Дело № 2а-2333/2022 01июня 2022 года
УИД 78RS0006-01-2022-000583-58
г. Санкт-Петербург, ул. М. Говорова дом 38, зал 310
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
судьи Елькиной С.Л.,
при секретаре Михайловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Капитану морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря» об оспаривании отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Капитану морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», в котором просит признать незаконными действия Капитана морского порта, выразившиеся в отказе в первоначальной регистрации судна «барон Брамбеус» в российском международном реестре судов в полном объеме, признать незаконным и отменить решение от 19.10.2021 года Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» об отказе в первоначальной государственной регистрации судна «Барон Брамбеус» в Российском международном реестре судов, обязать капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» осуществить государственную регистрацию судна «Барон Брамбеус» в Российском международном реестре не позднее 3 дней со дня вступления в законную силу решения суда, оформить и выдать ФИО1 документы на судно «Барон Брамбеус», предусмотренные п. 33 правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утверждённых Приказом Минтранс России от 19.05.2017года № 191.
Свои требования истец основывает на том, что на основании договора купли-продажи от 07.08.2021 года им приобретено в собственность судно «Барон Брамбеус» 2008 года постройки. 27.09.2021 года истец обратился в службу капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» с заявлением о первоначальной регистрации указанного судна в Российском международном реестре судов для использования в учебных, спортивных и культурных целях. 10.10.2021 года административным истцом о электронной почте предоставлено дополнительные документы и дал в письменной форме пояснения об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в регистрации. Одновременно указанные документы были направлены почтовым отправлением. Решением от 19.10.2021 года административному ситцу было отказано в первоначальной регистрации судна. Истец полагает данное решение незаконным и необоснованным и нарушающим права, свободы и интересы административного истца. В решение указано, что истцом не предоставлено заявление собственника о присвоении наименования судну со ссылкой на п. 27 правил регистрации, однако при подаче заявления 27.09.2021 года ответчику было предоставлено заявление (извещение) о присвоении наименования судна; в части требования о предоставлении документа, подтверждающего уплату государственной пошлины – административный истец полагает данное требование необорванным поскольку судно имеет валовую вместимость 13,93 и мощность двигателя 20,9 киловатт, поэтому пошлина за государственную регистрацию судна в Российском международном реестре судов не подлежит оплате, поскольку размер пошлины за такого рода суда не предусмотрен Налоговым кодексом РФ. Довод административного ответчика о том, что паспорт истца не предоставлен в необходимом объём также является необорванным, поскольку при подаче заявления 27.09.2021 года сотрудник таможни сам снял копии необходимых страниц паспорта с оригинала паспорта и приобщил к заявлению. Паспортные данные относятся к персональным данным. В первоначально представленной копии содержалась вся необходимая информация, для регистрации судна для идентификации гражданина. Кроме того, истец 10.10.2021 года в ответ на просьбу о предоставлении дополнительных документов, дополнительно предоставил письмо в электронном виде и посредством почтового отправления, к которому были приложены все страницы паспорта. Довод в отказе о том, что наименование судна было указано в заявлении не на русском языке административный истец также считает необоснованным, поскольку 10.102.021 года в ответ на просьбу о предоставлении дополнительных документов на основании п. 35 Правил регистрации, истец направил письмо с уточненным заявлением о государственной регистрации, наименование судна было указано на русском языке. Довод, как основание для отказа, о том, что не представлено надлежаще оформленное свидетельство, выданное уполномоченным органом государства предыдущей регистрации судна, удостоверяющее, что судно исключено из реестра судов этого государства, не основан на законе. Предоставленное истцом свидетельство, удостоверяющее, что судно исключено из реестра судов, оформлено на Британских Виргинских островах. Местные власти Британских Виргильских островов обращают внимание лиц, нуждающихся в заверении документов апостилем, что без дополнительного заверения нотариуса апостилированы могут быть исключительно документы, выпущенные правительством Британских Виргинских островов. Все остальные документы требуют предварительного заверения у нотариуса. Поэтому процесс легализации документов включает в себя проверку уполномоченным нотариусом подлинности документа, только после этого ставится