54RS0010-01-2020-002264-27 Дело № 2а-2330/2020 | ||||
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||||
09 сентября 2020 года
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
судьи С.Л. Малахова,
при секретаре Е.А. Кириченко
в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чекуришвили ххх об оспаривании отказа органа государственной власти,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, просит признать решение администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска от 20.12.2019 №1378 об отказе в согласовании перепланировки квартиры ххх в доме ххх по ул. Д. Бедного в г. Новосибирске незаконным, возложить на административного ответчика обязанность принять решение о согласовании перепланировки указанной квартиры, взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в связи с нарушением оспариваемым решением прав и законных интересов административного истца.
В процессе рассмотрения спора в качестве соответчика привлечена администрация Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее представил письменные возражения, в которых заявленные исковые требования не признал, по изложенным в возражениях основаниям.
Представитель административного ответчика мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил.
Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований при этом исходя из следующего.
Из части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судебным разбирательством установлено, что 18.11.2019 ФИО1 обратился в администрацию Центрального округа г. Новосибирска с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства квартиры ххх, расположенной в доме ххх по ул. Д. Бедного в г. Новосибирске, принадлежащей ему на праве собственности. Заявление зарегистрировано за №1378.
Согласно представленной в материалы дела Расписки о приеме заявления и документов, при подаче заявления административный истец приложил: правоустанавливающие документы, проект ООО «Сибстройпроект», технический паспорт АО «БТИ Про».
Из расписки так же усматривается, что специалистом администрации Центрального округа г. Новосибирска в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ», в порядке межведомственного информационного взаимодействия, запрошен технический паспорт на вышеуказанное жилое помещение.
Уведомлением от 08.12.2019 №51/10/10051 заявителю сообщено, что поскольку запрашиваемая информация из ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» не предоставлена, в связи с тем, что техническая документация на объект недвижимости по вышеуказанному адресу в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» не учтена, в соответствие с пунктами 3.2.3., 3.2.6 Административного регламента заявителю предложено самостоятельно обратиться в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» с заявкой о подготовке и выдаче технического паспорта на перепланируемое помещение и предоставить его в Администрацию в течение 15 рабочих дней с получения данного уведомления.
19.12.2019 заявитель направил в Администрацию письмо, в котором сообщил, что технический паспорт на перепланируемое помещение был им предоставлен при подаче заявления 18.11.2019 о согласовании перепланировки.
Решением Администрации от 20.12.2019 №1378 заявителю отказано в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения на основании пункта 2.11 Административного регламента, а именно, в связи с отсутствием технического паспорта ГБУ НСО «ЦКО и БТИ».
Не согласившись с отказом, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного Кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного Кодекса РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Пунктом 4 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление технического паспорта для переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в государственный орган, осуществляющий согласование такой государственной услуги.
При этом в части 2.1 статьи 26 Жилищного Кодекса РФ установлено, что заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе, одним из которых является технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (абзац 2).
Таким образом, для согласования государственной (муниципальной) услуги-переустройство и (или) перепланировка жилого помещения необходимо предоставление технического паспорта.
Согласно пункту 3 статьи 26 Жилищного кодекса РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Статьей 27 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания и порядок принятия решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ отказ допускается в случае поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе (подпункт 1.1).
Постановлением мэрии города Новосибирска от 06.11.2019 N 4033 "Об административном регламенте предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме", в целях обеспечения доступности и повышения качества предоставления муниципальной услуги, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением мэрии города Новосибирска от 30.01.2012 N 613 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг", руководствуясь Уставом города Новосибирска, утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (приложение).
Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (пункт 1.2).
Пунктом 2.7. Административного регламента установлен перечень документов обязательных для предоставления муниципальной услуги.
Технический паспорт в указанный перечень не входит.
Согласно пункту 2.9. в рамках межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого в порядке и сроки, установленные законодательством и муниципальными правовыми актами города Новосибирска, запрашиваются документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), если заявитель не представил их самостоятельно, в том числе, технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме - в организации (органе) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства (2.9.2.).
Согласно пункту 2.10. Административного регламента документы, указанные в пункте 2.9 административного регламента, заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлены пунктом 2.14 Административного регламента
Согласно пункту 2.14.2. названного Регламента поступление в администрацию ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 2.9 административного регламента, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Как уже было указано выше, административным истцом, при подаче заявления на предоставление муниципальной услуги заявитель самостоятельно представил технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, что подтверждается соответствующей распиской в приеме документов.
Между тем, в Уведомлении от 08.12.2019, со ссылкой на пункты 3.2.3, 3.2.9 Административного регламента, заявителю было предложено обратиться за получением технического паспорта в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» для дальнейшего предоставления в Администрацию.
Однако, суд полагает, что направление такого требования (предоставление технического паспорта оформленного именно в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ»), в связи с вышеизложенными нормами действующего законодательства в их совокупности с Административным регламентом, выходит за рамки полномочий муниципального органа, в связи с чем, оспариваемый отказ в предоставлении муниципальной услуги по вышеуказанному основанию является незаконным.
