Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Краснодар 10 января 2019 года
Октябрьский районный суд г.Краснодара в составе: председательствующего Балина М.В., при секретаре Логвиненко В.И., с участием представителя административного истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО6 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру республики Крым и государственным регистраторам ФИО7, ФИО12 и ФИО13 о признании отказа указанных государственных регистраторов в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру республики Крым и к государственным регистраторам ФИО7, ФИО12 и ФИО13, в котором просит признать незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки по адресу: пгт. Приморский по <адрес> Республики Крым; <адрес> пгт Симеиз, пгт Кацивели Республики Крым; <адрес> Республики Крым; <адрес>, №-А <адрес> Республики Крым, и возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление и провести государственную регистрацию за ФИО6 право собственности на объекты недвижимого имущества, указанные земельные участки в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований административный истец указал, что к нему в порядке отступного по мировому соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному определением Октябрьского районного суда <адрес>, перешло право на недвижимое имущество, переход права собственности на которое, подлежит государственной регистрации. Административный истец в установленном законом порядке обратился в территориальный отдел № (по <адрес>) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество: земельный участок пгт.Приморский по <адрес> Республики Крым; земельный участок <адрес>, пгт.Симеиз, пгт.Кацивели Республики Крым; земельный участок <адрес> Республики Крым; земельный участок <адрес>А <адрес> Республики Крым. Указанное обстоятельство подтверждается копиями расписок в получении документов на государственную регистрацию прав. Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ№; № и от ДД.ММ.ГГГГ№; № истцу стало известно, что государственная регистрация перехода права собственности на указанные земельные участки приостановлена. Сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в государственной регистрации перехода права собственности. Последний полагает, что действия Госкомрегистра и указанных выше государственных регистраторов не соответствуют закону и создают препятствия для осуществления его прав, в связи с чем, обратился в суд с административным исковым заявлением.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в принятии к производству указанного административного искового заявления было отказано в связи с неподсудностью спора суду.
Однако в результате апелляционного рассмотрения частной жалобы административного истца на данное определение, ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда обжалуемое определение суда первой инстанции отменено, дело направлено в Октябрьский районный суд <адрес> для рассмотрения по существу.
В возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика указывает о несостоятельности иска и просит в его удовлетворении отказать, поскольку доводы административного истца являются незаконными и необоснованными, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пгт.Приморский, <адрес>№; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пгт.Симеиз, пгт.Кацивели обратился административный истец ФИО6 В качестве документов-основания государственной регистрации права собственности, заявителем представлены: передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ, Определение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также копии договоров купли-продажи земельных участков, заключенные до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации. При проведении правовой экспертизы представленных с заявлением документов, государственным регистратором осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; не представлены документы для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества. На момент рассмотрения заявления административного истца сведения о регистрируемых объектах в ЕГРН отсутствуют, государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлялся, с заявлением заинтересованные лица не обращались. Кроме того, право собственности предыдущего правообладателя указанных земельных участков - Ад-ФИО3 в ЕГРН не зарегистрировано. По истечении срока указанного в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации, в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления, в государственной регистрации права собственности заявителю отказано. Считает принятые решения об отказе в государственной регистрации указанных земельных участков законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного истца предоставил письменный отзыв на возражения административного ответчика, в котором выразил несогласие с правовой позицией последнего и пояснил, что, по его мнению, у государственного регистратора не было оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки. Считает, что принятые административным ответчиком решения нарушают законные права административного истца, поскольку он лишается возможности права распоряжения принадлежащего ему недвижимого имущества. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть данное дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Иные административные ответчики в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление является необоснованным и не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно положениям ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В соответствии со ст.8.1 ГК РФ права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
На основании ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст.551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного выше Закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
Как установлено в судебном заседании, 09.02.2018 года в отел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> обратился административный истец ФИО6 с заявлением о государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости земельного участка по адресу: <адрес>, р-н Феодосийский, пгт.Приморский, <адрес>.
В качестве документов-основания государственной регистрации права собственности, заявителем представлены: передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ, Определение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор купли-продажи земельного участка, заключенный до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение (уведомление №23/001/600/2018-444) о приостановлении государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества, в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; не представлены документы для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества.
