ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2321/18 от 28.11.2018 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2321/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Писаренко С.А., при секретаре судебного заседания Абрамовой Е.Б., с участием административного истца помощника прокурора г. Кисловодска Ахрамеева А.В., представителя административного ответчика Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска по доверенности Макарова М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Кисловодского городского суда дело по административному иску прокурора г. Кисловодска к Управлению городского хозяйства администрации г. Кисловодска о признании незаконным действия по утверждению Сводного сметного расчета стоимости строительства по объекту «Строительство средней образовательной школы по <адрес> в ценах 2018 года, в части не включения возвратных сумм от демонтажа здания и сооружений и в части неправомерного применения коэффициентов дефляторов на 2016,2017, 2018 годы, обязании при проведении аукциона на выполнение работ по сносу и строительству средней образовательной школы по <адрес> учитывать в аукционной документации возвратные суммы от демонтажа здания и сооружений, и не применять при расчете начальной максимальной цены контракта коэффициенты-дефляторы на 2016,2017, 2018 годы,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Прокурор г. Кисловодска обратился в Кисловодский городской суд с административным иском к Управлению городского хозяйства администрации г. Кисловодска о признании незаконными действия по утверждению Сводного сметного расчета стоимости строительства по объекту «Строительство средней образовательной школы по <адрес>» в ценах 2018 года, в части не включения возвратных сумм от демонтажа здания и сооружений и в части неправомерного применения коэффициентов дефляторов на 2016,2017, 2018 годы, обязании при проведении аукциона на выполнение работ по сносу и строительству средней образовательной школы по <адрес> учитывать в аукционной документации возвратные суммы от демонтажа здания и сооружений, и не применять при расчете начальной максимальной цены контракта коэффициенты-дефляторы на 2016,2017, 2018 годы.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кисловодска Ахрамеев А.В. административный иск поддержал, суду пояснил, что в ходе проверки исполнения законодательства о контрактной системе закупок в действия Управления городского хозяйства администрации г. Кисловодска выявлены нарушения требований ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Уполномоченный орган УГХ администрации г. Кисловодска - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам в Единой информационной системе разместил извещение № 0121200004718000582 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству средней образовательной школы по ул. Губина, 53 на 275 мест в г. Кисловодске, начальная максимальная цена контракта 318495860 рублей. Источник финансирования средства бюджета Ставропольского края на 2018-2019 годы, средства бюджета г. Кисловодска на 2018 год и плановый период 2019-2010 годы. В аукционной документации в качестве обоснования начальной максимальной цены контракта представлен Сводный сметный расчет стоимости строительства в ценах 2018 года, утверждённый начальником УГХ администрации г. Кисловодска Соболевым В.Ю. Автономным учреждением Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» составлено положительное заключение от 27 мая 2016 года определения сметной стоимости. На проверку были представлены Сводный сметный расчет стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 года, Сводный сметный расчет стоимости строительства в текущем уровне цен по состоянию на 4 квартал 2015 года и локальные сметы в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 года. УГХ администрацией г. Кисловодска не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, а именно в Сводный сметный расчет не включены возвратные суммы на металлолом в количестве 739,805 тонн на сумму 10 653 192 рубля, а также при расчете начальной максимальной цены контракта завышена его стоимость из-за неправильного применения индексов изменения стоимости к базовому уровню цен, что влечет дополнительное расходование средств федерального бюджета в сумме 14 139 000, 30 рублей. Согласно пункту 4.12. Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 года № 15/1, в случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляются разборка конструкций или снос зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений). Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой под названием «В том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкцией, материалов и изделий. Согласно п. 4.99 МДС 81-35.2004 возвратные суммы, учитывающие стоимость от реализации заказчиком материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету, указываются за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства и находятся в распоряжении заказчика.

В Сводном сметном расчете указаны возвратные суммы в ценах 2001 года - 498,82 руб., что в перерасчете в цены на 4 квартал 2015 года составляет 3708,33 тыс. руб., и в цены 2018 года - 4304,59 тыс. рублей.