апостиль. В таком случае, апостиль, проставленный на нотариально удостоверенном свидетельстве из реестра юридических лиц, подтверждает не только подлинность удостоверительной надписи нотариуса, но и подлинность подписи и печати должностного лица, составившего и выдавшего Свидетельство. В решении указано, что по информации, полученной от Российского морского регистра судоходства, заключение о результатах идентификации не актуально. Указанное утверждение не подтверждается документально, а понятие «не актуальности» заключения о результатах идентификации не предусмотрено действующим законодательством, в том числе Правилами регистрации. Идентификация судна в целях государственной регистрации была осуществлена российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов – Федеральным автономным учреждением «Российский морской регистр судоходства» заключении по результатам идентификации было приложено к заявлению. В тексте решения указано, что запрашиваемый в заявлении срок регистрации судна не подтверждается приложенными документами. Указанная причина отказа не обоснована. Правила регистрации не содержат требований о необходимости подтверждать срок регистрации. Отсутствие таких документов не является основанием для отказа в государственной регистрации, предусмотренным п. 93 Правил регистрации. В п. 26 содержится только указание на то, что срок, на который регистрируется судно, указывается в заявлении о первоначальной государственной регистрации и что такой срок должен быть не менее 1 года. В заявлении истцом указан срок 20 лет. В решении указано. Что договор купли-продажи содержит сведения об обременении прав на судно, которые не подтверждены другими документами, документы, подтверждающие правоспособность продавца с подтверждением полномочий лиц, подписавших правоустанавливающие документы, не представлены. Данное требование предъявлено необоснованно, поскольку ни Правила регистрации, ни иные требования, установленные законодательством РФ не предусматривают предоставление такого рода документов. Также истец полагает, что не основан на законе вывод ответчика в решении о том, что содержание документов не соответствует существу запрошенной государственной регистрации: в соответствии с документами, полученными от российского морского регистра судоходства на запрос капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», судно маломерное, подлежит освидетельствованию в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов. Однако в силу прямого указания п. 5 ч. 7 ст. 33 КТМ судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов в связи с тем, что судно принадлежит на праве собственности гражданину РФ; в заявлении на регистрацию в качестве основания использования судна указан пп. 5 п. 7 ст. 33 КТМ РФ; длина судна составляет 11,99 м.; заявление о государственной регистрации судна подано в морской порт РФ, включенный в перечень морских портов, утвержденный Правительством РФ. Довод ответчика о том, что капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» не наделен полномочиями на осуществление регистрации судна в РМРС, также не обоснован. Ссылка ответчика на распоряжение Правительства РФ от 14.11.2015 года № 2321-р не основана на законе, поскольку данный документ имеет статус для служебного пользования, данное постановление официально не опубликовано. Таким образом, ни один из оснований для отказа в государственной регистрации, изложенных в Решении административного ответчика не подпадает под перечень п. 93 Правил регистрации или ст. 46 КТМ, а сам отказ не может быть признан обоснованным и законным.
В судебном заседании аадминистративный истец и его представитель –административные исковые требования поддержали в полном объеме. В материалы дела представил возражения на отзыв капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург».
Представитель административных ответчиков в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, представила письменный отзыв и дополнения к письменному отзыву.
Суд, в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).
В соответствие с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствие с ч. 11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При этом следует учитывать, что исходя из разъяснений, содержащихся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Принятие каких-либо мер реагирования по результатам рассмотрения обращения является диспозитивным правом должностного лица (но не его обязанностью), которая реализуется в зависимости от того, усмотрено ли наличие оснований для принятия соответствующих мер.
В соответствии с абз. 2 ч.1 ст. 130 ГК РФ, морские суда относятся к недвижимым вещам и подлежат государственной регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее КТМ РФ), судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):
Государственном судовом реестре;
реестре маломерных судов;
бербоут-чартерном реестре;
Российском международном реестре судов;
Российском открытом реестре судов;
реестре строящихся судов.