В соответствии со ст.23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно требованиям ч.1 ст.21 названного федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 ст.26 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; заявителем не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества.
Судом установлено, что на момент рассмотрения заявления административного истца сведения о регистрируемом объекте в ЕГРН отсутствуют, договор купли-продажи приватизированного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между гражданином ФИО2 и Ад-ФИО3 в установленном законом порядке не зарегистрирован, государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлялся, с заявлением заинтересованные лица не обращались.
Таким образом, суд признает законным и обоснованным вывод государственного регистратора (уведомление №) о необходимости приостановки государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Феодосийский, пгт.Приморский, <адрес>.
На основании ст.69 Федерального закона №218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что в нарушение указанной выше нормы действующего законодательства, отсутствуют сведения, подтверждающие законность перехода права собственности от ФИО2 к Ад-ФИО3, а именно право собственности предыдущего правообладателя земельного участка - Ад-ФИО3 в ЕГРН в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Также, в представленных заявителем на государственную регистрацию права собственности документах имеется Государственный Акт на землю выданный на имя ФИО2 на земельный участок по адресу: <адрес>, пгт.Приморский, <адрес>.
Однако, согласно ответу архивного отдела (муниципального архива) администрации <адрес> Республики Крым информация о выделении земельного участка ФИО2 в решении 48 сессии 23 созыва Приморского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении гражданам Украины земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства в (районе 3-го участка) <адрес> с передачей их бесплатно в частную собственность» отсутствует.
Также, в качестве документа заявителем предоставлен Договор купли-продажи приватизированного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, серия бланка ААР №, удостоверенный частным нотариусом ФИО8, согласно которого, покупателем земельного участка является Ад-ФИО3
Согласно сведений из Единого реестра специальных бланков нотариальных документов, бланк ААР №, является доверенностью. Дата использования бланка ДД.ММ.ГГГГ год.
На основании ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ, оценив описанные обстоятельства в совокупности, учитывая отсутствие со стороны заявителя действий, направленных на устранение причин приостановки государственной регистрации права, государственным регистратором принято обоснованное, по мнению суда, решение об отказе заявителю в государственной регистрации права собственности.
Оспариваемый отказ принят в пределах компетенции регистрирующего органа и является мотивированным. Данный отказ суд признает законным и обоснованным, в связи с тем, что у регистрирующего органа отсутствовали достаточные и достоверные правовые основания для государственной регистрации права собственности, таким образом, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе административному истцу в государственной регистрации недвижимого имущества, а именно земельного участка по адресу: <адрес>, пгт.Приморский, <адрес>.
Совокупность описанных выше обстоятельств, исключает возможность установления достоверного факта образования права собственности на спорный земельный участок и проверку последовательности и легитимности его перехода от первоначального правообладателя к последующим, в том числе и к заявителю, что, как обоснованно указано государственным регистратором, является препятствием к государственной регистрации перехода права собственности к ФИО6
В ходе судебного следствия представителем административного истца по доверенности не представлены документы, опровергающие отраженные выше доводы государственного регистратора, а высказанные пояснения, носят субъективны оценочный характер и не могут быть приняты судом, поскольку ничем не подтверждены и не обоснованны.
Кроме того, 09.02.2018 года в отел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> обратился административный истец ФИО6 с заявлением о государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости земельного участка по адресу: <адрес>, пгт.Симеиз, пгт.Кацивели.
В качестве документов-основания государственной регистрации права собственности, заявителем представлены: передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ, Определение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор купли-продажи земельного участка, заключенный до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
Судом установлено, что административным истцом на государственную регистрацию представлен договор купли - продажи приватизированного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, номер в реестре нотариуса: 1496, удостоверенный ФИО9, частным нотариусом <адрес> нотариального округа, в котором ФИО10 выступает в качестве продавца, а Ад-ФИО3 выступает в качестве покупателя, а также государственный акт на право частной собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия III-KM №, в котором ФИО10 является собственником вышеуказанного земельного участка.
Между тем, в вышеуказанном государственном акте отсутствует отметка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на земельный участок на момент совершения сделки купли - продажи, кроме того государственный акт выданный на имя Ад-ФИО3 также на государственную регистрацию представлен не был.
