Дело № 2а-2319/2021
25RS0029-01-2021-003946-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уссурийск 11 мая 2021 г.
Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Онищук Н.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, при ведении протокола судебного заседания секретарем Чечель К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа в лице Управления градостроительства о признании незаконным решения XXXX от ДД.ММ.ГГ об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным иском, обосновывая свои требования тем, что ДД.ММ.ГГг. он обратился в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользования земельного участка площадью XXXX кв.м, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГг. XXXX было отказано в предоставлении земельного участка, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах автомобильной дороги Уссурийск – Пограничный – Госграница, и входит в территорию, в отношении которой принято решение о реализации с торгов. Административный истец не согласен с оспариваемым отказом, так как административным ответчиком не представлено доказательств, что испрашиваемый участок входит в границы автомобильной дороги Уссурийск – Пограничный – Госграница. Согласно заключению специалиста ДД.ММ.ГГг. граница автомобильной дороги Уссурийск – Пограничный - Госграница в испрашиваемом месте не установлена, следовательно, утверждение, что испрашиваемый участок входит в границу автомобильной дороги ошибочно. Если бы испрашиваемая территория реально входила бы в границы автомобильной дороги, то на каком основании ответчик планирует ее реализовать. Это также подтверждает, что испрашиваемая территория в границы автомобильной дороги не входит. Согласно установленного порядка проведения аукциона и с учетом текста оспариваемого отказа, ответчик со своих слов проводит работы по постановке испрашиваемого участка на кадастровый учет, т.е ответчик уже утвердил схему расположения земельного участка (пп. 1 п.3 ст.39. 11 ЗК РФ) и подготовил межевой план (пп.2 п.3 ст.39.11 ЗК РФ). Однако, данные документы и даже ссылка на них в оспариваемом отказе отсутствуют, что дает полагать, что никаких работ по формированию и реализации испрашиваемого земельного участка с торгов до обращения истца с заявлением не проводилось. Решение о проведении торгов вообще принимается в самом конце, после получения техусловий и постановки участка на кадастровый учет (пп.5 п.3 ст.39.11 ЗК РФ). Согласно заключению специалиста ДД.ММ.ГГг. испрашиваемый земельный участок ни в момент подготовки истцом своей схемы расположения, ни в момент подачи заявления истцом о предоставлении участка (ДД.ММ.ГГг.), ни в настоящее время на кадастровом учете не стоит. В настоящее время существует явная опасность нарушения прав и законных интересов административного истца, поскольку предоставление испрашиваемого земельного другому лицу (торги) сделает невозможным исполнение решения по настоящему административному в случае его удовлетворения и соответственно о предоставлении земельного участка, создаст препятствия к реализации истцом своего законного права. На основании изложенного, просит признать отказ администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГг. XXXX незаконным; обязать администрацию Уссурийского городского округа предоставить в безвозмездное пользование ФИО1 земельный участок площадью XXXX кв.м, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании административный истец на заявленных требованиях настаивал, по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с административным иском не согласилась, представила письменные возражения, в которых указала, что испрашиваемый земельный участок является земельным участком, который не может быть предоставлен в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона №119-ФЗ. Согласно сведениям, содержащимся в федеральной информационной системе «На Дальний Восток», испрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах территории, земли, зоны, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование: автомобильная дорога Уссурийск - Пограничный - госграница, согласно Решению главы администрации района от 18 января 1996г. № 37, государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей XXXX; Постановление главы администрации района от 15 июня 1994г. № 222, гос/акт № ПК-14-7-00112, г/акт ПК-14-7-00. Данная информация подтверждается официальными сведениями, находящимися в общем доступе, содержащимися в федеральной информационной системе «На Дальний Восток» (сведения о невозможности предоставления земельных участков прилагаются). В данных сведениях содержится наименование вышеуказанного документа, а именно решение главы администрации района от 18 января 1996г. №37, государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей ПК - 11- 4 XXXX; постановление главы администрации района от 15 июня 1994г. №222, гос/акт № ПК-14-7-00112, г/акт ПК-14-7-00, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен гражданам в безвозмездное пользование. Кроме того, испрашиваемый истцом земельный участок попадает на территорию, в отношении которой, согласно Постановлению администрации Уссурийского городского округа от 22 декабря 2015г. № 3596-НПА «Об утверждении муниципальной программы «Развитие градостроительной деятельности и деятельности в области земельных отношений в Уссурийском городском округе» на 2016-2022 года», распоряжению администрации Уссурийского городского округа от 25 декабря 2014г. №334 «Об утверждении Положения об управлении градостроительства администрации Уссурийского городского округа», приказу администрации Уссурийского городского округа Управления градостроительства от ДД.