Помимо самого судна, подлежит государственной регистрации право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение (ст. 8.1, 131, 223 ГК РФ. ч.2 ст. 33 КТМ РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 35 КТМ РФ, государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов, бербоут-чартерном реестре, а также государственная регистрация строящихся судов в реестре строящихся судов осуществляется капитаном морского порта. Перечень морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов или строящихся судов в указанных реестрах судов (за исключением Российского открытого реестра судов), утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2006 № 583-р «Об утверждении перечня морских портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в Российском международном реестре судов», Капитан морского порта «Большой порт Санкт- Петербург» уполномочен регистрировать суда в Российском международном реестре судов на основании пп.1-4, 8 п.7 ст. 33 КТМ РФ.
В настоящее время реестры судов ведутся в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) и Правилами государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утв. Приказом Минтранса России от 19.05.2017 № 191 (далее - Правила регистрации).
В соответствии с п. 134 Правил регистрации, проверка документов, представляемых для государственной регистрации, осуществляется органом государственной регистрации с целью установления соответствия документов предъявляемым к ним требованиям, соответствия установленных в документах правоотношений законодательству Российской Федерации, достоверности информации, приведенной в документах (без проверки законности заключения сделки).
Согласно п. 135 Правил, орган государственной регистрации устанавливает:
соответствие перечня документов перечню, установленному настоящими Правилами; соответствие формы документов и их содержания предъявляемым к документам требованиям; достоверность информации, приводимой в документах (без проверки законности заключения сделки); соответствие правоотношений, устанавливаемых документами, законодательству Российской Федерации; действительность документа (начало и срок окончания действия документа, если таковой установлен); правомочность лиц, издавших, подписавших или заверивших документ; соответствие содержания документов существу запрошенной государственной регистрации; наличие (отсутствие) противоречий с уже зарегистрированными правами.
По результатам проверки документов орган государственной регистрации составляет заключение, в котором указываются установленные факты в соответствии с перечнем, приведенным в пункте 135 Правил регистрации.
В случае выявления в результате проверки документов их несоответствия предъявляемым к соответствующим документам требованиям, установленным в главе VII Правил регистрации, а также в случае отсутствия необходимых документов, и/или сведений для государственной регистрации орган государственной регистрации в срок не более трех рабочих дней с даты окончания проверки документов направляет запрос судовладельцу о необходимости представить исправленные документы или недостающую информацию. Судовладелец в срок не более 10 рабочих дней с момента получения указанного запроса представляет в орган государственной регистрации запрашиваемую информацию и/или документы. В случае непредставления судовладельцем в орган государственной регистрации в указанный срок запрошенной информации и/или документов, орган государственной регистрации отказывает в государственной регистрации, о чем извещает судовладельца в срок не более трех рабочих дней с момента истечения срока, предназначенного для представления судовладельцем недостающей информации и/или документов. После получения запрошенной информации и/или документов орган государственной регистрации в срок не более 10 дней со дня получения указанной информации и/или документов проводит повторную проверку документов с учетом полученной дополнительной информации и/или документов (п.35 Правил регистрации).
Согласно ст.46 КТМ РФ и п. 37, 93 Правил регистрации в случае выявления в результате повторной проверки документов их несоответствия предъявляемым к соответствующим документам требованиям, установленным в главе VII Правил регистрации, а также в случае отсутствия необходимых документов и/или сведений для государственной регистрации судов, орган государственной регистрации в срок не более 3 рабочих дней с даты окончания повторной проверки документов письменно информирует судовладельца об отказе в государственной регистрации и прекращении действия ранее выданных временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судового билета с указанием причин отказа в государственной регистрации.
Вышеуказанное заключение является основанием для принятия решения капитаном морского порта о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации в соответствии с Правилами регистрации (п.136 Правил регистрации).
Как следует из материалов дела, 27.09.2021 года истец обратился в службу капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» с заявлением о первоначальной регистрации указанного судна в Российском международном реестре судов для использования в учебных, спортивных и культурных целях (л.д. 16, 17). Согласно расписке о получении документов на государственную регистрацию ФИО1 были предоставлены: заявление, письмо ФИО2, извещение, выписки, договор купли-продажи, акт приема-передачи, госпошлина, акт РМРС, копия паспорта, согласие.
