ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-231/2021 от 30.06.2021 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2а-231/2021

УИД 13RS0019-01-2021000076-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рузаевка 30 июня 2021 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Карповой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Карабановой З.А.,

при участии: административного истца – Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» в лице директора ФИО1,

представителя ФИО2 (на основании доверенности от 30.02.2021),

административных ответчиков - судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия,

заинтересованного лица - ФИО4, Министерства социальной защиты населения, труда и занятости Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя,

установил:

государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» (далее – ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ», административный истец) обратилось в Рузаевский районный суд Республики Мордовия в порядке административного судопроизводства с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 20.12.2020 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Административный ответчик - Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, - надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не направил своего представителя в судебное заседание.

Заинтересованное лицо Министерство социальной защиты населения, труда и занятости Республики Мордовия не направило своего представителя в судебное заседание, о времени и месте судебного разбирательства уведомлено надлежаще, в заявлении от 30.06.2021 просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо - ФИО4 (далее – ФИО4), - надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явилось.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия и заинтересованных лиц.

В обоснование административного искового заявления административный истец указывает на то, что государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» является стороной исполнительного производства -ИП.

25 декабря 2020 года по указанному исполнительному производству ведущим судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 было принято постановление о взыскании с государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с неисполнением учреждением в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительного листа от 30 июня 2020 года, выданного на основании решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12 марта 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО4 к государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении и назначении меры социальной поддержки.

Административный истец считает, что исполнительный документ – исполнительный лист от 30.06.2020, выданный Рузаевским районным судом Республики Мордовия в целях принудительного исполнения решения суда от 12.03.2020 по делу , исполнен административным истцом, заинтересованному лицу ФИО4 определена соответствующая мера социальной поддержки. В подтверждение факта исполнения решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12.03.2020 пор делу административным истцом в материалы дела представлен протокол-решение от 30.07.2020.

Административный истец указывает, что в адрес судебного пристава-исполнителя неоднократно направлялись документы, подтверждающие исполнение вышеуказанного исполнительного листа. В адрес Рузаевского районного суда Республики Мордовия 06.08.2020 направлено письмо об исполнении решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия по делу от 12.03.2020, к которому прилагался протокол от 30.07.2020 о назначении меры социальной поддержки «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (т.1, л.д.7).

Ссылаясь на пункт 11 статьи 30, статьи 112, 116, 121, 122, 128 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статью 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г.№ 13-П, от 19 января 2017 г.№ 1-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2015 №654-О, от 27.02.2018 №517-О, от 24.04.2018 №1027-О, указывая, что исполнительский сбор как санкция штрафного характера возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» полагает, что у административного ответчика отсутствовали основания для вынесения вышеуказанного постановления и привлечения административного истца к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. ввиду отсутствия виновного поведения последнего.

Указывая на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», административный истец полагает, что поскольку им приняты все меры, необходимые для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, при принятии решения суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В связи с изложенным государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» просит признать незаконным постановление судебного пристава -исполнителя отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 от 25.12.2020 о взыскании с государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» исполнительского сбора в размере 50000 руб. либо освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 административное исковое заявление поддержали в полном объеме.

Административные ответчики в возражениях от 03.02.2021 (т. 1, л.д.76-78) с административным исковым заявлением государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» не согласились, указав на то, что 14.10.2020 на основании исполнительного листа серии ФС от 12.03.2020, выданного Рузаевским районным судом Республики Мордовия по делу , об обязании Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» предоставить ФИО4 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 декабря 2019 года, поступившего в отделение судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, возбуждено исполнительное производство -ИП.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 19.10.2020. Должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения вышеуказанного постановления, то есть до 26.10.2020.

21.10.2020 от административного истца получено сообщение об исполнении решения суда, из которого следует, что ФИО4 назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.12.2019 по 31.12.2020 г. в размере 0 рублей.

Руководствуясь статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, административный ответчик полагает, что решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия по делу об обязании государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» предоставить ФИО4 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 декабря 2019 года в срок для добровольного исполнения не исполнено, поскольку субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня, это финансовая помощь, которая по своей природе не может быть равна нулю.