Довод административного ответчика о том, что технический паспорт должен быть выполнен только организацией ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» не основан на нормах действующего законодательства и отклоняется судом как несостоятельный
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (пункт 3 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 388), технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
Основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации определяет Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минземстроя Российской Федерации от 4.08.1998 N 37.
Так, назначение здания, сооружения, помещения, вид жилого помещения, его этажность, материал наружных стен и год ввода объекта в эксплуатацию устанавливаются по данным государственного технического учета и отражаются в техническом паспорте на эти объекты.
В переходный период (до 1 января 2013 года, согласно статье 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ) технические паспорта будут заменены на кадастровые, и эти сведения будут определяться кадастровым паспортом, выдаваемым органом кадастрового учета, а при вступлении Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в силу - еще и по данным технических планов, изготовленных кадастровыми инженерами.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы). При этом, кадастровая деятельность включает в себя услуги по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости и ее следует классифицировать по коду 70.32.3 ОКВЭД, как деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества (эта группировка включает учет и техническую инвентаризацию жилого фонда, учет и техническую инвентаризацию нежилого фонда, также составление и ведение земельных кадастров и балансов земель).
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2015) "О государственном кадастре недвижимости" кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Частью 2 статьи 31 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый инженер в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе выбирать формы организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно.
Статьей 32 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый инженер вправе принять решение об осуществлении своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, если он зарегистрирован в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статьей 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица.
Результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 названного Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 названного Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования. В результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
Из вышеуказанного следует, что кадастровые инженеры, имеющие действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, выполняют кадастровые работы, как в качестве индивидуального предпринимателя, так и в качестве юридического лица, результатом которых является изготовление межевого плана, технического плана (до 1 января 2013- технического паспорта) или акта обследования.
Между тем, из представленных суду документов усматривается, что организация, изготовившая технический паспорт на вышеуказанное жилое помещение – ООО «БТИ про» зарегистрирована в ЕГРЮЛ, в качестве одного из вида зарегистрированной экономической деятельности осуществляет техническую инвентаризацию объектов недвижимости по результату которой выдается технический паспорт.
Технический паспорт, составленный по состоянию на 08.12.2015 выполнен кадастровым инженером ФИО2, соответствует действующему законодательству - Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ утвержденной Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 года N 37.
Технический паспорт на квартиру - это документ, который выдается БТИ и содержит в себе все технические характеристики помещения. Технический паспорт не влечет возникновения или прекращения прав и обязанностей, а представляет собой результат технической работы по осмотру и измерению объекта, его техническому описанию, предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности или статистического учета.
Сведений о несоответствии представленного заявителем Технического паспорта техническим характеристикам самого помещения по ул. Д.Бедного, ххх-ххх в материалах дела не имеется.
Кроме того, при выдаче правоустанавливающего документа на объект недвижимости специалистами Росреестра проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов, в том числе и технического плана.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, решение об удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными может быть вынесено, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц незаконными, в соответствии с требованиями данной нормы необходимо установление двух условий - несоответствие оспариваемых решений и действий закону и нарушение прав административного истца.
Поскольку судом оспариваемое решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги признано незаконным и нарушающим права административного истца, суд полагает заявленное требования в данной части подлежащим удовлетворению.
В части требования о возложении на административного ответчика обязанности принять решение о согласовании перепланировки, суд приходит к следующим выводам.
В качестве способа восстановления нарушенного права (пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ) суд считает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца о согласовании перепланировки.
При этом, суд исходит из того, что он не вправе подменять решение уполномоченного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного производства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного производства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного производства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
В подтверждение понесенных издержек, связанных с рассмотрением данного административного иска, административным истцом в материалы дела представлены: договор об оказании юридических услуг №17/02 от 17.02.2020 с доказательством оплаты в размере 10000 рублей (чек от 21.02.2020), квитанция об оплате государственной пошлины на сумму 300 рублей, в связи с чем, учитывая отсутствие возражений со стороны административных ответчиков, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в данной части в полном объеме.
Трехмесячный срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного производства РФ, для обращения с административным исковым заявлением в суд административным истцом не пропущен.
Так, оспариваемый отказ от 20.12.2019 получен административным истцом 23.12.2019, административный иск подан в Центральный районный суд г. Новосибирска 23.03.2020.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Чекуришвили ххх – удовлетворить частично.
Признать решение администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска от 20.12.2019 №1378 об отказе в согласовании перепланировки квартиры ххх в доме ххх по ул. Д. Бедного в г. Новосибирске, незаконным.
Возложить на администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска обязанность повторно рассмотреть заявление Чекуришвили ххх от 18.11.2019 по представленным к заявлению документам о предоставлении муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Новосибирск, Д. Бедного, ххх-ххх.
Взыскать с администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска в пользу Чекуришвили ххх расходы по оплате юридических услуг в размере 10000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2020 года
Судья С.Л.Малахов