ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-231/18 от 28.11.2018 Западнодвинского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-231/2018Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Западная Двина 28 ноября 2018 года

Федеральный судья Западнодвинского районного суда Тверской области А.В. Потанин, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шараповского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений об оказываемых муниципальных услугах,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Западнодвинского района Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к администрации Шараповского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений об оказываемых муниципальных услугах.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Западнодвинского района Тверской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Шараповское сельское поселение Западнодвинского района Тверской области законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В ходе проверки установлено, что администрацией Шараповского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области на едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены сведения об одной муниципальной услуге – осуществление муниципального жилищного контроля. Сведения о других оказываемых муниципальных услугах на едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru не размещены.

Выявленные нарушения существенным образом ограничивают право заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Шараповское сельское поселение Западнодвинского района Тверской области, выразившееся в неразмещениив информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений об оказываемых администрацией муниципальных услугах и возложить на администрацию муниципального образования Шараповское сельское поселение Западнодвинского района Тверской области обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования Шараповское сельское поселение Западнодвинского района Тверской области.

Согласно определению судьи Западнодвинского районного суда Тверской области от 26.11.2018 года дело рассматривалось в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Западнодвинского района Тверской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 39 КАС РФ установлено право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьями 24, 29 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

На основании п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Аналогичное положение закреплено в п. 28 ст. 8 Устава муниципального образования Шараповское сельское поселение Западнодвинского района Тверской области.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с п. 2 ст. 2 которого под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

На основании ст. 4 Закона № 210-ФЗ в числе основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг значатся: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ч.1, п.1 ч. 3 ст. 21 Закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает, в том числе, доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Судом установлено, что администрация муниципального образования Шараповское сельское поселение Западнодвинского района Тверской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с Уставом муниципального образования Шараповское сельское поселение наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, законами Тверской области.

Согласно постановлению администрации Шараповского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области от 27.03.2017 года № 15-1 администрацией оказываются 12 муниципальных услуг, а именно:

- выдача физическим лицам справок;

- осуществление муниципального жилищного контроля;

- формирование списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса;

- информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд;

- предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- признание граждан малоимущими;

- предоставление решения о согласовании архитектурно- градостроительного облика объекта;

- предоставление порубочного билета и ( или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников;

- выдача разрешений на проведение земляных работ;

- согласование проекта организации строительства в части перемещения отходов строительства и сноса, грунтов, схемы движения транспорта и пешеходов на период производства работ на территории Шараповского сельского поселения;

- о проведении контрольно-геодезической съёмки и передаче исполнительной документации в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.

Вместе с тем, мониторингом сведений, размещенных на едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что администрацией Шараповского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области размещены сведения об одной муниципальной услуге – осуществление муниципального жилищного контроля. Сведения о других оказываемых муниципальных услугах на едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru не размещены.

Административным ответчиком допущено незаконное бездействие в части исполнения полномочий по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Указанные выше требования законодательства администрацией поселения не выполнены, сведения об оказываемых муниципальных услугах на едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещены.

Бездействие администрации Шараповского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений об оказываемых муниципальных услугах, существенным образом ограничивает право заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг.

При установлении срока исполнения обязанности по размещению на едином портале государственных и муниципальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений об оказываемых муниципальных услугах, с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о возможности установления срока исполнения обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу, что, по мнению суда, будет соответствовать требованиям разумности и являться достаточным для исполнения возложенных обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Западнодвинского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Шараповского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Шараповское сельское поселение Западнодвинского района Тверской области, выразившееся в неразмещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о следующих муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования Шараповское сельское поселение Западнодвинского района Тверской области, а именно:

- выдача физическим лицам справок;

- формирование списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса;

- информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд;

- предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- признание граждан малоимущими;

- предоставление решения о согласовании архитектурно- градостроительного облика объекта;

- предоставление порубочного билета и ( или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников;

- выдача разрешений на проведение земляных работ;

- согласование проекта организации строительства в части перемещения отходов строительства и сноса, грунтов, схемы движения транспорта и пешеходов на период производства работ на территории Шараповского сельского поселения;

- о проведении контрольно-геодезической съёмки и передаче исполнительной документации в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.

Возложить на администрацию муниципального образования Шараповское сельское поселение Западнодвинского района Тверской области обязанность в течение месяца с момента вступления решения в законную силу организовать размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о следующих муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования Шараповское сельское поселение Западнодвинского района Тверской области, а именно:

- выдача физическим лицам справок;

- формирование списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса;

- информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд;

- предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- признание граждан малоимущими;

- предоставление решения о согласовании архитектурно- градостроительного облика объекта;

- предоставление порубочного билета и ( или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников;

- выдача разрешений на проведение земляных работ;

- согласование проекта организации строительства в части перемещения отходов строительства и сноса, грунтов, схемы движения транспорта и пешеходов на период производства работ на территории Шараповского сельского поселения;

- о проведении контрольно-геодезической съёмки и передаче исполнительной документации в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский районный суд Тверской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии.

Председательствующий А.В. Потанин