Ссылаясь на положения статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик полагает, что основания для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 25.12.2020 отсутствуют.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 требования административного истца признала необоснованными по мотивам, изложенным в возражениях от 03.02.2021 на административное исковое заявление, указала, что субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — это полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, финансовая помощь, которая по своей природе не может быть равна нулю, в удовлетворении административного искового заявления государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» просила отказать.

Заинтересованное лицо ФИО4 в возражениях на административное исковое заявление указал, что административное исковое заявление государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» удовлетворению не подлежит, полагает, что при исполнении исполнительного листа ФС от 30.06.2020 административный истец (должник) должен был определить размер субсидии за декабрь 2019 года или на основании протокола-решения государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 29.10.2020 о предоставлении субсидии ФИО4 за период с 01.01.2020 по 30.06.2020, или на основании сведений, содержащихся в протоколе-решении государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» 13.12.2019, так как расчетные периоды (июнь-ноябрь 2019 года) для определения размера субсидии, исходя из решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12.03.2020 и определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 06.10.2020 (гражданское дело ), полностью совпадали, размер предоставляемой ФИО4 субсидии мог измениться незначительно, считает, что административным истцом не приведено доказательств того, что субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как мера социальной помощи при превышении совокупного дохода заявителя может предоставляться заявителю в нулевом размере.

Кроме того, по мнению ФИО4, с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», основания для освобождения государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от уплаты исполнительского сбора отсутствуют.

Поскольку государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» не исполнило требования исполнительного документа ФС от 30.06.2020, требования административного истца не могут быть удовлетворены.

Заслушав представителей административного истца, административного ответчика судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3, исследовав письменные доказательства по делу, суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных Федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, определены Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В силу статьи 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Действия судебного пристава-исполнителя при этом должны соответствовать федеральному законодательству, поскольку нарушение закона влечет нарушение прав и законных интересов сторон исполнительного производства, а в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

При рассмотрении административного дела судом установлено, что Решением Рузаевского районного суда Республике Мордовия от 12 марта 2020 года по делу признано незаконным решение государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 13 декабря 2019 года об отказе ФИО4 в назначении меры социальной поддержки – субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. На государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» возложена обязанность предоставить ФИО4 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 декабря 2019 года. В пользу ФИО4 с Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» за счет средств бюджета Республики Мордовия взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (т.1, л.д. 52-63).

По вступлении в законную силу указанного решения взыскателю ФИО4 30 июня 2020 года выдан исполнительный лист серии ФС , предмет исполнения – обязать государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» предоставить ФИО4 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 декабря 2019 года (т.1, л.д.48-51).

ФИО4 предъявил исполнительный лист серии ФС , выданный по делу Рузаевским районным судом Республики Мордовия, непосредственно в государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия».

Решением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 30 июля 2020 г. ФИО4 была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 декабря 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере ноль рублей (т.1, л.д. 11, 12).

Исполнительный лист серии ФС , выданный по делу Рузаевским районным судом Республики Мордовия, возвращен административным истцом ФИО4

Письмом от 06.08.2020 ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» уведомило Рузаевский районный суд Республики Мордовия об исполнении решения суда по делу от 12.03.2020 (т.1, л.д. 7).

ФИО4, напротив, посчитав, что указанное решение не исполнено, 12.10.2020 предъявил исполнительный лист серии ФС , выданный по делу Рузаевским районным судом Республики Мордовия, к исполнению в отделение судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (т.1, л.д. 47).

На основании указанного исполнительного листа серии ФС ведущим судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ», предмет исполнения – обязать ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» предоставить ФИО4 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.12.2019. ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления (т.1, л.д. 45,46).

Письмом от 21.10.2020 ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» уведомило судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 об исполнении решения суда по делу от 12.03.2020 и назначении ФИО4 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.12.2019 по 31.12.019, приложив к письму копии протокола от 30.07.2020 с приложением (т.1, л.д. 41-44).

Полагая, что решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия по делу от 12.03.2020 не исполнено административным истцом, судебный пристав-исполнитель ФИО3 направила ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» требование, в котором предоставила должнику 7-дневный срок для исполнения указанного решения суда в полном объеме (т.1, л.д. 40).

В письме от 23.11.2020 ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» повторно сообщила об исполнении решения суда от 12.03.2020 с приложением копии протокола от 30.07.2020 с приложением (т.1, л.д. 36-39).