На основании анализа приведенных выше сведений, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение (уведомление №) о приостановлении государственной регистрации права на указанного объекта недвижимого имущества, в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; не представлены документы для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, право собственности предыдущего правообладателя - Ад-ФИО3 в ЕГРН не зарегистрировано.
В соответствии со ст.23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно требованиям ч.1 ст.21 названного федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 ст.26 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; заявителем не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества.
Судом установлено, что на момент рассмотрения заявления административного истца сведения о регистрируемом объекте в ЕГРН отсутствуют, договор купли-продажи приватизированного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между гражданином ФИО10 и Ад-ФИО3 в установленном законом порядке не зарегистрирован, государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлялся, с заявлением заинтересованные лица не обращались.
Таким образом, суд признает законным и обоснованным вывод государственного регистратора (уведомление №) о необходимости приостановки государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пгт.Симеиз, пгт.Кацивели.
На основании ст.69 Федерального закона №218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что в нарушение указанной выше нормы действующего законодательства, отсутствуют сведения, подтверждающие законность перехода права собственности от ФИО10 к Ад-ФИО3, а именно право собственности предыдущего правообладателя земельного участка - Ад-ФИО3 в ЕГРН в установленном законом порядке не зарегистрировано.
На основании ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ, оценив описанные обстоятельства в совокупности, учитывая отсутствие со стороны заявителя действий, направленных на устранение причин приостановки государственной регистрации права, государственным регистратором принято обоснованное, по мнению суда, решение об отказе заявителю в государственной регистрации права собственности.
Оспариваемый отказ принят в пределах компетенции регистрирующего органа и является мотивированным. Данный отказ суд признает законным, обоснованным и мотивированным, в связи с тем, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности, таким образом, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе административному истцу в государственной регистрации недвижимого имущества, а именно земельного участка по адресу: <адрес>, пгт.Симеиз, пгт.Кацивели.
Совокупность описанных выше обстоятельств, исключает возможность установления достоверного факта образования права собственности на спорный земельный участок и проверку последовательности и легитимности его перехода от первоначального правообладателя к последующим, в том числе и к заявителю, что, как обоснованно указано государственным регистратором, является препятствием к государственной регистрации перехода права собственности к Ад-ФИО1
В ходе судебного следствия представителем административного истца по доверенности не представлены документы, опровергающие отраженные выше доводы государственного регистратора, а высказанные пояснения, носят субъективны оценочный характер и не могут быть приняты судом, поскольку ничем не подтверждены и не обоснованны.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в отел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> обратился административный истец Ад-ФИО1 с заявлением о государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости земельного участка по адресу: <адрес>, район Симферопольский, <адрес>.
В качестве документов-основания государственной регистрации права собственности, заявителем представлены: передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ, Определение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор купли-продажи земельного участка, заключенный до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
В качестве правоустанавливающего документа административным истцом представлен кроме прочего договор купли-продажи приватизированного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, серия бланка АВР №, удостоверенный частным нотариусом ФИО8, согласно которого, покупателем земельного участка является Ад-ФИО3. Согласно сведений Единого реестра специальных бланков нотариальных документов, бланк АВР № является доверенностью. Указанная доверенность выдана нотариусом ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве документа основания государственной регистрации права собственности заявителем представлены определение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому право собственности на объект недвижимости переходит от Ад-ФИО3 к Ад-ФИО1 Из представленных документов также усматривается, что право собственности Ад-ФИО3 возникло на основании ДД.ММ.ГГГГ (ранее возникшее право).
Согласно части 1 статьи 69 Закона №218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и <адрес> значения Севастополя», применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Законом № 218-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Таким образом, права на объекты недвижимости, расположенные на территории Республики Крым являются ранее учтенными в случае, если государственная регистрация прав на них была осуществлена в соответствии с законодательством Украины, действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того из изложенного усматривается, что фактически заявитель обращается за переходом права собственности от Ад-ФИО3 к Ад-ФИО1, однако право собственности Ад-ФИО3в ЕГРН не зарегистрировано, с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права на указанный объект недвижимости никто не обращался. Право собственности предыдущего правообладателя - Ад-ФИО3 в ЕГРН не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением № приостановлена государственная регистрация права указанного объекта недвижимого имущества, в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; не представлены документы для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества.