В заключении Автономного учреждения Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере в сфере строительства» от 27.05.2016 года проверки достоверности определения сметной стоимости строительства на странице 6 дается расшифровка названных возвратных сумм- возвратные суммы от стоимости обсадных труб при устройстве буронабивных свай подпорных стен.

Однако в локально-сметном расчете № 01-02 электронного аукциона указаны работы по демонтажу стальных водопроводных труб, разборка трубопроводов канализации из чугунных труб, демонтаж чугунных люков, демонтаж стальных газопроводов, разборка металлических оград по железным столбам из сетчатых панелей, металлических ворот, металлических калиток, что представляет собой металлолом. Более того, в позиции 22 расчета указаны погрузочные работы при автомобильных перевозках металлолома в количестве 739,805 тонн. В позиции 24 указана перевозка этого металлолома бортовым автомобилем на расстояние 5 км в том же самом количестве 739,805 тонн. Если остальной строительный мусор от демонтажа здания перевозится самосвалами на расстояние 28 км на полигон утилизации, то металлолом - на расстояние всего 5 км., что безусловно является совершенно другим пунктом вывоза. Цена на металлолом в г. Кисловодске на сайте «Феникс» для юридических лиц с 11.09.2018 года составляет 14,40 руб. за 1 куб., или 14400 рублей за тонну. 739805 тонн х 14400 рублей = 10653192 руб.

В нарушение требований ст. 22 ФЗ-№ 44 и пункта 4.12. МДС 81-35.2004 в Сводном сметном расчете не отражена как «Возвратные суммы» стоимость металлолома. В нарушение ст. 12 ФЗ № 44 не соблюден принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, по причине отсутствия в муниципальном контракте условия о принадлежности утилизируемых материалов, конструкций заказчику, а в Сводном сметном расчете отсутствия возвратных сумм, учитывающих стоимость от реализации заказчиком материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса зданий и сооружений, и следовательно получения дохода в виде финансовых средств от реализации утилизированных материалов, конструкций.

В нарушение п. 3.24 МДС 81-35.2004 начальная максимальная цена контракта (НМЦК) из базисного уровня цен 2001 года переведена в текущие цены 4 квартала 2015 года, а для перехода к ценам 2018 года применены прогнозные индексы-дефляторы на 2016,2017,2018 года. Однако, УГХ администрации г. Кисловодска имело реальную возможность использовать индексы изменения сметной стоимости, чтобы из базисного уровня цен 2001 года перейти к текущим ценам 2 квартала 2018 года, так как Минстрой России ежеквартально публикует индексы изменения сметной стоимости. Проверка достоверности определения сметной стоимости строительства проводилась в мае 2016 года, на проверку представлен Сводный сметный расчёт в базисном уровне цен 2001 года с перерасчётом в текущие цены 4 квартала 2015 года и локальные сметы. Правомерность применения индексов-дефляторов на 2016,2017, 2018 годы в Положительном заключении от 27 мая 2016 года отсутствует.

Согласно Сводному сметному расчету в разделе «2018 год по главам 1-2» суммарно показана сметная стоимость строительных работ в ценах 2001 года- 2782,3 тыс. рублей, в ценах 4 квартала 2015 года эта сумма составляет 17528,49 тыс. рублей (индекс изменения 6,3). Далее эта сумма умножалась на прогнозные коэффициенты дефляторы 2016 год- 1,063, 2017 год- 1,044, 2018 год- 1,046. 17528,49 тыс. руб. х 1,063 тыс. руб. х 1,044 тыс. руб. х 1,046 тыс. руб. = 20347,4481 тыс. рублей. Однако индекс изменения сметной стоимости строительных работ для Ставропольского края из базовой 2001 года во второй квартал 2018 года, т.е. на момент размещения извещения составлял 6,88.