Посчитав, что исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС , выданный по делу Рузаевским районным судом Республики Мордовия, в срок, установленный для добровольного исполнения, ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» не исполнен, ведущий судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 постановлением от 25.12.2020 постановила взыскать с административного истца исполнительский сбор в размере 50000 руб. (т.1, л.д.34, 35).

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (статья 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что при вынесении оспариваемого постановления судебный пристав-исполнитель ФИО3 пришла к выводу о неисполнении ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия по делу от 12.03.2020 на том основании, что в соответствии с положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по своей природе не может быть равна нулю.

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

В силу части 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Вместе с тем порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено право на получении субсидии, в том числе пользователей жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Исходя из пункта 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с пунктом 8 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утверждённого приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 15 июля 2010 г. №156, государственная услуга предоставляется Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и государственными казёнными учреждениями по социальной защите населения Республики Мордовия. Исполнителями государственной услуги являются специалисты государственных казённых учреждений, ответственные за назначение и выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно уставу ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» учреждение находится в ведении Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия. Основными задачами учреждения наряду с иными является предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям населения. Предметом деятельности учреждения является в том числе предоставление гражданам в пределах компетенции учреждения государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством; оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в государственной поддержке, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия. Одним из видов деятельности учреждения является организация предоставления мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством (т. 1, л.д. 167-179).

В целях исполнения возложенных на ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» задач в структуре учреждения организованы социальная служба по работе с клиентами, осуществляющая деятельность на основании положения, утвержденного директором ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» (т.1, л.д.180-181), основными задачами которой наряду с иными являются обеспечение предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения посредством организации единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам при предоставлении государственных услуг, предусматривающих предоставление возможности гражданам получения одновременно нескольких государственных услуг (ежемесячные и ежегодные денежные выплаты, пособия, компенсации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и др.).

Кроме того, в структуре ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» на основании положения функционирует социальная служба по назначению мер социальной поддержки, основными задачами которой являются в том числе обеспечение корректного назначения мер социальной поддержки, контроль назначений мер социальной поддержки (субсидий, компенсаций, пособий и др.) (т.1, л.д. 182-184), а также социальная служба по выплате мер социально поддержки, обеспечивающая в силу пункта 2.1 положения об указанной службе обоснованную выплату мер социальной поддержки (в том числе субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) (т.1, л.д. 185- 188).

Из пояснений административного истца, а также допрошенных в судебном заседании с соблюдением правил статьи 51 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации свидетелей К, занимающей должность заведующей службой по назначению мер социальной поддержки, Л, заведующей социальной службой по выплате мер социально поддержки, судом установлено, что во исполнение решения суда от 12.03.2020 по делу о возложении на ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» обязанности предоставить ФИО4 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 декабря 2019 года на основании Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. , ФИО4 согласно решению от 30 июля 2020 г. была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 декабря 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере ноль рублей.

Свидетель Л пояснила, что с учетом назначенной ФИО4 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2020 по 30.06.2020 по результатам проведенной ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» во исполнение решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия по делу от 12.03.2020 работы по определению меры социальной поддержки ФИО4 период назначения субсидии был определен уполномоченным органом с 01.12.2019 по 31.12.2019.

Согласно решению (протоколу) от 30 июля 2020 г. ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» размер субсидии определен исходя из состава группы 5 человек, прожиточного минимума группы 9260 рублей 80 копеек, прожиточного минимума на детей 9442 рубля, совокупного дохода семьи 51 019 рублей 41 копейка, среднедушевого дохода 10 203 рубля 88 копеек, периода расчета 6 месяцев, суммы величины прожиточного минимума группы 46 304 рубля, прожиточного минимума на душу населения 9181 рубль, среднедушевого дохода в Республике Мордовия 19 913 рублей (т.1, л.д. 37).

Из приложения к протоколу от 30 июля 2020 г. ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» следует, что расчет субсидии произведен исходя из среднемесячного дохода истца ФИО4 – 16 500 рублей, среднемесячного дохода отца истца АН – 21 713 рублей 21 копейка, среднемесячного дохода сына истца АФ – 5 441 рубль 44 копейки, среднемесячного дохода дочери истца АП - 120 рублей и среднемесячного дохода супруги истца АТ – 7244 рубля 75 копеек (т.1, л.д. 38).

