ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-232/2022 от 11.03.2022 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

Дело №2а-232/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2022 года <...>

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Сперанской Т.А.,

при секретаре Балиной Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области ФИО2, ОСП по г. Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области, заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 России по Ростовской области об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя,

установил:

ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что 27.08.2021 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области ФИО2 на основании исполнительного листа, выданного Волгодонским районным судом по делу №2а-1636/2021, в отношении него было возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании задолженности по налоговым платежам и пени в размере 13132,30 руб.

10.10.2021 он обратился к судебному приставу-исполнителю с ходатайством об окончании исполнительного производства, отмене запретов и ограничений, по тем мотивам, что 08.10.2021 он исполнил решение суда взыскателю, приложил в подтверждение копии платежных документов. Однако ходатайство судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Волгодонску и Волгодонскому району ФИО2 не было рассмотрено в установленный законом срок, исполнительное производство не окончено, ограничения и запреты не отменены. Полагая, что указанные действия судебного пристава-исполнителя нарушают его права, административный истец, уточнив требования, просил суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя по ИП -ИП, выразившееся в не рассмотрении его ходатайств от 10.10.2021 об окончании исполнительного производства, отмене арестов в установленный законом 10-дневный срок, и обязать его устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик СПИ ОСП по г. Волгодонску и Волгодонскому району ФИО2 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, представила в суд материалы исполнительного производства -ИП от 18.12.2020 года.

Представители административных ответчиков УФССП России по Ростовской области, ОСП по г. Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены.

В ходе рассмотрения дела представитель ОСП по г. Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области исковые требования не признала, сославшись, что ходатайство ФИО1 рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», о чем заявителю 19.10.2021 ФИО1 направлен ответ, где указано, что его обращение будет рассмотрено по существу после подтверждения факта оплаты взыскателем, и от 08.11.2021, о том, что идентифицировать платеж по квитанциям невозможно, т.к. не указан номер исполнительного производства, а справка от взыскателя о погашении долга не поступала. В связи с чем нарушение прав, свобод и законных интересов должника отсутствует.

Представитель заинтересованного лица МИ ФНС России №4 по Ростовской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В письменных возражениях на исковое заявление, представленных ранее, представитель налогового органа указал, что 08.10.2021 ФИО1 действительно уплатил НДФЛ и пени в сумме 13132,30 руб., указав реквизиты ОКТМО 60712000. При этом задолженность в размере 13132,30 руб. является задолженностью по ОКТМО 60612408. Задолженность по НДФЛ 13132,30 руб. по сроку уплаты за 2019 год по ОКТМО 60612408 не погашена.

Суд в порядке ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статьи 3 и 4 данного Закона).

Как следует из содержания административного иска и уточнений к нему ФИО1 просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в не рассмотрении его ходатайств от 10.10.2021 об окончании исполнительного производства и отмене запретов и ограничений, заявленного в порядке статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве в установленный законом 10-дневный срок.

Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон № 229-ФЗ) предусмотрен порядок заявления и разрешения ходатайств сторон на любой стадии исполнительного производства после возбуждения исполнительного производств (ст. 64.1).

Статьей 64.1 Закона № 229-ФЗ лицам, участвующим в исполнительном производстве, предоставлено право подавать заявления, ходатайства на любой стадии исполнительного производства Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч. 2). Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов (часть 3).

В силу ч. 5 указанной статьи должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 7 ст. 64.1).

Согласно Методическим рекомендациям по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденным Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 11.04.2014 № 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства; обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные законом (пункт 2.1).Пунктом 4.1 приведенных Методических указаний установлено, что при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12).

В соответствии с положениями статьи 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по административному делу.

Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем 19.10.2021 на ходатайство ФИО1 от 10.10.2021 простым письмом дан ответ, в котором содержится информация о рассмотрении его заявления в порядке Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при этом указано, что результат рассмотрения будет сообщен ему после подтверждения взыскателем факта оплаты задолженности по исполнительному производству. 08.11.2021 ФИО1 направлен ответ о том, что идентифицировать платеж по квитанциям невозможно, т.к. не указан номер исполнительного производства, а справка от взыскателя о погашении долга не поступала.

Учитывая, что ходатайство должника содержало конкретное процессуальное требование об окончании исполнительного производства, отмене ареста имущества, то такое заявление не могло быть рассмотрено в порядке Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Такое заявление подлежало рассмотрению судебным приставом-исполнителем в соответствии со ст. 64.1 Закона № 229-ФЗ, чего последним сделано не было.

В нарушение требований статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве по результатам рассмотрения ходатайства должностным лицом в установленные законом сроки не принято процессуального решения, в частности, постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении; на ходатайство судебным приставом-исполнителем даны ответы информационного характера, что не может свидетельствовать о законности действий административного ответчика.

Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства ФИО1 от 10.10.2021 было вынесено 08.11.2021 и представлено только в судебное заседание 17.02.2022.

Из постановления от 08.11.2021 усматривается, что в качестве мотива отказа в удовлетворении ходатайства ФИО1 об окончании исполнительного производства и отмене ареста имущества судебный пристав - исполнитель указал, что идентифицировать платеж невозможно, т.к. не указан номер исполнительного производства или документа, в связи с чем факт оплаты уточняется у взыскателя, справка от взыскателя о погашении долга не поступала.

По утверждению истца, письменные ответы и копию постановления от 08.11.2021 он не получал, полагал, что постановление вынесено судебным приставом-исполнителем задним числом и ему не направлялось.

На копии конверта, представленной судебным приставом-исполнителем в подтверждение направления ФИО1 копии постановления от 08.11.2021 простой корреспонденцией, прославлен штемпель почты - 09.10.2021, т.е. до вынесения постановления.

Из этого следует, что копия постановления от 08.11.2021 ФИО1 не направлялась. Доказательств обратного не представлено.

Также суд отмечает и то обстоятельство, что в своём ходатайстве ФИО1 указывал конкретный номер исполнительного производства, в чеках об оплате указана дата вынесения решения суда - 09.06.2021, назначение платежа - НДФЛ и пени за 2019 год.

Таким образом, предписания закона, установленные частью 5 статьи 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель не исполнил, на поступившее от должника ходатайство ответил письмом, постановление об отказе в удовлетворении ходатайства вынесено лишь 08.11.2021, с пропуском установленного законом срока, копия постановления от 08.11.2021 должнику не направлялась.

Исходя из этого, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем ФИО2 было допущено бездействие, приведшее к нарушению прав должника, выразившееся в не рассмотрении ходатайств должника в 10-дневный срок, предусмотренный частью 5 статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве, вынесении постановления об отказе в удовлетворении ходатайства с нарушением предусмотренного законом срока, а также не направлении копии данного постановления должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Ссылка судебного пристава-исполнителя на положения Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является не обоснованной, поскольку к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области ФИО2, ОСП по г. Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области, заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 России по Ростовской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области ФИО2, выразившееся в не рассмотрении ходатайств ФИО1, должника по исполнительному производству , в 10-дневный срок, предусмотренный частью 5 статьи 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», вынесении постановления об отказе в удовлетворении ходатайства с нарушением предусмотренного законом срока, а также не направлении копии данного постановления должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Сперанская Т.А.

Решение суда в окончательной форме принято 25.03.2022.