ММ.ГГг. XXXX, принято решение о реализации земельных участков, свободных от прав третьих лиц, через торги. Данные документы доказывают, что администрацией Уссурийского городского округа проводятся работы по подготовке документов на земельный участок с целью его реализации на торгах. С целью реализации прав истца и в соответствии с частью 4.1. статьи 6 Закона о Дальневосточном гектаре, в его адрес были направлены варианты иных схем размещения земельного участка. На основании изложенного просит суд в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от 01 мая 2016г. №119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон №119-ФЗ) регулирует отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), XXXX, гражданам Российской Федерации (статья 1 Закона № 119-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона №119-ФЗ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории, в том числе вышеназванного субъекта Российской Федерации (Приморский край), может быть предоставлен лицу, указанному в статье 1 этого закона, однократно в безвозмездное пользование. При этом площадь земельного участка не должна превышать одного гектара.
В статьях 5, 7 названного закона регламентирован порядок предоставления земельного участка гражданину в безвозмездное пользования, а также приведены основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование.
В частности уполномоченный орган при отсутствии оснований для возврата заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование обеспечивает подготовку на публичной кадастровой карте схемы размещения земельного участка; осуществляет действия, предусмотренные частью 1 статьи 6 названного закона, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона №119-ФЗ на уполномоченный орган возложена обязанность по принятию решения об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте; для образования такого земельного участка не требуется разработка и утверждение документации по планировке территории или проектной документации лесных участков; а также по обращению в орган регистрации с заявлением о кадастровом учете испрашиваемого земельного участка, подлежащего образованию.
Основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование на территории Дальневосточного федерального округа перечислены в статье 7 указанного Федерального закона, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование, в том числе, в случае если испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, а также, если испрашиваемый земельный участок является земельным участком, который не может быть предоставлен в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона (пункт 1 и 23 статьи 7 Федерального закона №119-ФЗ).
Как следует из части 3 статьи 2 Федерального закона №119-ФЗ, законами субъектов Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, могут быть определены территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законом Приморского края от 05 декабря 2018 г. №411-КЗ "О территориях Приморского края, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование" определены территории Приморского края, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, согласно приложению к настоящему Закону.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГг. административный истец обратился в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользования земельного участка площадью XXXX кв.м.
Согласно схеме расположения земельного участка на публичной кадастровой карте территории местоположение испрашиваемого земельного участка установлено в 78 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX. Кадастровый номер земельного участка или кадастрового квартира – XXXX, зона жилой застройки сел (Ж7), категория земель – земли населенных пунктов.
На кадастровом учете земельный участок не стоит.
ДД.ММ.ГГг. администрацией Уссурийского городского округа управлением градостроительства дан ответ об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование XXXX.
Данный отказ мотивирован тем, что согласно испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, земли, зоны, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование: автомобильная дорога Уссурийск - Пограничный - госграница, согласно решению главы администрации района от ДД.ММ.ГГг. XXXX, государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей XXXX; ростановление главы администрации района от ДД.ММ.ГГг. XXXX, гос/акт №XXXX, г/акт XXXX.