04.10.2021 года заместителем начальника юридического отдела было дано заключение № 429д по результатам проверки документов, предоставленных в целях первоначальной регистрации судна в Российском международном реестре, которое направлено административному истцу в электронном виде (л.д. 20-22).
10.10.2021 года административным истцом, в рамках ответа на заключение от 04.10.2021 года, по электронной почте предоставлены дополнительные документы и пояснения в письменной форме об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в регистрации. Одновременно указанные документы были направлены почтовым отправлением (л.д. 18, 19).
Решением от 19.10.2021 года административному истцу было отказано в первоначальной регистрации судна.
Истец, не согласившись с решением от 19.10.2021 года, обратился в суд с данным административным иском.
В части несогласия административного истца с основанием для отказа в регистрации: не предоставление документа об уплате государственной пошлины, суд находит доводы истца необоснованными, поскольку:
В соответствии с п. 27 Правил регистрации к заявлению о первоначальной государственной регистрации, которое подается в орган государственной регистрации, прилагается документ об уплате государственной пошлины.
Согласно ст. 36 КТМ РФ, за государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов, реестре маломерных судов или бербоут-чартерном реестре и за любые вносимые в них изменения, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п.108 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию судов в Российском международном реестре судов уплачивается следующая государственная пошлина: самоходного судна с главным двигателем мощностью не менее 55 киловатт и валовой вместимостью до 3 000 единиц включительно или несамоходного судна валовой вместимостью от 80 до 3 000 единиц включительно при регистрации судна в Российском международном реестре судов - 85 000 рублей плюс 9,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости.
Согласно документам на судно и доводам административного истца, истец не обязан платить государственную пошлину за регистрацию судна, поскольку судно имеет валовую вместимость 13,93 ед. и мощность двигателя 20,9 киловатт.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является: правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами.
Кроме того, для предоставления льгот судам, зарегистрированным в РМРС, в частности для освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной, на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 №448, необходимо представить декларантом в таможенный орган таможенной декларации с приложением свидетельства о регистрации судна в реестре и копии документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в реестре. Но ни Свидетельства (судну будет выдан Судовой билет в силу ст. 27 КТМ РФ), ни платежного поручения (в силу его отсутствия) Собственник судна предоставить не сможет.
Согласно ст. 27 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) подлежащие государственной регистрации спортивные парусные суда, прогулочные суда и маломерные суда должны иметь судовой билет и судовую роль (список членов экипажа судна).
Судовой билет удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту, вместимость судна, годность судна к плаванию.
В силу ст. 333.16 Кодекса государственная пошлина является сбором, взимаемым с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Следовательно, в случае, если при государственной регистрации в реестре маломерных судов собственнику спортивного парусного судна, прогулочного судна, маломерного судна выдается свидетельство о праве собственности на судно, то за его выдачу должна уплачиваться государственная пошлина согласно пп. 61 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.
В случае, если при государственной регистрации в реестре маломерных судов выдается судовой билет, удостоверяющий право собственности на спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно, то за его выдачу должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с пп. 66 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.
В соответствии со ст. 333.35 Налогового кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень льгот в виде освобождения от уплаты государственной пошлины для физических юридических лиц. Освобождения владельцев маломерных судов от оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию и ежегодное подтверждение государственной регистрации в РМРС ст. 333.35 НК РФ не предусмотрено.
Административный истец также не согласен с основанием для отказа: паспорт заявителя представлен не в полном объеме.
Как следует из представленных в материалы дела документов и объяснений сторон по делу, при подаче заявления административным истцом не была предоставлена копия паспорта в установленном порядке. Сотрудником таможни были изготовлены копии двух страниц паспорта административного истца.