Таким образом, искусственно увеличена сметная стоимость на строительные работы в разделе «2018 год по главам 1-2» на 1 205 224 рубля. (20347 448,1 руб. – 19 142 224 руб. = 1 205 224 рубля.

Далее, в разделе «2019 год по главам 2,4,5,6,7» суммарно показана сметная стоимость строительных работ в ценах 2001 года- 26482,46 тыс. рублей, в ценах 4 квартала 2015 года эта сумма составляет 166839,50 тыс. рублей (индекс изменения 6,3), затем данная сумма умножалась на прогнозные коэффициенты дефляторы 2016- 1063, 2017- 1,044, 2018- 1,046.

Однако индекс изменения сметной стоимости строительных работ для Ставропольского края из базовой 2001 года во второй квартал 2018 года, т.е. на момент размещения извещения составлял 6,88.

Таким образом, искусственно увеличена сметная стоимость на строительные работы в разделе « 2019 год по главам 2,4,5,6,7» на 11 471 555,70 рублей.

В этом же разделе суммарно показана сметная стоимость монтажных работ в ценах 2001- 2126,02 тыс. рублей, в ценах 4 квартала 2015 года- 13393,93 тыс. рублей (индекс изменения 6,3), в ценах 2018 года с применением коэффициентов-дефляторов 13393,93 тыс. руб. х 1,063 х 1,044 х 1,046 = 15547,9618 тыс. рублей. Однако индекс изменения сметной стоимости монтажных работ для Ставропольского края из базовой 2001 года во второй квартал 2018 года составлял 6,88.

Таким образом, искусственно увеличена сметная стоимость на монтажные работы в разделе « 2019 год по главам 2,4,5,6,7» на 920 944,20 рублей.

Также искусственно увеличена сметная стоимость на оборудование, инвентарь, в разделе «2019 год по главам 2,4,5,6,7» на 541276,40 рублей.

А всего: 11 471 555,70 рублей + 920 944,20 рублей + 541 276,40 рублей = 12933776,30 рублей - сумма искусственного завышения сметной стоимости в разделе «2019 год по главам 2,4,5,6» Сводного сметного расчета.

Общая сумма завышения сметной стоимости в Сводном сметном расчете в разделе «2018 год по главам 1-2» и в разделе «2019 год по главам 2,4,5,6,7» составляет:

В результате неправомерного применения индексов-дефляторов на 2016,2017, 2018 годы НМЦК искусственно увеличена на 14 139 000,30 рублей, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств. УГХ администрации г. Кисловодска незаконно утвердило Сводный сметный расчет на строительство в ценах 2018 года в части невключения возвратных сумм от демонтажа зданий и сооружений, и в части неправомерного применения коэффициентов-дефляторов на 2016,2017,2018 годы.

В данный момент в соответствии с протокол от 11.10.2018 года № 462-ЭА рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме на право заключения контракта с УГХ на выполнение работ по объекту «строительство средней образовательной школы по <адрес>», указанный аукцион признан несостоявшимся на основании п. 2 ч.4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ ввиду несоответствия представленной единственной заявки требованиям аукционной документации.

Вместе с тем, вопрос об эффективности и результативности использования бюджетных средств при утверждении Сводного сметного расчета стоимости работ, являющихся предметом аукциона, контролирующими органами в сфере закупок не рассматривался и не проверялся, соответствующая правовая оценка не давалась, в связи с чем, УГХ администрации г. Кисловодска имело реальную возможность организовать проведение повторных торгов.

Помощник прокурора г. Кисловодска Ахрамеев А.В. просит суд признать незаконными действия УГХ администрации г. Кисловодска по утверждению Сводного сметного расчета стоимости строительства по объекту «Строительство средней образовательной школы по <адрес>» в ценах 2018 года, в части не включения возвратных сумм от демонтажа здания и сооружений и в части неправомерного применения коэффициентов дефляторов на 2016,2017, 2018 годы, обязать УГХ администрации г. Кисловодска при проведении аукциона на выполнение работ по сносу и строительству средней образовательной школы по <адрес> учитывать в аукционной документации возвратные суммы от демонтажа здания и сооружений, и не применять при расчете начальной максимальной цены контракта коэффициенты-дефляторы на 2016,2017, 2018 годы.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска по доверенности Комова О.Ю. не явилась, интересы Управления представлял по доверенности Макаров М.Б.