Кроме того, испрашиваемый истцом земельный участок попадает на территорию, в отношении которой, согласно Постановлению администрации Уссурийского городского округа от 22 декабря 2015г. №3596-НПА «Об утверждении муниципальной программы «Развитие градостроительной деятельности и деятельности в области земельных отношений в Уссурийском городском округе» на 2016-2022 года», распоряжению администрации Уссурийского городского округа от 25 декабря 2014г. №334 «Об утверждении Положения об управлении градостроительства администрации Уссурийского городского округа», приказу администрации Уссурийского городского округа Управления градостроительства от 07 сентября 2020г. №16-01/14/1519/1, принято решение о реализации земельных участков, свободных от прав третьих лиц, через торги.
Данный отказ нельзя признать законным и обоснованным, исходя из следующего.
При анализе картографического материала, заключения кадастрового инженера, установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне жилой застройки сел (Ж7), категория земель: земли населённых пунктов, каких-либо объективных данных о том, что испрашиваемый земельный участок находится на территории автомобильной дороги Уссурийск - Пограничный – госграница, материалы дела не содержат, не представлено таких данных и административным ответчиком.
Напротив, испрашиваемый земельный участок, площадью 1847 кв.м., уже после обращения административного истца 27 апреля 2021 г. сформирован для индивидуального жилищного строительства с целью последующего выставления на аукцион.
Кроме того, исходя из приложения к Закону Приморского края от 05 декабря 2018 г. №411-КЗ "О территориях Приморского края, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование", в соответствии с которым определены территории Приморского края, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, сведения о территории в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в городе Уссурийск Уссурийского городского округа внесены в Единый государственный реестр недвижимости, учетный XXXX, площадью XXXX, основание: территория расположена в Уссурийском городском округе, территория которого относится к свободному порту Владивосток согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"; высокая плотность населения, развитый рынок недвижимости, ограниченное количество свободных от прав третьих лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом, описание границ территории, расположенной в границах XXXX городского, на которой земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, указанный Закон не содержит, как и не представлено административным ответчиком сведений о том, что именно испрашиваемый административным истцом земельный участок отнесен к территории, на которой земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.
Также не может быть признано законным основание для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, на основании того, что начальников Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа 07 сентября 2020 г. издан приказ XXXX о проведении работ в отношении земельных участков, расположенных в с. Новоникольск, свободных от прав третьих лиц и об организации работ по проведению торгов.
Пункт 10 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ к числу оснований для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование относит случай, когда испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, либо в отношении такого земельного участка принято решение о проведении аукциона.
Между тем, на момент обращения административного истца ДД.ММ.ГГ о предоставлении земельного участка площадью XXXX кв.м. в безвозмездное пользование, местоположение земельного участка установлено в 78 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, административным ответчиком в отношении испрашиваемого земельного участка не было принято решение о проведении аукциона, извещение о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка не было размещено.
Напротив, постановление администрации Уссурийского городского округа №893 об утверждении схемы расположение земельного участка на кадастровом плане территорий, вынесено только ДД.ММ.ГГ
Испрашиваемый земельный участок на кадастровый учет администрацией Уссурийского городского округа поставлен не был.
Таким образом, административные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, необходимо повторное рассмотрение заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью XXXX кв.м. в безвозмездное пользование, по результатам которого необходимо принять решение в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем требования ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанности предоставить земельный участок площадью XXXX кв.м. в безвозмездное пользование, то они не подлежат удовлетворению в силу того, что суд не вправе подменять собою орган местного самоуправления, в полномочия которого относится выполнение указанных функций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Уссурийского городского округа XXXX от ДД.ММ.ГГг. в предоставлении земельного участка площадью XXXX кв.м. в безвозмездное пользование, местоположение земельного участка установлено в 78 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX.
Возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность в безвозмездное пользование, площадью XXXX кв.м., местоположение земельного участка установлено в 78 м по направлению на юго-восток о ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2021 г.
Судья Н.В. Онищук