В соответствии с пунктом 18 Правил регистрации, действия, предусмотренные Правилами, в том числе подача заявлений, запросов и других документов, получение расписок о получении документов, свидетельств, выписок, могут осуществляться правообладателем самостоятельно или по его поручению доверенным лицом. Физическое лицо для осуществления регистрационных действий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Кроме того, в соответствии с п.27 Правил регистрации к заявлению о первоначальной государственной регистрации, которое подается в орган государственной регистрации, прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации (для физического лица) - судовладельца.
При этом, в правилах приложение копии паспорта к заявлению не предполагает предоставление только отдельных страниц документа, не предполагает снятие его копии сотрудником отдела.
Согласно п. 98 Правил регистрации, документы, необходимые для государственной регистрации, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (заверенной в установленном законодательством Российской Федерации копией) и после государственной регистрации (отказа в государственной регистрации) должны быть возвращены заявителю.
Таким образом, административным истцом не были выполнены требования указанных пунктов Правил регистрации, в связи с чем, данный пункт, по мнению суда, обоснованно был указан как основания для отказа в регистрации судна.
Довод истца о том, что документы, были предоставлены до вынесения решения об отказе в электронном виде на электронную почту, не может быть принят судом во внимание, поскольку данная копия не могла быть принята к рассмотрению на основании п. 18 (личное присутствие заявителя или представителя), 29 (получение расписки), 98 (представление документов в 2х экземплярах) Правил регистрации.
Как основание для отказа в регистрации судна стороной административного ответчика указано на то, что заявителем при обращении за первоначальной регистрацией судна Baron Brambeus, название судна было указано латинскими буквами, а должно быть написано буквами русского алфавита, что не соответствует п.4 Положения о порядке присвоения названий морским судам, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 № 141.
Согласно п.4 Положения о порядке присвоения названий морским судам, утв.
Приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 № 141, название судна должно быть написано буквами русского алфавита и соответствовать правилам правописания. В названии судна не рекомендуется использовать более двух слов.
Согласно заявлению от 23.09.2021 года, поданному административным истцом о первоначальной государственной регистрации судна, наименование судна указано как Baron Brambeus (л.д. 42), указание наименования судна буквами русского алфавита отсутствует.
Таким образом, данный пункт, по мнению суда, обоснованно был указан как основания для отказа в регистрации судна.
Документы, представленные на электронную почту, не могли быть приняты к рассмотрению на основании п. 18 (личное присутствие заявителя или представителя), 29 (получение расписки), 98 (представление документов в 2х экземплярах) Правил регистрации.
В качестве основания для отказа в регистрации административным ответчиком указано, что административным истцом не представлено надлежаще оформленное свидетельство, выданное уполномоченными органами государства предыдущей регистрации судна, удостоверяющее, что судно исключено из реестра судов этого государства.
В соответствии с п.27 Правил регистрации к заявлению о первоначальной государственной регистрации, которое подается в орган государственной регистрации, прилагается, в том числе: свидетельство, выданное уполномоченными органами государства предыдущей регистрации судна (если таковая имела место до даты подачи заявления), удостоверяющее, что судно исключено из реестра судов этого государства.
В соответствии с п. 102 Правил регистрации, документы, составленные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права, принимаются органом государственной регистрации при наличии легализации указанных документов в установленном порядке, в том числе, путем проставления на них апостиля (удостоверительной надписи).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 05.07.2010 №154-ФЗ «Консульский Устав РФ» документы, исходящие от иностранных компетентных органов, предназначенные для предоставления на территории РФ подлежат консульской легализации. Консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение не только подписи, но и удостоверение полномочий лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству иностранного государства.
В целях упрощения данной процедуры была принята Гаагская Конвенция 1961 г, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов.
Ст. 3 Гаагской Конвенции предусматривает единственную формальность, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, это проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Предусмотренный в первом абзаце статьи 3 Конвенции апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции (абзац первый статьи 4 Конвенции).
Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения (статья 5 Конвенции).
Административным истцом была предоставлена выписка из судового реестра снятия судна с учета (л.д. 43-48). Апостиль, проставленный на документе, представленном органу регистрации, подтверждает исключительно подпись и качество, в котором выступал нотариус, а не подпись и качество, в котором выступал регистратор, на исключение судна и предоставление соответствующей информации.