В судебном заседании Макаров М.Б. с административным иском не согласился, суду пояснил следующее. 06.09.2018 года уполномоченным органом УГХ - Комитетом Ставропольского края по государственным закупкам в единой информационной системе было размещено извещение № 0121200004718000582 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству средней образовательной школы по <адрес> на 275 мест, начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 318495860 рублей. Аукционная документация была подготовлена УГХ администрации г. Кисловодска в соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной АО Проектным институтом «Ставрополькоммунпроект», Отдел «Кисловодская комплексная мастерская». В локальном сметном расчете № 01-02 «снос существующих зданий и сооружений», размещенной в составе аукционной документации предусмотрена перевозка металлолома бортовым автомобилем на расстояние до 5 км. Согласно локального сметного расчета и требованиями документации об аукционе выполненные подрядные работы по разборке металлических конструкций, трубопроводов, оград будут приниматься заказчиком по факту, а образовавшийся при разборке металлолом будет вывозиться на склад заказчика на расстояние до 5 км. Что же касается вопроса применения индексов-дефляторов, то проектным институтом была определена сметная стоимость в текущем уровне цен 4 квартала 2015 года, которая на момент составления сметной документации составила 309919,98 тыс. рублей. Администрацией города-курорта Кисловодска было принято решение о строительстве школы с 2018 по 2019 года.

В соответствии с ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, цена контракта (НМЦК) определяется на основании положений ст. 22 Закона о контрактной системе. Частью 9 ст. 22 Закона о контрактной системе предусмотрен проектно-сметный метод, который заключается в определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 года № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК), цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). По строительству средней школы № 16 по <адрес> была проведена проверка достоверности определения сметной стоимости и получено положительное заключение АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» от 27 мая 2016 года.

Индексы-дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации инвестиционного проекта, на основании которой определяется НМЦК, с учетом базового варианта Прогноза социально-экономического развития и положений статьи 22 Закона о контрактной системе, а также Методических рекомендаций.

В соответствии с письмом Минэкономразвития Р.Ф. от 19 октября 2015г. №Д28и-3161 расчет сметной стоимости объекта капитального строительства по годам реализации инвестиционного проекта в ценах соответствующих лет реализации осуществляется с использованием индексов-дефляторов «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования».

В связи с этим был произведен пересчет сметной стоимости в ценах по состоянию на 4 кв. 2015г. по индексам-дефляторам в цены соответствующих планируемых лет начала и окончания строительства школы.

В соответствии с письмом Минэкономразвития Р.Ф. от 05 октября 2017г. №Д/4и-2177 для пересчета сметной стоимости в цены соответствующих лет строительства (2016,2017,2018 и 2019г.г) были применены индексы- дефляторы в соответствии с таблицей - Прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2020 г. ( письмо прилагается - см. 5 лист).Сметная стоимость 2019г. пересчитана по трем индексам-дефляторам (2016,2017,2018г.г.) без учета индекса-дефлятора за 2019г.

В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013г. №567 и указанными письмами о применении прогнозных индексов-дефляторов, сметная стоимость капвложений, рассчитанная в ценах соответствующих лет 2016,2017,2018 и 2019г.г., определена в соответствии с действующим законодательством.

Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со ст.3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Как следует из ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьями 14, 64 КАС РФ предусмотрено, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лип или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципального образования, о признании незаконными решений, действий (бездействий) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Данное административное исковое заявление подано прокурором г. Кисловодска в интересах и в защиту муниципального образования в целях недопущения неэффективного расходования бюджетных средств.