Поскольку совокупный доход семьи истца превысил величину соответствующей максимально допустимой доли (22%) расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из установленного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, в совокупном доходе семьи, рассчитанная субсидия ФИО4 с 1 декабря 2019 г. по 31 декабря 2019 г. составил отрицательную величину (-2546, 57 руб.) и была определен административным истцом в размере ноль рублей.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.

Согласно пункту 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

Таким образом, обязанность уполномоченного органа, в данном случае ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия», по предоставлению субсидии возникает при условии выполнения законодательно установленных требований, возлагаемых на претендента на получение субсидии, в части исполнения указанным лицом обязанности представить в уполномоченный орган соответствующее заявление и пакет документов, подтверждающих право заявителя на субсидии (пункты 8 и 9 Правил).

Из пояснений административного истца, свидетелей установлено, что при назначении ФИО4 субсидии за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 во исполнение решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия по делу от 12.03.2020 уполномоченный орган руководствовался Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. , исследовались документы, предоставленные ФИО4 в целях назначения субсидии, в том числе подтверждающие доходы семьи А-ных, расходы на оплату коммунальных услуг, в том числе квитанции на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, учитывался региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Принятое по результатам проведенных мероприятий ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» решение, содержащееся в протоколе от 30.07.2020, направлено заинтересованному лицу ФИО4 в установленные Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, сроки, что не оспаривалось в ходе рассмотрения административного дела.

Таким образом, принимая решение от 30 июля 2020 г. №6577, ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» руководствовалось Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, и иными нормами законодательства Российской Федерации, действовало в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утверждённого приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 15 июля 2010 г. №156, в рамках компетенции, определенной уставом учреждения и положениями о социальных службах в структуре ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ». Доказательств обратного материалы дела не содержат.

О факте исполнения решения суда от 12.03.2020 по делу Рузаевского районного суда Республики Мордовия путем принятия уполномоченным органом протокола от 30.07.2020, в котором содержится решение ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» о назначении меры социальной поддержки «субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг» за период с 01.12.2019 по 31.12.2019 в размере 0 руб., административный истец сообщал судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 в письме от 21.10.2020 с приложением соответствующего протокола от 30.07.2020, приложения к указанному протоколу (т.1, л.д.9).

Таким образом, оснований для вывода о неисполнении решения суда от 12.03.2020 по делу у административного ответчика отсутствовали ввиду нижеследующего.

В рамках гражданского дела Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12.03.2020 ФИО4 оспаривалось решение ГКУ «Социальная защита населения» об отказе в предоставлении субсидии от 13 декабря 2019 г. .

Из пояснений административного истца, а также решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12.03.2020 по делу (стр. 6, 7 решения, т.1,л.д. 57-58) судом установлено, что по обращению 02.12.2019 ФИО4 в ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, единственным основанием для принятого ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» решения об отказе в предоставлении субсидии от 13 декабря 2019 г. явился факт наличия у ФИО4 задолженности по оплате за жилое помещение перед ООО «Главное управление жилищным фондом» (данная организация производит начисления за электроснабжение, содержание и текущий ремонт общего имущества) за период с 01.09.2018 года по 30.11.2019 года в размере 19077,05 руб.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что, поскольку само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, а иные основания отказа в предоставлении субсидии оспариваемое решение и объяснения представителей ответчика не содержат, отказ ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» в предоставлении субсидии ФИО4 в связи с наличием задолженности по оплате за жилое помещение не соответствует приведенным нормативным правовым актам и нарушает его право на получение субсидии, которое подлежит восстановлению (стр. 9-10 решения, т.1, л.д. 61-62).

Судом указано, что нарушенное право истца подлежит восстановлению путем возложения обязанности на ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» предоставить ФИО4 субсидию. Ссылаясь на пункт 44 Правил при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил, суд пришел к выводу о том, что ФИО4 имеет право на предоставление субсидии с 1 декабря 2019 г.

По вступлении в законную силу указанного решения взыскателю ФИО4 30 июня 2020 года выдан исполнительный лист серии ФС , предмет исполнения – обязать государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» предоставить ФИО4 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 декабря 2019 года.

