадастровым номером 16:50:070511:9, имеющим уточнённую площадь, образуется чересполосица. Предоставление земельного участка в существующих границах возможно в аренду (л.д 9).

Аналогичная градостроительная ситуация изложена в Градостроительном намерении Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани от 07.12.2018 (л.д. 56, 57).

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 507+/-8 кв.м., отнесён к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешённого использования - индивидуальный жилой дом (л.д. 42-44).

В соответствии с положениями подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования представляют собой территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).

В силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 26 Градостроительный кодекс Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Частью 1 статьи 42 Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно пункту 1 части 3 названной статьи, основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

В силу части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в пунктах 2-4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи.

Из ответа Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани от 25.04.2019 следует, что в соответствии с проектом планировки территории муниципального образования г.Казани «Озеро Средний Кабан», утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2009 № 905, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне размещения существующих объектов капитального строительства (индивидуальная жилая застройка). В составе данного проекта планировки утверждены красные линии только основных магистралей. Красные линии по <адрес> в составе проекта не разрабатывались.

Таким образом, проектные красные линии, на которые имеется ссылка в письме администрации района от 05.03.2019 № 817/16, в предусмотренном законом порядке на запрашиваемом земельном участке не установлены, в Генеральном плане города Казани, в Правилах землепользования и застройки г.Казани не отражены; проект планировки спорной территории, являющийся правовым основанием для утверждения красных линий, не разработан и не утверждён; сведения об утверждении проекта красных линий (с указанием их координат) в качестве самостоятельного проекта отсутствуют.

Представленные в материалы дела документы не подтверждают, что испрашиваемый земельный участок относится к землям, изъятым или ограниченным в обороте, или что в отношении данного земельного участка принято решение о его изъятии для государственных и муниципальных нужд, или что он зарезервирован для государственных и муниципальных нужд.

В рамках рассмотрения гражданского дела № 2-4622/2017 по иску ФИО1 о признании отказа незаконным и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка судом было установлено, что единственным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 16:50:070511:11 являлось то обстоятельство, что площадь земельного участка, который может быть сформирован и предоставлен истцу, не должна превышать установленного предельного минимального размера земельного участка в 400 кв.м., так как ранее спорный земельный участок не формировался и не предоставлялся для строительства индивидуального жилого дома.

Иных оснований для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, в том числе указания на наличие чересполосицы, в письме Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани от 15.06.2017 № 1714/16 не отражено.

Решение Приволжского районного суда г.Казани от 24.08.2017 по гражданскому делу № 2-4622/2017 о признании отказа незаконным и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка не обжаловано, вступило в законную силу 30.09.2017 (л.д. 16-19).

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

Учитывая положения данной нормы закона, суд принимает во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда г.Казани от 24.08.2017 по гражданскому делу № 2-4622/2017.

Во исполнение решения суда от 24.08.2017 постановлением руководителя ИК МО г.Казани ФИО7 от 07.05.2018 № 1918 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером , площадью 507 кв.м., по <адрес>, занимаемого индивидуальным жилым домом, на кадастровом плане территории (л.д. 10).

Данное постановление органа местного самоуправления не отменено, административным ответчиком и заинтересованными лицами не оспорено.

Таким образом, при формировании и утверждении схемы земельного участка с кадастровым номером , орган местного самоуправления не выявил наличие чересполосицы между запрашиваемым земельным участком и смежным земельным участком с кадастровым номером .

По изложенному основанию суд полагает, что довод административного ответчика о наличии чересполосицы, не влияет на исход настоящего спора.

При таком положении доводы административного ответчика о наличии чересполосицы и проектных красных линий не могут рассматриваться в качестве достаточного и допустимого основания для отказа ФИО1 в предоставлении запрашиваемого земельного участка в собственность за плату.

Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая отсутствие установленных законом оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объёме.

Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия.

Таким образом, решение о признании решения, действия (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца, исходя из обстоятельств дела, суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 27.11.2018 о предоставлении без проведения торгов за плату земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом проверялось обстоятельство по соблюдению срока на обращение ФИО1 в суд с настоящим административным иском. С учётом дат вынесения, получения административным истцом оспариваемого отказа от 05.03.2019 и предъявления настоящего административного иска путём его направления почтовым отправлением – 25.03.2019, суд считает, что срок для обращения с настоящими требованиями не пропущен.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ в предоставлении в собственность за плату ФИО1 земельного участка с кадастровым номером , площадью 507 кв.м., по <адрес>, изложенный в письме Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 05.03.2019 № 817/16, обязав устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путём повторного рассмотрения заявления ФИО1 от 27.11.2018 о предоставлении без проведения торгов за плату земельного участка с кадастровым номером , площадью 507 кв.м., по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд <адрес> Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья Д.И. Галяутдинова