06.09.2018 года уполномоченный орган Управления городского хозяйства администрации г. Кисловодска - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам разместил в единой информационной системе извещение № 0121200004718000582 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству средней образовательной школы по <адрес> на 275 мест, начальная максимальная цена контракта (НМЦК) 318 495 860,00 рублей. Источники финансирования это средства бюджета Ставропольского края на 2018-2019 годы и средства бюджета г. Кисловодска на 2018 год, плановый период строительства 2019-2010 годы.

В аукционной документации был предоставлен Сводный сметный расчет стоимости строительства в ценах 2018 года, утвержденный начальником УГХ администрации г. Кисловодска Соболевым В.Ю. Автономным учреждением Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» дано заключение от 27 мая 2016 года определения сметной стоимости. На проверку были предоставлены Сводный сметный расчет стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 года, Сводный сметный расчёт стоимости строительства в текущем уровне цен по состоянию на 4 квартал 2015 года и локальные сметы в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 года.

В соответствии с ч.9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта на строительство объекта капитального на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно ст. 12 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Управление городского хозяйства администрации г. Кисловодска не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, а именно: в Сводный сметный расчет не включены возвратные суммы на металлолом в количестве 739,805 тонн на сумму 10 653 192 рубля, а также при расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК) завышена его стоимость в результате неправильного применения индексов изменения стоимости к базовому уроню цен, что влечет дополнительное расходование средств бюджета в сумме 14 139 000,30 рублей.

Так, согласно п. 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России ото 05.03.2004 года № 15/1, в случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляются разборка конструкций или снос зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений). Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой под названием «В том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкцией, материалов и изделий.

Согласно п. 4.99 МДС 81-35.2004 возвратные суммы, учитывающие стоимость от реализации заказчиком материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету, указываются за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства и находятся в распоряжении заказчика.

В Сводном сметном расчете указаны возвратные суммы в ценах 2001 года - 498,82 руб., что в перерасчете в цены на 4 квартал 2015 года составляет 3708,33 тыс. руб., и в цены 2018 года - 4304,59 тыс. рублей.

В заключении Автономного учреждения Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере в сфере строительства» от 27.05.2016 года проверки достоверности определения сметной стоимости строительства на странице 6 дается расшифровка названных возвратных сумм- возвратные суммы от стоимости обсадных труб при устройстве буронабивных свай подпорных стен.

Однако в локально-сметном расчете № 01-02 электронного аукциона указаны работы по демонтажу стальных водопроводных труб, разборка трубопроводов канализации из чугунных труб, демонтаж чугунных люков, демонтаж стальных газопроводов, разборка металлических оград по железным столбам из сетчатых панелей, металлических ворот, металлических калиток, что представляет собой металлолом. Более того, в позиции 22 расчета указаны погрузочные работы при автомобильных перевозках металлолома в количестве 739,805 тонн. В позиции 24 указана перевозка этого металлолома бортовым автомобилем на расстояние 5 км в том же самом количестве 739,805 тонн. Если остальной строительный мусор от демонтажа здания перевозится самосвалами на расстояние 28 км на полигон утилизации, то металлолом - на расстояние всего 5 км., что, безусловно, является совершенно другим пунктом вывоза.

Согласно данным интернета цена на металлолом в г. Кисловодске на сайте «Феникс» для юридических лиц с 11.09.2018 года составляет 14,40 руб. за 1 ку, или 14400 рублей за тонну.

739805 тонн х 14400 рублей = 10653192 руб.

В нарушение требований ст. 22 ФЗ-№ 44 и пункта 4.12. МДС 81-35.2004 в Сводном сметном расчете не отражена как «Возвратные суммы» стоимость указанного металлолома.

В нарушение ст. 12 ФЗ № 44 не соблюден принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, по причине отсутствия в муниципальном контракте условия о принадлежности утилизируемых материалов, конструкций заказчику, а в Сводном сметном расчете отсутствия возвратных сумм, учитывающих стоимость от реализации заказчиком материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса зданий и сооружений, и следовательно получения дохода в виде финансовых средств от реализации утилизированных материалов, конструкций.