В обоснование своей позиции административный истец, ссылаясь на пункт 26 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158, говорит о том, что проставление легализационной надписи или апостиля на удостоверительной надписи нотариуса, которой засвидетельствована подлинность подписи и печати должностного лица на подтверждающем статус иностранного лица официальном документе, соответствует требованиям статьи 255 АПК РФ.
Приведенный административным истцом пункт 26 Информационного письма не может быть применен в рассматриваемом случае, т.к. носит рекомендательный характер для Арбитражных судов для случаев подтверждения статуса иностранного лица, участвующего в судебном процессе. Кроме того, в представленном документе, нотариус не удостоверил подпись и печать Регистратора судов Британских Виргинских островов.
Несоответствие процедуры апостилирования документов Британскими Виргинскими островами положениям Гаагской конвенции 1961 г. не может являться основанием для принятия таких документов на территории Российской Федерации.
В качестве основания для отказа в регистрации административным ответчиком указано, что по информации, полученной от Российского морского регистра судоходства, Заключение о результатах идентификации не актуально.
В соответствии со ст. 37 КТМ РФ, судно может быть зарегистрировано в одном из реестров судов при условии проведения классификации и освидетельствования такого судна.
Согласно п. 21 Правил регистрации, судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов после проведения процедуры идентификации судна при наличии вывода о соответствии судна заявленным сведениям о нем.
Идентификация судна, произведенная в целях государственной регистрации, осуществляется российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, наделенным полномочиями на классификацию и освидетельствование судов под Государственным флагом Российской Федерации (далее - классификационное общество), в соответствии с настоящими Правилами.
Собственник судна или фрахтователь судна по бербоут-чартеру (далее - судовладелец) подает заявление (по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам), содержащее сведения о судне, в классификационное общество на проведение идентификации и осмотра судна. Сведения о судне (по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам) должны включать оценку судовладельцем технического состояния судна, информацию о возможности исполнения судном требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, предотвращения загрязнения морской среды, транспортной безопасности, труда в морском судоходстве.
Классификационное общество в срок не более 10 рабочих дней с даты получения заявления судовладельца проводит осмотр судна, анализ документов и выдает заключение о результатах идентификации и осмотра судна (по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящим Правилам) или для спортивного парусного судна - акт первоначального освидетельствования (по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящим Правилам), в котором указывает информацию о проведенной идентификации судна (подтверждает соответствие предъявленного объекта указанному в заявлении объекту) и дает оценку соответствия судна заявленным сведениям о нем (п. 22 Правил регистрации).
В соответствии с п. 97 Правил регистрации документы, предусмотренные настоящими Правилами, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и содержать информацию, необходимую для государственной регистрации.
Административным истцом в рамках подачи заявления было представлено заключение о результатах идентификации и осмотра судна от 23.04.2021 года (л.д. 50-53). Согласно данному заключению, судно по типу и назначению является «спортивная парусно- моторная яхта».
Согласно Порядку ведения единого реестра зарегистрированных спортивных парусных судов, утв. Приказом Минтранса РФ от 22.10.2009 № 182, и Порядку государственной регистрации спортивных парусных судов и прав на них Приказ Минтранса РФ от 22.10.2009 №183, спортивно-парусные суда подлежат регистрации в отдельном реестре, по специальным правилам.
В данное заключение были внесены изменения 29.09.2021 года в части типа и назначения судна: на маломерное.
Так как представленное Заявителем в орган регистрации Заключение о результатах идентификации и осмотра судна содержало противоречивые сведения о судне, капитаном морского порта был сделан соответствующий запрос в Российский морской регистр судоходства.
