ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-232/2018 от 06.03.2018 Белозерского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-232/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Белозерское 6 марта 2018 года

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Копылова А.Ф.,

при секретаре Алексеевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пономаревой Марии Владимировны к Администрации Першинского сельского совета Белозерского района Курганской области о признании отказа Главы Першинского сельсовета о внесении изменений в генеральный план Першинского сельсовета незаконным, возложении обязанности рассмотрения заявления в установленном законом порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Пономарева М.В. обратилась в Белозерский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Администрации Першинского сельского совета Белозерского района Курганской области о признании отказа Главы Першинского сельсовета о внесении изменений в генеральный план Першинского сельсовета незаконным, возложении обязанности рассмотрения заявления в установленном законом порядке. В обоснование заявленных требований указала, что в 2014 году Администрация Першинского сельского совета предоставила в аренду земельный участок для ведения предпринимательской деятельности - осуществление торговли продуктами питания, расположенный по адресу: <адрес>. Данный земельный участок из категории населенных пунктов в зоне Ж-1. С разрешения администрации сельского совета, на данном участке она установила вагончик-магазин. На протяжении трех лет, арендная плата вносилась своевременно. Согласно п. 1.1 договора аренды от 20.06.2016. участок предоставлен на срок до 20.05.2017. Земельный участок был предоставлен без межевого плана. Данный земельный участок она намерена взять в аренду согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, через аукцион, для осуществления дальнейшей предпринимательской деятельности. В этих целях произведены кадастровые работы по межеванию участка. 15.12.2017 она обратилась в Администрацию Белозерского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории. 12.01.2018 она получила ответ от Администрации Белозерского района Курганской области, в котором указано, что утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением: <адрес>, с условным кадастровым номером для торговой деятельности невозможно, так как генеральным планом Першинского сельсовета Белозерского Курганской области, утвержденным решением Першинской сельской Думы от 28 ноября 2017 года № 7-5 формирование земельного участка с указанными характеристиками не предусмотрено и рекомендовано обратиться к Главе Першинского сельсовета с предложением о внесении изменений в генеральный план. 18.01.2018 она получила ответ от Администрации Першинского сельсовета в котором, в нарушение установленной законодательством процедуры принятия решения, Глава Першинского сельсовета единолично отказывает во внесении изменений в генеральный план Першинского сельсовета. Просила суд: признать отказ главы Першинского сельсовета о внесении изменений в генеральный план Першинского сельсовета незаконным; обязать Администрацию Першинского сельсовета внести изменения в генеральный план Першинского сельсовета, предусмотреть возможность формирования земельного участка с условным кадастровым номером для торговой деятельности.

В измененном исковом заявлении административный истец Пономарева М.В., ссылаясь на доводы, изложенные в первоначальном административном исковом заявлении, просила суд: признать отказ главы Першинского сельсовета о внесении изменений в генеральный план Першинского сельсовета незаконным; возложить на Администрацию Першинского сельсовета обязанность рассмотреть в установленном законом порядке заявление о внесении изменений в Генеральный план Першинского сельсовета, предусмотреть возможность формирования земельного участка с условным кадастровым номером для торговой деятельности.

В судебное заседание административный истец Пономарева М.В. не явилась.

Представитель административного истца Пономаревой М.В. по доверенности Баютова Т.В. в судебном заседании просила об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование на доводы, изложенные в заявлении. Пояснила, что считает отказ Администрации Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области незаконным, т.к. нарушен порядок рассмотрения заявления Пономаревой М.В., предусмотренный нормами Градостроительного кодекса РФ. Просила признать отказ Главы Першинского сельсовета незаконным и обязать рассмотреть заявление Пономаревой М.В. о внесении изменений в генеральный план в установленном законом порядке.

Представитель административного ответчика Администрации Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области - Глава Першинского сельсовета Сахаров Н.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца. Пояснил, что решение об отказе Пономаревой М.В. во внесении изменений в Генеральный план Першинского сельсовета принято в связи с тем, что генеральным планом Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области формирование земельного участка с указанными характеристиками не предусмотрено.