В соответствии с п. 3.24 МДС 81-35.2004, сметная документация составляется в текущем уровне цен. В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен:

- в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 года.

- в текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.

Определением Верховного суда РФ № 302-КГ16-1815 от 22 марта 2016 года установлено, что для формирования начальной (максимальной) цены торгов для подготовки документации подлежат применению индексы изменения сметной стоимости, указанные в ежеквартальных письмах Министерства регионального развития РФ, разработанные с использованием данных федеральных и региональных органов по ценообразованию, с учетом прогнозного уровня инфляции и предназначенные для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.

В рамках реализации полномочий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве Минстроем России разработана и определена письмом от 07.06.2018 года № 24818-ХМ/09 рекомендуемая величина прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства во 2 квартале 2018 года, в том числе величина прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, прогнозных индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, прогнозных индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также величина прогнозных индексов изменения сметной стоимости оборудования.

Данные прогнозные индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методических рекомендаций по разборке индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденных приказом Минстроя России от 09.02.2017 года № 84/пр., с использованием данных ФАУ «Главгосэкспертиза России», органов исполнительной власти субъектов РФ за 1 квартал 2018 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

Установлено, что в нарушение п. 3.24 МДС 81-35.2004 начальная максимальная цена контракта (НМЦК) из базисного уровня цен 2001 года переведена в текущие цены 4 квартала 2015 года, а для перехода к ценам 2018 года применены прогнозные индексы-дефляторы на 2016,2017,2018 года.

УГХ администрации г. Кисловодска имело возможность использовать индексы изменения сметной стоимости, чтобы из базисного уровня цен 2001 года перейти к текущим ценам 2 квартала 2018 года, так как Минстрой России ежеквартально публикует индексы изменения сметной стоимости, чего сделано не было.

Проверка достоверности определения сметной стоимости строительства проводилась в мае 2016 года, на проверку представлен Сводный сметный расчёт в базисном уровне цен 2001 года с перерасчётом в текущие цены 4 квартала 2015 года и локальные сметы. Правомерность применения индексов-дефляторов на 2016,2017, 2018 годы в заключении Автономного учреждения Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» № 26-1-0033-16 от 27 мая 2016 года отсутствует.

Согласно Сводному сметному расчету в разделе «2018 год по главам 1-2» суммарно показана сметная стоимость строительных работ в ценах 2001 года- 2782,3 тыс. рублей, в ценах 4 квартала 2015 года эта сумма составляет 17528,49 тыс. рублей (индекс изменения 6,3). Далее эта сумма умножалась на прогнозные коэффициенты дефляторы 2016 год- 1,063, 2017 год- 1,044, 2018 год- 1,046 (л.д.25-26). 17528,49 тыс. руб. х 1,063 тыс. руб. х 1,044 тыс. руб. х 1,046 тыс. руб. = 20347,4481 тыс. рублей. Однако индекс изменения сметной стоимости строительных работ для Ставропольского края из базовой 2001 года во второй квартал 2018 года, т.е. на момент размещения извещения составлял 6,88.

2782,3 тыс. руб. х 6,88 = 19142,2240 тыс. рублей.

Таким образом, искусственно увеличена сметная стоимость на строительные работы в разделе «2018 год по главам 1-2» на 1 205 224 рубля. (20347 448,1 руб. – 19 142 224 руб. = 1 205 224 рубля.

Далее, в разделе «2019 год по главам 2,4,5,6,7» суммарно показана сметная стоимость строительных работ в ценах 2001 года- 26482,46 тыс. рублей, в ценах 4 квартала 2015 года эта сумма составляет 166839,50 тыс. рублей (индекс изменения 6,3), затем данная сумма умножалась на прогнозные коэффициенты дефляторы 2016- 1063, 2017- 1,044, 2018- 1,046.

166839,50 х 1,063 х 1,044 х 1,046 – 193670,8805 тыс. рублей.

