ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-232/2017 от 01.08.2017 Красносельского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-232/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Красное-на-Волге 01 августа 2017 года

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Ильиной И.Н.,

при секретаре Валутиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Костромского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области обязанности обозначить на местности границы особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Красносельское»,

У С Т А Н О В И Л:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о возложении обязанности обозначить на местности границы особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Красносельское», мотивируя свои требования тем, чтоКостромской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение п. 2 Плана работы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры на первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой установлено, что на территории Красносельского муниципального района Костромской области расположена ООПТ регионального значения туристско-рекреационная местность «Красносельское» площадью <данные изъяты>, образованная в соответствии с постановлением Администрации Костромской области от <данные изъяты> В соответствии с п. 2 Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Красносельское», утв. Постановлением Администрации Костромской области от <данные изъяты>, целью указанной ООПТ является сохранение биоценоза, представленного пойменными экосистемами Горьковского водохранилища, выполняющего санитарно-защитную функцию, а как же уникального для Костромской области природно-антропогенного ландшафта, имеющих высокий потенциал использования в туристических и рекреационных целях.

Статьей 58 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Частью 4 ст. 2 Закона об ООПТ определено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона Костромской области от 15.02.2012 № 194-5-ЗКО (ред. от 25.06.2014) «Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области» одной из категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения являются туристско-рекреационные местности, созданные в соответствии с постановлением администрации Костромской области до 1 января 2014 года.

В силу ч. 4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.

Аналогичное положение закреплено в ч. 7 ст. 6 Закон Костромской области от 15.02.2012 № 194-5-ЗКО (ред. от 25.06.2014) «Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области» применительно ко всем особо охраняемым природным территориям регионального значения и их охранным зонам.

Органом, уполномоченным на обозначение границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, является департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - Департамент) на основании следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Костромской области от 15.02.2012 № 194-5-ЗКО (ред. от 25.06.2014) «Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области» к полномочиям администрации Костромской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Костромской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Постановлением Губернатора Костромской области от <данные изъяты> утверждено положение о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - Положение), в соответствии с п. 1 которого Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации, нормативно-правовому регулированию и контролю в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории Костромской области, а также по реализации на территории Костромской области полномочий в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также среды их обитания.

В соответствии с Положением о Департаменте к его полномочиям в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, помимо прочего, осуществление регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения и иные полномочия.

Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение указанных требований Департаментом не принято достаточных мер по обозначению на местности границ указанной ООПТ специальными информационными знаками.

По указанным основаниям директору Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области внесено представление об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ

По истечении 30-дневного срока, установленного для рассмотрения представления прокурора, каких-либо мер, направленных на устранение выявленных нарушений Департаментом не принято.

В ответ на внесенное представление Департаментом сообщено, что исполнить указанные обязанности не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования.

В судебное заседание Костромской межрайонный природоохранный прокурор не явился, будучи надлежащим образом извещен о рассмотрении дела.

Представитель административного истца - помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора - <данные изъяты> административный иск поддержал по приведенным в нем основаниям и просил суд возложить на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ года обозначить на местности границы особо охраняемой природной территории регионального значения - туристско-рекреационной местности «Красносельское» путем установки специальных информационных знаков в количестве не менее 6 штук.

Представитель административного ответчика - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области - по доверенности <данные изъяты> в судебное заседание исковые требования не признала и пояснила, что Костромской межрайонный природоохранный прокурор фактически обжалует бездействие Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, которое заключается в невыполнении требований по обозначению на местности границ указанной ООПТ специальными информационными знаками. Данное исковое заявление было подано в суд в нарушении трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Заинтересованное лицо - Администрация Костромской области в судебное заседание не явилось, будучи надлежащим образом извещено о дате и времени рассмотрения административного иска, о причинах неявки суду не сообщило, в этой связи суд признает причину неявки заинтересованного лица неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие.

Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения» действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 58 ФЗ РФ от 10.01.2002 года JSf« 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с преамбулой ФЗ РФ от 14.03 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно ч. 4 ст. 2 вышеназванного закона установлено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона Костромской области от 15.02. 2012 года № 194-5-ЗКО «Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области» к категориям особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся туристско-рекреационные местности, созданные в соответствии с постановлением администрации Костромской области до I января 2014 года.

Особо охраняемые природные территории регионального значения обозначаются на местности специальными информационными знаками (ч.7 ст. 6 Закона Костромской области от 15.02. 2012 года № 194-5-ЗКО).

В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации Костромской области от <данные изъяты> в целях обеспечения рационального природопользования на территории Костромской области, сохранения территории, выполняющей санитарно-защитную функцию и имеющей высокий потенциал использования в рекреационных целях, организована особо охраняемая природная территория регионального значения туристско-рекреационная местность «Красносельское».

ООПТ туристско-рекреационная местность «Красносельское» расположена в южной части Красносельского района Костромской области на левом берегу Волги к востоку от деревни <данные изъяты> Общая площадь ООПТ туристско-рекреационной местности «Красносельское» составляет <данные изъяты> в том числе земли запаса-<данные изъяты>; земли сельскохозяйственного назначения -<данные изъяты>; земли лестного фонда-<данные изъяты> Границы ее располагаются:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Границы данного природного заказника не обозначены на местности специальными информационными знаками.

Органом, уполномоченным на обозначение данных границ, является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, поскольку Постановлением Губернатора Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> утверждено Положение о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, в соответствии с п. I которого Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации, нормативно-правовому регулированию и контролю в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории Костромской области, а также по реализации на территории Костромской области полномочий в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также среды их обитания, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

К полномочиям Департамента в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся: организация разработки схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения и обеспечение ее реализации; организация и ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; установление порядка рассмотрения результатов общественного экологического контроля; утверждение положения о внештатных общественных инспекторах общественного экологического контроля( п. 18).

Прокурорской проверкой установлено, что в нарушение указанных требований Департаментом не принято мер по обозначению на местности границ указанной ООПТ специальными информационными знаками.

В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ директору Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области внесено представление об устранении нарушений закона.

По истечении 30-дневного срока, установленного для рассмотрения представления прокурора, каких-либо мер, направленных на устранение выявленных нарушений Департаментом не принято.

В ответ на внесенное представление Департаментом ДД.ММ.ГГГГ года сообщено, что исполнить указанные обязанности не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования.

Таким образом, в суде достоверно установлено, что специальными информационными знаками на местности границы особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Красносельское» не обозначены, соответственно отсутствие специальных информационных знаков на границе особо охраняемой природной территории создаёт угрозу осуществления на данной территории деятельности, противоречащей целям её создания. После внесённого прокуратурой представления, нарушения закона не устранены. При этом ссылка на отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для отказа в иске об исполнении обязанностей организациями, финансируемыми за счет бюджета.

Вместе с тем как усматривается из существа заявленных административным истцом требований, они направлены на оспаривание действия (бездействия), решений органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Однако в судебном заседании установлено, что административный иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ года за пределами установленного законом трехмесячного срока (дата отправки иска в суд подтверждается штампом почты). При этом и сам административный иск датирован ДД.ММ.ГГГГ, что также уже выходит за пределы установленного законом срока обращения.

В соответствии со ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно материалам дела директор Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в ответ на предписание прокурора ДД.ММ.ГГГГ года сообщил о невозможности исполнения обязанности по изготовлению и установке информационных знаков на границе особо охраняемой природной территории. В прокуратуру данный ответ поступил ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, и с ДД.ММ.ГГГГ начинает исчисляться трехмесячный срок на подачу административного искового заявления, который истек ДД.ММ.ГГГГ. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока обращения административный истец в суд не обращался. При этом административному истцу ничего не мешало своевременно реализовать право на обращение в суд с административным иском.

На основании вышеизложенного и руководствуясь 175 - 180,219, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Костромского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о возложении обязанности обозначить на местности границы особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Красносельское».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Красносельский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: Ильина И.Н.