Представитель заинтересованного лица Администрации Белозерского района Курганской области на основании доверенности Верховых А.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного искового заявления Пономаревой М.В.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с п. 21 ст. 6 Устава Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области к вопросам местного значения Першинского сельсовета относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

Решением Першинской сельской Думы Белозерского района Курганской области от 28 ноября 2017 года № 7-5 утвержден генеральный план Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области.

20.06.2017 Пономарева М.В. заключила с Администрацией Першинского сельсовета договор аренды земельного участка, площадью 396 кв.м, назначение: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок передан Пономаревой М.В. на основании акта приема-передачи участка от 20.06.2016, для осуществления торговой деятельности.

16.01.2018 Пономарева М.В. обратилась в Администрацию Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области с заявлением о внесении изменений в Генеральный план застройки муниципального образования Першинский сельсовет Белозерского района Курганской области.

Из сообщения главы Администрации Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области от 18.01.2018. N 7 следует, что заявление Пономаревой М.В. о внесении изменений в Генеральный план застройки муниципального образования Першинский сельсовет Белозерского района Курганской области отклонено без указаний обоснования принятого решения.

Частью 2 ст. 85 Земельного Кодекса РФ определено, что устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.

На основании ч. 4 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 37 Градостроительного Кодекса). Для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента, изменение границ территориальных зон является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 2 ч. 2 ст. 33 Градостроительного Кодекса РФ).

Согласно п. 9 ст. 1, ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ виды разрешенного использования определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3 и 4 ст. 32 Градостроительного Кодекса РФ должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.

В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 33 Градостроительного Кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 31, 32 Градостроительного Кодекса РФ.

В силу ст. 33 Градостроительного Кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Судом установлено, что заявление Пономаревой М.В. было рассмотрено главой Администрации Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области 18.01.2018. единолично, в нарушение установленного порядка, и вынесено решение об отклонении предложения заявителя о внесении изменений в Генеральный план застройки муниципального образования Першинский сельсовет Белозерского района Курганской области без обоснования принятого решения.

Однако, возможность принятия подобного решения (об отклонении предложения о внесении изменений в Генеральный план застройки) на данном этапе законом не предусмотрена, что не оспаривалось представителем Администрации Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области. Решение об отклонении предложений о внесении изменений в Генеральный план застройки могло быть принято главой Администрации Першинского сельсовета лишь после направления ему заключения комиссии о возможности или невозможности внесения изменений в Генеральный план застройки. На момент принятия решения об отказе Пономаревой М.В. во внесении изменений в Генеральный план застройки, такое заключение комиссии отсутствовало.

После поступления заявления Пономаревой М.В. в Администрацию Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области, глава сельсовета имел полномочия лишь направить заявление и приложенные к нему документы в комиссию муниципального образования для решения вопроса о возможности внесения изменений в Генеральный план застройки сельсовета, чего сделано не было.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о нарушении Главой Першинского сельсовета установленного законом порядка рассмотрения заявления Пономаревой М.В. о внесении изменений в генеральный план Першинского сельсовета, в связи с чем, отказ следует признать незаконным.

Таким образом, требования Пономаревой М.В. о признании отказа Главы Першинского сельсовета о внесении изменений в генеральный план Першинского сельсовета незаконным, возложении обязанности рассмотрения заявления в установленном законом порядке, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Пономаревой Марии Владимировны к Администрации Першинского сельского совета Белозерского района Курганской области о признании отказа Главы Першинского сельсовета о внесении изменений в генеральный план Першинского сельсовета незаконным, возложении обязанности рассмотрения заявления в установленном законом порядке, удовлетворить.

Признать отказ Главы Першинского сельсовета от 18. 01.2018. № 7 на обращение Пономаревой Марии Владимировны незаконным.

Обязать Администрацию Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области рассмотреть в установленном законом порядке заявление Пономаревой Марии Владимировны о внесении изменений в генеральный план Першинского сельсовета, рассмотрении возможности формирования земельного участка с условным кадастровым номером для торговой деятельности.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья А.Ф. Копылов

(мотивированное решение суда составлено 12 марта 2018 года)