ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-232/2016 от 04.02.2016 Орловского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации дело № 2а-3641/2016

04 февраля 2016 г. г.Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Постниковой П.В.,

при секретаре Тодрик Н.В.,

с участием представителя административного истца - Главы Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области по доверенности Симонова М.В.,

представителя административного ответчика - Прокурора Орловского района Орловской области - ст. помощника прокурора Орловского района Мерцаловой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда административное дело по административному исковому заявлению главы Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Барбашова М.В. о признании незаконным представления прокуратуры Орловского района Орловской области об устранении нарушений требований бюджетного законодательства и его отмене,

установил:

Глава Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Барбашов М.В. обратился в районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления прокурора Орловского района Орловской области об устранении нарушений требований бюджетного законодательства и его отмене.

В обоснование заявленных требований указал, что 18 декабря 2015 г. за вх. в администрацию Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области поступило представление прокуратуры Орловского района Орловской области об устранении нарушений требований бюджетного законодательства исх..18/15 от 30.11.2015г. В данном представлении сказано о том, что в ноябре 2015г. прокуратурой района проведена проверка по обращению Панкратовой М.М., в ходе которой в деятельности администрации Платоновского сельского поселения Орловского района выявлены нарушения закона. Данной проверкой установлено, что решением Платоновского сельского Совета народных депутатов -СС от Дата принят бюджет сельского поселения на 2015 и плановый период 2016-2017 г.г., в котором предусмотрены ассигнования на адресную помощь ветеранам - 500 тыс. руб. Согласно постановлению главы администрации Платоновского сельского поселения от 30.07.2015г. средства в размере 500 тыс. руб., предусмотренные на оказание адресной помощи ветеранам, перенаправлены на иную статью расхода. Пункт 2 части 10 статьи 35 ФЗ от 06.10.2003г. - ФЗ устанавливает, что утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Таким образом, вопрос о переносе бюджетных денежных средств на иные цели должно быть также рассмотрено на соответствующем заседании представительного органа местного самоуправления, а не решаться единолично главой сельского поселения (исполнительным органом). Главой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области к очередной сессии сельского Совета народных депутатов Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, которая состоится в каждый последний четверг месяца (30.07.2015г.) вынесено постановление от 30.07.2015г. о внесении изменений и дополнений в решение Платоновского сельского Совета народных депутатов от 29.12.2014г. -СС «О бюджете Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области на 2015г. и плановый период 2016-2017 года». В связи с недостаточным количеством депутатов необходимых для рассмотрения бюджета вышеуказанное заседание депутатского корпуса Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области было перенесено на 04.08.2015г. Главой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области было вынесено постановление от 30.07.2015г. Об отмене постановления администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от 30.07.2015г. «о внесении изменений и дополнений в решение Платоновского сельского Совета народных депутатов от 29.12.2014г. -СС «О бюджете Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области на 2015г. и плановый период 2016-2017 года». 04.08.2015г. Платоновским сельским советом народных депутатов было принято решение -СС, которым был принят уточненный план по бюджету на 2015г. Главой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области было вынесено постановление от 10.08.2015г. № 773 «о внесении изменений и дополнений в решение Платоновского сельского Совета народных депутатов от 29.12.2014г. № 13/143-СС «О бюджете Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области на 2015г. и плановый период 2016-2017 года». После чего бухгалтерией администрацией Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области был осуществлен перевод денежных средств на соответствующие статьи. В настоящее время в Орловском районном суде Орловского района Орловской области также обжалуется представление прокурора Орловского района Орловской области младшего советника юстиции Е.В. Коротких от 30.11.2015г. № 7.18/15 об устранении нарушений требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, что свидетельствует о нарушении сотрудниками прокуратуры Орловского района Орловской области норм делопроизводства и документооборота, так как указанное представление дублирует как номер, так и дату ранее вынесенного прокурором Орловского района Орловской области представления. В связи с вышеизложенным нарушений бюджетного законодательства, указанных в представлении прокурора Орловского района Орловской области младшего советника юстиции Е.В. Коротких от 30.11.2015г. .18/15 либо иного закона со стороны должностных лиц администрации Платоновского сельского поселения допущено не было, в виду чего оно является не законным и подлежит отмене.

