ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2330/19 от 02.01.2019 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-2330/2019

УИД: 33RS0002-01-2019-002137-80

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

28 мая 2019 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Новикове А.Е.,

с участием

административного истца ФИО1,

представителя Управления Росреестра по Владимирской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное исковое заявление кадастрового инженера ООО «Вега – 33» ФИО1 о признании незаконным решения Управления Росреестра по Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Кадастровый инженер ООО «Вега – 33» ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в связи с изменениями сведений о здании.

В обоснование заявленных требований указал, что в 2019 году в связи с изменением сведений об объекте недвижимости (площади, материале стен и назначении) - здания с кадастровым номером ### принадлежащего ФИО7, им выполнены кадастровые работы, по окончании которых собственник здания обратился в Управление Росреестра по Владимирской области (далее Управление) для осуществления государственного кадастрового учета (ГКУ).

Административным ответчиком принято решение ### от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении ГКУ со ссылкой на п.п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указано, что здание с кадастровым номером ### находится на земельном участке с видом разрешенного использования – для ведения садоводства. По сведениям из ГКН названное здание имеет назначение «нежилое», название – «садовый дом», а в представленных для регистрации техническом плане и декларации объект значится как «жилое строение». Перевод садового дома в жилое строение не предусмотрен законодательством РФ, вместе с тем садовый дом может быть признан жилым домом в установленном Правительством РФ порядке. Заявителем также не представлен документ, удостоверяющий право ФИО7 на объект недвижимости с кадастровым номером ###

Административный истец полагает такое решение незаконным, поскольку кадастровыми работами установлено изменение характеристик ранее построенного здания - его площадь, материал стен, что является реконструкцией, в результате которой оно стало пригодным для проживания и стало «жилым строением». Право собственности ФИО7 подтверждено соответствующей выпиской ЕГРН.

Оспариваемое решение Управления нарушает права административного истца (кадастрового инженера) на осуществление кадастровой деятельности, а также права собственника здания.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО7

ФИО1 в суде заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель Управления в суде иск не признавал, пояснив, что согласно сведениям ГКН (ЕГРН) здание с кадастровым номером ###, расположенное по адресу: <...>, МО <...>, мкр. ### поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный объект недвижимости (год строительства 1986) с наименованием «садовый дом», назначение – нежилое здание площадью 42,9 кв.м. В техническом плане от ДД.ММ.ГГГГ указано назначение данного объекта недвижимости – жилое строение, площадью 78.1 кв.м.

Решением Управления ### от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении ГКУ на том основании, что перевод садового дома в жилое строение не предусмотрен законодательством РФ, вместе с тем садовый дом может быть признан жилым домом в установленном Правительством РФ порядке. С данным решением Управления согласилась апелляционная комиссия ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что оспариваемое решение в настоящее время не актуально в связи с уведомлением о приостановлении ГКУ от ДД.ММ.ГГГГ### по заявлению ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении ГКУ. Просит в иске отказать.

Административный ответчик государственный регистратор ФИО3 в суд не явилась, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, полагая требования необоснованными.

ФИО7 в суд не явилась, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержав доводы ФИО1

Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, устанавливающей, что неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц и их представителей не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Закон о кадастровой деятельности допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом о кадастровой деятельности порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом о кадастровой деятельности порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальных органах (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Как следует из материалов дела, ФИО7 является собственником здание с кадастровым номером ### площадью 42,9 кв.м. расположенное по адресу: <...>, МО <...>, мкр. Юрьевец, с/т Юрьевец-1, уч.109.

Объект недвижимости приобретен ей на основании договора купли-продажи земельного участка с садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям ЕГРН здание имеет назначение – нежилое здание, наименование – садовый дом, год строительства – 1986, поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером ### на котором находится спорный объект, имеет площадь 370 кв.м. назначение садоводство и огородничество.

Осуществляя права собственника, ФИО7 проведена реконструкция названного садового дома.

Кадастровым инженером подготовлен технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что назначение объекта – жилое, двухэтажное, площадью 78,1 кв.м., год постройки - 2018.

Подготовлена декларация об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ с указанием тех же характеристик.

ДД.ММ.ГГГГФИО7 обратилась в Управление Росреестра по Владимирской области с заявлением об осуществлении ГКУ (в связи с изменениями местоположения объекта, его площади, назначения, материала наружных стен), приложив указанные выше документы.

Решением Управления ### от ДД.ММ.ГГГГ осуществление ГКУ приостановлено со ссылкой на п.п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указано, что здание с кадастровым номером ### находится на земельном участке с видом разрешенного использования – для ведения садоводства (с правом размещения садовых и жилых домов, хозяйственных построек и гаражей). По сведениям из ГКН названное здание имеет назначение «нежилое», название – «садовый дом», а в представленных для регистрации техническом плане и декларации объект значится как «жилое строение». Перевод садового дома в жилое строение не предусмотрен законодательством РФ, вместе с тем садовый дом может быть признан жилым домом в установленном Правительством РФ порядке. Заявителем также не представлен документ, удостоверяющий право ФИО7 на объект недвижимости с кадастровым номером ###

Решением апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое решение оставлено в силе.

Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 часть 1 вышеназванной статьи).

Приостанавливая осуществление ГКУ, административный ответчик, по мнению суда правомерно указал, что согласно сведениям ГКН (ЕГРН) здание с кадастровым номером ###, расположенное по адресу: <...>, МО <...>, мкр. Юрьевец, с/т Юрьевец-1, уч.109 поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный объект недвижимости (год строительства 1986) с наименованием «садовый дом», назначение – нежилое площадью 42,9 кв.м. В техническом плане от ДД.ММ.ГГГГ указано назначение данного объекта недвижимости – жилое строение, площадью 78.1 кв.м.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действующего до ДД.ММ.ГГГГ, садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в ч. 3 ст. 23 которого закреплено, что садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

В ч. 11 ст. 54 данного Закона указано, что расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "нежилое", сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1653 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, а именно: данное постановление было дополнено разделом VI "Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

Садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (п.55). Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в пункте 56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления (п.59).

В соответствии со статьей 3 вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Частью 7 статьи 16 Закона N 340-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ допускалось осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав расположенных на садовых земельных участках жилых строений, жилых домов без направления предусмотренных частью 1 статьи 51.1 и частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомлений.

Действие части 7 статьи 16 Закона N 340-ФЗ после ДД.ММ.ГГГГ прекратилось, строительство, реконструкция садовых домов и жилых домов предусматривают направление застройщиком соответствующих уведомлений, а для выполнения кадастровых работ, оформления технического плана садового дома или жилого дома, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты наличие предусмотренных статьей 51.1 и статьей 55 Градостроительного кодекса уведомлений является обязательным (часть 1.2 статьи 19, пункты 58, 59 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).

Между тем, реконструированный объект был учтен ранее и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как нежилое здание – садовый дом.

При таких обстоятельствах оснований для признания решения Управления ### от ДД.ММ.ГГГГ незаконным у суда не имеется.

Кроме того, на основании поданного ДД.ММ.ГГГГ заявления ФИО7 осуществление государственного кадастрового учета приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление кадастрового инженера ООО «Вега – 33» ФИО1 о признании незаконным решения Управления Росреестра по Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2019 г.

Судья М.С.Игнатович