В соответствии со ст.23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно требованиям ч.1 ст.21 названного федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 ст.26 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; заявителем не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества.
Судом установлено, что на момент рассмотрения заявления административного истца сведения о регистрируемом объекте в ЕГРН отсутствуют, договор купли-продажи приватизированного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между гражданином ФИО11 и Ад-ФИО3 в установленном законом порядке не зарегистрирован, государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлялся, с заявлением заинтересованные лица не обращались.
Таким образом, суд признает законным и обоснованным вывод государственного регистратора (уведомление №) о необходимости приостановки государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, район Симферопольский, <адрес>.
На основании ст.69 Федерального закона №218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что в нарушение указанной выше нормы действующего законодательства, отсутствуют сведения, подтверждающие законность перехода права собственности от ФИО11 к Ад-ФИО3, а именно право собственности предыдущего правообладателя земельного участка - Ад-ФИО3 в ЕГРН в установленном законом порядке не зарегистрировано.
На основании ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ, оценив описанные обстоятельства в совокупности, учитывая отсутствие со стороны заявителя действий, направленных на устранение причин приостановки государственной регистрации права, государственным регистратором принято обоснованное, по мнению суда, решение об отказе заявителю в государственной регистрации права собственности.
Оспариваемый отказ принят в пределах компетенции регистрирующего органа и является мотивированным. Данный отказ суд признает законным, обоснованным и мотивированным, в связи с тем, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности, таким образом, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе административному истцу в государственной регистрации недвижимого имущества, а именно земельного участка по адресу: <адрес>, район Симферопольский, <адрес>.
Совокупность описанных выше обстоятельств, исключает возможность установления достоверного факта образования права собственности на спорный земельный участок и проверку последовательности и легитимности его перехода от первоначального правообладателя к последующим, в том числе и к заявителю, что, как обоснованно указано государственным регистратором, является препятствием к государственной регистрации перехода права собственности к Ад-ФИО1
В ходе судебного следствия представителем административного истца по доверенности не представлены документы, опровергающие отраженные выше доводы государственного регистратора, а высказанные пояснения, носят субъективны оценочный характер и не могут быть приняты судом, поскольку ничем не подтверждены и не обоснованны.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в отел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> обратился административный истец Ад-ФИО1 с заявлением о государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости земельного участка по адресу: <адрес>А.
В качестве документов-основания государственной регистрации права собственности, заявителем представлены: передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ, Определение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор купли-продажи земельного участка, заключенный до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
Также, в представленных административным истцом на государственную регистрацию права собственности документах имеется Государственный Акт на землю выданный на имя ФИО4 на земельный участок по адресу: <адрес> А.
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О закреплении имущества за Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым» Госкомрегистру передана документация по землеустройству, договора аренды, субаренды, суперфиция, эмфитевзиса земельных участков, государственные акты и книги по их государственной регистрации, поземельные книги и иные документы, хранящиеся в архивах территориальных органов Государственного агентства земельных ресурсов Украины (далее — Госкземагентство) в Крыму.
Указанные документы, переданные Госкомрегистру территориальными органами Госземагентства и Государственной регистрационной службы Украины находятся на хранении в территориальных подразделениях Госкомрегистра согласно месторасположению объектов недвижимости.
Однако, в архиве принадлежащем ранее межрайонному управлению Госземагентства в гг. Судаке и Феодосии отсутствуют сведения о выданном Государственном акте от ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствует архивный экземпляр выданного документа.
Также, в качестве документа заявителем предоставлен Договор купли-продажи приватизированного земельного участка от 18.09.2000г., реестровый №, серия бланка АВР №, удостоверенный частным нотариусом ФИО8, согласно которого, покупателем земельного участка является Ад-ФИО3 Согласно сведений Единого реестра специальных бланков нотариальных документов, бланк АВР №, является Свидетельством о праве на наследство. Дата использования бланка ДД.ММ.ГГГГ год.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением № приостановлена государственная регистрация права указанного объекта недвижимого имущества, в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; не представлены документы для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества. На момент рассмотрения заявления административного истца сведения о регистрируемом объекте в ЕГРН отсутствуют, государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлялся, с заявлением заинтересованные лица не обращались. Кроме того, право собственности предыдущего правообладателя - Ад-ФИО3 в ЕГРН не зарегистрировано.