Согласно ответу от 29.09.20221 года классификационного органа, они подтвердили идентификацию и осмотр судна с выдачей соответствующего заключения от 23.04.2021 года. Подтвердили выполнение в рамках проведения идентификации оценки соответствующего судна заявленным сведениям о нем, а также оценки его технического состояния. Заявок на классификацию судна от судовладельца в регистр не поступало. В заключении о результатах идентификации и осмотра судна тип и назначение судна спортивная парусно-моторная яхта указана из Приложения к договору-заявке на проведение идентификации, заполненного судовладельцем. судовладелец вписал тип и назначение судна из предыдущего свидетельства о регистрации. По последней полученной информации от судовладельца тип и назначение судна будет маломерное, используемое в коммерческих целях, соответствующая корректура внесена в заключение о результатах идентификации и осмотра от 23.04.2021 года (л.д. 49).
Таким образом, заключение не соответствовало требованиям Правил регистрации, а, следовательно, законодательству РФ, что является основанием для отказа в соответствии с абз.5 ч.1 ст. 46 КТМ РФ, абз.4 п. 93 Правил регистрации.
В качестве основания для отказа в регистрации административным ответчиком также указано, что запрашиваемый в заявлении срок регистрации судна не подтверждается приложенными документами.
Согласно ч. 3 ст. 37 КТМ РФ судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.
На определенный срок регистрируются суда, зафрахтованные по бербоут-чартеру, бессрочно - регистрируемые на праве собственности.
В соответствии с п. 97 Правил регистрации документы, предусмотренные настоящими Правилами, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и содержать информацию, необходимую для государственной регистрации.
В заявлении административный истец указал срок регистрации судна 20 лет, представив при этом договор купли-продажи, что свидетельствует о необходимости регистрации права собственности бессрочно. При этом договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) стороной истца предоставлен не был.
В качестве основания для отказа в регистрации административным ответчиком также указано, что Договор купли-продажи содержит сведения об обремении прав на судно, которые не подтверждаются другими документы.
В материалы дела предоставлена копия договора купли-продажи от 07.08.2021 года судна Барон Брамбеус, заключенного между административным истцом и единоличным директором Каворна Уильямса (л.д. 54-55).
Согласно разделу 7 данного договора покупатель осведомлен о действующем Бербоут Чартерном Контракте # 191003.
Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Право собственности и иные вещные права на зарегистрированное в Российском международном реестре судов ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Российском международном реестре судов (ч.2 ст. 33 КТМ РФ).
В соответствии со ст.40 КТМ РФ, при государственной регистрации судна на имя собственника судна в Российский международный реестр судов вносятся сведения, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 39 КТМ РФ, в том числе имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна. В соответствии с п. 97 Правил регистрации документы, предусмотренные настоящими Правилами, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и содержать информацию, необходимую для государственной регистрации.
Таким образом, обременение в виде аренды (бербоут-чартера) подлежит регистрации в реестре с внесением соответствующих сведений, но документов, позволяющих внести необходимые сведения, Заявителем представлено не было.
Право собственности и иные вещные права на зарегистрированное в Российском международном реестре судов или в Российском открытом реестре судов судно (за исключением этих прав на судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру), ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Российском международном реестре судов (в случае регистрации судна в Российском международном реестре судов) (ст. 131 ГК РФ, ст. 33 КТМ РФ, п.46 Правил регистрации).
Регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) этих прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке (ст. 33 КТМ РФ, п.47 Правил регистрации).
В случае отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации в соответствии с пунктом 93 Правил регистрации по результатам проверки документов, предусмотренной пунктом 32 Правил регистрации, орган государственной регистрации в срок не более трех рабочих дней со дня окончания проверки документов оформляет для вновь построенного судна или судна, приобретенного за пределами Российской Федерации, свидетельство о праве собственности на судно, о чем извещает судовладельца почтовым отправлением или по электронной почте (п. 50 Правил регистрации).
Таким образом, регистрация права собственности происходит автоматически, без подачи соответствующего отдельного заявления на основании тех документов, которые поданы для первоначальной регистрации.
Из норм действующего законодательства следует, что регистрация судна без регистрации права на него невозможна.
В соответствии с и. 48 Правил регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на судно, их прекращения, являются, в т.ч. договоры и иные сделки.
