ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2334/2022 от 12.05.2022 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-2334/2022

УИД: 36RS0002-01-2022-000897-87

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.05.2022 года г. Воронеж

Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Самардаковой В.С.,

с участием представителя административного истца Куликова В.В. Курбатова Г.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Куликова Валентина Валентиновича к комитету по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, градостроительной деятельности и архитектуры администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области о признании незаконным отказа в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Куликов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, градостроительной деятельности и архитектуры администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области с требованиями о признании незаконным отказа комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, градостроительной деятельности и архитектуры администрации муниципального образования Радищевский район Ульяновской области в рассмотрении заявления Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером (№), общей площадью 225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование исковых требований указано, что комитет по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, градостроительной деятельности и архитектуры администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области опубликовал извещение на сайте https://torgi.gov.ru о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (№) Административным истцом Куликовым В.В. на электронную почту административного ответчика (radkumizo@mail.ru) было подано заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. Однако комитет заявку истца рассматривать не стал, поскольку истцом был нарушен порядок подачи заявок на участие в аукционе, указанный в извещении, соответственно, к аукциону Куликов В.В. допущен не был. Истец полагает, что заявление им было подано с соблюдением установленных требований, в то время как комитет, указав в извещении, что заявление о намерении участвовать в аукционе может быть подано лично, ограничил возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений и не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам. Кроме того, действующим земельным законодательством не предусмотрен запрет на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе иным путем, кроме личного обращения. В связи с изложенным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Определением суда от 03.03.2022 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация МО «Радищевский район» Ульяновской области.

Определением суда от 01.04.2022 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Джумаев Ф.Ф.

Представитель истца Куликова В.В. Курбатов Г.А., действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, градостроительной деятельности и архитектуры администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражения, согласно которым полагал, что заявка Куликова В.В. поступила организатору торгов на адрес электронной почты, в то время как подача заявок была предусмотрена посредством личного приема на бумажном носителе. Комитет полагает, что его действия не противоречат порядку проведения аукциона, установленному ЗК РФ, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области, заинтересованное лицо Джумаев Ф.Ф. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (п.1).

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона (п.18).

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (п.19).

Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п.20).

Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе (пп.7 п. 21).

Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области от 16.11.2021 г. № 685 было постановлено провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (№), общей площадью 225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Комитетом по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, градостроительной деятельности и архитектуры администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области на сайте https://torgi.gov.ru размещено извещение о проведении 28.12.2021 г. в 10 ч 00 мин. аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (№), общей площадью 225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В извещении указано, что заявки принимаются по адресу: Ульяновская обл., р.п.Радищево, пр. 50 лет ВЛКСМ, д.11, с 22.11.2021 г. по 21.12.2021 г. включительно, в рабочие часы с 8 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. и с 13 час. 00 мин. по 17 час. 00 мин. (местное время).

Статья 39.12 ЗК РФ устанавливает порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.1 данной статьи для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.

21.12.2021 г. Куликовым В.В. была подана заявка о намерении участвовать в аукционе в форме электронного документа на официальную электронную почту Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, градостроительной деятельности и архитектуры администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, которая была указана в извещении о проведении аукциона, с приложением всех необходимых документов. Заявка была подписана электронной подписью заявителя.

Комитетом заявка Куликова В.В. не была зарегистрирована в журнале приема заявок на участие в аукционе, и, соответственно, не была рассмотрена, поскольку истцом был нарушен порядок подачи заявок на участие в аукционе, указанный в извещении.

Однако из п. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ следует, что заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: 1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; 2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; 3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; 4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Кроме того, положения данной статьи также отражены в извещении о проведении аукциона. Иных причин отказа в допуске заявителя к участию в аукционе не указано.

Поскольку ст. 39.12 Земельного кодекса РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, не рассмотрение заявки Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе, и, соответственно, не допуск Куликова В.В. к участию в аукционе, в связи с подачей им заявки в электронном виде является незаконным.

Нормы действующего законодательства не содержат запрета на подачу заявок об участии в аукционе в электронном виде.

Кроме того, предоставление земельных участков это муниципальная услуга.

Предусмотренная в извещении о проведении аукциона подача заявки на участие в аукционе путем личного присутствия не отвечает одному из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, а именно принципу доступности обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, закрепленному пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", возлагая на граждан излишнюю обязанность, связанную с необходимостью их обязательной явки (либо их представителей) в комитет администрации по адресу, указанному в извещении.

Также комитетом должны учитываться требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который регулирует не только отношения, связанные с обеспечением конкурентной среды хозяйствующих субъектов, но и устанавливает основы обеспечения добросовестной конкуренции и иных субъектов при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Из взаимосвязанных целей регулирования Земельного кодекса Российской Федерации и Закона № 135-ФЗ следует, что орган местного самоуправления при размещении извещений, должен таким образом зафиксировать соответствующие требования, в том числе к способу предоставления заявлений о намерении участвовать в аукционе, чтобы, с одной стороны, это способствовало достижению эффективного предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а с другой стороны – не ограничивало количество участников аукциона.

Таким образом, суд считает, что комитет, указав в извещении, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы исключительно лично, а, соответственно, поступившие иным способом заявления не учитываются, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить свое личное участие (личное участие представителя) в подаче заявления по иным причинам.

Кроме того, Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7 утвержден Порядок и способы подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также требования к их формату.

Порядок определяет требования к формату заявлений и прилагаемых к ним документов, предоставляемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал и местные порталы, или иных технических средств связи, в том числе и заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, способом предоставления которых может являться аукцион.

В силу п. п. 2 и 5 Порядка и способа подачи заявлений заявление в форме электронного документа представляется в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на принятие предусмотренного заявлением решения по выбору заявителя: путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, в том числе посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала; путем направления электронного документа в уполномоченный орган на официальную электронную почту. Заявление в форме электронного документа подписывается по выбору заявителя; электронной подписью заявителя; усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи - "электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией, и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Заявление Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе было подписано электронной подписью, что подтверждается указанным заявлением.

Таким образом, Куликовым В.В. в установленном законом порядке было подано заявление о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельного участка, оснований для отказа в рассмотрении данной заявки у комитета не имелось, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Куликова В.В. к комитету по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, градостроительной деятельности и архитектуры администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области о признании незаконным отказа в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Куликова Валентина Валентиновича удовлетворить.

Признать незаконным отказ комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, градостроительной деятельности и архитектуры администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области в рассмотрении заявки Куликова Валентина Валентиновича о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером (№), общей площадью 225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья: Л.В. Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено 25.05.2022 года