В соответствии со ст.23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно требованиям ч.1 ст.21 названного федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 ст.26 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; заявителем не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества.
Судом установлено, что на момент рассмотрения заявления административного истца сведения о регистрируемом объекте в ЕГРН отсутствуют, договор купли-продажи приватизированного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между гражданином ФИО14 и Ад-ФИО3 в установленном законом порядке не зарегистрирован, государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлялся, с заявлением заинтересованные лица не обращались.
Таким образом, суд признает законным и обоснованным вывод государственного регистратора (уведомление №) о необходимости приостановки государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А.
На основании ст.69 Федерального закона №218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что в нарушение указанной выше нормы действующего законодательства, отсутствуют сведения, подтверждающие законность перехода права собственности от ФИО4 к Ад-ФИО3, а именно право собственности предыдущего правообладателя земельного участка - Ад-ФИО3 в ЕГРН в установленном законом порядке не зарегистрировано.
На основании ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
21.05.2018 года, оценив описанные обстоятельства в совокупности, учитывая отсутствие со стороны заявителя действий, направленных на устранение причин приостановки государственной регистрации права, государственным регистратором принято обоснованное, по мнению суда, решение об отказе заявителю в государственной регистрации права собственности.
Оспариваемый отказ принят в пределах компетенции регистрирующего органа и является мотивированным. Данный отказ суд признает законным, обоснованным и мотивированным, в связи с тем, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности, таким образом, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе административному истцу в государственной регистрации недвижимого имущества, а именно земельного участка по адресу: <адрес>А.
Совокупность описанных выше обстоятельств, исключает возможность установления достоверного факта образования права собственности на спорный земельный участок и проверку последовательности и легитимности его перехода от первоначального правообладателя к последующим, в том числе и к заявителю, что, как обоснованно указано государственным регистратором, является препятствием к государственной регистрации перехода права собственности к ФИО6
В ходе судебного следствия представителем административного истца по доверенности не представлены документы, опровергающие отраженные выше доводы государственного регистратора, а высказанные пояснения, носят субъективны оценочный характер и не могут быть приняты судом, поскольку ничем не подтверждены и не обоснованны.
Доводы административного истца о предоставлении в регистрирующий орган всех необходимых документов, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о незаконности действий государственного регистратора. Эти доводы основаны на неправильном толковании и применении норм права, признаются судом несостоятельными, поскольку полностью опровергаются совокупностью материалов дела и не основаны на действующем законодательстве.
При таких обстоятельствах, учитывая неподтвержденность и отсутствие надлежащего удостоверения и регистрации сделок по установлению и переходу прав в отношении спорных объектов недвижимости, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются необоснованными и не могут быть удовлетворены.
Принимая во внимание специфику рассматриваемых правоотношений, учитывая положения Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», суд приходит к выводу, что административным истцом не предприняты достаточные меры, направленные на подтверждение достоверности истории описанных сделок, а выявленные при правовой экспертизе представленных на государственную регистрацию документов недостатки и расхождения, исключают возможность принятия их в качестве достоверных и достаточных, что, в свою очередь, препятствует государственной регистрации заявленного, но не подтвержденного права.
Ссылка представителя административного истца на геополитические обстоятельства, не зависящие от воли заявителя, и произошедшие изменения законодательства в республике Крым (после принятия в состав Российской Федерации) государственным регистратором и судом не могут быть признаны уважительными причинами невозможности подтверждения перехода права на спорные объекты недвижимости и, при учете обоснованных недочетов и противоречий в документах-основаниях сделок, не являются поводом для признания сделок действительными и порождающими правовые последствия в виде государственной регистрации права собственности заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО6 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру республики Крым и государственным регистраторам ФИО7, ФИО12 и ФИО13 о признании отказа указанных государственных регистраторов в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества незаконными и обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение изготовлено 10 января 2019 года.