Однако индекс изменения сметной стоимости строительных работ для Ставропольского края из базовой 2001 года во второй квартал 2018 года, т.е. на момент размещения извещения составлял 6,88.

26482,46 тыс. рублей х 6,88 = 182 199,3248 тыс. рублей.

193679,8805 тыс. рублей - 182199 324,8 тыс. рублей = 11471555,70 рублей.

Таким образом, искусственно увеличена сметная стоимость на строительные работы в разделе « 2019 год по главам 2,4,5,6,7» на 11 471 555,70 рублей.

В этом же разделе по главам 2,4,5,6,7 суммарно показана сметная стоимость монтажных работ в ценах 2001- 2126,02 тыс. рублей, в ценах 4 квартала 2015 года - 13393,93 тыс. рублей (индекс изменения 6,3), в ценах 2018 года с применением коэффициентов-дефляторов 13393,93 тыс. руб. х 1,063 х 1,044 х 1,046 = 15547,9618 тыс. рублей. Однако индекс изменения сметной стоимости монтажных работ для Ставропольского края из базовой 2001 года во второй квартал 2018 года составлял 6,88.

2126,02 тыс. руб. х 6,88 = 14627,0176 тыс. руб.

15547961,80 руб. – 14627,0176 руб. = 920944,20 рублей.

Таким образом, искусственно увеличена сметная стоимость на монтажные работы в разделе « 2019 год по главам 2,4,5,6,7» на 920944,20 рублей.

Также искусственно увеличена сметная стоимость на оборудование, инвентарь, в разделе «2019 год по главам 2,4,5,6,7» на 541276,40 рублей.

Всего: 11 471 555,70 рублей + 920944,20 рублей + 541276,40 рублей = 12933776,30 рублей - сумма искусственного завышения сметной стоимости в разделе «2019 год по главам 2,4,5,6» Сводного сметного расчета.

Общая сумма завышения сметной стоимости в Сводном сметном расчете в разделе «2018 год по главам 1-2» и в разделе «2019 год по главам 2,4,5,6,7» составляет:

12933776,30 рублей + 1205224 руб. = 14139000,30 рублей.

В результате неправомерного применения индексов-дефляторов на 2016,2017, 2018 годы НМЦК искусственно увеличена на 14 139 000,30 рублей, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств.

В настоящее время, в соответствии с протокол от 11.10.2018 года № 462-ЭА рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме на право заключения контракта с УГХ на выполнение работ по объекту «строительство средней образовательной школы по ул. А.Губина, 53 в г. Кисловодске», указанный аукцион признан несостоявшимся на основании п. 2 ч.4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ ввиду несоответствия представленной единственной заявки требованиям аукционной документации.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления, поскольку УГХ администрации г. Кисловодска в нарушение принципа эффективности и результативности использования бюджетных средств незаконно утвердило Сводный сметный расчет на строительство в ценах 2018 года в части невключения возвратных сумм от демонтажа зданий и сооружений, и в части неправомерного применения коэффициентов-дефляторов на 2016,2017,2018 годы, тем самым искусственно завысило сметную стоимость в Сводном сметном расчете в разделе «2018 год по главам 1-2» и в разделе «2019 год по главам 2,4,5,6,7» на общую сумму 14139000,30 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

признать незаконными действия Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска по утверждению Сводного сметного расчета стоимости строительства по объекту «строительство средней образовательной школы по <адрес>» в ценах 2018 года, в части не включения возвратных сумм от демонтажа здания и сооружений и в части неправомерного применения коэффициентов дефляторов на 2016,2017, 2018 годы.

Обязать Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска при проведении аукциона на выполнение работ по сносу и строительству средней образовательной школы по <адрес> учитывать в аукционной документации возвратные суммы от демонтажа здания и сооружений, и не применять при расчете начальной максимальной цены контракта коэффициенты-дефляторы на 2016,2017, 2018 годы.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Председательствующий – судья: подпись С.А. Писаренко