Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2016 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд в составе:
председательствующего судьи Стойлова С.П.
секретаре Я.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску У.З к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города – курорта Кисловодска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
У.З обратилась в Кисловодский городской суд с административным иском к ответчику УАиГ администрации города – курорта Кисловодска, в котором просит признать отказ УАиГ администрации города – курорта Кисловодска, выраженный в письме № – № от ДД.ММ.ГГГГ, в выдачи разрешения на строительство жилого дома по адресу6 <адрес>, (в конце <адрес>) – незаконным и обязать УАиГ администрации города – курорта Кисловодска выдать разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес> (в конце <адрес>).
В судебном заседании представитель административного истца У.З – Р.Е поддержал заявленные требования, пояснив суду, что его доверитель является арендатором земельного участка общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в конце <адрес>, с кадастровым номером № с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается представленными доказательствами. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию города – курорта Кисловодска с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство объекта индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке. Согласно письменному ответу от ДД.ММ.ГГГГ ответчика ей было отказано в выдаче разрешения на строительство. Считает, что данный отказ незаконен по мотивам изложенным в иске. Просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика УАиГ администрации города – курорта Кисловодска – С.Г возражал против удовлетворения иска, пояснив суду, что при рассмотрении заявления истца УАиГ нарушений действующего законодательства допущено не было. Истцу земельный участок был предоставлен с нарушением действующих норм права. Просил отказать в удовлетворении иска, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к нижеследующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что У.З, в соответствии с договором аренды № – ф от ДД.ММ.ГГГГ, является арендатором земельного участка с кадастровым номером № находящимся по адресу: <адрес>, пос.индустрия (в конце <адрес>), с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.
Срок договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с кадастровым паспортом, вышеуказанный земельный участком сформирован в качестве объекта гражданских прав, поставлен на кадастровый учёт, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
На вышеуказанный земельный участок ответчиком по данному делу выдан градостроительный план от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что спорный земельный участок предполагалось использовать для строительства индивидуального жилого дома.
Данный градостроительный план утвержден распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, изданным ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГУ.З обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Ответом, оформленным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью начальника УАиГ администрации города – курорта Кисловодска, ей было отказано в этом, так как срок аренды земельного участка не может быть менее срока действия разрешения на строительство.
Вышеуказанные обстоятельства, установленные в судебном заседании, участвующими в деле лицами не оспаривались.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схемы планировочной организации земельного участка, схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, проект организации строительства объекта капитального строительства, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В силу части 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 названной статьи документов.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса (часть 13 статьи 51 ГрК РФ, либо их несоответствии требованиям закона.
По смыслу приведенных норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, несоответствие срока аренды земельного участка сроку указанному в ч.19 ст.51 ГрК РФ, к таковым основаниям федеральным законодательством не отнесено.
В связи с чем, заявленный иск в части признания незаконным отказа УАиГ администрации города – курорта Кисловодска, выраженный в письме № – 01 от ДД.ММ.ГГГГ, в выдачи разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, (в конце <адрес>), подлежат удовлетворению, так как действия ответчика по отказу в выдачи разрешения на строительство, незаконны и противоречат вышеприведенным нормам права.
При этом, доводы представителя ответчика о том, что при предоставлении земельного участка истцу была нарушена процедура, установленная нормами ЗК РФ, суд считает, не имеющими юридического значения для правильного рассмотрения данного дела, так как предполагаемая незаконность предоставления земельного участка истцу, не указана в ст.51 ГрК РФ в качестве самостоятельного основания для отказа в выдаче разрешения на строительства.
Нарушение процедуры предоставления земельного участка истцу может выступать в качестве самостоятельного предмета оспаривания в судебном порядке.
Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая, данные положения ст.227 КАС РФ, суд полагает, что надлежащим способом устранения ответчиком допущенных нарушений норм действующего законодательства при рассмотрении заявления У.З от ДД.ММ.ГГГГ, является повторное рассмотрения данного заявления и принятия по нему законного и обоснованного решения.
При этом, суд считает, что в силу правовой природы судебной власти, решение суда не может предопределять решение органа местного самоуправления.
Суд не может подменять собой орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности, так как указанная процедура урегулирована градостроительным законодательством и установлена в нормах ГрК РФ, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Поэтому, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований об обязатнии УАиГ администрации города – курорта Кисловодска выдать разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес> (в конце <адрес>) не имеется, так как вышепринятое судом решение позволяет в полном объеме восстановить нарушенные права истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175 – 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования У.З к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города – курорта Кисловодска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности, - удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ УАиГ администрации города – курорта Кисловодска оформленный письмом № – 01 от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления У.З о выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес> (в конце <адрес>).
Обязать УАиГ администрации города – курорта Кисловодска повторно рассмотреть заявление У.З от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес> (в конце <адрес>).
Отказать в удовлетворении требований У.З об обязании ответчика УАиГ администрации города – курорта Кисловодска выдать разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес> (в конце <адрес>).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.
Судья С.П.Стойлов