В судебном заседании представитель административного истца - Главы Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области по доверенности Симонов М.В. административный иск уточнил, просит суд признать незаконным представление прокурора Орловского района Орловской области .18/15 от Дата, вынесенное в адрес Главы Платоновского сельского поселения. Доводы поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Ст. Помощник прокурора Орловского района Орловской области Мерцалова Т.И. административный иск не признала, суду показала, что Прокуратурой Орловского района в ноябре 2015 года проведена проверка по обращению Панкратовой М.М., в ходе которой в деятельности администрации Платоновского сельского поселения выявлены нарушения закона. В ходе проверки было установлено, что Решением Платоновского сельского Совета народных депутатов -СС от Дата принят бюджет сельского поселения на 2015 и на плановый период 2016-2017 г.г., в котором предусмотрены ассигнования на адресную помощь ветеранам - 500 000 рублей. Согласно постановления Главы администрации Платоновского сельского поселения от Дата средства в размере 500 000 рублей, предусмотренные на оказание адресной помощи ветеранам, направлены на услуги по содержанию имущества. Однако в соответствии с ч.2 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В силу п.2 ч.10 ст. 35 Федерального закона от Дата № 131-ФЗ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Таким образом, вопрос о переносе бюджетных средств на иные цели должен быть рассмотрен на соответствующем заседании представительного органа местного самоуправления, а не решаться единолично главой сельского поселения (исполнительным органом). Кроме того, часть 12 ст. 35 Федерального закона от Дата № 131-ФЗ устанавливает, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации. Между тем, уточненный план по бюджету на 2015 год утвержден решением Платоновского сельского Совета народных депутатов -СС от Дата Таким образом, администрацией Платоновского сельского поселения при вынесении постановления от Дата не соблюдены требования ч.2 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ, то есть решение об увеличении бюджетных ассигнований принято главой сельского поселения с нарушением предоставленных полномочий. Кроме того, главой администрации сельского поселения принято решение от Дата по внесению изменений в бюджет до принятия такого решения на сессии Платоновского сельского Совета народных депутатов -СС от Дата, что также является незаконным. Что касается довода административного истца о нарушении сотрудниками прокуратуры Орловского района Орловской области норм делопроизводства и документооборота, так как оспариваемое представление дублирует как номер, так и дату ранее вынесенного прокурором Орловского района Орловской области представления, то данный довод необоснованный. Представления за .18/15 - это номер номенклатуры дел на 2015 года. Все представления по общему надзору в 2015 году имеют .18/15. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела в полном объеме, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Главой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области к очередной сессии сельского Совета народных депутатов Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, которая состоится в каждый последний четверг месяца (30.07.2015г.) вынесено постановление от 30.07.2015г. о внесении изменений и дополнений в решение Платоновского сельского Совета народных депутатов от 29.12.2014г. -СС «О бюджете Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области на 2015г. и плановый период 2016-2017 года».

В связи с недостаточным количеством депутатов, необходимых для рассмотрения бюджета, вышеуказанное заседание депутатского корпуса Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области было перенесено на Дата

Главой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в тот же день- Дата в целях приведения правовых актов администрации Платоновского сельского поселения в соответствие было вынесено постановление Об отмене постановления администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от 30.07.2015г. «о внесении изменений и дополнений в решение Платоновского сельского Совета народных депутатов от 29.12.2014г. -СС «О бюджете Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области на 2015г. и плановый период 2016-2017 года».

Дата состоялась очередная сессия сельского Совета народных депутатов Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, на которой было принято решение -СС об утверждении уточненного плана по бюджету на 2015 год.

Дата Главой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области было вынесено постановление «о внесении изменений и дополнений в решение Платоновского сельского Совета народных депутатов от 29.12.2014г. -СС «О бюджете Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области на 2015г. и плановый период 2016-2017 года».

После чего бухгалтерией администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области был осуществлен перевод денежных средств на соответствующие статьи.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст. 226 КАС РФ).