Согласно п. 49 Правил регистрации, указанные в пункте 48 Правил регистрации документы, устанавливающие прекращение права собственности на судно должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и содержать информацию, необходимую для государственной регистрации.
Соответствие требованиям законодательства Российской Федерации подразумевает наличие правоспособности у всех сторон сделки (способность иметь гражданские права и нести обязанности) и полномочий у лиц, подписавших правоустанавливающие документы.
Документы, подтверждающие правоспособность Продавца с подтверждением полномочий лиц, подписавших правоустанавливающие документы, ФИО1 представлены не были.
Кроме того, представление правоустанавливающего документа предусмотрено пп. «е» п. 27 Правил регистрации.
Согласно п. 97 Правил регистрации, все документы, предусмотренные Правилами, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и содержать информацию, необходимую для государственной регистрации. Документы в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть заверены в установленном порядке, скреплены печатями (при наличии), должны быть подписаны сторонами или определенными законодательством Российской Федерации должностными лицами.
Содержание документов не соответствует существу запрошенной государственной регистрации: в соответствии с документами, полученными от Российского морского регистра судоходства на запрос Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», судно маломерное, полежит освидетельствованию в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов», что предполагает регистрацию в Государственном судовом реестре с выдачей судового билета (ст. 27 КТМ РФ).
Позиция о возможности регистрации маломерных судов, используемых в коммерческих целях, исключительно в Государственном судовом реестре Российской Федерации с выдачей Судового билета, основана на действующем законодательстве и подтверждается письмами Заместителя Руководителя Росморречфлота № АП-27/754 от 26.01.2015 года (л.д. 56), Заместителя министра транспорта России № ОВ-24/1169 от 06.02.2013 года (л.д. 57), Заместителя Руководителя Росморречфлота ФИО3 № ЮК-27/5535 от 06 июня 2012 года (л.д. 58).
В связи с предоставлением судам, зарегистрированным в РМРС больших льгот, перечень оснований для регистрации их в реестре строго ограничен. Исчерпывающий перечень оснований указан в п.7 ст. 33 КТМ РФ.
ФИО1, в соответствии с абз.2 п. 26 Правил регистрации, в заявлении о первоначальной государственной регистрации в Российском международном реестре судов дополнительно указывается одно из оснований для государственной регистрации в этом реестре, предусмотренных пунктом 7 статьи 33 КТМ или пунктом 2.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
В Заявлении ФИО4 указал, что судно подлежит регистрации в соответствии с пп.5 п. 7 ст. 33 КТМ РФ.
В соответствии с пп.5 п. 7 ст. 33 КТМ РФ, в РМРС могут быть зарегистрированы суда, используемые для целей, предусмотренных статьей 2 КТМ РФ (за исключением судов рыбопромыслового флота), и принадлежащие на праве собственности гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам, при государственной регистрации таких судов в морских портах Российской Федерации, включенных в перечень морских портов, утвержденный Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2015г. вступили в силу изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ, введённые в действие Федеральным законом от 29.11.2014 N 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которыми пункт 7 статьи 33 КТМ РФ дополнен подпунктами 5-7, содержащими отсылки к перечню морских портов, утвержденному Правительством РФ.
В соответствии с разъяснениями Министерства транспорта РФ и имеющимися в распоряжении Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» документами, вышеуказанный перечень морских портов не соответствует Перечню морских портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в РМРС, утвержденному распоряжением Правительства от 25 апреля 2006 г. №583-р, принятому в соответствии с п.З ст. 35 КТМ РФ.
Регистрация в РМРС на основании пп. 5, 6 и.7 ст.33 КТМ РФ осуществляется в морских портах, перечисленных в Перечне морских портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в РМРС, утвержденном распоряжением Правительства от 14.11.2015 № 2321- Р.
Капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» не входит в перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 14.11.2015 №2321-р.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Капитану морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря» об оспаривании отказа, обязании совершить определенные действия, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья С.Л. Елькина
Решение изготовлено в окончательной
форме 24.06.2022 года
Подлинный документ находится в производстве Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга, подшит в административное дело № 2а-2333/2022.