Резолютивная часть решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12 марта 2020 года по делу , содержание которой изложено в исполнительном листе серии ФС , полностью соответствует выводам, сделанным в мотивировочной части решения, принятого судом по заявленным истцом ФИО4 требованиям.

Таким образом, во вступившем в законную силу решении Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12 марта 2020 года по делу не определен ни размер субсидии, которая должна быть предоставлена ФИО4 согласно указанному решению суда, ни продолжительность периода, на который ее следует предоставить уполномоченному органу.

При этом в определении от 06.11.2020 Рузаевского районного суда (материал , дело ) судом отказано в разъяснении положений исполнительного документа. Судьей, рассмотревшим дело , указано, что спор разрешен судом по тем требованиям, которые заявлены сторонами по делу, на основании документов, имеющихся в материалах дела (т.2 л.д. 46-49).

Доводы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 о том, что срок предоставления субсидии должен быть 6 месяцев и составлять более 0 руб., а также довод заинтересованного лица ФИО4 о том, что размер субсидии за декабрь 2019 года должен быть одинаковым или незначительно различаться с размером субсидии за период с января 2020 по июнь 2020 года – 3016 руб. (стр. 3 возражений, л.д.80), в то время как ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия», исполнив решение суда, назначило субсидию в размере 0 рублей на период с 1 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года, судом отклоняется. Указанные доводы лиц, участвующих в деле сводятся к дополнению решения от 12.03.2020 по делу иными выводами, не являвшимися предметом судебного разбирательства и не содержащимися в решении суда.

Довод административных ответчиков о том, согласно Методическим рекомендациям по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, если в результате расчета субсидии получилась отрицательная величина, то уполномоченному органу рекомендовано отказывать в назначении субсидии, судом отклоняется.

Приказом Минстроя России /пр, Минтруда России от 30 декабря 2016 г. утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761.

В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций они разработаны для оказания методической помощи, в том числе уполномоченным органам, предоставляющим гражданам субсидии и обеспечивающим их перечисление (выплату, вручение), в них рассмотрены частные случаи (примеры) принятия решений по вопросам субсидии.

Указанный документ носит рекомендательный характер.

Вместе с тем в силу пункта 4.10 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, пункта 7 Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.

В судебное заседание административным истцом представлены протоколы-решения, в соответствии с которыми административный истец, руководствуясь теми же нормативно-правовыми актами, как и при вынесения решения от 30.07.2020 в отношении ФИО4, назначал заинтересованным лицам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые в определенные месяцы расчетного периода равнялись 0 руб. (т.1, л.д. 106-110).

Доводы заинтересованного лица ФИО4, заявленные им в возражениях на административное исковое заявление, а также в объяснениях от 12.03.2021 (т.2, л.д. 242-243), фактически сводятся к несогласию с размером субсидии и не являются основанием для вывода о неисполнении административным истцом решения суда от 12.03.2020 по делу .

Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761).

В рассматриваемом деле суд не вправе проверять правильность произведенного ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» в рамках исполнения решения суда от 12.03.2020 по делу расчета совокупного дохода семьи А-ных, а также размера предоставленной ФИО4 согласно решению от 30.017.2020 субсидии, давать им оценку, поскольку это выходит за рамки предмета административного спора. При этом судом установлено, что 30.11.2020 ФИО4 обратился в Рузаевский районный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о признании незаконным решения ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 30 июля 2020 г. №6577 о предоставлении и назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 декабря 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере ноль рублей и определении правильного размера субсидии за указанный период (дело ), реализовав предусмотренное пунктом 43 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. право.

Исходя из требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем в силу распределения бремени доказывания не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для принятия постановления от 25.12.2020 о взыскании с Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» исполнительского сбора в размере 50000 руб. ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» требования исполнительного документа были исполнены.

Сроки обращения Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением соблюдены административным истцом.

В связи с изложенным, постановлением от 25.12.2020 ведущего судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 на административного истца незаконно возложена обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности. Оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем подлежит признанию незаконным.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» удовлетворить.

Признать постановление ведущего судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО3 от 25.12.2020 о взыскании с Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» исполнительского сбора в размере 50000 руб. незаконным.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Судья Н.В. Карпова

Решение в окончательной форме принято 09.07.2021.

Судья Н.В. Карпова

1версия для печатиДело № 2а-231/2021 ~ М-33/2021 (Решение)