Следовательно, исходя из положений выше перечисленных норм закона применительно к настоящему спору, в качестве обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, являются факт нарушения прав и законных интересов административного истца, либо незаконное возложение на него определенных обязанностей; соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия прокурора; порядок и основания принятия оспариваемого решения, а также соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

При этом бремя доказывания указанных обстоятельств, кроме факта нарушения прав и законных интересов заявителя либо возложения на него обязанностей, в силу ч.11 ст.226 КАС РФ лежит на прокуроре как лице, чьи действия (решение) обжалуются.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, содержание настоящего административного спора сводится к соблюдению Главой администрации Платоновского сельского поселения положений Федерального Закона от Дата- ФЗ " Об общих принципах организации местного самуправления в Российской Федерации", а также положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Действительно, в силу п. 1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от Дата № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

Согласно ч.2 ст. 18 Федерального закона от Дата № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с ч.3 ст. 52 Федерального закона от Дата № 131-ФЗ бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным Кодексом РФ.

Решением Платоновского сельского Совета народных депутатов -СС от Дата принят бюджет сельского поселения на 2015 и на плановый 2016-2017 г.г., в котором предусмотрены ассигнования на адресную помощь ветеранам - 500 000 рублей.

В своем представлении от Дата прокурор Орловского района ссылается на нарушение Главой сельского поселения требований п.2 ч.10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, согласно которым утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. А своим постановлением от Дата Глава поселения как исполнительный орган единолично принял решение о переносе бюджетных средств на иные цели.

В свою очередь, в судебном заседании достоверно установлено, что Главой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в тот же день- Дата в целях приведения правовых актов администрации Платоновского сельского поселения в соответствие было вынесено постановление № 700 Об отмене постановления администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от 30.07.2015г. «о внесении изменений и дополнений в решение Платоновского сельского Совета народных депутатов от 29.12.2014г. -СС «О бюджете Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области на 2015г. и плановый период 2016-2017 года».

Дата состоялась очередная сессия сельского Совета народных депутатов Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, на которой было принято решение -СС об утверждении уточненного плана по бюджету на 2015 год.

Таким образом довод прокурора о нарушении Главой администрации сельского поселения предоставленных ему полномочий и внесению изменений в бюджет до принятия такого решения на заседании сессии Платоновского сельского Совета народных депутатов, состоявшейся Дата, несостоятелен.

По итогам состоявшегося заседания Платоновского сельского Совета народных депутатов Главой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Дата было вынесено постановление «о внесении изменений и дополнений в решение Платоновского сельского Совета народных депутатов от 29.12.2014г. -СС «О бюджете Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области на 2015г. и плановый период 2016-2017 года».

По тем же основаниям несостоятелен довод прокурора и о нарушении Главой сельской администрации требований ч.2 ст. 83 Бюджетного Кодекса, поскольку решение об увеличении бюджетных ассигнований принято не Главой единолично, а Платоновским сельским Советом народных депутатов на очередной сессии.

В обжалуемом представлении предписывалось безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона. Представление содержало требование о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, и рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры, о дате и времени рассмотрения уведомив прокурора заблаговременно, а также требование о результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру района в месячный срок.

Собранными по делу доказательствами достоверно установлено, что в действиях Главы администрации Платоновского сельского поселения отсутствуют нарушения требований бюджетного законодательства, в связи с чем оспариваемое представление прокурора Орловского района является не законным и не обоснованным.

Следовательно, у прокурора Орловского района Орловской области не имелось законных оснований для принятия мер прокурорского реагирования и принесения обжалуемого представления, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 226-227 Кодекса Административного Судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Главы Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Барбашова М.В. о признании незаконным представления прокурора Орловского района Орловской области об устранении нарушений требований бюджетного законодательства удовлетворить.

Признать незаконным представление прокурора Орловского района Орловской области № 7.18/15 от 30.11.2015 г. об устранении нарушений требований бюджетного законодательства, вынесенное в адрес Главы администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Орловского областного суда через Орловский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения составлен 09.02.2016.

Председательствующий судья П.В. Постникова

8

1